|
Смотри также
| | | |
Стартовая страница / Обзоры
Виталий РомановОбзор. Май '03 |
|
Одиннадцатое, майское обозрение фантастики на СИ. Ровно год назад, в мае 2002 года, вышел первый обзор VR. Сегодня убилей, пусть и маленький. :) А потому обзор имеет немного нетрадиционную ориентацию.
О том, что написанное ниже - субъективная неправда, все уже давно знают. Итак, начинаем...
Звезда на ладони
Рубрика содержит пять текстов, достойных внимания читателя (imho).
Игорь Ревва Серебряное зернышко
Фэнтези и юмор. Опять про принцесс и драконов - избитая, казалось бы, тема. Но написано живо, интересно, и - что склонило чашу весов в пользу рассказа - автор заставляет читателя серьезно задуматься, "переворачивая" сюжет, в результате отрицательный образ принцессы вдруг становится ... другим, что ли. Да, казалось бы все определено изначально, но единственная фраза дочери короля меняет дело:
- Ты всех их достаточно напугал, - покачала головой Принцесса. - И потом, если бы кто-то из них действительно любил меня...
А дальше - читайте в рассказе. Не правда ли, где-то мы это видели?
Сергей Саблин Вчера приходила смерть
Психология + НФ. Возможно, сказывается моя излишняя любовь к этому жанру. Рассказ участвовал в БД2, но не вышел в ТОП21 - очень жаль. Мне кажется, что текст стоит прочитать, сильный рассказ.
Мэлвил всегда говорил мне: оставайся человеком, тогда все возможно. Может быть, это и так, но можно ли оставаться человеком, не будучи им. Это было непонятно. Я, наверное, ужасно неблагодарный робот. Тупая, старая железяка, ни грамма мозгов (так говорил Мэлвил). Все это верно, но мы, машины, сами не выбираем дороги, они выбирают нас. Странные дороги жизни, как мне все это понять, маленькому роботу-компаньону серии Р-17. Есть только начало, всего одно включение, почти как первый крик ребенка, и ты чувствуешь, как весь мир входит в тебя, и ты остаешься с ним наедине, испуганный и притихший.
Дмитрий Казаков Легенда о Ловце Ветра
На "Самиздате" есть раздел Дмитрия Казакова - автора, в недавнем прошлом получившего "Серебряный кадуцей" за роман "Я, маг!". Дмитрий практически не обновляет content на СИ, но у него лежат вполне неплохие рассказы, многие из которых печатались - например, в "Технике молодежи", в старой "Звездной дороге"...
"Легенда о Ловце" - у автора заявлен жанр "фантастика". Я бы сказал, что это все же фэнтези или сказка. Отличные описания, мастерские описания. Взгляд в бесконечность. :)
Да, как же это было чудесно, оставить внизу свое тело и обрести свободу, самую большую свободу, которую может пожелать человек. Воздушным столбом ринуться вверх, к престолу неба, до которого не могут долететь самые могучие ветры. Умчаться так высоко, что оттуда наши острова кажутся лишь россыпью зеленовато-коричневых камешков на странном голубом песке. Рухнуть внутрь самого себя, разделить себя на тысячу маленьких ветров, собраться вновь в единый ревущий поток и ринуться вниз, к воде. Промчаться над морем, срывая пену с самых высоких волн, набрать скорость и обрушиться на побережье, заставляя волны обезумевшими китами биться в берег, песчинки на пляже кружиться в сумасшедшем танце и пальмы - склонять свои зеленые верхушки. Нестись по лесу, срывая аромат с цветов и топорща перья птицам и, наконец, невиданной змеей обвиться вокруг священной горы, повторяя все прихотливые изгибы.
Дмитрий Тихонов Эльза
Очень короткая история. Конечно, это трудно назвать фантастикой. Вот и на втором "Джеке", куда заявился автор, рассказ получил ряд низких оценок, видимо, за несоответствие жанру.
Но... Давайте все же назовем это сказкой. И именно как сказка - пусть войдет в обзор, посвященный фантастике. Я не смог отказать себе в удовольствии еще раз прочитать текст и порекомендовать его другим.
