Аннотация: Путешествие по призрачному миру шекспировских трагедий, перенесенных в другое время и иной мир.
Милостивый читатель, все несовершенства текста полностью на совести нерадивого автора, затратившего на него всего две недели. История была придумана и написана для летней фандомной битвы и дублируется здесь, потому что недолюбивший ее автор крайне рассеян и теряет уже не первый свой текст.
"По образу, но не подобию"
Теперь я точно знаю, что конец света - это не глобальный апокалипсис с миллиардами статистов.
В финале пьесы просто погасят свет, без поклонов и аплодисментов, этим все и закончится.
Глава первая: "Порвалась дней связующая нить"
- Ваш свиток с правдой о пяти свободах.
От неожиданности я взяла протянутый листок. Когда-то мне доставляло удовольствие отказываться от предложений, теперь мне редко что-то предлагают. Я давно стала невидимой для уличных зазывал и успела привыкнуть к этому состоянию. Девушка с листовками скрылась за углом, а я застыла посреди улицы, не зная, что делать с чертовой бумажкой. Уже почти решив выкинуть ее, я и сама не заметила, как развернула так называемый свиток, который оказался вырванной из книги страницей. Между напечатанными строчками теснились буквы, написанные от руки. Мне с трудом удалось прочитать первый постулат. Удивительно, как я еще не разучилась разбирать слова после того, как в моей жизни не осталось места для чтения. "Первая свобода - свобода одного от остальных", - ничего нового, нас учили этому с детства, но не со страниц заброшенных мною книг. Книги хотят от вас противоположного: им надо, чтобы вы несли ответственность хотя бы за себя. Открывая книгу, я снова и снова слышала один и тот же вопрос - кто ты? Книгам важно знать, можно ли тебе доверять. Поэтому сейчас я редко беру их в руки, мне, также как и им, недостаёт ответа на этот вопрос. Каждый день я изобретаю десятки вариантов ответов на заданную мне задачку, в надежде отыскать единственно верный. Мои поиски привели меня в мир фантазий и выдумок. Я ищу знания о прошлом среди легенд. После пандемии город оброс собственным фольклором. Какие-то из легенд выдумка, но многие - правда. Пугающая правда, которую легче принять в форме страшной сказки. И самая правдивая из легенд - история о призраках, гуляющих по улицам. Только мало кто из жителей города осознает, что мы и есть эти призраки, умершие в первую волну эпидемии и все еще не готовые смириться с этим. Наш город - город живых мертвецов, управляемых предсказаниями ведьм. Его улицы никогда не просыпаются, даже в полдень они выглядят сонными и застывшими в ожидании следующей пандемии. Пасмурное небо, безлюдные перекрёстки, туманные огни еще работающих фонарей. Час слепого неба - лучшее время для свидания, назначенного на кладбище.
Преодолев мост, отделяющий уснувших от бодрствующих, я вышла к огороженному парку. С противоположного берега туманный остров видится манящим к себе Авалоном. Даже вблизи в нем сложно признать кладбище. Отец называл это милосердной иллюзией, заставляющей верить, что обречённые на долину смерти получат взамен яблоневый сад.
Хотя я пришла раньше, сторож уже ждал меня у ворот. Старик, великодушно согласившийся на встречу, был представителем одной из самых древних и почти вымерших профессий - могильщик. Последний могильщик Эльсинора. В первую волну эпидемии его работа считалась почетной. Те, кто заботился о мертвых, были нужнее, чем те, кто помогал живым, так как мертвых стало больше. В настоящее время умирают иначе, и, чтобы оформить свои отношения с новой смертью, не нужны земля или огонь. За пару лет профессия могильщика превратилась в одну из городских легенд. Очередной артефакт времён пандемии. С тех пор смирение стало частью нашей жизни. Оно не обошло и ждавшего меня у ворот человека. Хотя он по-прежнему считал себя могильщиком, официально он числился сторожем при старых захоронениях и экскурсоводом для тех, кто, как и я, видел в Эльсиноре романтику настоящей жизни, часто противоречащую новой.
Покончив с церемониями, мы убедились, что нравимся друг другу достаточно для того, чтобы продолжить разговор, и углубились в парк. Здесь никто не пытался бороться с запустением, и разросшаяся трава почти скрыла теряющие четкие очертания могильные плиты. Проходя мимо, я провела рукой по пострадавшему от времени памятнику.
