Юхвидин Павел Анатольевич : другие произведения.

Волшебство двуцветных клавиш

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из откликов на серию концертов "Приглашают Вадим и Дарья Монастырские" в Од-а-Шаронской Фортепианной академии


   ВОЛШЕБСТВО ДВУЦВЕТНЫХ КЛАВИШ
  
   Вечером 10 ноября - в 19.30 - открывается новый, второй по счету сезон ежемесячных лекций-концертов в Фортепианной Академии Дарьи и Вадима Монастырских в Од-ха-Шароне.
   Профессор Иерусалимской Академии музыки имени Рубина Вадим Монастырский и его жена (и бывшая ученица по Петербургской консерватории) доктор Дарья Монастырская (степень Ph.D. - "доктор философии" - присуждается в Германии, где Дарья завершала свой докторат, гуманитариям, артистам и музыкантам) сами выступают в этих концертах, будучи пианистами высокого класса (Дарья, к тому же, комментирует программы на двух языках), приглашают к участию известных исполнителей и вовлекают в концертирование лучших учеников.
   "Так же, как и концерты минувшего сезона, вечера нынешнего года выстроены по монографическому принципу, то есть каждый вечер посвящен одному нетленному имени - рассказывает Вадим Наумович - При этом мы не придерживаемся строгой хронологии: как в прошлом году за шубертовским вечером последовал вечер музыки Шостаковича, а затем были листовский и шопеновский, так и в этом году вечера, посвященные музыке Доменико Скарлатти, Бетховена, Скрябина, будут свободно чередоваться".
   П.Ю: И они также будут не только рояльными, но и ансамблевыми? В прошлом году в ваших концертах участвовали скрипачи и виолончелисты, тубисты и флейтисты, игрались трио и квартеты...
   В.М.: И в дальнейшем будут ансамбли. Но ближайший, ноябрьский вечер - только фортепианный, клавирабенд. Его особенность в том, что главными участниками станут наши ученики, завоевавшие лауреатские звания на нескольких конкурсах. А программа включает имена трех композиторов разных эпох.
   П.Ю.: Видимо, это уже традиция такая складывается - год назад Вы также начинали ваш цикл русской музыкой двух столетий, XIX и ХХ-го.
   В.М.: Основную часть программы занимают произведения Фридерика Шопена - это альфа и омега каждого пианиста, источник неисчерпаемый, мир огромный, вечно новый, всегда современный. Шопен открыл это чудо:
   "Когда и правая и левая рука
   Чрез волшебство поют на клавишах двуцветных",
   как писал Бальмонт. И Шопена играют все участники концерта, учителя и ученики. Семилетняя Майя Тамир, получившая год назад особый приз на конкурсе Шопена и отмеченная на конкурсе Пнины Зальцман, исполнит шопеновское Largo espressivo. Пнина Зальцман - благословенна ее память - услышав игру Майи, тогда еще пятилетней, назвала ее очень большим талантом. Восхищался ее даром и Тадеуш Кернер, председатель жюри и глава Израильского шопеновского общества: "Чтобы такая малышка могла выстроить большую форму!".
   12 этюдов Шопена исполнит 17-летний Томер Гвирцман, 2-ю балладу сыграет 13-летний Нив Коэн, ученик Дарьи Монастырской. С ней вместе (она исполнит оркестровую партию на втором рояле) он сыграет 1-ю часть фа-минорного концерта Шопена. Томер Гвирцман сейчас учится в Иерусалимской Академии в классе профессора Арье Варди, продолжая также занятия и со мной. И Томер, и Нив удостоены первых премий на конкурсе Пнины Зальцман, они также лауреаты шопеновского конкурса и стипендиаты фонда Шарет.
   Откроет программу наша самая юная участница Майя Тамир до мажорной сонатой Моцарта, а завершаю я токкатой и фугой башкирского композитора Загира Исмагилова.
   П.Ю. Загира Гариповича мы знаем, в первую очередь, как композитора оперного, создателя национального башкирского музыкального театра. К роялю он редко обращался и сам почти не играл. Вот дочь его, композитор Лейла Исмагилова - я учился у нее в классе чтения симфонических партитур, - она прекрасно владеет инструментом.
   В.М.: Верно, Загир Гарипович пианистом не был. Но именно эта Токката, над которой композитор долго работал, - сочинение очень удачное, цельное, мощной экспрессии и подлинно виртуозное. Настоящее творение мастера.
   П.Ю. То, что Вы играете пьесу Исмагилова в канун его 90-летия - это случайное совпадение или задумано Вами намеренно?
   В.М.: Да, в самом деле, ведь Загир Гарипович - "ровесник Октября", чем он немало гордился. В Уфе в эти дни проводится фестиваль, посвященный Исмагилову.
   П.Ю.: Раз речь зашла об Уфе, то спрошу Вас и еще об одном совпадении. Когда Вы преподавали в Уфимском институте (нынче Музыкально-театральная Академия) - то каждый год 11 ноября Вы, вместе с Вашим коллегой и однокашником Игорем Лавровым устраивали клавирабенды, играя по одному отделению, в честь дня рождения Вашего педагога по Академии Гнесиных профессора Теодора Давидовича Гутмана. Помнится, шопеновские программы преобладали в этих вечерах. Не из-за того ли Вы передвинули на ноябрь ваш концерт, чтобы он состоялся накануне дня рождения вашего Учителя?
   В.М.: Да, 16 лет - все мои уфимские годы, мы играли с Игорем Лавровым (он сейчас преподает в Южной Америке) концерты, посвященные Теодору Давидовичу. А два года назад, в канун его 100-летнего юбилея, мы, его ученики, разлетевшиеся нынче по всему земному шару, дали в Москве большой концерт памяти Гутмана. Он был великий педагог и музыкант утонченной культуры, нейгаузовец (он и в самом деле ученик Генриха Нейгауза, причем один из первых, еще в Киеве) и по интеллекту, и по артистизму, дивно владевший тем самым бальмонтовским "волшебством пения на клавишах двуцветных". И мы рады посвятить наш вечер его памяти.
  
   ПАВЕЛ ЮХВИДИН
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"