Upd. 06.05.2014. Заметки по окончании конкурса. В опубликованный общий лонг-лист вошло 11 из 188 произведений (116 сказок, 50 рассказов и 22 познавательных очерка). Весьма странный лонг-лист, настолько странный, что я бы его назвал шорт-листом.
Из сказок в шорт-лист попало 6 сочинений. 4 из них есть у меня в обзоре, поэтому позволю себе прокомментировать выбор жюри.
Юрген - Коваль. Отличная сказка, также попала в мой топ-лист, достойный выбор.
Детские сказки - очень нежный и невероятно сложный жанр для писателя. Очень трудно написать интересное, доброе и поучительное, не скатываясь в скучное морализаторство и нудное поучение. Оценивать чужие работы, безусловно, легче, однако и тут есть свои трудности. Нужно оценивать работу одновременно и с позиции взрослого, и с точки зрения ребёнка...
Тем не менее, я попытаюсь проделать нечто подобное и не быть раздавленным своей непосильной ношей.
Обзор будет пополняться, поэтому принимаю заявки на обзор сказок. Планирую рассмотреть как можно больше сказок в номинации конкурса, насколько хватит времени. Поэтому сразу извиняюсь, что обзоры будут довольно небольшими. Пока не вижу работ признанных мэтров детского жанра на СИ, но это, думаю, только пока - они подводят последние штрихи в своих произведениях перед тем, как подать их на конкурс.
Произведение в жанре современного городского фэнтези. Представления о деревне - середины прошлого века, поскольку там у детей до сих пор нет такой заразы, как компьютеры. Но сделано это намеренно, чтобы противопоставить пассивному сидению у мониторов свежий воздух и настоящие приключения.
Это не единственная антитеза в сочинении. Чужому отдыху у далёкого (возможно, заграничного) моря противостоит родной отдых в деревне у бабушки. В произведении есть чудеса, но эти чудеса сравниваются с обычными рукотворными деяниями явно в пользу вторых.
Все эти антитезы создают хорошую и правильную картину, однако не всё так замечательно, как бы хотелось. В самом начале слишком прямое нравоучение, что может вызвать некоторую неприязнь у читателя. Магазин чудес играет немаловажную роль в произведении и его нужно ввести в сюжет как можно раньше, иначе он выглядит как рояль в кустах. Поиск этого самого магазина - отдельный ход, дающий массу возможностей для приключений, однако автор не пользуется этим моментом.
Продавец необычного магазина также должен быть особенным, возможно, жуликом, поскольку чудеса ненастоящие, но ярким и запоминающимся. Сказка, в общем, правильная, однако насколько она будет интересна детям, смогут сказать только сами дети.
Сборник из трех небольших историй о познавательных приключениях Кубика и Мячика. В первой истории читатели вместе с героями сказки разгадывают небольшой ребус, во второй - раскрывают один из законов физики, в третьей - изучают длину.
Кубик и Мячик - оба положительные персонажи, однако с разными характерами, и, соответственно, приключения сопровождаются небольшими трениями и столкновениями, что создаёт конфликт в сказке для движения сюжета, правда, только в качестве второстепенной линии.
Но хотя бы вносит разнообразие в сочинение диалогами.
Однако сами персонажи картонные, а их диалоги большей частью искусственные. К примеру, объяснения во второй истории об инерции имеют вид обыкновенной лекции, а это скучно.
История о маленькой девочке Софье и коте Арбузе, который всю историю занимается тем, что выпрашивает сладости. Подобная сюжетная линия вполне подошла бы в качестве второстепенной, однако как главная линия она довольно скучна и затянута. Другое дело, если бы всё это происходило вместе с каким-нибудь приключениями...
Другой вариант сделать произведение интереснее состоит в том, чтобы разнообразить способы, с помощью которых кот Арбуз выпрашивает себе конфеты. То есть фантазировать много и с выдумкой на полную катушку. Слово "фантазировать" в сочинении присутствует, однако этим всё и ограничивается... И уже второе попрошайничество кота (увы, лучше не скажешь) должно было потерпеть полное фиаско, поскольку тот использует одну и ту же "легенду".
Словом, произведение нужно кардинально переделывать. Главная проблема сочинения - нет конфликта, движущей силы любого произведения.
