Якуп Андрей Вернерович : другие произведения.

Что Такое Любовь?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Процесс усложнения вещества, так называемый ћпрогрессЋ, на планете Земля шёл, в основном, за счёт обеднения менее сложных систем в более сложные. На каждом этапе прогресса существование систем ћвеществоЋ обеспечивалось за счёт всё более и более сложного взаимодействия составляющих его элементов. Можно сказать, что в каждом случае процесс идёт по программе самосохранения системы. Если какие-то системы, например люди, до объединения были озадачены только проблемой выживания отдельного индивидуума, то, объединившись в группу, признав себя её частью, человек стал заботиться о сохранении ћсогруппникаЋ, как о собственном. Это чувство, цементирующее социум, мы называем ћЛюбовьюЋ.

  Я думаю, все согласятся, что любовь - это чувство.
  А чувство - это бессознательная оценка обстановки, вызывающая внутреннее ощущение комфорта или дискомфорта, желание поступить так, чтобы сохранить или изменить существующую ситуацию.
  Под влиянием чувств человек инстинктивно совершает действия, направленные на самосохранение: ощущение блаженства, страха, боли, удушья, голода, жажды, удовольствия и т.п. толкает людей на действия, поддерживающие их жизнь. Человек, не раздумывая, выскочит из огня, если угодит в костёр (по крайней мере, ему очень захочется это сделать), или откусит бифштекс, когда, будучи голодным, получит такую возможность. Налицо решение стандартной задачи по стереотипу, содержащемуся в программе самосохранения генного уровня - реализация опыта, накопленного миллионами предшествующих поколений развивающейся Жизни.
  Чтобы яснее представить себе суть чувства “любовь”, давайте попробуем найти её место в логическом ряде остальных эмоций человека.
  Страх заставляет мгновенно уклониться от удара, чтобы выжить в ближайшую секунду. Необходимость снабжения организма кислородом вынуждает человека дышать, чобы сохранить свою жизнь в блжайшие 5-10 минут. Желание пить и есть понужает его совершать действия, поддерживающие жизнь в течение нескольких суток. Дальше идёт секс. Ощущение удовольствия от соединения своей полухромосомы со сторонней полухромосомой подталкивает человека к сохранению его жизни в будущем поколении.
   Не трудно заметить прагматизм человеческих эмоций: все они направлены на поддержание жизни животного вида “хомо сапиенс”.
  Обратите внимание: "животного". По выражению жившего в 12-м веке врача и философа из Кордовы Ибн Рушда, “человек идёт от животного к Богу по канату, натянутому над пропастью”. Оставим пока в стороне место и цель “выступлениий канатоходца” и обратим внимание на начало его пути. Человек уходит от состояния животного. Как? Современная наука ответила на этот вопрос, давая определение человеку как социальному животному, обладающему речью. То есть, животное стало человеком, когда обрело способность абстрактно мыслить и объединяться в группы, образуя социум. Именно таким образом человек ушёл от животного и начал формировать следующую ступень Экологической Пирамиды (ЭП) [1] - социум, где он выступает в качестве элемента системы, более устойчивой, чем отдельный индивидуум. Одни виды животных завоёвывали право на существование отращивая рога и копыта, другие - клыки, третьи - крылья, люди - за счёт объединения в группы для совместной обороны и нападения. Социум для своего сохранения выработал у человека новое качество, присущее исключительно социальному животному - способность любить. Любить другого человека - это значит, признать его и себя частью одного целого, когда от благополучия каждого члена социума зависит собственная жизнь каждого индивидуума. Любить - это значит, включить любимого в сферу своих жизненных интересов, заботиться о нём, как о себе, стараться сделать так, чтобы ему было комфортно, то есть, создавать условия, способствующие сохранению его жизни, тем самым сохраняя социум, и, в конечном счёте, себя. Таким образом, Любовь является более дальновидным, чем эгоизм, вариантом любви к себе - программой самосохранения второго уровня сложности.
