|
| | | |
Стартовая страница / Интервью
На Самиздате ты сейчас фигура не очень известная, поэтому расскажи, пожалуйста, немного о себе?
Да, сейчас на Самиздате я деятельности практически не веду, однако те, кто тусовался-публиковался тут года полтора-два назад, знают меня достаточно. Многим, наверняка, запомнились литературные баталии Злобного (Литошика), Finereader'а, Михаила Обморшева. В комментариях к моим рассказам и форумах, существовавшим на том момент, это отражено достаточно неплохо. (Грызня, порой, была ужасающей, а сейчас на этом сайте натуральная тишь и гладь, поверьте мне). Но потом у меня были некоторые личные проблемы, занятость на работе, а также весьма плотная работа над романом, поэтому я и "пропал"...
Мне 29 лет, и "Безродный Иван", как многие думают, вовсе не псевдоним. Живу я в Санкт-Петербурге третий год, однако до того 10 лет провел в Поволжье, но родом с Кубани, откуда уехал после окончания школы. Помотало меня немного... :-)
По образованию - химик, специализация - аналитическая органика растительного сырья, а сейчас программист баз данных в химической конторе. Работал также менеджером, инженером-технологом на заводе, охранником на теплоходе, завскладом, грузчиком, дальнобойщиком (изъездил всю центральную Россию...), директором фирмы, торгующей спорттоварами, а также выпускал компьютерно-музыкальную газету.
Женат, причем во второй раз. От первого брака имею сына, уже ходит в третий класс.
Увлечений много. Это компьютеры, литература (не только фантастика), электроника (увлеченно паял когда-то различные приемники, усилители, приставки для электрогитары), фотодело, мотоциклы и картинг, философия, астрономия, ядерная физика, когда-то политика (был прецедент создания партии и даже конфликты с КГБ) и геология (чуть было серьезно не двинул в эту область). И музыка - я меломан и, более того, музыкант. Играю на бас-гитаре с 15 лет в различных рок-группах, исповедующих блюз, арт, хард. Было время рокабилли - можно зайти на сайт www.catchup.chat.ru и даже скачать несколько песенок того времени. Делал электронную музыку, но не "кислоту", а арт-рок. К сожалению, не пою, хотя в школьные годы писал тексты песен (около сотни).
По характеру спокоен, люблю небольшие свойские компании с пивом и задушевным, в чем-то философским разговором.
Да, биография для писателя, что надо. Чем занимаешься сейчас?
На данный момент я пишу второй свой роман, который еще пока без названия. Он является продолжением первого "Твердь небесная" - я собираюсь выложить на своей страничке его первые глав пять. А там посмотрим. По жанру это - твердая научная фантастика с инопланетянами, глобальными катастрофами, интригами, вселенским злом и добром, местью, любовью и... кучей фэнтезийных элементов, особенно во второй части, которую сейчас пишу. Внешне это будет фэнтези, а внутренне - SF и... наше с Вами возможное будущее...
Как выйдет - покажет время.
С рассказами временно завязал - о причинах расскажу ниже.
Если в работе второй, то значить бы и первый. С чего все началось?
На самом деле, их несколько, просто кроме "Тверди Небесной" они незаконченные (один из них - по мотивам моего рассказа "Волынщик у Врат Рассвета").
А началось с того, что решил просто писать романы. :-)
Насколько я знаю, ты участвовал в работе питерского объединения фантастов. Расскажи, пожалуйста, об этом.
Все началось с того, что когда-то писать "в стол" и даже для Интернета мне надоело, и я начал слать свои рассказы куда только мог (на тот момент романа еще не было). Практически отовсюду - молчок. Ответили только "Армада" в лице Владимира Маршавина, который сообщил, что у начинающих авторов они берут только романы и московский фантастический журнал "Фантом", согласившийся напечатать "Хакера" и даже заплатить за него 110$. (Однако из-за каких-то там трудностей с финансированием публикации этого рассказа в "Фантоме" не произошло).