Волшебная сказка с приключениями Карандаша и его друзей. Поскольку все жители в волшебной стране в той или иной мере обладают магическими способностями, то называть только одного Карандаша волшебником несколько нелогично.
Само произведение с похищением цветов напомнило мне сюжет сказок английского писателя Дональда Биссета. Но подобная идея довольно популярна и часто используется авторами. То есть, хоть идея и затасканная, но интересная.
Неудачно начало сочинения - вся завязка даётся читателю в сжатом и готовом виде в одном жутко длинном абзаце. Подобные длинные абзацы противопоказаны вообще (так любили писать в XIX веке), а тем более в детских сказках. Будет гораздо удобнее читать, если абзацы разделить, и гораздо интереснее читать, если расписать подробнее завязку истории.
Произведение в жанре фэнтези о приключениях девушки-подростка, которая попадает на нашу Землю из другого мира. Дальнейшие суждения изложены только после прочтения части произведения, выложенного на конкурс: пролог и три главы.
Автор идёт проверенным путём Джоан Роулинг - главный герой устраивается в необычную школу-интернат. Школа - место всем знакомое, про нее интересно читать и взрослым и детям. Форма интерната очень удобна для подростковой сочинения - под ногами не путаются родители со всякими нравоучениями, и можно спокойно разгуливать по ночам, поскольку, как доподлинно известно всем детям, самые интересные приключения происходят именно в темное время суток. )
Словом, начало хорошее. Главным же недостатком считаю пролог. Он сразу наповал убивает одну их основных интриг сочинения, а ведь именно интрига заставляет читателя читать дальше... В этом отношении начальную главу Джоан Роулинг в первом романе также считаю излишней. Авторы, не торопитесь раскрывать все секреты своего сочинения! )
Несколько портит впечатление некоторая неряшливость текста - не разделены знаками препинания и абзацами слова автора и прямая речь, поэтому при чтении приходится часто спотыкаться. К примеру:
- Ерунду не говори, - одернула его сестра,- день рождения у нас в один день, и подарки дядя дарит всегда для двоих.
Диалоги героев живые и образные, очень хорошо показывают их характеры. Конфликт также ярко выражен, однако в целом по сюжету есть несколько замечаний.
Интрига сочинения завязывается с получения таинственной шкатулки от дяди. Секрет шкатулки настолько быстро раскрывается, что остается недоумение - а зачем нужен был этот секрет? Если его убрать, по сюжету абсолютно не изменится. И в конце сказки не раскрывается главная интрига - откуда дядя раздобыл эту самую шкатулку, что вызывает определённое разочарование после прочтения.
Схема сюжета построена верно, однако саму сказку автор мог сделать гораздо интереснее. Ведь пока Холоденок сидит в погребе есть массу возможностей для приключений с таким необычным персонажем. А так складывается ощущение, что нам дали прочитать первую страницу, а затем сразу же - последнюю.
Под конец обзора несколько мелких замечаний. Упоминается, что в погребе раньше хранили продукты, а почему их перестали хранить? Если дом жилой и в доме есть погреб, то там всегда хранят продукты. И довольно спорное замечание одного из героев сказки: мы не люди, мы - дети. Наверное не стоило противопоставлять эти два понятия - просто мы дети.
На конкурс автор подал несколько работ под общим заглавием Разноцветные приключения Кузи. Беглый осмотр показал, что в разных сказках Кузя фигурирует в разных ипостасях - мальчик, желудь и пчела. Необычный приём.
Сказка о приключениях лесных жителей - анималистическое фэнтези. В качестве главного героя выступает жёлудь. Автор наделил желудь человеческими чертами, но остановился на полпути - главного героя можно сравнить с головой профессора Доуэля из одноимённого романа Александра Беляева. Это очень сильно ограничивает фантазию самого же автора. Насколько интереснее и динамичнее был бы сюжет, если бы главный герой имел возможность действовать сам! Как жёлудь из сказки литовского писателя Петкявичюса Витаутаса.
Персонажи сказки живые и образные, хорошо показаны их характеры. В сказке есть конфликт, но самое начало - довольно скучно. Много ненужных оговорок, в частности о том, кто поведал автору эту историю... Если в сочинении есть подобное предисловие, то должно быть некоторое послесловие, замыкающее круг и подводящее к определённому итогу. В данном случае, если убрать предисловие, произведение ничего не потеряет.