  Переход от любви к себе до Любви к ближнему происходит постепенно. На следующей, после секса, ступени системы самосохранения Жизни - любви к своему ребёнку, заставляющей животное встать на его защиту, начинает размываться чисто эгоистическая направленность животного инстинкта. С одной стороны, ребёнок - это в значительной степени продолжение жизни родителя, с другой, - индивидуум-то уже другой, а забота о нём предшественника продолжается. Следующая ступень перехода от эгоизма к Любви - это “режим наибольшего благоприятствования” в отношениях супругов друг к другу. Никакого биологического родства между ними нет, но косвенная зависимость остаётся: появление и благнополучие ребёнка (в конечном счёте - его жизнь) в значительной степени зависит от наличия и сохранения его родителей. Таким образом, биологическая семья выступила в роли переходного этапа от заботы о себе к заботе о постороннем человеке, являющимся хранителем общего потомка. Эгоист-одиночка стал интуитивно видеть дальше собственного носа: оказалось, что продолжение его жизни в потомстве прямо зависит от сохранения жизни секспартнёра, и, в результате, чувство любви к себе расширилось до пределов семьи.
  По мере развития индивидуума его программа самосохранения (точнее, программа сохранения Жизни) отрабатывала всё более и более далёкую перспективу: индивидуум инстинктивно прогнозировал всё более далёкие последствия своих действий и соответственно расширял сферу, частью которой себя ощущал, от состояния которой зависел и в которой видел себя ответственным за происходящее. То есть, человек образовал экосистему (социум), одельные субъекты которой являются её составной частью, поэтому их чувство самосохранения распространилось на ближайшее окружение, утратило приставку “само” и стало именоваться "Любовью" в широком смысле слова. По мере своего развития человек становится "хозяином" своего очередного дома: семьи, трудового коллектива, кондоминимума, фирмы, города, страны, Жизни в целом, планеты Земля. "Хозяином" Дома, обитателей которого он "Любит", т.е., бережёт.
  В длинном ряду чувств, сохраняющих человеку жизнь, стоят и любовь к собственной персоне - стремление уберечь её любой ценой, и любовь к ребёнку, и к супругу, к Родине, к человечеству, ко всему живому на Земле, и, наконец, к Богу. Да, да, не удивляйтесь, именно ко Всевышнему. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к одному из основных высказываний Христа: когда ты помог страждущему (ближнему), ты помог Мне. То есть, любовь к Богу - это любовь к окружающим - всё та же песня дальновидного чувства самосохранения индивидуума через сохранение социума, когда сохранение любимого является условием сохранения любящего. Здесь необходимо подчеркнуть одно обстоятельство. Истинно человеческой, т.е. присущей исключительно человеку, “Любовь” стала тогда, когда вышла за пределы чистой биологии (за пределы любви к детёнышу, самке или самцу) и стала инстинктом социума. В этом качестве она получила титул “Любви духовной”.
  Если сложнейшую схему самосохранения Жизни на Земле сжать до предела, то она будет выглядеть следующим образом. На первом шаге развития индивидууму "хорошо", когда он поймал и ест козу, на втором - когда коза жива, здорова и размножается в его сарае, на третьем шаге, - если в порядке сенокос.
   Итак, все “уровни любви” являются всего лишь ступенями технологического процесса самосохранения животного. Когда говорят, что человек отличается от животного тем, что умеет любить, путают местами причину и следствие: отличается он своей “социальностью”, а Любовь - явление вторичное, всего лишь организующий её инстинкт, который, действительно, присущ исключительно человеку. Можно возразить, что животные тоже “любят” друг друга а иногда и человека. Да, это так, но не забывайте, что люди плавно переходят из состояния “животное” в состояние “человек”, и на каком-то отрезке развития те особи, что оттачивали свои клыки, и те, что совершенствовали разум, имеют много общего.
