Аннотация: Дьякон РПЦ МП А.Кураев, естественно, поддержал атаку "коричневых" на Знамя Мира.
А ДЬЯКОН КУРАЕВ - ПРОТИВ!
Статья православного богослова дьякона А.Кураева, включившегося в дискуссию вокруг инициативы депутата Госдумы А. Крутова - убрать Знамя Мира из фойе Госдумы, - озаглавлена вполне по-кураевски: "Может ли быть "Знаменем Мира" Знак, вызывающий перепалку?" http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=37148
Ответить ему можно было бы в том же духе: "Может ли быть Именем Бога Имя Иисуса Христа, вызывающее перепалку среди православных?" (См. ожесточенные споры между т.н. староверами, произносящими это Имя как Его Пр. Сергий произносил - "Исус" и никонианами (РПЦ МП - церковь д. Кураева), произносящими его как "Иисус"; а так же споры вокруг "имеславия").
Но мы пойдём другим путём. Мы ответим ему по существу.
Итак, в данной его статье налицо три приёма, которыми всегда пользуется этот церковный просветитель.
Первый - низкая оценка своей аудитории, - то, что он пишет, рассчитано на невежд в символогии.
Известно, сам дьякон связывает Знак Знамени Мира с вездесущим масонством. Ему отвечают: "Мы находим его изображения на православных иконах XVI - XVII веков, где этот Знак изображен на епитрахилях таких православных святых и церковных иерархов как Преподобный Сергий Радонежский, Ферапонт Белоезерский, Арсений Комельский, Феодосий Тотемский, Леонтий Ростовский, Зосима и Савватий Соловецкие, Василий Великий. Н.К. Рерих взял этот Знак с рублёвской Троицы. Выходит дело, масонство проникло в самое сердце православия?"
На что дьякон в данной статье возражает: "Это просто часть орнамента, подбираемого художником по своему вкусу, а не ради выражения какой-то подробности христианской веры".
Но иконописцы в своей работе, которая для многих из них была иноческим послушанием, не могли безоглядно следовать своему вкусу, икона для них, прежде всего, - святыня, к изготовлению которой надлежит подходить соответственно. С особенным же тщанием и разбором надо выбирать символы, изображаемые на епитрахилях святых.
Место епитрахили в символике священнических одежд православия - центральное. П.А. Флоренский пишет: "Чтобы понять символическую природу одежд, надо обратиться к той из них, которая рассматривается как типическая представительница. А за таковую можно признать ту, без которой не может быть священнодействия: это непременное условие литургического действования есть епитрахиль. Из неё, как из листа в гётевской метаморфозе растений, образуются все прочие одежды. И потому молитва, произносимая при облачении в епитрахиль, должна быть ключом к символике одежд... Иными словами, - епитрахиль знаменует самую священническую благодать - в Ветхом Завете не рукоположением, а излиянием мира... Этою заменою видимого знака таинства другим знаком уже открывается мистическая равносильность двух знаков (священного умащения миром и руковозложения - Г.Я.), а следовательно, и сродство их в плоскости символизма. (...) И теперь мы снова можем вернуться к основному облачению - к епитрахили, одевая которую мы говорим как если бы на нас в это время изливалась миром благодать, "сходящая на браду, браду Аароню и на омёты одежди его", т.е. окутывающая с головы до ног". П.А.Флоренский. Сочинения. ФН т. 133, стр. 249-251.
Ясно, что изображение на самом, скажем, магическом из одеяний православного священника - епитрахили, - не может быть случайным капризом художника, просто частью орнамента, подбираемого художником по его вкусу, а должно быть и есть одним из главных символов православия - в данном случае - символом самой Троицы.
Средний читатель может не знать этого, но дьякон, профессор Свято-Тихоновского Православного Института А. Кураев - знает, конечно. Сознательно апеллирует к невежеству.
Еще пример. Дьякон пишет: "Одно и то же слово или символ получает совершенно разное толкование в зависимости от того, для кого это толкование предназначено..." Рериховцы, же: "...сознательно пролагают себе дорогу через эту двусмысленность".