- Несмотря на то, что внешний вид у них не самый лучший, дома, построенные могильщиками, самые крепкие, простоят до второго пришествия, - заверил старик.
- Давно вы здесь? - оглядываясь по сторонам, спросила я.
За нами на почтительном расстоянии семенила группа мальчишек. Трое грязных оборвышей с чумазыми щеками и ясными глазами шли следом от самых ворот.
- С малолетства, - с улыбкой посмотрев на оробевших ребят, ответил он.
- Ваши помощники?
- Хуже, мои внуки, - и, отмахнувшись от мальчишек, предложил, - давайте присядем.
Устроившись на почти ушедшем под землю надгробии, старик оставил местечко рядом с собой и для меня.
- Привычка упрощает отношение ко многим вещам, - прочитав сомнение на моем лице, проворчал он. - Не бойтесь леди, никому не будет плохо от того, что вы пожалеете мои больные ноги. Так о чем вы хотели меня расспросить?
Присев рядом, я достала диктофон.
- Меня интересует призрак.
- Меньшего я не ожидал, - могильщик громко рассмеялся, а мальчишки, ободренные его весельем, разместились на траве почти у наших ног.
- Сейчас его видят чаще, чем когда-либо, - ни капли не смутившись, продолжила я, - говорят, это знак грозящей городу беды, а еще говорят, что он начинает свой путь по улицам отсюда, с острова Эльсинор.
- Я приставлен наблюдать за тлеющими телами, про неупокоенные души тебе лучше расскажет священник. Но если призрак существует, то он новый симптом чумы из "Садов Капулетти", - последние слова старик выплюнул, как проклятье.
- Мы слышали о нем, - вмешался в наш разговор один из внуков могильщика, по виду он был старшим из братьев.- Призрак приходит не просто так, он манит, ждет, чтобы за ним пошли, но идти нельзя - иначе сойдешь с ума, как от воды.
- Хорошее сравнение, - дед заботливо пригладил непослушные кудри мальчика,- как от воды. Никогда не ходите за призраком, - предупредил он, при этом строго посмотрев на меня.
- Почему вы думаете, что я пойду за ним?
- Вы же пришли сюда, в час слепого неба, по пустым улицам. Разве леди не искала встречи с призраком?
В ответ мне оставалось лишь пожать плечами. Я мало верила в записываемые мной легенды: то, с чем приходится сталкиваться наяву, страшнее детских сказок. Взловещего призрака я тоже не верила, мне больше хотелось посмотреть на последнего могильщика. Если я и ищу встречи с призраками, то совсем другого толка.
- Расскажите что-нибудь о том периоде, когда еще не служили сторожем, - попросила я.
- До пандемии или вовремя нее? - хитро прищурившись, спросил старик.
- Как все началось, - запнувшись, я добавила то, что никому еще не говорила. - Мне кажется, я уже плохо помню мир до пандемии.
- Не вините себя за это, вы были еще очень молоды, а память - маленький шкаф, девушке в нем много не уместить, - вспомнив о чем-то своем, он начал насвистывать, а затем и напевать: "Не чаял в молодые дни я в девушках души" - но, не закончив песни, заговорил вновь.- Здесь есть захоронения первой волны. Я видел тех, кого болезнь унесла безвозвратно. Это было страшное время. Зараза выбирала молодых и сильных вместо слабых и дряхлых. В те дни холм вымер. Те, кто смог, спустились к нам, в нижний город. Но это не спасало. Болело все живое на земле и вечное на небе. Ночь и день стали одинаково серыми и темными. Со временем людей научились чинить, а небо излечить не удалось.
- Так говорят.
- Так и есть, иначе зачем заменять настоящее небо искусственным? - он попытался махнуть рукой, но та, слегка пошевелившись, снова безвольна повисла.
- У вас кто-то ушел безвозвратно?
- Их родители, - не глядя на мальчиков, ответил вмиг одряхлевший еще на десяток лет могильщик.