Девушка сидела на лавочке, обхватив колени руками, и тихо плакала. Наверное, моей нормальной реакцией было бы подойти к ней и предложить хотя бы какой-нибудь платок... но я прошёл мимо. Отойдя от лавки на несколько шагов, я почему-то остановился. И, знаете, даже сейчас ни капли не жалею об этом.
Андронова Лора Вода окаянная
Фэнтези. Трижды опубликованный рассказ до сего дня не был отмечен в обзорах - непростительный грех. Снимаю с души. По ходу дела замечу, что "Вода" опубликована в журналах "Искатель", "Звездная дорога", "Уральский следопыт": красивый хет-трик. :) Впрочем, на мой вкус, красивый - именами журналов. А текст? Жестко. Нет! Жестоко...
Извержение началось в тот момент, когда Кельман-плотник покрасил последнюю доску нового забора. Забор получился хороший - высокий, ладный, теплого яично-желтого цвета. Аккуратно завернув кисть в промасленную тряпицу, Кельман направился к дому, но остановился на полпути, в который раз зачарованный яростным пробуждением вулкана.
Сперва над срезанной макушкой самой высокой в округе горы появился клубящийся белый столб. Сила ветра клонила его к западу, заставляя стелиться почти параллельно земле. Затем клубы дыма потемнели, стали грязно-серыми. В воздухе запахло пеплом - тяжелым дыханием Дор-Сура.
Смотреть все обзоры
The winner take it all
публикации авторов СИ на бумаге
На этот раз авторы СИ прочно загрузили журналы... Берешь в руки издание, открываешь, предвкушая классное чтиво - и тут! бац! - изнутри на тебя знакомые лица... Стадами! Буквально выскакивают. Еще и улыбаются... Да что ж такое?!
Начнем со страшного рекорда. Даже не знаю, кто и когда его побъет. До сих пор у нас было два рассказа, которые печатались по 4 раза. Это "Три метвых бога" Шимуна Врочека ("Полдень", газета "Фантаст", сборник авторов СИ "Вся неправда Вселенной", авторский сборник Врочека-Доронина, изд. "Приобье" ) и "Черная полоса" Лоры Андроновой ("Полдень", "Порог", газета "Просто фантастика", сборник авторов СИ "Вся неправда Вселенной").
Но разведка сообщает, что теперь, вслед за Россией и Украиной, "Полосу" Л.Андроновой напечатали в Вильнюсе, на литовском языке (!!! - хе-хе, автора из Латвии), в фэнзине "Dorado raganos" ("Ведьмы Дорадо"), в номере 1 (35)
Итак, рассказ напечатан 5 раз. Лора, "Черную полосу" еще не публиковали в Кыргызстане и Монголии. Это возмутительно!
В "Технике молодежи" за февраль 2003 года рассказ Сергея Чекмаева (aka Lightday) "Дотла"
Та же "Техника молодежи" в марте опубликовала "День Саламандры" Ирины Белояр
Журнал "Полдень, XXI век" N2 за 2003 год разместил на своих страницах работу Евгения Якубовича "1985-Й".
Хочется особо поздравить Евгения - и с "дублем" (ранее рассказ печатался в "Пороге") и с "проникновением" в "Полдень", ведь журнал редко печатает авторов СИ.
И еще одно поздравление Евгению Якубовичу - на этот раз в связи с публикацией рассказа "Особое космическое" в питерском журнале "Магия ПК". Если не ошибаюсь, в пятом номере за 2003 год (прошу автора меня поправить, если что).
Быкуют люди... Берут журнал за журналом. :)
В 4-м номере "Звездной дороги" рассказ Пауля Госсена "Королевство за 9,99$, включая НДС".
Кажется, на данный момент это единственный рассказ с БД2, который прорвался в "Звездную Дорогу".