Символы - многозначны, Флоренский пишет о таком символе как слово "берёза": "... по самому существу дела душу слова невозможно исчерпать хотя бы приблизительно. Она есть всё то, что осадилось с течением веков на внешней форме, хотя и не оставляя вещественных или иных извне оставляемых следов. Тут осело то, например, что думал о берёзе первобытный человек, т.е. как о живом существе, дриаде или гамадриаде, со всеми мифами, случаями, воспоминаниями, в которых принимало участие белоствольное дерево. Но сюда относится так же и то, что думает о нём ботаник в связи с классификационным местом Betula alba L., в связи с представлением о ней биолога как о растительном организме, состоящем из клеточек, сложенном определёнными тканями, растущем, дышащем, питающемся и размножающемся по определённым законам, распространённым в определённых лесных сообществах, с определённою ботанико- географическою характеристикою и т.д. и т.д., причём имеется в виду вся совокупность научных знаний и проблем, прямо или косвенно сделавших своим предметом это дерево. Далее, ... это мысль о берёзе и образы её в сознании художника, припоминающего произведение, где изображена берёза, свои собственные художественные замыслы около неё и т.д. Ещё, это - воспоминание причастного к словесности, когда он сопоставляет вокруг занимающего нас слова отрывки народной поэзии и другие словесные произведения, затрагивающие берёзу, а так же лингвистические соображения об этом слове и его исторических судьбах, хотя бы, например, вроде излагаемых сейчас. Ещё, это - мысль философа или богослова, когда в берёзе предчувствуется им символ Мировой Души, и т.д. и т.д." (П.А.Флоренский. Сочинения. У водоразделов мысли. М., 90, стр.238-239)
Что же можно сказать о таком символе, как Знак, который Н.К. Рерих выбрал как основу для своего Знамени Мира?
"Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдёте то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. А знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны . Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несёт тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знамёнах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарном орнаменте тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих". (Н.К. Рерих. Листы Дневника. М.,95, т.2, стр. 206.)
Этот символ триединства, почитается всеми людьми со времён каменного века! Какие пласты смыслов собраны вокруг него? Совершенно естественно, что, раскрывая символику этого Знака, "рериховцы" приноравливаются к конкретной аудитории. Как же иначе говорить с людьми? Даже такую совершенно обязательную норму общения - стремиться говорить языком, понятным собеседнику, А. Кураев ставит им в упрёк, как "излюбленный приём недобросовестных рекламщиков, миссионеров и дипломатов". По себе судит.
А вот пример подтасовки, второго из любимых приёмов этого просветителя: "Космос" оккультистов (так без всякого на то основания он называет Рерихов - Г.Я.) - это совсем не космос Гагарина и Королёва, а совокупность "духов".
Ну, во-первых, не будучи Гагариным или Королёвым, откуда дьякон может знать, какой из пластов символа "Космос" был ближе тому или другому? Говоря о близости Гагарина к Н.К. Рериху, мы можем процитировать отрывок из бортжурнала корабля "Восток - 1": "Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха".
Любой мало-мальски культурный человек понимает, как многозначительно то, что 12 апреля 1961 года, находясь на пике своей жизни, в точке, венчающей многовековые усилия всего своего народа, Ю.А. Гагарин вспомнил именно имя Н.К. Рериха, а не какое-либо другое имя.
Любой мало-мальски культурный человек так же знает, что не только Рерихи воспринимали Космос как нечто одухотворённое.
"Различными путями мысль приходит всё к одному и тому же признанию: идеального сродства мира и человека, их взаимо-обусловленности, их пронизанности друг другом, их существенной связанности между собой. (...) Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; мир есть раскрытие Человека, проекция его. Эта мысль о Человеке как микрокосме бесчисленное множество раз встречается во всевозможных памятниках религии, народной поэзии, в естественнонаучных и философских воззрениях древности. Она же - один из основных мотивов поэзии всех стран и народов и во всяком случае коренная предпосылка лирики. (...) Мир - как большой Человек - это представление одна из самых распространённых мифологем человечества во все времена. К каким бы народам мы не обратились: полинезийцам, готтентотам, бушменам и другим племенам вне русла культуры общей, или к наиболее одарённым представителям этой культуры, всегда и везде находим мы одно и то же уравнение мира и человека. (...)