Я снова стал слать свои произведения (это было в декабре 2000 и январе 2001 года)... Молчок. "Ну и ладно, - решил, - пока пережду".
И вот однажды, в июне 2001 года, прогуливаясь по книжным магазинам Питера, я вдруг наталкиваюсь на знакомые строчки в журнале "Магия ПК". Обалдело, трясущимися руками нахожу начало рассказа, и что же вижу?! "Исповедь Стиральной Машины". Автор: Безродный Иван. Я начинаю лихорадочно искать в карманах деньги. Покупаю все оставшиеся семь экземпляров и с бьющимся сердцем вспоминаю, что действительно когда-то посылал в этот журнал свои произведения. И меня напечатали!!! Хотя и не предупредили об этом... Ладно. Отыскиваю телефон редакции, звоню (журнал издается в Питере). Зову Антона Первушина, на имя которого посылал - говорят, он у нас, мол, внештатный корреспондент. Дали его домашний телефон. Созвонился. Подтвердил. Встретились, попили пивка. Оказалось, что Антон просто собирал рассказы юмористическо-фантастического плана на компьютерную тему, а потом, даже не читая, лишь передавал их главному редактору. Тот-то и напечатал. Я даже гонорар получил - рублей 700, что ли, сейчас уже не помню. Впрочем, мы их почти все и пропили с Антоном... :-)
Справка: Для тех, кто не знает: Первушин, веселый, бесшабашный молодой человек, - один из авторов книг-продолжений известного сериала X-Files, наверняка Вы их видели на прилавках, а также большущей монографии про историю космических исследований и книги об оккультизме нацисткой Германии.
Вот с этого знакомства все и началось. Он сообщил, что в Питере существует некий фантастический клуб, который ведет писатель Андрей Балабуха (ударение на втором "а"). Предложил вступить в него, и я, конечно, согласился. Заседания проходят два раза в месяц по понедельникам, с середины октября по примерно апрель. Место расположения: Васильевский Остров (набережная Макарова, д.10\1), в "Литературном Центре", где Балабуха снимает помещение. Это не совсем питерское объединение фантастов - это, как принято говорить, "Университет Андрея Балабухи", и не более того. Кстати, кто не в курсе, Союз Писателей до сих пор существует и неплохо себя чувствует - в том же здании часто проходят их семинары (тоже два раза в месяц, по средам, кажется). И еще: в комнате заседаний стоит именной Трон Бориса Стругацкого...
Итак, в октябре прошлого года я по указанному выше адресу, предварительно по электронной почте отправив Балабухе архив своих рассказов. Антон посоветовал взять с собой бутылку вина, что я и сделал - это было первое заседание клуба в том сезоне, и поэтому намечался фуршет.
Встретили меня не плохо. И не хорошо. Никак, можно сказать. Такое впечатление было, что всем на всех наплевать. Но об этом позже... Увидел знакомое "первушинское" лицо, подошел к нему, и Антон представил меня Боссу, то есть Балабухе.
О! Вид у этого явно неординарного человека, конечно, презентабельный. Невысокого роста, но весьма широкий, с маленькой седой бородкой. Солидный и весьма важный, я бы даже сказал, аристократичный, и это сразу же бросается в глаза - поверьте, придя на заседание клуба в первый раз, Вы сразу же отличите Балабуху от остальных. В довершение - костюм-тройка от первоклассного кутюрье, импортное пиво и незабываемый бас. Пожалуй, только гаванской сигары не хватает. Кстати, во время заседаний только он имеет право курить, остальные - только в перерыв, который за три часа бывает далеко не всегда, а выходить... ну, не принято, в общем. Антон, пожалуй, почти единственный, кто осмеливается на подобное (надо отметить, они давние, очень давние друзья).
Балабуха весьма доброжелательный человек, по крайней мере, внешне. Он, любитель анекдотов и интересных историй, в особенности из литературной области, а их он знает предостаточно (и очень поучительных).