Еще один логический нюанс. В самом начале упоминается, что у дуба-исполина много жёлудей, однако потом остальные желуди, помимо главного героя, превращаются в декорации. А ведь основное действие происходит в кроне дуба. В спасении дерева-отца остальные желуди также не участвуют. Возникает вполне закономерный вопрос: почему? Вышеупомянутый Петкявичюс Витаутас, к примеру, в своей сказке решил подобную проблему так: его дуб был настолько стар, что уже давно не цвёл, и только однажды у него вырос единственный жёлудь...
Сборник из двух сказок в жанре анималистического фэнтези. Причём, непонятен принцип, по которому сформирован сборник, поскольку эти две сказки, хотя и связаны общими героями, отличаются как земля и небо. Первое произведение - обычная сказка для чтения, а второе - сказка уже с элементами ребуса и всяческими заданиями. Первая сказка рассказывает о животных пустыни и об их повадках, а вторая - волшебные приключения про спасение принцессы.
Хочу отметить некоторую неряшливость текста при оформлении прямой речи. Слова автора и прямая речь не разделены тире, а предложения начинаются со строчной буквы. К примеру:
- Мне никто и никогда не дарил цветы,- засмущавшись и покраснев, ответила старуха. 12 апреля все идем на Тотальный диктант! :)
В первой сказке отсутствует конфликт, из-за чего непонятно, зачем вдруг главные герои сорвались с места и отправились в путь, да ещё и тайно. Во всех сказках герои отправляются в путешествие с какой-нибудь целью: найти что-нибудь или, наоборот, избавиться от чего-либо... Во второй сказке черепашки, к примеру, отправляются за редким и красивым цветком. В первой части тайные сборы в дорогу предполагают, что героям запрещено покидать место обитания?
Морское плавание героев описано настолько скупо (вернее, совсем не описано), что его можно смело убрать из сочинения, а пустыню переместить за соседний холм. Ведь морское путешествие - это отдельное, опасное и интересное, приключение.
Вторая сказка интереснее по сюжету и к тому же изобилует различными заданиями. Радует, что победа над злой старухой закончилась не расправой, а исправлением. Единственное, порекомендовал бы автору привести все иллюстрации к единому стилю, в идеале - сделать свои собственные.
Сразу замечание: двойное название разделяется запятой, а после неё ставится заглавная буква Путешествие маленького барсучка или, Как Полосочка дом искал.
Хорошая сказка в анималистическом жанре, рассказывающая о повадках лесных животных. Написана хорошим языком, характеры персонажей показаны также хорошо. Сюжет полный, правильно построенный.
Показывается житейский быт барсуков, который кажется молодому барсучонку скучным и обыденным. И барсучонок отправляется в путь, чтобы найти что-нибудь более интересное и удобнее.
Единственное, чего бы я посоветовал, - усилить кульминацию. Если все "прелести" жилища бобров, юный барсук испытывает на своей шкуре, то о жилище белок он узнаёт только из рассказа дятла. Сочинение гораздо усилится, если барсучонок прочувствует также все особенности и этого жилья. В конце герой возвращается домой, замыкая сюжетный круг. Теперь же прежний быт вызывает у барсучонка обратные - положительные - чувства.
Опять замечание. Название в транслитерации неудобно читать, вероятно автор не заполнил в параметрах название произведения, поэтому система СИ выставила его по умолчанию. И в конце заголовка не ставят точку.
Теперь несколько грамматических замечаний. В сочинении несколько нижеследующих конструкций с прямой речью.
Если папа-тигр, надышавшись пыльцой, вдруг начинал громко чихать, Боипело, вместо того, чтобы сказать:
- Будь здоров, папочка!
Принимался громко смеяться, показывая на него лапкой.
Это одна фраза, но из-за неудачного разбиения на строки читается рвано. Правильнее Если папа-тигр, надышавшись пыльцой, вдруг начинал громко чихать, Боипело, вместо того, чтобы сказать: "Будь здоров, папочка", принимался громко смеяться, показывая на него лапкой.