У гностика Валентина было поэтическое учение о происхождении мира от павшей из недр Плиромы Ахамот; море - это слёзы Ахамот, заря - её улыбка и т.д., учил Валентин. Излагая это учение, святой Ириней Лионский подсмеивается над гностиками; но напрасно: ведь это учение есть аналог учения апостола Павла о Христе как втором Адаме, а кроме того, имеет себе в церковной письменности и прямые параллели... (...) Обширная церковная традиция ведёт эту мысль об аналогии и взаимоотображении мира и человека на протяжении столетий, и достойно внимания, что ни в одном, а в разных местах и сочинениях один и тот же Отец Церкви и церковный писатель излагает эту мысль, то есть, другими словами, что не случайным привеском появляется она у него в совокупной мысли. Для примера назовём хотя бы имена святых Григория Нисского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Исидора Пелусиота и др., чтобы пояснить, насколько велик коэффициент авторитетности этого предания". ( П.А. Флоренский. Сочинения Ф.Н. т. 128, стр. 440-447).
Так что, глумясь над Рерихами, признававшими одухотворённость Космоса, (Макрокосма), дьякон глумится над учением своей же Церкви.
Или вот ещё он "разоблачил огнепоклонство" Рерихов: "Культура рериховцев - это не библиотеки и музеи, а "почитание Огня".
Во-вторых, - Огонь, как всем известно, - это один из символов Божества Библии - Священного Писания христиан, в том числе и православных. Ну а во-первых, стремление к постижению сути культуры, не сводящейся к простой сумме "вещей" - библиотек, музеев и т.д. проявляли не только Рерихи, но и другие великие люди.
"...на земле самым ярким выразителем энергии является лицо человеческое. Лицо человеческое и есть предмет истории, и всё ради него и из него совершающееся, в противоположность совокупности вещей, природе.
Но в чем же проявляется человеческая личность? Что служит характерным выражением человечности? Если природою мы называем совокупность вещей,..., то совокупность энергий называем мы культурой". (П.А.Флоренский. Сочинения. ФН т. 129, стр. 21).
Как видим - сближения таких понятий как "Огонь", "энергия", "Культура" - и допустимы и уместны в пространстве русской культуры. Или ученый дьякон не знает этого, или делает вид, что не знает, и то и другое делает этого ученого в пространстве русской культуры - неуместным.
Третий (после "замалчивания существенного" и "подтасовок"), но первый по частоте использования, - из любимых приёмов дьякона А.Кураева - это ложь.
Вот он пишет: "Известны ли попытки рериховцев поддержать те или иные не от них исходящие общественные, церковные, или государственные усилия по защите культурных ценностей в современном мире? Нет, их голос слышен лишь тогда, когда речь идёт об их узкокорпоративных святынях... Гибель косовских церквей так же не вызвала никакой реакции рериховцев".
Вот пункт 14 резолюции конференции, проведённой международным Центром Рерихов в Москве 11 октября 1999 года: "Поддержать обращение российского фонда культуры и МЦР в Организацию Объединённых Наций с предложением о создании Комиссии экспертов под эгидой ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы в целях определения ущерба, нанесённого культурному наследию Косово и Мехотии в период конфликта в Югославии, и выработки предложений по оказанию помощи в восстановлении разрушенных исторических памятников". ("Новая эпоха". N4 (23), стр. 106).
Отметив - дьякон Кураев остаётся верным своим приёмам, верным себе, - обратимся к сути разбираемого дела.
Дьякон пишет: "Вот и Знамя Мира имеет несколько толкований. По одному из них оно должно обозначать особо ценные культурные объекты во время войны. Идея хорошая".
Здесь дьякон предельно сужает идею Знамени Мира, чтобы ему, с его узким подходом, можно было "оспорить" её...