Я поговорил с ним, передал некоторые распечатанные рассказы (это ему, понятное дело, предпочтительнее, чем читать с экрана).
Присутствовало человек 12-15, из них 3-5 достаточно известных писателей, например, Ахманов (писавший роман в соавторстве с великим Гаррисоном), Мазин, тот же Первушин и, конечно, Балабуха. Много женщин (как ни странно), но не все из них исповедуют фантастику. Молодых хватает, и это основной контингент Университета Балабухи. По признаниям Антона, текучка большая. Большинство "отхаживает" по одному сезону, и я сам в этом плане не исключение. Тогда впервые задумался: а почему же так происходит...
На первом заседании я был со статусом "Гость", но на следующем уже присутствовал как "Свой" (хотел написать "Член", но Вы сами понимаете...). На этом втором заседании, через две недели, мне предложили прочитать два любых рассказа. Балабуха рекомендовал для этой цели "Дневник Принцессы", а другим я выбрал "Уйти и не вернуться". Следовало их сначала прочитать, а потом выслушать всеобщее мнение.
Я прочитал. Начались прения. Первым выступил Первушин, как человек, рекомендовавший меня "Университету Балабухи". Немного похвалил, немного пожурил. Ну, думаю, нормально все идет, хорошо...
Потом начали высказываться остальные. Боже, чего я только не наслушался! Столько грязи на меня еще никогда не выливали. Одна тетка (я ее потом только один раз видел) про рассказ "Уйти..." вообще прямо заявила, что его только порвать и в корзину, а мне стоит заняться чем-нибудь поспокойнее... Конечно, там была и правильная критика, я ее принял к сведению (что всегда делаю) и в последствии переправил рассказы так, как было замечено.
Особые бои шли в районе "Дневника Принцессы" (тогда еще неизданном, ведь в клубе обсуждаются вещи именно неизданные!). Про второй рассказ было сказано, что его и обсуждать-то неинтересно.
В тот день пришло еще трое новеньких - девушка и два парня (имена я плохо запоминаю). Почему-то я решил, что они-то меня поддержат. Как бы не так. Больше всего бушевала девушка (издавшая к тому времени покет-бук с фэнтезийной повестью). Ладно, думаю, значит, и вправду, плоховато я пишу. Послушаю потом этих грандов-новичков, и научусь писать!
И снова: как бы не так. На последующих "занятиях" их слушать было просто смешно, и я понял (да это мне и Первушин потом сказал), что как раз таки меня на самом деле все ХВАЛИЛИ!!!! Стиль поведения балабухинского клуба такой - разгромческий...
Итак, Вы уже поняли, что в течение трех часов там читаются рассказы, а потом следует их обсуждение. Но не только новички участвуют в этом - маститые писатели также приносят свои рассказы. (Нам же четверым тогда просто повезло, что прослушали нас практически сразу, некоторые не дождались своего в течение года или, как один паренек, в течение двух сезонов! Как тут руки не опустятся...).
Так, что по твоему мнению подобные "клубы" могут помочь в становление автора? Какими качествами должен обладать автор, что бы получить максимальную пользу от участия в них? И подробнее объясни, почему сейчас ты ушел.
Это сильно зависит от самого автора. Поведение при жесткой критике у всех разное, да это и неудивительно - а отсюда и вытекает, как повлияет на автора данная критика и, как следствие, посещение подобного заведения.
Когда мне говорили, что, мол, у меня то и то неверно, я тут же благодарил и потом делал соответствующие изменения в тексте. Когда журили одного из парней (а ляпы у него были отменные, почти анекдотические), тот чуть краснел, "дико" благодарил, старательно записывал что-то в тетрадочку (уж не обидчиков ли?) и... заявлял, что все равно он прав, и нечего менять он и не собирается.