Говорящие имена персонажей в стиле сказок Редьярда Киплинга. В этом ничего плохого нет, хуже другое. В произведении есть завязка, есть конец, но нет кульминации. После прочтения складывается ощущение, что после первой страницы, сразу пошла последняя. Нет ключевого поворота, душевного переживания, который ведёт главного героя к преображению. Лев сказал, при при встрече нужно говорить "Здравствуйте", и тигрёнок стал делать так. Хотя до этого подобные увещевания почему-то не имели никакого толка. В это совсем не верится.
Несколько не вяжется с общим сюжетом тема учения охоты тигренка. Дружить с потенциальной добычей кажется при таком подходе странным. Хотя вот тут, возможно, я несколько перегибаю палку и лезу в дебри анималистического фэнтези. Нужно сказать, этот вопрос - одно из слабых мест в логике взаимоотношений этого жанра. В детском фэнтези обычно это просто умалчивается, как, к примеру, поступил лауреат премии "Заветная мечта" Фред Адра в своей книге Лис Улисс.
Автор не мудрствуя назвал сборник "Две сказки", поскольку он состоит из двух сочинений, объединённых общими героями. Если первое сочинение - волшебная сказка, то второе - обычная история, рассказ. Язык произведений хороший, характеры также показаны неплохо, а вот по сюжетному построению есть несколько нареканий.
Первая сказка "Снежная птица" В первой сказке "Снежная птица" есть завязка, есть конфликт, есть интрига, но в самый интересный кульминационный момент читателя вместе с главными героями выводят из комнаты спать. А утром оказывается, что всё уже кончилось, причём каких-либо объяснений о том, что произошло, мы не получаем. То есть читателю дали почитать первую страницу сочинения, а затем просто сообщили, чем всё кончилось. Задумка сюжета сильная, осталось только воплотить.
Вторая сказка "Самый лучший меч" в сюжетном плане лучше. В самом начале произведения близнецы создают конфликт, однако после они просто уходят со сцены. Это создаёт логическую незавершённость в сочинении, поскольку остаётся открытой одна из сюжетных линий. Не раскрывается загадка пёсика, из-за чего возникают двусмысленности. А вдруг главный герой, сняв собаку с привязи, тем самым покусился на чужое? Ведь собака была привязана неспроста.
Последний абзац не стоит отделять звездочками - в нём нет особенных различий от основного текста.
Благодаря второму произведению заношу сборник в свой топ-лист.
Сказка о маленькой девочке, которая попадает на бал насекомых в качестве награды. Автор не только не открывает, за какие достижения девочка получила такую награду, но устами персонажа заявляет о бессмысленности подобного вопроса. Но в сюжете это основополагающий вопрос, без ответа на него нет завязки. Антоний Погорельский в своей известной книге Черная курица, или Подземные жители дает довольно весомую причину, по которой подземные жители пускают в свой мир чужестранца.
Без завязки дальнейшее повествование читается со странным ощущением фарса. Пребывание девочки на балу напоминает классическую сцену из Мастера и Маргариты, только совершенно бессмысленное. Почему для бала автором были выбраны насекомые и пауки, в открытую говорящие девочке о взаимной неприязни? Даже не для того, чтобы показать многообразие мира насекомых, как в книге Необыкновенные приключения Карика и Вали писателя Яна Ларри. А для чего - тайна сия велика есть.
В начале произведения таракан обычный бурый, в конце - уже обычный рыжий.
Волшебная сказка о девочке и огородном пугале, возможно, по мотивам классической сцены из Волшебника Изумрудного города классика отечественной литературы Александра Волкова. В произведении добрую половину сюжета нет завязки, нет конфликта. Поэтому первая половина сочинения читается довольно скучно.
У пугала Тихона есть мечта - стать человеком. В связи с этим в сказке поднимается важный вопрос, что же является отличительной чертой человека. К сожалению, на него просто даётся ответ, и на этом эта сюжетная линия закрывается. Замысел оказывается для автора неподъёмным, и он большую мечту заменяет маленькой - Тихон соглашается просто иметь сердце.
То есть герои приходят к той же мысли, что и в вышеуказанной волшебной повести, но без явно выраженной идеи. В результате ни процесс исполнения мечты, ни исполнение самой мечты никакого значительного вклада в сюжет не вносит, а проходит как бы мимоходом. Некоторое разнообразие в сочинение вносит появление второго - женского - пугала, но появление довольно позднее.
