Аннотация: О творчестве,о добре и зле и поисках истины.
Путь к Истине, или Творчество - путь к богу и себе.
Несколько лет назад у меня родилась идея написания цикла статей- диалогов с интересными людьми нашего города. Суть замысла состоял в том, чтобы в живой беседе попытаться ответить на некоторые вечные, "проклятые" вопросы, а также поразмышлять о времени, в котором мы живём, о прошлом и будущем, о ситуации в мире, стране, области, городе, о том, что тревожит и мучает современного человека.
Мне хотелось встретиться с руководством области и города, депутатами областного и городского совета, известными учёными, писателями, художниками, актёрами, режиссёрами и журналистами. Не менее любопытными мне представлялись встречи с никому неизвестными, но яркими, самобытными и творческими личностями, которыми богат наш город.
Истиной единолично не владеет никто. Казалось, что в этих задушевных разговорах, могут кое-где проявиться её проблески...Так получилось, что первым собеседником оказался известный омский писатель М.
Это была моя вторая встреча с М. Я принёс ему свои рассказы. Незаметно разговор отошёл от рассказов и почему - то коснулся бога и жизни после смерти. Я увидел, что его волнует эта тема. Интересовала она и меня.
- А как Вы относитесь к богу и проблеме жизни после смерти? - спросил я.
- Я не могу сказать, что точно знаю. Я и сейчас нахожусь в поиске. В детстве был крещён. Потом прошёл обычный в то время путь: пионер, комсомолец, коммунист. Сейчас сошёлся с очень интересными людьми с высшим образованием, верующими. Читал религиозную и философскую литературу. Во всех религиях есть вера в высшую силу. А после смерти душа отправляется в небесные сферы. Здесь я согласен с Даниилом Андреевым. Вы читали "Розу мира"? Ведь он это всё пережил. Десять лет сидел в тюрьме. Даже тюремщик после его смерти собрал в мешок все его бумаги и передал родственникам. Меня поражает религиозная нетерпимость. Один мой знакомый стал священником. Но когда услышал о "Розе мира" приказал её сжечь. У меня никогда не будет доверия к такому посреднику между богом и людьми. Не нравится тебе, зачем же лишать меня духовного наслаждения!?
- Итак, я понял, что вы верите в бога, а как же индивидуальное сознание после смерти?
- Сейчас, даже многие учёные, научно доказали существование торсионных, информационных полей, вывели формулу души. После смерти мы остаёмся в духовном пространстве в памяти людей, а кроме этого душа продолжает жить на другом уровне.
- Я недавно перечитал Ваш рассказ и повесть в "Складчине". Интересно, что главный герой рассказа в бога не верит, а больше надеется на свою голову, руки и себя.
- Так всегда в православии было. У Матвея всё равно есть нечто связывающее его с богом, что-то подсознательное. Он не поддался, когда организовали колхозы и всех превратили в рабов, а ушёл на вольный промысел.
- Как в исламе: на аллаха надейся, а верблюда привязывай?
- Да, да.
- А в повести я нашёл интересные параллели со своей реальной жизнью. Там один из героев занят созданием системы мироздания. Так вот, у меня есть знакомый, который всю жизнь занимается этим. А сейчас на пенсии купил компьютер и печатает труд всей своей жизни. Другой знакомый изобрёл новую науку на стыке психологии, психотерапии и лингвистики. Третий прибыл в наш город в восьмидесятилетнем возрасте, в кирзовых сапогах, в пиджаке с орденскими планками. Он создал новую науку обучения творчеству, виденику. Будучи на пенсии, ездил по городам и весям и бесплатно обучал тех, кто хотел познакомиться с его идеями. Понятно, что многие ректора вузов и заведующие кафедрами его отфутболивали: ведь встречают по одёжке. Но он не унывал и всё равно находил заинтересованных людей. Так в нашем городе нашлось несколько групп, и он работал с ними две недели.
- Вот такие люди действительно ищут истину, творят, двигаются к себе и это главное.
- Когда человек творит, ведь он уподобляется богу. Он создаёт новый альтернативный мир. Это мир Бальзака...
- Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова... Конечно он самовыражается.
- И ещё. В конце вашей повести главный герой переживает необыкновенное чувство благодати от слияния с природой, людьми и вечностью. Я поразился тому, что в моей миниатюре "Подарок", человек испытывает нечто похожее от слияния с миром природы: с лесом, туманом, озером, собакой, приплывшей его спасать.
- В этом нет ничего необычного. Кроме нашего "я" есть ещё и нечто общее, что объединяет нас. Просто выражаем мы это по - разному.
Я подумал о том, что знаменитый психолог, основоположник культурно- исторической школы, Л.С. Выготский, говоря о психике (душе), подчёркивал её интерсубъектный характер. "Интер" означает "между". Не есть ли переживание благодати вхождение в контакт с коллективной душой? Может быть, тогда человек и начинает творить?
- А Вы когда начали писать?
- Первый опыт был еще, когда я учился в военном институте иностранных языков. Я написал рассказ, который одобрили Б.Полевой и К.Симонов. Но напечатать его сразу не удалось из-за упоминания о репрессиях тридцатых годов. Потом он был напечатан в журнале "Наш современник". У меня особая тропинка в литературе: я пишу о реальных людях, почти ничего не придумывая. Сюжет рождается в жизни. Написал немного. Хотя многие в то время, попадая в струю, строчили книги: Анатолий Иванов, Леонид Иванов и другие. Главное - то не массовость, не слава, не конъюнктура. Надо, чтобы человек сам захотел прочитать книгу.