"Порог" N3 за 2003 год опубликовал рассказы Лоры Андроновой "История о добром боге" и Александра Мокина "Hайденыш". Текста нет на СИ, потому линк на раздел автора
Свежий номер газеты "Просто фантастика" (Љ6-2003) традиционно (тьфу-тьфу-тьфу) содержит несколько работ авторов "Самиздата":
Петр Семилетов "Атака на Марс"
Рассказа нет на СИ, потому линк на раздел автора
Влад Силин "Фея Жасмина"
Валерия Кондрашова "Те, кто едет в поезде"
Юлия Остапенко "Сувениры"
Рассказа нет на СИ, потому линк на раздел автора
Смотреть все журнальные публикации
За пределами галактики
Завершилась весенняя "грелка". Опять авторам "Самиздата" не удалось забрать с собой резиновое изделие. Просто безобразие! Когда и кто сможет "взять" приз? Нет, точно, надо качать мускулы к осенней "грелке", пора, однако. Всем по кусочку... А то первое место на КЛФ - было, победы в мастер-классах - были, все журналы пестрят именами авторов СИ, а вот тут у нас - непростительный прокол.
Итоги весенней грелки.
В двадцатке лучших расположились:
Влад Подымов "Обрывок рисовой бумаги" - 4-е место;
Шимун Врочек "Восьмой рыцарь" - 8-е место;
Александр Резов "Двести сорок седьмой" - 9-е (странно, почему не 247-е?);
Lightday "Высшая мера" - 10-е;
Алексей Пехов "Последняя осень" - 14-е;
Дарья Булатникова "Зеркало для звезды Аххан" - 15-е место.
В начале мая прошел "Интерпресскон" в Питере. Фото с "кона". Итоги (результаты голосования) можно найти в обзоре OldNews
Закончено голосование на весеннем конкурсе фантастики КЛФ. Свое мнение высказали издатели и известные писатели. Все подробности можно узнать на форуме Фантаст
В десятке лучших - четыре автора "Самиздата":
2 "Приключение в замке" Владислав Русанов
3 "Касснер и Веcс" Андрей Штиль
6 "Король-Олень 2" Пауль Госсен, Виктория Дегтярева
7 "Двенадцать часов" Ирина Белояр
Молодцы! Так держать! Жаль, первое место отдали. :)
Стояли звери около двери...
Подробный анализ рейтигов делался в обзоре за март-апрель. Сейчас хотелось бы остановиться только на рейтинге ТОП50/20, т.к. в него свои коррективы внес "амнистер" Максима Мошкова, сработавший в первых числах мая. В результате, многие работы потеряли от 10 до 20 оценок, поменялись местами, а потому придется еще раз проанализировать положение. Отмечу, что теперь проходной балл в рейтинг стал равен 46-ти голосам, так что правильное название - ТОП46/20 (двадцать лучших работ по среднему баллу, имеющих не менее 46-ти оценок). Данные взяты на 15-е мая, точнее на четырнадцатое с половиной.
Автор | Место | Название | Размер | Оценка |
Алексей Пехов | 1 | Крадущийся в тени | 192k | 7,66 х 67 |
Аделаида | 2 | Видримасгор | 31k | 7,54 х 64 |
Максим Кич | 3 | Опушка бетонного леса | 33k | 7,53 х 70 |
Карина Шаинян | 4 | Великий обман | 82k | 7,52 х 54 |
Виталий Романов | 5 | Виртуальная кровь | 82k | 7,51 х 60 |
Лора Андронова | 6 | Вода окаянная | 41k | 7,50 х 46 |
Максим Терин | 7 | Дневник орка Гырша | 8k | 7,49 х 74 |
Вячеслав Доронин | 8 | Теоретик | 17k | 7,45 х 87 |
Юрий Погуляй | 9 | Замок Бренда | 8k | 7,41 х 51 |
Маляр | 10 | Пыль | 10k | 7,17 х 47 |
Лора Андронова | 11 | Чёрная полоса | 8k | 7,13 х 126 |
Лора Андронова | 12 | Игра | 116k | 7,10 х 47 |
Юрий Погуляй | 13 | Чат | 9k | 6,81 х 50 |
Юрий Бархатов | 14 | Комплекс Электры | 10k | 6,76 х 62 |
Шимун Врочек | 15 | Три мертвых бога | 25k | 6,71 х 220 |
Михаил Медведев | 16 | Кто ты, главный синий крокодил? | 4k | 6,52 х 117 |
Виталий Романов | 17 | Arachnida Time | 248k | 6,48 х 70 |
Сергей Палий | 18 | Гости | 13k | 6,31 х 58 |
Олег Козырев | 19 | Толкиенисты проклятущие | 7k | 5,90 х 54 |
Олег Шрайбер | 20 | Центурионы надежды | 8k | 5,72 х 69 |
Амнистер М.Мошкова вывел на первое место "Крадущегося в тени" Алексея Пехова. Видимо, программный продукт посчитал, что "крадущийся в тени" - это про него, про амнистера и написано. Ведь "А" всегда подкрадывается незаметно.