Я внимательней вгляделась в совсем притихших ребят. На шее мальчиков висели недорогие йорики, обвязанные грубой бечевкой. Мой, в отличие от их, был подхвачен серебряной цепочкой, но никакой разницы при этом между ними не было. И богатым, и бедным йорик служит напоминаем, что наше существование взято взаймы. Я больше не пыталась расспрашивать старика, воспоминания сделали его угрюмым и неразговорчивым. Вместо этого я попросила мальчиков показать мне кладбище. Для них Эльсинор был местом детских игр и великих тайн, старые гробницы и вытянувшиеся за годы деревья преображались в неприступные замки и высокие горы. Дивный мир без капли скорби. За несколько минут я прожила в их стране целую вечность и с трудом выбрала момент, чтобы попрощаться. Расставались мы почти друзьями. И долго махали друг другу на прощание, пока туман не размыл наши силуэты. В последний раз улыбнувшись уже не видевшим меня ребятам, я снова погрузилась в городской холод. С другой стороны моста одиночество сгустилось и обрело форму. Я не встретила призрака, его место занял яркий плакат, зовущий посетить "Сады Капулетти" со стены первого же здания, выстроенного у моста. В улыбках юноши и девушки, держащихся за руки над расцветающим розовым кустом, читалась издевка. Жизнь может быть крайне иронична и, хотя я не верю в призраков, я верю в знаки. Не странно ли, что с момента последнего возращения я ни разу не была в "Садах"? Если и искать своих призраков, то там, где все началось.
* * *
К холму я шла пешком. Мне была нужна передышка, прежде чем подняться в верхний город. Неудивительно, что до первых дворцов удалось добраться не раньше, чем начали зажигать факелы. Дорога к "Садам" оказалась заколдованной, мне даже не пришлось специально тянуть время. Я помнила, где находятся "Сады Капулетти", такое не забывают. Это место, где мы взрослели, место первой любви, первых поцелуев, разбитых сердец. И все-таки я не раз сбивалась с пути. Холм стал чужим. Верхний город смотрел на меня дорогими фасадами и горящими глазами окон как на незнакомку, вычеркнув из памяти наше общее прошлое. Хотя, скорее, это я вычеркнула все, что нас связывало. Стоило решить, что я сбилась с дороги в четвёртый раз как, наконец-то послышался голос, повторяющий знакомые слова.
- Маски от тоски, маски от одиночества. - А следом новую, незнакомую присказку: - Веселье Леты.
Этих слов раньше не было, мы ничего не хотели забывать в безответственном веселье карнавала, ни наши победы, ни наши поражения. Вот вдалеке показались пляшущие огни и стали слышны звуки кружащей музыки. Маски от боли, маски для любви. Сады - место, где можно быть счастливым здесь и сейчас без всяких "если" или "позже". Я запомнила это место молодым и беспечным, не задумываясь о том, что оно может постареть вместе со мной. Люди, начинавшие улыбаться за улицу до заветной двери, обратились в угрюмых заговорщиков, надеющихся совершить преступление. И я была такой же, как все. Как все взяла протянутую мне маску, как все надела ее не ради веселья, а чтобы снять с себя ответственность за все, что произойдет. Так держать, девочка, ты ведь помнишь: первая свобода - свобода одного от всех. Вот она дверь, а за ней - несколько ступеней, ведущих вниз. Один шаг, чтобы спуститься в непривычно удушливый Рай.
В "Садах" было так жарко, словно людей заманили сюда на переплавку. Уже через полчаса тело отказывалось воспринимать что-либо кроме температуры. Громкая музыка начинала казаться приглушенной, а свет сотен свечей становился размытым. Попав в это пекло, понимаешь, что жара в преисподней - ниспосланное благословение, отнимающее у дьявола самое грозное орудие пытки - мысли. Но в "Садах" жара - все еще его союзник, увеличивающий градус напитков и притупляющий способность рассуждать. Хватит и пяти минут, чтобы понять, за каким особым наслаждением люди стремятся в "Сады" - они надеются обрести здесь минуту беспамятства. Забыться в эпицентре мора, где совсем недавно покой становился вечным.
Мне не хотелось быть частью танцующей толпы, тешащей свое одиночество. Я предпочитала наблюдать за шумом и светом из тени бара. Один пластиковый стаканчик, второй - и жизнь уже не кажется такой непоправимой. Не помню, кто первым начал нашу игру в гляделки. Так ли уж важно - я посмотрела в его сторону или он в мою? Мы живем в режиме ограниченного времени, быстро и страстно. Одного жеста достаточно, чтобы оказаться за одним столиком с понравившимся незнакомцем.