(На самом же деле, эта идея вот в чём: "Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей прежде всего заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество. Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных. От начальной школы и до всех общественных проявлений человек должен усваивать ясное представление о значении искусства и знания. Как Тебе ведомо, такое пикториальное (художественное - Г.Я.) воздействие является одним из самых убедительных и запоминаемых. Таким образом, если школьники от своих первых же дней усвоят значение и Красного Креста Культуры, то в конечном счёте произойдёт и сдвиг сознания". (Н.К. Рерих. Листы Дневника. М., 96, т. 3, стр. 610).
... Ну и дальше, молодец-дьякон расправляется с тем, что он преподнёс читателю как идею Знамени Мира.
Во-первых, не эффективная. Приводит в пример, как подписавший Пакт Рериха президент США Рузвельт отдал приказ бомбить монастырь Монте Кассимо, в чем не было никакой военной необходимости. Этак и Нагорную проповедь можно признать неэффективной - сколько преступлений в истории творилось именем Христовым, Его "последователями", т.н. "христианами"? В том числе и священнослужителями РПЦ МП.
Во-вторых идея маркировать здания флагами неосновательна. Кто мол в пылу современного боя его заметит? Так может быть и Красный Крест с крыш современных военных госпиталей убрать?
В-третьих, защита самими рериховцами культурных ценностей очень уж избирательна. Ну, эта ложь уважаемого пастыря уже опровергалась.
В-четвёртых - зачем этому Знамени висеть в Госдуме? "В Москве что - идёт война?", - осведомляется дьякон. Не только в Москве, но и в Беслане, и в других города России, а так же под землёй и в воздухе сегодня идёт война. Для того, чтобы напоминать депутатам о необходимости обороны всего драгоценного, чем живо человечество в этой войне, - почему бы этому Знамени в Госдуме не висеть?
Особенно резво дьякон пишет об "энергетике" Знамени Мира, он напоминает нам о "фетишизме", - "вере в то, что реальныё предмет может быть нагружен духовной силой, отводящей опасности и приносящей удачу".
Что же, все мы "фетишисты", в той мере, в которой повинуемся знакам, регулирующим уличное движение. Скольким из нас это сохранило саму жизнь, а у скольких пренебрежение этими знаками эту жизнь отобрало? Если такая энергетика у символов введенных совсем недавно, (что такое сто лет в истории человечества), то какая же энергетика должна сконденсироваться у символа известного с каменного века?
Такие понятия как "символ" и "энергия" неразделимы. Символ (по Флоренскому) - "это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, большее его, и однако существенно через него объявляющееся".( П.А. Флоренский. "У водоразделов мысли." М., 1992, с.287.)
Символы, являют нам истинную реальность - инобытие. Символ - "это сущность, чья энергия, сращенная или, точнее срастворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет таким образом в себе эту последнюю." ( Там же, с 287.)
Эти, символизируемые общепризнанными символами, бесценные сущности пребывают в платоновском Мире Идей. А Троица, которую символизирует символ троичности, о котором мы говорим, - над этим Миром. В символах инобытие входит в нашу жизнь, создавая новую реальность, двуединое энергетическое явление, мост или поток между разделенными мирами. Дьякону ли об этом не знать?
Всё он прекрасно знает, и понимает, - на ЧТО руку понимает. Но не может он остановиться.
Лучше всех о врагах Знамени Мира сказал сам Н.К. Рерих. Послушаем его: "Каждый день газетные листы пестрят самыми постыдными для человечества сообщениями.
В то же время какие-то невежды продолжают шептать: "Если и Красный Крест был неуважаем во время минувшей войны, то Знамя охранения Священных Сокровищ Культуры тоже не будет почитаемо". Какое глубокое и косное невежество может изрекать эти вредные слова. Всё равно, что если бы кто-то сказал: "Если существуют убийства, то к чему все заповеди и законы против этого преступления".
Лишь тёмный сатанинский ум может прельщать людское мышление, чтобы оно перестало заботиться о всём том, чем жив дух человеческий. Существуют такие бездны тьмы, откуда проистекают все темно-прелестнические шепоты о том, что всё облагораживающее, вдохновляющее и возвышающее человеческое сознание не нужно, несвоевременно, неуместно. Точно бы человечество готовилось вернуться к каким-то звериным временам.