Вкупе с основной сюжетной линией можно построить довольно сильную сказку. Таша должна появиться раньше - или повествование должно начинаться с нынешней середины, то есть с момента появления второго пугала. Между пугалами сразу же возникает конфликт, который и начинает движение сюжета. Тихон начинает мечтать о сердце, чтобы доказать свои чувства к Таше.
Мистический рассказ, отдалённо напоминающий сказку итальянского автора Джанни Родари Путешествие Голубой Стрелы. К Новому году в город по устоявшейся традиции должен приехать праздничный поезд, однако он опаздывает.
Сначала все выказывают беспокойство, поезд создает интригу. Но поезд приезжает вовремя, и праздник проходит как обычно. Единственное - маленькая девочка, то ли во сне, то ли наяву оказывается в кондитерском поезде. Это положительный момент - для читателя раскрывается таинство поезда, ведь до этого никто не знал, что творится у него внутри на самом деле.
Но ничего загадочного на поверку в поезде не оказывается - просто рабочие цеха. К сожалению, это не волшебная шоколадная фабрика
из повести Чарли и шоколадная фабрика писателя Роальда Даля. А жаль. И остаётся после прочтения, что нам обещали сказку, но так ничего и не дали.
Автор - из славного города Стерлитамака, мой земляк, что радостно. Сборник состоит из разных произведений, то есть не объединённых общими персонажами или одной темой. Сказки написаны хорошим образным языком, автор радует необычным взглядом на некоторые вещи, идеи для сюжетов тоже неплохие.
В первой сказке "Плюм Дарин" очень удачно выбран фокальный персонаж. Этим обеспечивается оригинальность сочинения и читательский интерес. Процесс "рождения" главного героя читать одно удовольствие. Но, к сожалению, кульминация и развязка произведения очень короткие и буквально смазаны по нескольким абзацам. Там же происходит перескок фокальных персонажей. Эти два момента портят всё впечатление от сказки.
Второе произведение "Как взлететь за облака?" начинается с одной сказки, а заканчивается - уже совершенно другой сказкой. Первую часть можно смело убрать - от этого сказка ничего не потеряет в сюжетном плане. Иначе же остаётся незавершённость сюжетных линий братьев-близнецов.
Третья история о дождевом червяке выстроена по сюжету безупречно, только, боюсь, тема о полезности дождевого червяка уже несколько избита.
Четвёртая сказка самая объёмная в сборнике. Животные в деревенском подворье показаны живо и ярко, у каждого свои приговоры. Некоторое недоверие вызывает процесс перевоплощения нового фермера, возможно стоит углубить и усилить это место в сказке. И многовато разделителей-звёздочек для такого короткого сочинения - они здесь совершенно не оправданы.
В целом сборник хорош и заслуженно попадает в мой топ-лист.
Сказка, рассказывающая о повадках животных. Характеры персонажей показаны образно и хорошо. Кот Кузька живой и вызывающий симпатию герой. У сказки хорошая завязка, сцена знакомства кота и ежа отличная. Хитрый план кота вызывает только восхищение.
Но на фоне сильного начала хромает кульминация, а развязки как таковой и нету. А ведь сильные сюжетные ходы напрашиваются сами собой. Хитрость кота обязательно должна быть раскрыта, тем более в детском произведении. Причём раскрыта в довольно опасной ситуации, когда появляется живая змея, которую, как все окружающие полагают, кот должен победить. Но все заканчивается хорошо.
Рассказ, в котором дед рассказывает своему внуку сказку. Главные герои рассказа показаны хорошо, выписаны характеры, отличные диалоги. Однако эта сюжетная линия не закрывается автором. Надумал внук на спор добраться до скалы, но ничего нет о том, что он решил после дедушкиного рассказа. Иначе весь рассказ можно смело опустить, и оставить только сказку.
Всю вину за плохие поступки людей автор в сказке сваливает на звёзды. Которые на небосводе. И получается, что брат-близнец не виноват в братоубийстве. Это всё звёзды, которым стало скучно. По сказке в начале второй брат никаких амбиций не выказывает и, довольный жизнью, прожигает свою жизнь в пьянстве и развлечениях. И звёзды - очень удобный рояль в кустах - меняют его характер.
