Яременко-Толстой Владимир Николаевич : другие произведения.

Глава 9. Павильон Зодчего Росси

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  Глава 9
  ПАВИЛЬОН ЗОДЧЕГО РОССИ
  
   В парк за Русским музеем мы входим со стороны Михайловского замка, в том месте, где есть романтический ступенчатый спуск к реке Мойке у павильона Зодчего Росси. Всю ночь падал мелкий снежок, он падает и сейчас.
   За нами по пустынным воскресным улицам медленно следует машина наружного наблюдения - жигули невнятного цвета с четырьмя чекистами в штатском внутри, остающаяся стоять на обочине. Из машины они не выходят, пустынный заснеженный парк Русского музея и так достаточно хорошо простреливается их пытливыми взорами.
   Собака Булька радостно бросается к другим собакам, уже резвящимся вовсю на белой поляне. Бедняге пришлось сегодня ждать своего променада гораздо дольше обычного. Нам надо было собрать уже высушенные страницы свежей "Демократической оппозиции" с промозглого холодного чердака, затем рассортировать их по номерам, сложить в брошюры и сшить скрепкой. Всё это время Булька терпеливо скулила под дверью, виляя хвостом. А нам ещё оставалось распихать последний выпуск еженедельника по карманам.
   С тех пор, как чекисты вырвали из рук Ани в момент пересадки на станции метро "Площадь Восстания" на станцию "Маяковская" сумку с нашей печатной продукцией, мы носим наш самиздат теперь исключительно на себе. На подкладке моего серого пальто, которое также служит для зарядки фотоплёнок в бачок, Аня нашила из старого тряпья дополнительных разноцветных карманов, в них находятся также и старые номера нашей газеты для тех, кто пропустил предыдущие выпуски, а также распечатанные отдельными листками Анины политические карикатуры. Это пальто с прессой и карикатурами мы называем "Галерея пальто".
   Оказавшись в нужное врем в нужном месте в толпе народа, я распахиваю полы пальто и показываю, что такого интересного у меня под ним припрятано. Карманы по мере их опустошения от нашей самиздатской продукции я набиваю пожертвованиями - советскими металлическими копейками с гербом СССР и рублями с бюстом Владимира Ильича. Эти деньги нам срочно понадобятся для приобретения весьма дорогостоящей фотобумаги, разных химических реактивов и фотоплёнок для следующего тиража.
   На себя мы почти ничего не тратим, только самую малость. Завтра, например, я побалую Аню на завтрак свежими пирожками из "Колобка", куплю для неё один с капустой и один с картошкой, для себя самого я пирожки покупать не буду, ведь добрая Аня непременно даст мне откусить от своих.
   Ещё недавно я передавал плёнки всегда нетерпеливо поджидавшему нас на "Вахте Мира" милому чудаку Сашке Скобову, вечному идеалисту и убеждённому революционеру-марксисту, бывшему узнику советских психбольниц, к сожалению идеологически меня возненавидевшему после публикации моего стихотворения о Ленине. У себя дома на фотоувеличителе он допечатывал второй тираж, а затем отдавал плёнку дальше небезизвестному Анатолию Иванову - профессиональному фотографу по прозвищу "Йог", издающему на фотобумаге произведения Шри Раджниша, Николая Рериха и Льва Гумилёва вполне внушительными тиражами. Так через Йога Иванова наша "Демократическая Оппозиция" уходила в народ.
   Мы ещё не дошли до сказочно-красивого павильона Зодчего Росси, как Аню подхватывают под руки Ванда Добасевич и Ольга Липовская, увлекая по ходу коня в свой ритм и свой разговор. У них к моей восемнадцатилетней жене почти материнские чувства. У самой Ванды трое детей, у Ольги Липовской двое.
   Изначально обе они тоже были в нашей редакции, но сразу же не сошлись с Рыбаковым, агентом КГБ, который во всём гадил, грубо пытаясь подмять редакцию под себя и сделать из "Демоппозиции" не орган оппозиционной партии, а орган компетентных органов и его собственного культа безличности, ведь личностные качества у этого ублюдка совершенно отсутствовали. Ольга и Ванда не переносили его на дух и с ним постоянно ругались на редколлегиях.