Были и реагирующие еще хуже, уже на первом этапе, но в основном на критику было всем плевать - что критикующим, что критикуемым. Это весьма удивило меня. Складывалось впечатление, что происходит некий ритуал: приходит некто, читает, его "обкладывают" по полной программе ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ СЛОВАМИ, он говорит "спасибо" и тут же все забывает. Все довольны. Занавес...
Цельной общной компании при этом нет, все келейно. Подружиться с кем-либо проблематично. Уже издавшиеся писатели задирают нос перед новичками, а те смотрят только на старших. Кое-кто (фамилии по понятной причине называть не буду, но Вы их, возможно, знаете), клеится к девушкам, обещая протекторат и издание... Кисло, господа.
Объективное мнение встретить в стенах "Литературного Центра" не так уж и просто. Все заезжено. Все катится по накатанной дорожке. Замечают в основном повторы слов и некоторые явные несуразности, встречающиеся в данном, конкретном произведении. И все в весьма резких выражениях. Несколько человек ходят на семинары Стругацкого - от этих вообще таким снобизмом прет!.. А эти вечные сплетни! Боже, сколько их пришлось выслушать...
Научиться чему-либо в таких условиях чрезвычайно сложно. Но можно. Это все, повторяю, зависит от конкретного человека - с железными нервами и бесконечным терпением. И не с таким занудством, как у меня. Лично мне эта камерная, средневековая атмосфера уважаемого Балабухи не подходит.
В общем, меня не хватило, чтобы учиться в этом обществе Балабухи. Я проходил сезон, но в этом году не появился. Однако кое-что, несомненно, вынес, но меньше, много меньше, чем хотелось бы.
В довершение автору я бы еще посоветовал больше контачить с самим Балабухой. Лично. И желательно, у него дома. В свое время, видимо, я не понял определенных намеков.
Если судить по твоей странице, то ты примерно поровну пишешь и фантастику и фэнтези.
На самом деле это не так. Чистого фэнтези у меня нет вообще и вряд ли предвидится. Я или пародирую этот жанр, или подвожу под него строгую научную основу, как во второй части романа "Твердь Небесная". Меня, если честно, фэнтези не прельщает именно своей... несерьезностью. В это я не верю, а значит, не могу попасть туда сам. Если я не могу туда попасть, то не могу и описывать, что и как там происходит. А я пишу именно таким методом.
Высасывать же из пальца - дело неблагодарное. Можно в принципе поверить в колдуна или говорящего дракона (он мутант, например, или компьютерное воплощение), но всякое там Абсолютное Добро и Зло для меня неприемлемы. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Хорошо, тогда ответь подробнее, в чем на твой взгляд отличие этих жанров?
А вот как раз научным подходом. Вообще, критериев жанров, в частности, фантастики, очень много. Советую прочитать статью, лежащую в моем разделе и касающуюся системы оценок фантастических произведений. Статья, правда, не моя, я нашел ее в Инете и с разрешения автора когда-то выставил на всеобщее обозрение. С некоторыми ее позициями сам не согласен, но материал, бесспорно, интересный.
Если вкратце и утрированно на счет отличий, то скажу, что SF - детерминированный объективизм, а фэнтези - антропоморфный релятивистский субъективизм, который в последнее время сместившийся с антропоцентризма до ксеноцентризма плюс славянофильство. Фэнтези в этой связи представляется мне несколько инфантильной литературой, которой, правда, намного более вероятно зарабатывание денег. Если все это кажется абракадаброй, могу раскрыть подробнее.
Время у нас сейчас такое: всем все надоело, политика обрыдла, моральные и этические ценности съежились, как мужское достоинство на морозе, зато деньги, вроде, появились. Хлеба и зрелищ! Полное "отдыхалово". Серьезная фантастика перестала волновать читающую аудиторию. Осталась лишь старая гвардия почитателей Шекли, Брэдбери или Саймака с Хайнлайном...
Издатели почувствовали, откуда и куда дует ветер, и принялись печатать в основном фэнтези - для всенародного отдыха... Есть издательства, вроде "Азбуки", если я не ошибаюсь, которые изначально ориентированы на данный жанр. И это не может не настораживать.
