|
| | | |
Стартовая страница / Статьи
Хокан ЛондоФантастика без фантастики |
|
Научной фантастики на "Самиздате" очень мало. Большинство произведений в жанре "Фантастика" довольно условно отличаются от работ в разделе "Фэнтези", а некоторые работы заявляются сразу в обоих жанрах. Фантастические события происходят в таких произведениях без всяких объяснений и причин (например Марк Певзнер, "Легенда о Движущемся мире "), но даже в тех текстах, где авторы используют фантастические достижения уже хорошо знакомые нам по другим работам, все равно фантастики нет.
Каким бы кратким не был рассказ все равно важно, что бы действия происходили в логичном и цельном мире. Очень часто авторы берут одну фантастическую идею и помещают ее в привычный и понятный им современный мир. При этом действие может происходит на другой планете, через сотни лет, но все равно через весь этот антураж проглядывают привычки и поступки человека начала двадцать первого века.
Что вы делаете, если вам надо куда-нибудь попасть? Если место рядом с домом: сто метров, триста, километр, то вы идете пешком. Если надо преодолеть несколько километров, то вы уже постараетесь воспользоваться транспортом. Теперь перенесите действие на Марс, как в рассказе Сергея Саблина "Кабинка". В начале произведения герой в скафандре идет на работу, по всей видимости, до нее не далеко. На первый взгляд все в порядке. Но, это же Марс! Чуждая и опасная для человека среда!
Любая прогулка по его поверхности это трата кислорода, времени и вдобавок ненужная опасность. Следовательно, если работа рядом, что логично, то к ней ведет туннель. Если работа далеко, что может быть связано с опасностью производства, то до нее добираются на машине. При этом не в одиночку, а группой - ведь на космической базе строгий распорядок и на работу в это время добирается не один человек, а все сотрудники.
Так простая пешая прогулка до работы в начале рассказе портит впечатление от всего, в целом достаточно неплохого, произведения. И все потому, что герой ведет себя как в современной жизни, а не в фантастических условиях. Это и получается фантастика без фантастики.
Еще один пример, уже не такой тонкий как предыдущий. Представьте, что вы исследуете космическое пространство. Ваш космолет прилетает в новую систему. Первые ваши действия? На мой взгляд, это подробнейшей сбор информации об обнаруженных планетах, при этом, учитывая фантастичность, можно предположить, что это не займет много времени, а полученная информация будет исчерпывающей. И нельзя в таком случае, как в рассказе Константина Кузнецова "Первая планета" не понять, что ты находишься в солнечной системе и садишься на Землю. И не может техника будущего, специально созданная для этого, не заметить на соседней с местом посадки поляной стадо животных. Вот и выходит, что вроде бы и фантастика, а внимательнее посмотришь - сказка.
Так что прежде чем создавать рассказ постарайтесь представить себе мир в котором будет происходить действие, спрогнозируйте сегодняшнее развитие техники и несколькими штрихами обозначьте это в рассказе. Объясните для себя почему что-то в рассказе будет происходить именно так, а не по другому. И тогда, если вы выдержите стиль, сделаете живыми героев и опишите вашу центральную идею с одной стороны не прямолинейно, а с другой стороны понятной не только вам, то ваш рассказ приблизится к лучшими произведениям жанра научной фантастики. Чего я вам и желаю.
© Copyright Хокан Лондо, 2002 Использование текста возможно только с письменого разрешения автора
| |
|