  Получается, что “любовь духовная” - это инстинкт, механизм самосохранения социума, в частности, государства. Вы думаете, это новость? Ничуть не бывало. Греция, 5-й век до нашей эры, философ-идеалист Платон: "Государство - это человек в гораздо более крупном масштабе. Его высшая задача - самосохранение". [2].
  
   В обыденной жизни под словом “любовь” в большинстве случаев подразумевают взаимоотношения между мужчиной и женщиной. А это, согласно классическому определению, "единство трёх влечений: сексуального, эстетичного и духовного". Одна беда - единства-то здесь и нет; есть беременное конфликтами искусственное объединение в одном субъекте разных программ самосохранения. Но сейчас речь не об их противоречиях, давайте уточним происхождение составляющих конгломерата и попробуем высветить причинно-следственные связи, обусловившие их появление.
   С сексом, похоже, всё понятно: непрерывное перемешивание элементов живого существа и периодический естественный отбор наиболее стабильных систем позволили Жизни выжить, приспосабливаясь к плавно изменяющимся внешним условиям, и эволюционировать до нынешнего своего состояния.
  А как возникло эстетическое влечение? Чтобы полнее представить себе эту составляющую "любви", давайте обратимся к растительному миру, который, надо полагать, является родоначальником эстетики; не даром же цветы принято считать символом красоты, а красоту - краеугольным камнем эстетики.
  Мне кажется, дело было так. Прогрессирующее усложнение живых организмов - растений, естественно, повлекло за собой усложнение "посевного" материала, повышение "затрат" на его "производство" и, соответственно, снижение количества "пускаемой в оборот", а точнее - на ветер, пыльцы. Появилась необходимость в более надёжном, чем просто распыление полухромосом растений в воздухе, и более адресном способе их доставки по назначению. Поскольку сами растения "заниматься сексом" не умели, для решения этой задачи растительному миру пришлось привлекать волонтёров из мира животных. Возникла весьма деликатная ситуация, когда у представителей нижестоящей ступени Экологической Пирамиды - растений, возникла необходимость использовать в своих интересах представителей вышестоящей ступени - животных, и насилие оказалось неприемлемым способом решения проблемы. В качестве альтернативы насилию выступил компромис, в идеале - консенсунс. Его инструментом стала "эстетика". Растения - отправитель и адресат пыльцы - привлекали к себе внимание "транспортных средств" - животных, своими запахами, цветом, необычной формой, вкусом нектара. В принципе, это звучит так: "Заставить нельзя - приходится просить". Преуспевали в угодничестве наиболее "сигнальные" субъекты или, как мы говорим, более красивые, самые привлекательные, точнее - привлекающие.
  Не нужно думать, что в этическом плане эстетика безупречна. Здесь тоже имеют место обман и спаивание соучастников сексуального процесса, не подозревающих о своей истинной роли. В книге "Жизнь, как она возникла" приведены следующие факты: "Некоторые виды орхидеи офрис имеют на своих лепестках изображение осы-самки с глазами, усиками и крыльями. Они даже издают запах самки, готовой к спариванию! Самец прилетает спариваться, но только опыляет цветок. ... Другая орхидея из рода Coryanthes имеет забродивший нектар, от которого пчела теряет равновесие и соскальзывает в кувшин с жидкостью. Единственный выход оттуда - это проползти под палочкой, которая осыпает пчелу пыльцой". [3].
  Эстетическое влечение на ступени Экгологической Пирамиды "человек" приобрело характерные для этого уровня развития Жизни особенности. За термином "красота" теперь прячутся признаки жизнеспособности жениха и невесты: цвет лица и чистота кожи свидетельствуют о здоровье внутренних органов; соболиные брови лучше отводят от глаз стекающие со лба капли дождя и пота. Пышные волосы защищают от холода наиболее важный и уязвимый орган - мозг. У женщины развитые грудь и таз свидетельствуют о качестве репродуктивности "невесты" и одновременно работают как сексуальные сигналы, визуально подчёркивая отличительные признаки противоположного пола. Физические недостатки вызывают в обществе инстинктивное отчуждение неполноценной особи. Это особенно ярко выражается у детей, когда индивидуум проходит первую стадию своей трансформации из животного в Человека. Вспомните "детскую жестокость" - безжалостное отношение к калекам.