- Голубые?
- Нет, карие, - он улыбнулся и открыл глаза.
- Моя очередь, - я сделала еще один глоток и зажмурилась. - Проверим, запомнил ли ты цвет моих глаз.
- Зеленые.
- Серые.
- Врешь!
Я покачала головой, но глаз не открыла. С закрытыми глазами чувствуешь себя совсем по-другому, уверенней и спокойней. Даже когда видишь сны. Мои сны всегда одинаково умиротворяющие. Я ощущаю, как вода смыкается над головой. Первый инстинкт - спастись, вынырнуть - заслоняет понимание того, что находишься в самом правильном месте. Просыпаясь, я помню каково это, когда все видится отчетливей и при этом совершенно тебя не касается. Мир с его заботами, близкими и далекими людьми оставлен там, на поверхности, за ними есть кому присмотреть. Тебе же достались тишина и покой. В новое время люди боятся и того, и другого. Теперь мы спим с открытыми глазами - так жизнь нас не покидает ни на секунду, а нам кажется, что мы не покидаем ее. Еще одна иллюзия, как та, что мы с моим незнакомцем окажемся ровесниками. Отсюда, из-под воды, он не только выглядит, но и звучит совсем как мальчишка, настойчивый и нетерпеливый новый человек. Он потребовал, чтобы я открыла глаза.
- Нет, всегда нет, - снова покачала головой я.
Мы не обменивались ни именами, ни обещаниями, но уже чего-то хотели друг от друга. В "Садах" царила жара, а мой незнакомец целовался соответственно возрасту: как юноша, рвущийся в гущу схватки, стремительно, без оглядки и без намека на старомодную нежность. От неожиданности я моргнула и снова посмотрела на него.
- Так нечестно.
- А как тогда честно? - наклонившись ближе, спросил он.
Йорик выпал из-за ворота рубашки. Металлический с искрой. Судя по нему, мой незнакомец был моложе меня на целую одну, а то и две пандемии, то есть - целую вечность. Я провела пальцем по йорику, а он подмигнул в ответ зеленым светом. Моя беспечность мигом куда-то испарилась.
- Давай еще выпьем.
- Вернусь через минуту, - не уловив подвоха, пообещал он.
Сумей я сохранить хоть каплю благоразумия, этого времени хватило бы, чтобы сбежать из "Садов". Но вместо этого, захваченная в плен искушением, я попыталась себя убедить, что нет причин для волнения. Мы в "Садах Капулетти" и у нас от силы полтора года. Где взять время на длительные романы и серьезные отношения? Перекидывая пластиковый стаканчик из руки в руку, я заметила в толпе кудрявую голову покинувшего меня рыцаря, но не у бара, а у самого входа в "Сады". Ко мне вернулось дурное предчувствие, уступающее по силе разве что раздражению. Со мной всегда так: стоит мне отмахнуться от своей интуиции, как происходит именно то, чего я опасалась. То, что будет дальше, знакомо мне до зубной боли. Мне заранее известно все, что скажет юноша или, точнее, то, что он осмелится сказать. Когда он вернулся к столику, я сделала вид, что ничего не заметила. Зачем торопить неизбежное?
- Нашему столику решено больше не наливать? - бодро спросила я, разглядывая его пустые руки.
Так лучше, чем глядеть ему в глаза, спокойнее нам обоим.
- Планы изменились, - он хотел продолжить, но я подняла руку, намекая, что это ни к чему.
- Я знаю, что они изменились. С кем ты говорил?
Он смущено молчал.
- С Маб.
Это был не вопрос, но он все равно кивнул. Красивый и глупый мальчик... Вместо того, чтобы принести мне еще один стаканчик, он бросился спрашивать совета у Небесной сестры. Решил подстраховаться, чтобы одна ночь не оказалась большой ошибкой. Глупый, глупый мальчик.
- Маб никогда не ошибается, - согласилась я, направляясь к выходу.