Нужно добавить итог, к которому пришёл мальчик после сказки, его решение. Возможно, тогда придётся расширить тему спора, по которому он согласился идти на скалу. И однозначно убрать рояль. Возможно, звезды и имеют влияние, но переносить всю ответственность на них не стоит. Сказка ведь интересная.
Сборник из шести коротких сказок. Первые пять, скорее, написаны в жанре притчи. Шестую сказку можно назвать познавательной, если опустить аллегории. Возможно, жанр притчи сильно давлел над автором, поскольку язык в произведениях получился несколько громоздким. Неплохо было бы пригладить текст, сделать его легче для чтения.
"Егоров лес" - сказка-притча о человечности, о взаимоотношениях и взаимозависимости человека и природы. "Лиса и мышонок" - анималистическая сказка, только получилось несколько двусмысленной излишняя любовь мышонка к сладкому, ведь именно она в итоге позволила мышонку избавиться от смертельной опасности.
"Лев и блоха" - анималистическая сказка, вот только о чём? О том, что друзей нужно заводить с осторожностью или о том, что одиночество - извечный крест лидера? "Верблюд и змея" также написана в жанре анималити, только перебор с описаниями пустыни и лирическими отступлениями для такого короткого произведения. И, последняя сказка, "Тучи" - самая легкая и весёлая сказка в сборнике.
Сборник из двух сказок, которые объединённых общим героем - богатырём Гришей. Очень хорошие и приятные сказки, с выверенным сюжетом. В первой сказке особенно порадовал дракон, оказавшийся довольно добрым созданием. Без лишних замечаний заношу в свой топ произведений конкурса.
Сборник из 4-х сказок в жанре анималистического фэнтези, объединённых общностью места действия и персонажами. Возник вопрос, отчего граждане, а не просто жители? Ведь "граждане" предполагает некую официальность, по сути - это канцеляризм.
Сказки написаны лёгким языком, персонажи живые, диалоги хорошие. С выражением "долго ли, коротко ли" - явный перебор в связи с его специфичностью, всё-таки сказки авторские, а не стилизованные под народные. Сюжеты сказок оригинальны и, кроме первой сказки, хорошо выстроенные.
Сначала несколько мелких замечаний. Упоминается, что у медведя неудобные для письма лапы. Если исходить с этого посыла, то у всех лесных жителей лапы, по сути, неприспособленные для письма. Нужно перефразировать, что лапы большие, а потому неудобные для письма. Акцентируется внимание читателя, что совы бодрствуют по ночам, но ответа на этот вопрос автор не даёт. В таком случае можно было просто обойтись упоминанием факта ночного бодрствования, без дополнительного привлечения внимания.
В первой сказке есть логическая нестыковка. Загадка с дырками в письмах совершенно не заинтересовывает ёжика, хотя, как почтальон, разносящий письма, он должен был озадачиться в первую очередь. И ежик начал бы придумывать и врать об отметинах, если он до этого знал или сам был виноват в этих отметинах.
В последней сказке, рассказывая о мудрости совы, достаточно было упомянуть факты помощи жителям леса в одном абзаце, а не вставлять полностью диалоги. Ведь всё это читатели уже читали в предыдущих трёх сказках.
Если пропустить первую сказку, то сборник можно смело заносить в топ конкурса.
Волшебная сказка, стилизованная под народную. Хороший сюжет, образный язык. Тайна загадочного старика служит хорошей движущей силой сказки. Думаю, совершенно лишнее первое предложение. Или нужно еще одно предложение аналогичного характера - итоговое, в конце.
По логике произведения возникает небольшой вопрос в тот момент, когда кузнец вдруг начинает видеть истинное лицо старика, хотя до этого не видел. Как этому смог способствовать уголёк?
Сказка, безусловно, заслуживает топа.
Сборник из двух сочинений, связанных общим персонажем - девочкой Тасей. Но, что в первом, что во втором произведении, девочка не является главной героиней. Первая история - сказка с одушевлёнными предметами. Вторая - обычная история из жизни детей.