  Люди в своём путешествии от животного к Богу в какакой-то момент по структуре и связям оказались настолько сложными организмами, что далеко не всякое сочетание сексуальных партнеров обеспечивало выживание их детей. Поэтому сохранялись и давали потомство преимущественно те потенциальные супружеские пары, которые предварительно присматривались друг к другу. В результате возник институт "жениховства", как и секс, функционирующий на уровне инстинктов. Возможно, выбор жениха и невесты был настолько часто повторяющейся стандартной задачей, что оказалось нецелесообразным каждый раз искать технологию её решения пользуясь разумом - механизмом, гораздо менее быстродействующим, чем инстинкт (в вопросах спаривания время - это жизнь: кто не успел, тот оборвал свою династию), а может быть, разум человеческий ещё настолько слабее сексуального и эстетичного влечений, что не в силах противостоять в спорных случаях их отработанным приёмам. “Народная мудрость” охарактеризовала это обстоятельство поговоркой: “любовь зла - полюбишь и козла (козу)”. Понятно, в данном случае речь идёт не о любви, а о сексе. Очень эмоционально описывают "триединую любовь" и силу секса познавшие жизнь древнеегипетские жрецы, давно забывшие время, когда они сами с пикой наперевес и гитарой под полою бегали в поисках собственных дульциней. Только значительно позже, когда сексуальные эмоции у старцев сошли нат нет, они обрели способность трезво посмотреть на безумие молодости. Посмотрели и увидели, что любовь, а точнее - секс, - чудовище, которое затягивает в своё чрево неопытных юношей. Оно бросает их в крайности цинизма, лирики, ревности и равнодушия, превращая в "чёрных", "белых", "красных" и "серых" людей. Священная книга Тота, аркан 17: "Из тёмного моря ... торчит голова огромной змеи. У неё красивое женское лицо, а голова и шея составлены из света. Глаза змеи - как две втягивающие в себя бездны. Они горят огнём, над которым не властны какие-либо ограничения секса. ... Вокруг змеи летают белоснежные амуры, и многие из них сначала втягиваются, а потом поглощаются её глазами. Шея змеи уходит под воду. И здесь ... видно, ... что это динозавр. Внутри динозавра белые амуры превращаются в чёрных и серых, иногда белых и красных людей ... и населяют города на дне моря. Над городами горят искусственные солнца, имитирующие естественные". [4]. Точнее не скажешь. Любовь, искажая действительность, уводит человека в мир иллюзий и "искусственных солнц". Она - сила, способная подвигнуть на любые безумства от подвигов до подлости. Влюблённые практически живут в искусственном мире, имеющем мало общего с реальным. Давайте посмотрим на любовную триаду в момент её расцвета, когда амуры летают вокруг красивой головки динозавра. Это, прежде всего, безумие секса и завлечение эстетикой. В слово "безумие" я не вкладываю негативного смысла. Просто секс - это инстинкт, в проявлениях которого разум отсутствует по определению. Духовность в жизни человека проявляется позже, как похмелье, когда выясняется, что сексапильна красавица (красавец-производитель) - глупое, жадное, недальновидное и не приспособленное к совместной жизни эгоистичное животное. Или, наоборот.