Такие злошептатели и разлагатели, конечно, прежде всего сами являются участниками кощунственных, невежественных разрушений. Тот, кто сомневается в действенности доброго порыва и добротворчества, тот уже сам становится содеятелем этих тёмных сил. Каждый сеятель сомнения уже сеть сотворец зла. Сколько злобных и невежественных попустительств сотрудничало в уже совершенных и непоправимых злодеяниях. Не только те, кто фактически разрушал бесценные мировые сокровища, но и те, кто мысленно тому попустительствовал, все они сотрудники в том же позорном деле.
Когда кто-то шепчет, что несвоевременно думать о защите Культурных Ценностей, тогда тот или слеп или злонамерен.
Где же Симонов монастырь, где же собор в Овьедо, где же Шанхайская библиотека, где же старый Реймс, где же то множество незаменимых наслоений священной древности, которое было сметено на наших глазах среди так называемого культурного века? Почему же в Лувре на "Анжелюссе" Милле навсегда остались позорные дикие порезы? Ведь не полчищами Атиллы они нанесены? Ведь не вандалы и геростраты выразили в них свою звериную свирепость!
Почему-то эта невежественная свирепость должна проявляться на всём лучшем?" (Н.К. Рерих. Листы Дневника. М.,95, т.1, стр. 51-52)
Назовём хотя бы некоторых друзей Пакта Рериха, друзей Знамени Мира. Рабиндранат Тагор, Метерлинк, король Югославии Александр, король Бельгии Альберт, митрополит Платон, кардинал Бурна, архиепископ Иоанн. Пуанкаре, Масарик, маршал Лиоте, атаман Богаевский. Академики Лихачёв, Яншин, Раушенбах. Всех разве перечислишь?
А вот дьякон Кураев, - против!
Кураева многое связывает с Думой. Этот профессор Свято-Тихоновского Православного института, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, видный православный миссионер, проповедник, богослов и философ одно время ходил в помощниках депутата от ЛДПР полковницы МВД Н.В. Кривельской. Той, которая 5.12.97 предложила на рассмотрение депутатов Госдумы постановление "о религиозной экспансии на Дальнем Востоке южнокорейских религиозных организаций". Там со ссылкой на экспертов Миссионерского отдела Московской Патриархии дана была "информация" о распространении китайцами искусственно выведенного венерического заболевания, вылечить которое с помощью отечественных препаратов невозможно. "Как выяснилось, у китайцев иной состав крови, и для них эта венерическая болезнь безопасна, то есть они являются только носителями и распространителями ее",- разъяснила этот силовик. (Александр Владимиров. В поисках Православия. М. 2001, стр. 261-262.) Она же охарактеризовала Знамя Мира как "аурические яйца космических махатм". (В связи с чем уместно вспомнить еще один излюбленный приём православного миссионера дьякона А.Кураева - бравирование цинизмом. В разбираемой статье он приводит это высказывание полковницы МВД, включающее священное понятие для миллионов и миллионов индусов - "Махатма". Там же он приводит высказывание депутата Госдумы Е.Ю. Логинова о Знамени Мира: "Это флаг первой брачной ночи, позорище Госдумы")
ЛДПР, "Родина", РПЦ МП - эти общественные организации работают с контингентом определённой "энергетики". То, что дьякон Кураев ходил в помощниках депутата от ЛДПР - закономерно.
Давно говорится о связи православных фундаменталистов с фашизмом. А.Кураев без устали распространяет измышления о "сатанизме", "антихристинстве" Рерихов, об их участии в мифическом всемирном масонском заговоре, но не он придумал этот вздор.
Его автор В.Ф. Иванов - известный в 30-е годы харбинский пьяница и хулиган, бывший Премьер-министр марионеточного Временного Приамурского правительства (1920 - 1921), ставший адвокатом. Автор скандально знаменитой книги "Православный Мир и масонство", написанной в жанре разоблачения "жидомасонского заговора". Активный пропагандист фашистских идей, чьи брошюры издавались на немецкие деньги в немецком издательстве. Выполняя заказ немцев и японцев по систематической дискредитации всех выдающихся русских деятелей, он клеветал в них на А.В. Суворова, М.И. Кутузова, А.С. Пушкина, Н.К. Рериха и других. Читал публичные лекции о желательности японской гегемонии в Сибири. Так что православные пастыри, желающие очернить имя светлого русского гения и великого патриота Родины Н.К. Рериха, распространяют измышления о нем агента немецких фашистов и японских милитаристов. Налицо прямая связь мракобесов от православия с фашизмом.