Чтобы двери дворца веселья не закрывались за посетителями и не мешали процессу их поглощения, створки подпирал с одной стороны камень, а с другой - старая кочерга. Мой выбор пал на нее. Выдернув кочергу из земли, я вышла под темное небо. Над "Садами Капулетти" всегда ночь, но не мрачная и непроглядная, а блестящая и переливчатая. Вторые Небеса усеяны неправдоподобно большими звездами, не затмеваемыми вечно отсутствующей Луной. Греясь в звездном свете, словно кошка, на небольшой площади перед "Садами" стояла она. Похожих статуй в городе немало, но надо отдать должное Капулетти, они не поскупились на достойное их дворца изваяние. На площади застыла молодая женщина с развивающимися на ветру волосами. Ее правая рука призывно манила вас, а левая, напротив, создавала преграду. Это была Маб - ведьма-соблазнительница, лучший советчик в любовных делах и душевных драмах. Достаточно подойти к всевидящей, чтобы она дала тебе дельный совет, от которого никто не в силах отказаться, опасаясь худшего развития событий. Маб- одна из Небесных Сестер, заменивших нашему времени закон. После второй эпидемии Небесные Сестры стали единственной неизменной властью в городе. Такая близость к жилому дому или доходному предприятию означает лишь одно: Маб- покровительница семьи Капулетти. Странно, что я раньше об этом не знала или, может быть, забыла. Убедившись, что мы одни, я подошла поближе.
- Привет, - я сняла маску и улыбнулась.
Заметив меня, глаза статуи ожили, отчего все лицо стало выглядеть подвижным. Насколько я помню, Небеса по договору не смотрят на "Сады". Это место - черная точка, а следовательно, мне никто не помешает.
- Давно не виделись, сестренка, - достав из-за спины кочергу, я с размаха ударила по статуе несколько раз, уже на втором ударе из ее груди вырвались тоненькие язычки пламени и струйка едкого дыма. Главный секрет в том, чтобы знать, куда бить, где тот сгусток энергии, соединяющий сестру со Вторым Небом. Я этому быстро научилась. Помимо мастерства удара нужна еще немалая сила, ее я черпала в злости. Эта Маб приказала пришедшему к ней за советом юноше оставить меня, припугнув страшной карой, если он этого не сделает. Можно было утешить себя тем, что не я первая, не я последняя, тем более в ее совете есть доля здравого смысла, которого этим вечером не хватило мне. Можно, если бы это происходило впервые, и если бы ведьма-наставница города не приходилась мне старшей сестрой, одной из трех старших сестер. Сестры - единственная оставшаяся у меня родня. Так что, кто-то назовет уничтожение статуй варварством, кто-то - вандализмом, но для меня это исключительно семейное дело.
Забросив кочергу поближе к двери и еще раз убедившись, что мы с уже испорченной статуей были эти несколько минут наедине, я покинула холм с его дворцами и идеальной ночью.
***
Я плохо спала. Ночи, когда меня не посещают сновидения, похожи на негативы. Они как неполноценные суррогаты отдыха - не дарят покоя. Я предпочитала яркие пятна снов непроявленной тьме и сокрытой в ней неизвестности.
Тяжелая ночь сменилась безрадостным утром. Мой сосед и компаньон по своему обыкновению пропал, оставив после себя страшный беспорядок. По комнате, служившей нам мастерской и кухней, прошелся смерч, не пожалевший ничего, включая мебель. Первым делом я собрала с пола инструменты и вернула наших кормильцев на полки. Природа не наделила меня особыми талантами, зато с лихвой одарила способностью восстанавливать сломанные механизмы. После возращения я открыла небольшую мастерскую в нижнем городе. Прямо скажу, мне достался не самый лучший район: мои соседи - река и непрекращающийся дождь. Слишком много воды. В этом районе обычно селят тех, кто прошел через реабилитацию. Власти словно проверяют нас на прочность в непосредственной близости от самого большого искушения. Река библейским змием вьется в шаге от наших домов, постепенно овладевая всеми помыслами. В вечерний час я часто вижу, как вокруг воды бродят тени. Хотя меня не притягивает вода, я могу их понять. Нас объединяет неизбывная тоска. Ее невозможно заглушить, забыть, преодолеть, что бы ты ни делал - она возвращается. Поэтому все мы ищем утешение, где можем, надеясь утолить свою печаль. У большинства из нас в прошлом был малоприятный опыт реабилитационного центра. Именно там мы познакомились с моим компаньоном. Фесте, как и я, не мог справиться с возвращенческой тоской. Люди, восстановленные после болезни, часто переживают депрессию. Их подтачивает ощущение потери, которое они не могут внятно объяснить. Их как будто обманули, вернув назад не целыми. Они ощущают в себе дыры, пустоту, которую ничем нельзя заполнить. Такие больные хотят, но не могут найти дорогу в обычную жизнь. Единственное, что ненадолго помогает - это терапевтические дозы отражения. Запрещённый в городе яд, выстилающий дорогу к безумию, может ненадолго приостановить течение болезни. Одержимые тоской пытаются найти недостающие части себя в своих копиях, и контакт с отражением их успокаивает.