  
  Таким образом, у человека сохранились оба свойственные более ранним ступеням развития живой природы влечения: сексуальное и эстетичное, но, в дополнение к ним, возникла ещё одна составляющая классического понятия "любовь" - влечение духовное. Оно появилось на свет как продукт, востребованный присущим исключительно человеку, а точнее, стоящей над человеком ступени Экологической Пирамиды - социуму, качеством , являющимся социальной характеристикой человека в его новом статусе - члена сообщества. Духовность характеризует отношение человека к членам своего социума, а Человека - ко всему окружающему его миру. Это честь, патриотизм, совесть, долг, нравственность, обязательность. Причём, каждый социум во главу угла ставит собственные интересы. Для семьи идеал - обыватель, для производства - трудоголик, для государства - патриот и т.п.
  В процессе формирования современной любви между мужчиной и женщиной на программу поведения эгоиста, направленную на самосохранение индивидуума, наложилась программа выбора секс-партнёра и программа (разноуровневая) сохранения социума, частью которого индивидуум себя ощущает. (Кстати, наслоение в высшей форме Жизни - человеке, качеств, присущих растениям и животным, в частности, сохранение в любви человека сексуального и эстетичного влечений, является косвенным подтверждением эволюционного развития Жизни на Земле.)
  Если "хотение" секса обеспечивает животному (в том числе - человеку) существование династии, за счёт перебора вариантов комбинаций смешения элементов Жизни, то два других влечения корректируют этот процесс, отбирая из случайных (при "чистом" сексе) сочетаний генов - результата сексуального вожделения животного, здоровых и "порядочных", т. е., биологически жизнеспособных и соответствующих социальным условиям кандидатов. Первым направлением занимается эстетика, поскольку здоровье кандидата в спутники жизни корреспондируется с его красотой; вторым - "духовное влечение", которое оценивает женихов и невест с позиции их социальной зрелости, точнее - соответствия духовных уровней партнёров.
  Я полагаю, планка духовности человека определяется размером сферы его обитания, которую он воспринимает как собственный дом. Дом, где он считает себя ответственным за происходящие в нём события и потому вынужден в них активно соучаствовать. Дом, о благосостоянии жителей которого человек заботится, т.е., испытывет чувство удовольствия в ситуациях способствующих их, а, следовательно, его и его Дома сохранению. По-просту говоря, сопереживает тем, кого он любит.
  В этом аспекте ступени духовности можно расположить следующим образом: эгоист, обыватель, национал-патриот, гражданин страны, гражданин мира, гражданин планеты - "зелёный". Получается, что положение человека на лестнице духовности определяется тем, как далеко вперёд просчитывает он последствия своих поступков, а это значит, высшей духовностью обладают "зелёные". Их "любовь" наиболее всеохватывающая, она даже шире, чем "любовь к Богу", поскольку последняя распространяется только на человечество. Не говоря уж о церквях, пекущихся исключительно о своих единоверцах и готовых сжигать в геене огненной паству других конфессий.
  
   Позвольте несколько вопросов и замечаний вскользь.
  Древнеегипетский сфинкс и кентавры. Что это? Нездоровая фантазия извращенца? Или аллегорическое изображение человека, живущего одновременно животной и духовной жизнью - частично инстинктами, частично - разумом? Субъекта, у которого наличие двух ( а то и трёх, если вмешиваеится эстетическое влечение) независимых программ управления ставит их обладателя в положение слуги нескольких господ. Эти господа зачастую одновременно дают своему слуге-телу взаимоисключающие команды, толкая на преступление, вызывая бурю эмоций, иногда инфаркт миокарда, а иногда суицид (Отелло, Ромео и Джульетта).
  
   Один из интересных аспектов любви - её "родословная".
  Начнём с того, что живое существо по определению, - консерватор, потому что оно является системой элементов, взаимодействующих по программе самосохранения. Если бы среда обитания на Земле не менялась, то однажды образовавшийся живой организм мог бы жить вечно. Увы, день и ночь, лето и зима сменяют друг друга, поэтому системы, возникшие в определённых природно-климатических условиях, разрушались при их изменении. В новой обстановке всё начиналось сначала. Так продолжалось до тех пор, пока "сезонные" образования распадались до основания. Как только разрушение какой-то структуры произошло не до конца, формирование очередной "смены" пошло по принципиально новой технологии, вызвавшей постепенное усложнение фигурантов процесса, получившего название "прогресс". Новая технология отличалась от старой тем, что в процессе перемешивания будущих составных частей будущих систем, помимо их элементарных кирпичиков, участвовали целые блоки некогда существовавших, но распавшихся систем. Генеральной линией прогресса стало перемешивание не только элементов, но и блоков систем при сохранении наиболее стабильных их композиций.