С "Азбукой" ты не совсем прав. Они и в самом деле выпускают много фэнтези, но у них есть и отличные книги жанра научной фантастики. Просто тиражи у них поменьше.
Это СЕЙЧАС так. А первоначально это издательство задумывало издавать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО фэнтези.
Давай вернемся к различиям. Почему многие авторы работают только в одном из жанров?
Потому что жанры сии отличны между собой в принципе! Это сам подход к жизни, ее ощущение. Фэнтези - это сказка, а фантастика, по крайней мере, для меня - жизнь, как бы это парадоксально не звучало.
По своему генезису между детективом и SF меньше различий, чем между SF и фэнтези. В фантастике - логика и научно оправданные допущения, а в фэнтези - чувства, ассоциации, эмоции и, между прочим, часто неосознанные. В фэнтези это внутренне, определяющее состояние, тогда как жизненные или чисто фантастические атрибуты вроде бластеров, планет и гравилетов - лишь внешнее. Я бы сказал, что фэнтези - это неосознанное, темное коллективное Эго, по своему возникновению, несомненно, намного древнее классической фантастики (заметьте, я не говорю "светлой"! Тут не противопоставление, а именно разные вещи).
Даже так: фантастика - мужчина, фэнтези - женщина.
У каждого своя психология. Каждый выбирает себе путь сам. Потому и пишут в основном в одном жанре.
Это тоже, скорее, тема для отдельного разговора.
Большинство твоих рассказов или полностью юмористические или в них присутствует довольно много иронических эпизодов. Ты делаешь это сознательно, по принципу: юмор лучшая приправа или у тебя такое виденье жизни?
Смотря, что я хочу сказать, скорее (кстати, чисто юмористических рассказов, опять же, я не писал никогда). Для одних произведений, вроде "Исповедь Стиральной Машины", "Няня" или "Нарушители" я изначально планировал юморную атмосферу, такой своеобразный дух (но заметьте, фэнтези это не назовешь!). Но есть и совершенно серьезные произведения, где мне хочется сказать что-нибудь важное, душетрепещущее, опять же - сурьезное... А когда смех и веселье, это не всегда получится. Иногда все-таки нужно быть печальным и трагическим. Поэтому я бы сказал, что где-то у меня это видение, а где-то, в серьезных произведениях, в том же романе, - лишь приправа.
Кстати, технике юморной фантастики я учился у Каттнера и Саймака.
Это чувствуется. Расскажи, пожалуйста, как твой рассказ "Хакер" попал в сборник "Наша фантастика".
Все просто. Посылал, посылал... Ответа все не було, то есть посылали и меня (см. выше). А потом, буквально перед знакомством с Первушиным, мне на электронный ящик приходит письмо от редактора "Центрполиграфа", Василия Мельника. Мол, не против, если мы опубликуем вас в нашем сборнике фантастики? Круто! Я радостно отвечаю: да! Тут же ответ: а вы знаете, мы, вообще-то, уже напечатали вас... Ну, ладно, думаю, хоть предупредили... Побежал в питерское отделение издательства (они просто распространяют), получил свой авторский экземпляр книги и заодно еще штук семь или восемь купил. Потом Мельник грозился издать "Няню", но обломилось, как говорится - он ушел из издательства и сейчас, по моим сведениям, обитает в московском журнале "Звездная дорога".
Кстати, о "Звездной дороге". Им я тоже посылал рассказы. Еще в декабре 2000 года. А в мае или даже июне 2002 (!) Виталий Романов поздравляет меня, мол, у тебя рассказ опубликовали. Я: не понял! Какой?! Где?! Он: как какой? Ванюша, почаще по Инету шарься. И ссылку дает на сайт этого журнала. Захожу. Мама родная! В февральском номере 2002 года опубликован один из любимых моих рассказов - "Саламандра"! Чудо дивное... А ведь мог и не узнать об этом знаменательном событии! Вот как оно бывает. Но живой номер до сих пор не выдрал с них! И Мельник мне не отвечает... :-( Это, кстати, на заметку авторам. Вовсе нет гарантии, что вас не опубликовали, но не предупредили! Со мной такое уже два раза было. Да и Мельник тоже, видать, случайно, задним числом про меня вспомнил...