Группа крови на рукаве
Новая рубрика, которая будет появляться от случая к случаю. И в заголовке - строка из песни Виктора Цоя. Если кто помнит, там еще есть такие слова "Пожелай мне не остаться в этой траве..."
"Не остаться в этой траве" - тема нашего первого разговора в рубрике.
Не так давно, в апреле, "Литературная газета" обратилась к Ирине Белояр с просьбой провести исследование мнений ряда авторов СИ, причем требовался ответ на вопрос: "Каким вы видите будущее?" Каждый человек был жестко ограничен в объеме: не более 500 печзнаков. Вот что сказал народ:
Алексей Пехов, 25 лет, Москва, Россия
Рано или поздно мы придем к конфликту, который уничтожит землю. Что это будет - война или природный катаклизм... кто знает? Ясно одно - после такой войны человечество уже не встанет с колен. Атом, бактерии и стихия убьют основной процент населения, а выжившие в лучшем случае скатятся в глубокое средневековье. Привычного мира больше не будет. Останутся только обломки минувшего: лежащие в руинах пустынные города; мутировавшие, изменившиеся до неузнаваемости, звери; и люди разобщенные и сломленные.
Лора Андронова, 26 лет, Рига, Латвия
Мне кажется, что дальнейшее развитие человека увлечет его не вверх - к загадкам галактик - а вглубь, к тайнам собственного организма. Существующие уже сейчас технологии по созданию минимеханизмов разовьются, будут изобретены наноботы нового поколения - управляемые и программириуемые микроскопические роботы-симбиоты, способные делать хирургические операции, улучшать работу внутренних органов, продлевать жизнь. И кто знает, сколькими путями могут пойти бесконечные усовершенствования человека? Возможно, наши не столь далекие потомки будут не похожи ни друг на друга, ни на нас?
Виталий Романов, 34 года. Россия, Санкт-Петербург
Встречаются две планеты:
- Как у тебя дела?
- Плохо. На мне люди завелись. Все время что-то бурят, взрывают, жгут, ковыряют. Зуд непереносимый!
- Ничего, потерпи немного. У меня тоже были. Прошли.
Мы допустили ошибку: идем по пути развития, который отдаляет от естественной среды. Чем дальше, тем труднее природе терпеть. Что впереди? Очищение. Так ли важно: метеорит из космоса, цунами или маньяк нажмет на красную кнопку? Мы разучились уважать планету, друг друга, потому будем наказаны. Думаю, скоро.
Юлия Остапенко, 22 года, Украина, Львов
Развитие человечества всегда шло и будет идти в двух направлениях: материальном и духовном. Чем стремительнее развивается техника, тем стремительнее смещаются ценности в континууме "норма-патология". И именно это движет человечество к самоуничтожению. Сейчас не существует понятия чести. Через сто лет заурядностью станет убийство. Через двести - инцест. Через триста - каннибализм. Третьей Мировой войны не будет. Конца света тоже. Будет высокоразвитая технократия с первобытным менталитетом.
Игорь Ревва, 37 лет, Баку, Азербайджан
Вряд ли будущее окажется "светлым", но многие ли моменты в существовании человечества можно окрестить этим термином? Человечество наверняка подвергнется изменениям, но изменения эти будут связаны, скорее, с изменениями в политической и социальной сферах. Человечество, как и всегда, будет стремиться выжить в создающихся ныне условиях. И ему придётся не столько думать о будущем, сколько ДЕЛАТЬ его. И в перспективе - создание единого государства с достаточно жёсткой структурой правления.