  Несомненно, что встречи и "притирка" обломков старых систем носили стихийный характер. Столь же очевидно, что из останков одного и того же конкретного предка не мог сформироваться по старой схеме жизнеспособный потомок, поскольку он повторил бы отвергнутую изменившейся средой структуру. Значит, жизнеспособными оказывались системы, образующиеся из обломков разных объектов. Это обстоятельство в результате развития Жизни привело к преднамеренному смешению в потомке половинок двух родителей, по-просту говоря, к сексу. Благодаря ему каждый ребёнок заведомо получался не таким, как другие, не таким, как мать или отец, и в то же время в большей своей части оставался в рамках генотипа родителей, являясь комбинацией блоков двух жизнеспособных систем. "Развратный" секс - влечение к смене секс-партнёров - всего лишь секс усовершенствованный - не что иное, как неосознанное стремление индивидуума расширить спектр разнообразия своих потомков - один из естественных рычагов биологического сохранения последующей популяции. Причина проста: в меняющихся внешних условиях чем больше разных индивидуумов, тем выше шансы на сохранение какой-то части следующей популяции.
  Практически двуполая схема размножения возникла тогда, когда к цепочке последовательных поколений: бабушка - мать - дочка - внучка пристроилась сбоку женщина-мутант, не способная к деторождению, но вносящая разнообразие в каждое очередное поколение. Этот парадокс получил название "мужчина". Не очень-то заглавная роль у мужиков! Но против фактов не пойдёшь: рудименты молочных желез у сильного (слабого?) пола ничем иным объяснить нельзя. У коловраток (Rotatoria, класс жаберноногих) "мужчины" выглядят ещё менее импозантно, чем у людей. При довольно сложном строении самки (глаза, кишечник, органы движения) самец представляет собой всего лишь мешок, наполненный спермой.
   Подтверждением первичности перемешивания и вторичности разделения "живого" на два пола может служить перетасовка в природе функций самца и самки, а также, вообще, отказ в некоторых случаях от разделения живых существ на два пола. Например. В Карибском море водится рыба - синеголовый губан (самец синего цвета, самка - желтого). Самец всю жизнь вырабатывает молоки и осеменяет икру самок. А вот самки, отбыв повинность в качестве дам, превращаются в самцов: начинают вырабатывать молоки и плодотворно осеменять икру, изменяют свой стереотип поведения, резко отличающийся у самцов и самок, меняют желтый цвет на синий. Аналогично поступает живущий на севере Великобритании моллюск-блюдечко, только он в начале жизни "работает" самцом, а в конце - самкой. Ещё больше "усовершенствовал" проблему взаимоотношения полов морской окунь. Он образует моногамные пары, в которых супруги поочередно выступают в ролях самца и самки: каждый из них то вырабатывает и мечет икру, то производит молоки и осеменяет икру супруга, исполняющего в данный момент функции самки. Но особенно оригинально устроились планарии, также жители водной стихии. Будучи гермафродитами, они вырабатывают одновременно яйцеклетки и сперму, имеют оба половые органа, но яйцеклетки одной особи могут оплодотворяться спермой только другой особи. Аналогичное строение имеют некоторые виды садовых улиток, живущих на берегах Средиземного моря. Они - постояннодействующие гермафродиты, которые в момент спаривания взаимно оплодотворяют друг друга. Вот уж где полностью достигнуто равноправие полов!