Так что поддержка этим дьяконом РПЦ МП инициативы депутата А.Н. Крутова от фракции "Родина", руководителей которой некоторые называют "коричневыми" - закономерна.
22.12.2004 года А.Н. Крутов выступил с призывом убрать из Госдумы Знамя Мира, а через месяц, 24 января 2005, 20 депутатов Госдумы РФ от блока "Родина" и КПРФ призвали Генпрокуратуру запретить иудаизм. Они призвали Генеральную прокуратуру официально возбудить дело о "запрете в нашей стране всех религиозных и национальных еврейских объединений как экстремистских". Соответствующее письмо направлено Генеральному прокурору России. ( http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=30227&cf= ) В письме они утверждают, что "еврейская религия - антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств. Многие случаи этого ритуального экстремизма были доказаны в суде". Текст этого обращения опубликован в газете "Русь Православная".
Инициатором этого запроса стал депутат фракции "Родина" и главный редактор журнала "Русский Дом" А.Н. Крутов. Депутаты требуют от прокуратуры проверить деятельность еврейских религиозных и национальных организаций. "Смеем Вас заверить, господин Генеральный прокурор, что по этим вопросам во всем мире существует большое количество общепризнанных фактов и источников, на основании которых можно сделать бесспорный вывод: отрицательные оценки русскими патриотами типичных для еврейства качеств и действий против неевреев соответствуют истине, причем эти действия не случайны, а предписаны в иудаизме и практикуются два тысячелетия. Таким образом, инкриминируемые патриотам высказывания и публикации против евреев являются самообороной, которая бывает не всегда стилистически правильна, но оправданна по сути", - говорится в письме "русских патриотов" к генеральному прокурору РФ.
По мнению народных избранников, все антисемитские инциденты в мире и в России, в том числе взрывы в синагогах и осквернения еврейских кладбищ, за последние несколько лет "устраивают сами евреи". "Множество антиеврейских акций во всем мире постоянно устраиваются самими евреями с провокационной целью, - чтобы применить карательные меры против патриотов", - говорится в подписанном депутатами документе. Также в документе, опубликованном газетой "Русь Православная", говорится, что "весь демократический мир сегодня находится под денежным и политическим контролем международного еврейства".
Выступая на торжествах, связанных с 60-летием освобождения нашей армией Освенцима, В.В. Путин заявил, что ему стыдно оттого, что в России поднимает голову фашизм...
Самые мрачные силы истории восстают против света Культуры.
Кто предал анафеме Л.Н. Толстого?
Кто предал анафеме самих Рерихов?
(В 1994 году это сделал Архиерейский собор РПЦ МП. Посмертно.)
Чем же завершить эти заметки о взаимоотношениях РПЦ МП с Культурой? Разве что этим:
"В XVIII и XIX веках древнерусская икона... была по многим причинам не в фаворе, и даже более того - подвергалась гонениям. Она слишком много напоминала новаторам древнеправославные догматы, а потому старинные иконы уничтожались, из храмов выкидывались, у старообрядцев отбирались и складывались на чердаках, колокольнях, в подвалах и погребах, где от сырости, птиц и других причин гибли, а храмы заменяли древние иконы новыми, по большей части бездарными произведениями современного иконописания.
Мне вспоминается один ужасающий пример вандализма в конце прошлого столетия. - Продолжает знаток икон С.П. Ряпушинский. - В самом центре Москвы сторожа церкви 12 Апостолов в Кремле, в подвале которой были сложены древние иконы, в 1896 году кололи их на дрова и топили ими печи".
(Общество "Икона" в Париже. М - Париж, 2002, т.2, стр. 156.)