Сергей Палий. 23 года. Россия, Самара
По всей видимости - господство террора.
Елена Навроцкая, 27 лет, Новосибирск, Россия
Я не претендую на лавры Нострадамуса, очень трудно сделать прогноз даже на ближайшие три года. Мир так изменчив. Но думаю, что уход человека в так называемую виртуальную реальность будет продолжаться и дальше. В каком-то смысле это будет регрессом для общества в целом, но для самого человека такой уход будет иметь не меньшее значение, чем полёт в космос. Из-за нехватки энергетических и прочих ресурсов на планете Земля, скорее всего, начнутся глобальные войны и экономические потрясения. Мировые религии тоже пошатнутся. На их смену придёт поклонение машине, как новому Богу. Что-то очень мрачно у меня получилось, значит, всё будет хорошо.
Владислав Силин, 30 лет. Латвия, Рига
После Честертоновского "Наполеона из Ноттинг-Хилла" сказать что-либо на эту тему очень сложно. Мое мнение: нас ждет новый виток эволюции. Экспансия человека во внутреннее пространство, всплеск интереса к паранормальным возможностям человека. Информационное объединение человечества в единое целое, реализованное качественно новыми методами. Новые умения работы с информацией, пространством, временем. Зачатки всего этого есть уже сейчас, нам не хватает маленького камешка, чтобы стронуть лавину. Хотя, скорее всего, лавина уже в пути.
Дубровин Максим, 26 лет, Украина, Донецк
Я не верю в счастливое будущее, ведь все идет к тому чтобы будущего не стало вовсе. Люди ненавидят друг друга. Глядя на историю человечества, нетрудно заметить, что это история неудачника-самоубийцы, которому до настоящего времени непостижимо везло оставаться в живых. Но мы упрямы и не желаем учиться на ошибках а потому обречены. Я думаю экологическая катастрофа нам не грозит, как и истощение ресурсов и эпидемия "атипичной пневмонии". И уж совсем вряд ли прилетит зловещий астероид. Война уничтожит людей прежде чем все остальные напасти соберутся с силами. Когда? Может завтра?
Сегодня в гостях у рубрики "Группа крови на рукаве" Юлия Остапенко, психолог.
VR: Добрый день, Юля! Ты участвовала в опросе, как один из авторов "Самиздата". С другой стороны, тебе - психологу - и карты в руки. Кто смог бы лучше проанализировать ответы? Вот посмотри, что бросается в глаза... В опросе участвовали девять авторов из разных стран, возраст ребят от 22 до 37 лет. Конечно, вряд ли можно считать такую выборку достоверной, чтобы получить корректный результат, надо было бы сотню людей опросить, но все же бросается в глаза ужасающий пессимизм россиян и украинцев, а также явно выпадающие из этого ряда писатели Латвии.
Юлия: Привет! Действительно, трудно делать какие-либо выводы на основе столь малочисленной группы высказываний, однако всё же попытаюсь. Разумеется, первым приходит на ум самый очевидный ответ, который коварен, как и всё очевидное. Ни для кого не секрет, что среди постсоветских стран, представители которых принимали участие в опросе, Латвия уверенно держится в авангарде по уровню жизни населения. Но я не стала бы утверждать, что дело в этом. Не буду также говорить о роли личностных факторов, того же оптимизма/пессимизма - слишком мала и разнородна выборка. Думаю, стоит обратить внимание на то общее, что есть у опрошенных. Нетрудно заметить ;), что все они - писатели-фантасты. Причём в первую очередь - писатели, а затем уже - фантасты, потому что жанровые специализации даже в этой небольшой группе разнятся. Так может, в этом дело? С накоплением жизненного и писательского опыта большинство авторов приучаются смотреть на мир как на источник художественного материала. Это касается как повседневных мелочей, вроде разбитого стакана или гудка противопожарной сирены, так и глобальных, хоть и очень размытых (в чём их особенная привлекательность для писателя) мировых тенденций. Мне кажется, человек с развитым творческим мышлением предложение составить прогноз почти наверняка - пусть и неосознанно - воспринимает как предложение пофантазировать. А творческий люд - это