  Отсюда следует, что, в принципе, в существовании "мужского полу" нет фатальной необходимости, и он, по-видимому, давно бы выклинился, если бы не подсуетился и не взял на себя дополнительные функции в какой-то степени оправдывающие его существование. В частности, физическую защиту женщин и биологическую охрану популяции. Не ослабленный функцией вынашивания и рождения детей мужской пол нарастил мускулы и приобрёл бойцовский характер, что позволило ему с успехом защищать себя, семью и социум. Будучи слабоустойчивыми по отношению к изменениям окружающей среды, мужчины при очередной напасти в большей своей части вымирали, и в живых оставались только мутанты, оказавшиеся способными противостоять беде и дать потомство, наследующее способность выжить в новых условиях. Не беда, что мужчин выживало мало: баснословное количество сперматозоидов, которое мог воспроизвести любой из них (сравните с числом яйцеклеток, которые способна реализовать женщина в течение жизни), позволяло очередной популяции количественно вернуться к состоянию "до катастрофы", практически сохраниться на прежнем уровне и почти без потерь уйти от напасти, обрушившейся на поколение родителей.
  
   Любопытно, что в жизни индивидуума - микромодели большой Жизни, влечения активизируются в той же последовательности, в какой они возникали в глобальном процессе развития живых существ на Земле. Сначала - сексуальное, потом - эстетичное, затем - духовное. Далеко не всегда они гармонично сочетаются друг с другом, зачастую вступают в противоречие и вызывают бурю эмоций, подвигая человека на творческий взлёт или толкая на безумство. Русская поэзия отразила в себе все три уровня восприятия любви. Иллюстрация тому - пушкинская "Гаврилиада", творчество А.Ахматовой и В.Высоцкого.
  Далеко не все индивидуумы в своём развитии достигают третьего уровня любви. Кто-то выбирал себе невесту "на пляже" или до старости задержался на чистом сексе, ограничив свою "любовь" изнасилованием, скотоложеством и гомосексуализмом. Кто-то дорос до второго уровня, выбирая спутников жизни по внешним данным, и остался к вечеру у разбитого корыта в одиночестве, при неполной семье или в состоянии "чужого" в своём доме; не знаю, что хуже. Кто-то вырастил свою любовь до человеческого уровня, да только неуютно ему среди первых двух категорий. Выживут ли его дети, потомки человека в окружении потомков животных - тоже вопрос.
  
   Любопытен ещё один срез триединства "любовь", проясняющий причины стрессовых ситуаций в семейных отношениях современного общества. Дело в том, что древнейший принцип развития Жизни, реализующийся в непрерывном перемешивании её элементов (в частности, - двуполая схема размножения), инстинктивный прагматизм отбора биологически качественного секс-партнёра (его "красивость") и тест на психологическое соответствие секс-партнёра требованиям социума (как части окружающей среды) были использованы социумом для организации собственной хозяйственно-экономической деятельности. Сексуальное влечение и любовь к ребёнку социум использовал для формирования "первичной экономической ячейки общества", разрешив секс только с санкции администрации и объявив грехом влечение к смене секс-партнёров. Вне зависимости от того, одобряет ли социум или категорически не приемлет сохранившиеся в генетической памяти репродуктивные программы его предков, животных и хомо, эти программы существуют и работают. Они базируются на принципе максимального перемешивания компонентов живых существ. Это реализуется через секс, последовательно сопутствующий животному, хомо и человеку-разумному. Но максимализм перемешивания ограничен необходимостью родительской опеки над новорождёнными до достижения ими способности самостоятельно существовать. Совершенно очевидно, что по мере усложнения живого существа период его взросления увеличивается, поскольку растут объём и сложность оперативных программ, которых ещё нет в генном фонде, но которые необходимо усвоить ребёнку, вступающему в самостоятельную жизнь. Соответственно, у животного репродуктивный цикл занимает один-два года, у хомо - пять-семь лет, у хомо-социального - 16-18 лет, пока у дитяти не сформируются знания, необходимые человеку как общественному животному. В наше время через один-два года после образования семьи и рождения ребёнка откликается эхо репродуктивной программы животного. Она же, два года назад побудившая индивидуума к женитьбе - смешиванию генов, понуждает его действовать в том же ключе и продолжать разнообразить своё потомство, меняя секс-партнёров. Кто из "женатиков" не проходил эту фазу, пусть бросит в меня камень. Отсюда возникающее зачастую у женщин стремлением привязать мужа рождением второго ребёнка.