Про "Саламандру": в ней, кто читал, есть много фэнтезийных элементов, но вот что за этим кроется?! Советую прочитать. :-)
Да, чуть не забыл! Это к тому, что можно свое издание пропустить, как "Stealth" над головой... Как-то с год назад у меня в комментариях к "Хакеру" появляется замечание, мол, классный рассказ, я только что его по радио слушал. Делаю круглые глаза. Нет, треугольные даже! Пишу этому человеку, мол, что такое, где, кто посмел?! Он дает ссылку (это уже анекдот напоминает...). Захожу. Оказывается, в Москве есть такое радио, 107FM. С ночь с четверга на пятницу, кажется, они в передачи "Модель для сборки" читают фантастику под психоделическую музыку, прямо как в старые добрые времена. Обычно там Хайнлайны, Саймаки, Гаррисоны, Шекли, Злотниковы и иже с ними, а на этом сайте выложены аудио-версии передач.
Пишу письмо уже хозяевам. Мне отвечают, но как я попал к ним, не объясняют, мол, радио - это одно, а их сайт - совсем другое (к тому же где-то в Сибири). Как я понял, книжка "Центрполиграфа" не последнюю роль в этом сыграла. Зато через некоторое время мне высылают диск с моим рассказом (и кучей других)! Так что и такая история была. А вышло прикольно... :-)
Поучительная история, спасибо. Бумажные публикации как-то повлияли на твое творчество?
Пожалуй, нет. На данный момент у меня издано, по меньшей мере пять рассказов, но я только утвердился в своем мнении: времена сейчас для фантастики не самые лучшие. Что же касается НЕфэнтези, то издателям сейчас нужно, чтобы главный герой ходил по колено в крови и сперме. Тогда успех обеспечен... Я вот мечтаю когда-нибудь написать произведение, где вообще никто не погибнет и не прозвучит ни одного выстрела. И даже никто не поругается друг с другом. Не знаю, возможно ли это будет. И нужно ли... Но стрелять, пусть и виртуально, это не совсем то...
Повлияло на меня издание рассказов и общение в кругу писателей и издателей то, что я еще уразумел: в нашей странной стране издать рассказы намного сложнее, чем роман. Факт. Именно поэтому я и стал писать романы. Да и вообще хорошие рассказы писать сложнее! Обсуждать - просто, а писать - это мастерство и талант должны быть.
Кстати, по признаниям многих, писатели живут не изданием, а переизданием. Это так, к сведению.
С редакторами приходилось работать?
Только с Мельником из "Центрполиграфа", Маршавиным из "Армады", редактором журнала "Магия ПК" и еще кое с кем, пока не скажу, так как боюсь сглазить (сейчас общаюсь).
А в соавторстве?
В школьные годы в основном. Можно сказать, тогда я баловался, а потом начинал писать роман в соавторстве с Борисом Долинго, но потом мы разошлись. Почему - другой вопрос. Тема соавторства обширна, и если есть желание, можно поговорить и на эту тему. Думаю, это будет многим интересно - людей в Самиздате, пишущих вместе, немало, я был даже удивлен. Проблем, как и достоинств такого способа также много, можете поверить моему не такому уж и маленькому опыту в этой области.
Давай поговорим, хотя я подозреваю, что тут многое зависит от конкретного человека. В чем же проблемы? А достоинства по сравнению с тем, когда пишешь сам?
Все-таки тема довольно большая, лучше это сделать отдельной статьей... :-)
Хорошо, будем ждать статью. Спасибо тебе за такие подробные ответы и удачи в наступившем году.
Вопросы задавал: Хокан Лондо
| |
|