та специфическая часть простых смертых, которая не уснёт спокойно, пока не материализует свои фантазии. Спашивается, каким же образом из этого вытекает пессимистичность прогнозов о будущем человечества? Не надо забывать, что прогноз делали писатели. А не написать ли нам об этом?.. И немедленная переформулировка вопроса: а как бы я об этом написал? Всем известно, что писать про плохое легче, цеплять болью легче, вызывать крики ужаса куда проще, чем смех. Это сумеет почти каждый хоть с толикой таланта и достаточным уровнем профессионализма. Причём это подтверждается огромным количеством художественных и псевдохудожественных произведений, которыми ныне наводнена мировая культура - не только литература. Существует множество зрелищных фильмов-катастроф, мрачных антиутопий, душераздирающих историй о жителях современного "дна". Вещей, пропагандирующих разумное, доброе, вечное, и при этом цепляющих так же сильно и столь же широкую аудиторию - гораздо меньше. Я ни в коем случае не принижаю способности наших авторов и не приписываю им неуверенность в собственных силах. Думаю, в данном случае просто сработала "бритва Оккама". Полагаю, каждый из авторов упомянул в прогнозе то, что в той или иной степени перекликается с его собственными творческими концепциями - даже если на уровне личных убеждений он в них не верит. Существует множество причин, по которой писатель пишет именно так и именно об этом, мироощущение - лишь один из факторов.
VR: И все же, предыдущее поколение фантастов мечтало о покорении других планет (звезд), рисовало мир будущего, а наше поколение? "Рок-н-ролл мертв"? И на этом фоне небольшое светлое пятно - латыши. :)
Юлия: Я бы не сказала, что наши латыши - "светлое пятно". Они просто использовали принципиально иной подход, интравертивный. И Лора, и Влад выбрали взгляд "внутрь", тогда как остальные предпочли рассматривать в своих прогнозах внешнее - и для оценки такого подхода вряд ли применимы категории оптимизма/пессимизма. Если же говорить о разнице между взглядом "старого" и "нового" поколений фантастов (очень условно, из-за уже упомянутой нерепрезентативности выборки), то здесь, на мой взгляд, возможно следующее объяснение. Мы живём, по утверждению политологов, в "постбезвременную" эпоху. Это уже не кризис, не разруха, не "подвешенное" состояние нравственности и материальной основы существования, но ещё и не стабильность, не стасис. Во все времена культура переживала периоды повышенного, порой неадекватного оптимизма именно тогда, когда жизненные реалии были удручающими. Защитный механизм на уровне социума: как великолепно сказал Р.Хайнлайн, мы смеёмся, когда нам больно, потому что смех - единственное, что способно притупить боль. Расцвет средневековой народной культуры в период буйствований "чёрной смерти" в XIV веке, зарождение джаза в эпоху американской великой депрессии, доброе и светлое советское кино в послевоенные и застойные годы... Легко быть скептиком и циником, когда ты сыт, здоров и совбоден - но пессимизм в то время, когда хуже просто некуда, противоречит инстинкту самосохранения. Вероятно, как ни парадоксально это звучит, сейчас мы слишком хорошо живём, чтобы верить в светлое будущее. Но в то же время мы ещё не вошли в тот период, когда истинно высокий уровень жизни позволяет полностью абстрагироваться от той или иной степени тревожности, которую диктует социум, и сосредоточиться на содержании, а не форме. Нервное время, нервная культура. Перерастём?
VR: Спасибо, Юля. Надеюсь, в разговоре поучаствуют и те, кого опрашивала газета, и те, кто просто захочет сказать что-то по данному вопросу.
Не прячьте ваши денюжки по банкам и углам. :)
Традиционно, в финале обзора информация о том, где в интернет-магазинах можно найти недавно изданные книги авторов "Самиздата".
На ОЗОНе отыскалась книга Романа Афанасьева "Астрал" (должок с прошлого раза), теперь ее можно купить через Интернет, о чем и сообщаю.
Почему ни у кого не вышло новых книг? Беспорядок. Месяц на исправление ошибок...
VR
| |
|