  Параллельно вновь вспыхнувшему сексуальному влечению "на сторону", в рамках первой семьи продолжает действовать программа "хомо", которая удерживает возле ребёнка его родителя в течение пяти-семи лет. Согласно обнародованной в своё время статистике, пик разводов приходится на семьи именно такого возраста. К этому рубежу обе программы, и животного, и "хомо", по отношению к первому дитяти теряют свою силу, а набирает её третья программа - хомо-социальная, влекущая родителя к опеке над детьми до их совершеннолетия, а то и до окончания института. Наконец, через 16-18 лет и третья программа заканчивает свою миссию. Затюканный социальными обузданиями секса обыватель, оправдываясь, лепечет что-то вроде "я уже выполнил свой долг и теперь могу пожить для себя", а народная мудрость констатирует факт: "седина в голову - бес в ребро" и "в сорок пять - баба ягодка опять".
  Итак, в результате одновременного воздействия на нашего современника трёх несогласованных программ самосохранения наступают критические моменты, когда его естественные влечения оказываются в противоречии друг с другом. А именно, человек продолжает "любить" своего ребёнка (желать ему добра), но сексуальное влечение тянет его к новой женщине (женщину - к мужчине). В результате люди нарушают социальные нормы не потому, что плох конкретный грешник, а потому что явление "Жизнь" нашло именно такой путь своего сохранения, на котором человек "грешен от рождения" и который чреват отрицательными эмоциями. В страдания человечества (а может не в страдания, а в диполь "страдания-радость", т.е., в саму суть Жизни) вносит посильную лепту привычная для нас хрстианско-православная моногамия - "одна жена на всю жизнь", хотя христианство вовсе не абсолют морали даже для современников. Ислам, например, допускает многожёнство, а в США четыре-пять женитьб в течение жизни вполне обыденное явление.
  И всё же, коренная причина страданий хомо-сапиенса не в кознях дьявола, совращающего христианина с "пути истинного", и не в искажениях нашим социумом естественных биологических процессов, а лежит гораздо глубже. Она заключается в том, что Жизнь, приспосабливаясь к изменению окружающей среды и самой себя, вынуждена создавать "расходный фонд" потомков - закладывать в живое существо оплодотворяемых семян больше, чем их может и должно выжить, а родителей наделила влечением сохранить их всех. И заведомых "смертников" в том числе. Когда "умное" человечество пытается "перехитрить" логику Природы и, удовлетворяя свои животные инстинкты, бездумно размножается, воспроизводя и сохраняя как можно больше потомков, оно, человечество пожирает собственную среду обитания, включая воспроизводимые и невоспроизводимые земные ресурсы. Энергетический кризис - одна из иллюстраций этой "стратегии" камикадзе.
  
  
  
  
  
  
   Литература
  
  1. Якуп Андрей. "Экологическая пирамида". Интернет. Сайт "Yakup.narod.ru.” 2001г.
  2. "Краткая философская энциклопедия". АО "Издательская группа "Прогресс". М, 1994г.
  3. “Жизнь - как она возникла”. Изд. “Watchtower Bible”, New York, 1985г.
  4. Ларионов Игорь. "Тайны египетских карт Таро". М. Изд. "Молодая гвардия", 1992г.
  
   Андрей Якуп.
   Эл. почта: Yakup_a_v@mail.ru.
   Сайт: www.yakup.narod.ru
  
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"