- А как же быть, если искренне верили?
- То и плохо, что искренне.
- Что плохого в искренности?
- Беда в том, что всем без разбора верят слепо. У меня знакомая в секте пятидесятников. Веруют в живого бога. Жесткая секта. Но не то это: семью забросила, дети страдают...
- А с Шукшиным не доводилось встречаться?
- Нет. Но когда прочитал рассказы, поразился. Кажется, о чём пишет, вроде и ни о чём, язык простой. Смеёшься. А отложишь книгу, задумаешься.
- Я тут недавно задумался о фразе Достоевского. Помните, если бога нет, то всё дозволено? Предположим, что бога нет. Если бы человек жил один, то никаких проблем не было. Проблемы добра и зла, нравственности и безнравственности возникают, потому что мы живём вместе. Без бога нет абсолютных законов. Человек сам устанавливает законы. Ограничителем его действий является другой. И тогда: чтобы человеку достичь своих целей, он должен либо обмануть других людей, либо заинтересовать в добровольной помощи. То есть, человек либо действует честно (правдиво), у него слова с делом не расходятся, либо действует бесчестно, то есть лжет: говорит одно, а делает другое, не соблюдает договорённости, не держит слово. Вот здесь - то и появляется нравственность. Человек поступает безнравственно, если он для достижения своих целей использует других людей без их на то согласия.
- Всё, что вы говорите, давно имеется в религиях. Есть закон, божьи заповеди: не убий, не укради...
- Однако тут появляется любопытный парадокс. Помните, у Гегеля есть его знаменитая триада в мышлении: тезис - антитезис - синтез? Тезис - можно жить по закону данному тебе другими (Закон божий). Антитезис - можно жить по своему собственному произволу (делай, что хочешь, так как ты и есть бог). На деле, вероятно, люди заблуждаются и в том и в другом случае, хотя думают, что живут по разным законам. А ведь это две стороны одной медали. В первом случае закон навязан извне другими. Во втором диктуется своим "эго", детскими безответственными импульсами. И фактически, в реальности, получается жизнь не по закону (за две тысячи лет - пять тысяч войн, миллионы убитых). А настоящий закон - договор между людьми о том, как им честно жить друг с другом (синтез). Люди сами договариваются, ограничивая произвол и свой и других. Здесь, наверно, и пролегает граница между добром и злом. Добро - всё, что нравственно. Зло - всё, что безнравственно.
- Ну, мы это уже проходили. Так раньше было: люди жили без бога. Нечего есть и человек совершает преступления, ворует, употребляет наркотики.
- А сейчас-то то же самое. В принципе - то ничего не изменилось. Мы только что присутствовали при агонии кооммунистической ситстемы. Ельцин- последний коммунистический генсек. Видели, наверно, по телевизору эпизод со Степашиным: не так сели...
- Россия, как была в рабстве, так и осталась. У нас нет рынка. Вы сколько зарабатывете?
- Четыре.
- При настоящем рынке преподаватель вуза зарабатывает в пятнадцать -двадцать раз больше.
- Да. На западе бизнес - это то дело, которое ты можешь делать, принося пользу людям. У нас обман. Были в коммунизме, до капитализма не доросли, а сидим в дуризме. Возникает сакраментальный вопрос о том, как взаимодействовать с миром: созерцать его или изменять (преобразовывать, реформировать)? Восточный путь или западный? Похоже, что пора писать "Что делаьть-3?".
Мы смеёмся с М., и разговор переходит на проблемы культуры.
- А что творится с культурой? - горестно восклицает М.
- Всё захлестнула массовая культура. Всего столько много, что человек до истинных ценностей просто не успевает добраться. Ситуация аналогична тому, что происходит с физической пищей.
- Простой человек опять в проигрыше, как при советской власти: раньше не было книг, теперь нет денег на книги. И всё-таки, народ начинает, наконец, разбираться.
- Мне кажется всё же, что духовных людей сейчас очень тонкая прослойка, как слой масла на бутерброде.
- Я думаю иначе. Подсознательно мы все в боге. Духовность проходит через душу каждого. Жалко только поздно многое понимаем. Аркадий Кутилов, прекрасный русский поэт, так до сих пор и не похоронен.
- Вы сейчас рассуждаете как атеист. У религиозных людей главное дух. Тело тленно. Ошо (Раджниш) на своей могиле имеет надпись "Никогда не рождался и никогда не умирал". Кому нужна память: мёртвым или живым?
- Живым. Здесь нет противоречия. Я человек православный. В православии погребение - место, где можно человека вспомнить, очень важно. Ведь смотрите, как Аркадия Кутилова тянуло к творчеству. Негде жить, гоняют, сажают в тюрьму. Хорошо, что человек тянется к творчеству. Он идёт к себе. Вот недавно литературное объединение завода имени Баранова выпустило книгу. Как бы ни было плохо, этого не убьёшь.
- Законы физики, видно, преломляются в обществе. Природа не терпит пустоты: на одном полюсе нищета, на другом сверхбогатство. Если так пойдёт дальше, то нам уготован индийский путь: жить в материальной нищете, но в духовном богатстве.
- Скорее американский. Там очень религиозная страна. Но человек может раскрыть себя. У нас пенсионеры голодают, у них путешествуют, рисуют, сочиняют...
- Как же всё-таки вы ответите на извечный вопрос россиян "Что делать?"?
- У меня есть на него ответ. Но упаси меня бог навязывать, оценивать и выносить приговор...