В "Тасиных сапожках" начало хорошее, однако далее конфликт, движущий сюжет, размывается перебранкой двух героев сказки, которая длится добрую половину сказки и которая довольно быстро наскучивает. Вряд ли стоило настолько растягивать их словесную перепалку. Задумка использования прохудившихся сапог очень хорошая, но не показано явное огорчение девочки по поводу того, что любимая обувь испортилась.
В "Тасиной сказке" нет конфликта, движущего сюжет. Само сочинение создаёт впечатление неоконченности, поскольку девочка Марина, один из главных героев, в момент кульминации исчезает со сцены и в развязке не участвует. А ведь сказка придумана ею, и она обязательно должна увидеть/оценить то, что сделали со сказкой самовыдвинувшиеся соавторы.
Другой большой минус второй истории в том, что сказка и собственно история никоим образом не взаимосвязаны, никак не перекликаются ни сюжетами, ни характерами героев.
Сборник состоит из девяти коротких историй в жанре анималистического фэнтези, связанных общим героем - Зайцем. Первая история "Как Заяц в школу опоздал" сюжетно выстроена правильно, но я бы отметил некоторую слабость кульминации. Мало определить, что облака всегда на что-нибудь похожи, возможно, стоит добавить ещё фантазий на тему, но для такой короткой истории не обязательно.
История "Как Заяц по ягоды ходил" не имеет сюжета как такового, скорее, это всего лишь зарисовка. Историю можно смело убрать из сборника. Сказка "Как Заяц научился умываться" самая лучшая в собрании, в ней есть сюжет, есть мораль и интересно читать.
В четвёртой истории "Про время" автор поднимает очень сложный и интересный вопрос, однако своего ответа на него автор не даёт. История рассчитана на то, что читатель уже знает ответ, а, следовательно, сочинение теряет главное - смысл.
Следующая история "Как Заяц заболел" тоже хороша. Автор устами Зайца так же, как и в прошлой истории, поднимает важные вопросы, однако в этот раз читатель получает ответ. Правда, есть два замечания. Неверно оформлена прямая речь - в одном абзаце. Мама потрогала ему лоб. - Слишком ты веселился, - сказала она, уложила Зайца в постель и побежала к Ежихе за горькой лопуховой настойкой. Прямая речь должна выделяться в отдельный абзац. И после фразы слишком ты веселился возникает ложное следствие, что Заяц заболел из-за того, что слишком веселился.
Основой для истории "Подорожечка" послужила известная народная присказка, где фигурируют разные животные. При переносе присказку в мир анималити возникают интересные аллюзии, которые и использует автор. Сюжетная канва выстроена в общем верно, только непонятно окончание истории, с односложными ответами Зайца. Зачем все эти "Угу" и что они означают? Если убрать последний диалог, рассказ только выиграет.
История "Снеговик" довольна странная. Не тем, что вылепленный главным героем Снеговик оживает, а тем, что этот Снеговик оказывается вечно жалующимся созданием, требующим постоянного ухода. Но и эта сюжетная линия не приводит рассказ к логическому концу. Снеговик вполне ожидаемо растаял, однако у читателя осталось после прочтения только недоумение.
"Лунный заяц" - небольшая и любопытная зарисовка. История "День рожденья Зайца" также одна из лучших историй в сборнике наряду с отмеченными мною ранее. Сюжет довольно банален, но мощный итог, поставленный автором, поднимает рассказ на хороший уровень.
Эта сказка, вообще говоря, не детская, поскольку в ней почти нет никакого действия и очень много аллегорий. Очень невнятный сюжет. Сочинение ведётся от лица фокального персонажа, однако несколько раз автору не удаётся удержать его. В сочинении чересчур много описаний даже для рассказа для взрослых. Возможно, диалоги большей частью предназначены, чтобы перемежать эти описания, но они довольно искусственные - живые персонажи так не разговаривают. Да и перебранка сверчка и девушки - переливание из пустого в порожнее.
Сборник сказок в жанре анимастилического фэнтези, объединённых общим главным героем - вороной Клотильдой. В сборник вошли четыре произведения, написанные хорошим языком и с отличными выверенными сюжетами. Ни одна из сюжетных линий в представленных сказках не оставлена автором открытой. Каждая история поучительна, причём без навязчивых нравоучений.
С удовольствием добавляю сборник сказок в свой топ-лист.