   Усугубляло конфликтные ситуации то, что Липовская прекрасно знала сексота Юлия Рыбакова и его кураторов из КГБ ещё по семидесятым годам, будучи замужем своим первым браком за диссидентом Львом Александровичем Рудкевичем, этим истинным мастодонтом ленинградского самиздата, ныне живущим во Франкфурте на Майне в ФРГ, издававшим тогда вместе с Татьяной Горичевой и Виктором Кривулиным толстый самиздатский журнал "37", открывший миру имена многих талантливых литераторов, в их числе и Вячеслава Долинина, с которым я сейчас встречусь.
   Вячеслав Эммануилович Долинин, выйдя досрочно на свободу по горбачевской амнистии политзаключенных 1987 года, сразу же снова активно включился в антисоветскую деятельность, став одним из сооснователей и лидеров ленинградской группы Международного общества прав человека, МОПЧ (куда сразу же попытался внедриться агент Рыбаков). Его благородное продолговатое лицо остзейского немца, работающего после отсидки истопником в котельной при нашем ЖЭКе на улице Воинова, я замечаю издалека.
   - Поздравляю вас, Владимир, с расстрельной статьёй, - сходу выпаливает он мне почти что в упор, вызывая во мне лёгкое недоумение, поскольку мне не совсем вдомёк, что он имеет ввиду под "расстрельной статьёй", то ли эту статью в газете, то ли статью из уголовного кодекса.
   - Я всегда обращаю внимание на числа, - заявляет он, видя моё неловкое замешательство. - Вот, например, почему литературный журнал "37", который издавал Лев Рудкевич, назывался не словом, а лишь цифрой? И почему именно этой цифрой, цифрой 37?
   - Может быть это была некая аллюзия на 1937-ой год, на сталинские репрессии?
   - Нет, это был всего лишь номер квартиры Рудкевича, в которой издавался журнал! Эту идею нам тогда подсказал Боря Гройс, философ, окончивший Матмех ЛГУ, отделение математической логики, тоже член нашей редакции, сейчас обитает в Париже, - смеётся Долинин.
   - Борис Гройс пишет о московских концептуалистах! Я читал его статью в журнале "А-Я"!
   - Скажите, Владимир, а у вас имеется хоть какая-либо простая рабочая специальность? Ну, например, как столяр, слесарь, фрезеровщик или что-нибудь в этом роде? Просто я переживаю, что иначе вас отправят на лесоповал...
   - Вячеслав, что это у вас за чёрный юмор, - негодую я. - Неужели вы правда считаете, что меня посадят? Сейчас всех выпускают, а меня посадят? Да не может такого быть! Кто я такой? Пуп земли русской? Я не настолько тщеславен, чтобы в это поверить. Я слишком мелкая сошка!
   - Как говорится, время разбрасывать камни, время собирать камни... Может, именно вам предназначено быть первым камешком? Может быть нашим партийным вождям в Кремле уже надоело играть в перестройку и гласность?
   - Слава, хотите я перефразирую ваш афоризм - время закручивать гайки и время откручивать гайки. Да, кстати, вот для вас свежий номер "Демократической оппозиции" только что из-под фотоувеличителя... Интересно, а кем в лагере работали вы?
   - С этапа я попал в пермские политические лагеря, сначала работал там слесарем, а потом ещё грузчиком и трамбовщиком металлической стружки, - он плотоядно прячет в карман нашу тощую книжицу.
   - Вы думаете, они решили меня посадить?
   - Думаю, им нужно громкое дело, дело No 64 при явном отсутствии предшествующих шестидесяти трёх дел. Просто какой-то удивительный символизм. Кто знает, тот и поймёт, 64-я статья Уголовного Кодекса РСФСР, это измена Родине, расстрел.
   Я растерянно развожу руками. Зачем я писал это злосчастное стихотворение "Россия"? Ведь у меня же есть прекрасные украинские стихи, например, вот это, немного чем-то похожее на всем известный Шевченковский заповiт, которое я написал позавчера.
   Я лёгкой походкой взбегаю по ступеням красивого павильона Зодчего Росси, похожего на гигантский сахарный пряник, словно крылья расправляя ладони своих широко раскинутых рук. И меня уже никто и ничто не держит на земле, только никому не понятные здесь стихи абериутской заумью слетают с моих губ на лысые аллеи впавшего в зиму Михайловского сада на задворках имперского классического здания Русского музея, звонко падая в пустоту, в снег, в историю, в вечность:
  
   ДУМА
  
   Я народивася пiд Полтавой,
   яку сам Пушкiн оспiвав,
   Шевчєнко там колись бував,
   та вкрив ïï невмерлой славой
   носатий Гоголь, мiй земляк,
   що у трунi своïй закляк,
   коли побачив, що живого,
   його зарили москалi,
   та згинув у чужiй землi,
   бо споживав чужую мову,
   живому Украïни слову
   вiн зрадив, хоч i був поет.
  
   Та не забуде Украïна
   тебе, загублена дитина!
   i ось до батькiвського тина
   по небу синьому руша
   його нескорена душа.
  
   А вечорами у Диканьцi
   дiвчата знову йдуть на танцi,
   i миргородськi парубки
   знов вiдбивають гопаки.
  
   Та навпаки не може бути,
   i, мов шпаки, щєбечуть люди,
   пiснi народнiï спiвають,
   горiлки чарки наливають.
  
   I над усiм жiночi чари,
   вилазе сонце iз-за хмари,
   течє життя, i лиш взуття
   зносилось на ногах епохи,
   якоï ми малiï крохи,
   якicь нiкчéмнiï iстоти,
   собой заткнувшiï пустоти
   сторiчч.
  
   Та ось епоха нова,
   i починається все знова,
   i вже друге, нове буття
   нам лiвим оком з забуття
   моргає хитро.
  
   Я писати
   став вiршi рокiв з десяти,
   коли кiшкам крутив хвости,
   та голопузим по Полтавi
   гасав iз хлопцями.
  
   Тодi,
   на те уваги на звертали
   анi батьки, анi чужi,
   по лici повзали вужi,
   та комахiв собi ковтали.
  
   А я тихенько у коморi,
   або на вулицi, на дворi,
   пiдчас на сливi у садку,
   або в сараï у кутку
   своï поеми вiршував...
   А потiм все кудись сховав,
   та й загубив.
  
   Дитинства роки
   несли батькам моïм мороки
   зi мной багато, я без брата,
   але з сестрою вирic...
  
   В час, в годину, кращє,
   на Парнас коли ввiйшов,
   я був один,
   громадянин чужой краïни,
   нi, я не зрадив Украïни!
   I ïй oднiй моï пicнi.
  
   Нехай в Полтавi по веснi
   мене нема, я є далеко,
   i я спiваю, як лелека,
   та лину вiршами туди.
  
   А там без мене хороводи,
   та води Ворскли i Днiпра,
   i cерце проситься: Пора!
  
   Туди, де вiльна Украïна,
   якоï ти, поет, дитина!
   I ось до батькiвського тина
   по небу синьому руша
   моя стривожена душа...
  
   Спустившись с Парнаса на грешную землю, я подхожу к своему единственному слушателю Славе Долинину, явно мало что уразумевшему вразумительного из моих строк на чужом ему украинском языке, чтобы получить от него свою крошечную секунду славы.
   - Время закручивать гайки, время откручивать гайки, - повторяет Долинин и я вижу по его глазам, что рождённое мною экспромтом крылатое выражение, бальзамом легло на его душу бывшего политзэка, старого диссидента.
   - Шухер! - кричу я, завидев, как из-за павильона Росси выскакивают два тихаря и подло набрасываются сзади на Славу Долинина, закручивая ему руки за спину. А прямо на меня несётся мент в шапке-ушанке. Я бегу по нетронутому свежему снегу. Во время прошлой облавы в сентябре Слава Долинин съел два экземпляра "ДО" в ментовской буханке по дороге в райотдел на Крылова. У меня в пальте остаётся ещё штук двадцать, столько мне не съесть.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"