Большинство пациентов хотят вернуться, я же попала в реабилитационный центр, потому что не хотела возвращаться. Меня насильно вытащили с Небес, и я до последнего сопротивлялась вновь обретенной жизни. Фесте тоже отличался от остальных. Его тоска не переливалась за грань разумного, но сделала Фесте неприкаянным странником. Он постоянно сбегал из центра, чтобы опять вернуться. Центр был его причалом и единственным ориентиром. С его помощью Фесте выстраивал новый курс для следующего странствия. Моим причалом было молчание. Мне казалось, что, пока я исповедую тишину, мое пробуждение нельзя считать полным. На этом мы и сошлись с Фесте. Каждый из нас нашел свой особый путь выживания. Благодаря привилегированному положению окно моей спальни не было зарешечено, что позволяло Фесте беспрепятственно покидать клинику и так же возвращаться назад. А мне было уютно молчать в его присутствии, он ничем не тревожил моей тишины.
Шли дни, недели, я поняла, что мое поражение неизбежно, и снова начала говорить. Смирившиеся с моей неизлечимостью врачи, к своему удивлению, убедились, что я могу позаботиться о себе самостоятельно. Меня переселили в подобранное центром жилье и дали разрешение на работу. По сравнению с центром, где и шагу нельзя было ступить без того, чтобы за тобой кто-нибудь не приглядывал, комната в нижнем городе казалась долгожданной свободой. Фесте решил разделить со мной эту свободу и возник на моем пороге через пару месяцев. После очередного побега, вместо того чтобы вернуться в центр, он пришел ко мне и так и остался. Теперь его причалом стала я. Мы хорошо уживались в нашей мастерской. Фесте легко сходился с людьми. Они любили его, несмотря на ядовитую ироничность высказываний. Он мог найти общий язык с любым, а я неплохо справлялась со всем остальным. Единственное, что омрачало наше маленькое совместное дело - это склонность к скитальчеству, одолевавшая моего единственного друга. Я не знала, когда Фесте снова пропадет и насколько затянется его исчезновение. В его отсутствие мастерская не работала. Меня люди быстро утомляли, поэтому я предпочитала закрывать мастерскую вместо того, чтобы самой общаться с клиентами.
Вывесив табличку "никого нет", я принялась налаживать диалог с кофеваркой. Эта часть быта тоже лучше давалась Фесте. Сломанная техника мне не сопротивлялась, но функционирующие механизмы явно недолюбливали. Пока я пыталась уговорить кофеварку сварить мне хоть полчашечки кофе, колокольчик, подвешенный над дверью, зазвонил.
На пороге стояла женщина.
- Простите, мы закрыты, приходите через пару дней.
- Мое дело не терпит отлагательств, - настаивала посетительница.
Но ее слова не произвели на меня никакого впечатления, я все так же продолжала возиться с упрямой кофеваркой, пока женщина не заговорила вновь.
- А если я скажу, что знаю правду о Просперо, вы уделите мне пару минут?
На мгновение мне показалось, что я ослышалась. Не рискнув переспросить, я медленно обернулась.
- Чего вы хотите? - я была почти уверена, что она блефует, но не могла позволить себе и этого "почти".
- Вы знаете, что не все возвращаются после восстановления? - убедившись, что теперь все мое внимание принадлежит ей, она продолжила. - Не отводите глаз, конечно, знаете, вас ведь тоже не сразу вернули, я узнавала.
Час от часу не легче. Гостья хотя и не знала, как трактовать известные ей факты, демонстрировала завидную осведомлённость о моей скромной персоне.
- Это был мой выбор, я сама хотела остаться на Небесах, - поправила я.
- Вы - возможно, но мой муж - нет. Он никогда не оставил бы меня по доброй воле. Я хочу, чтобы вы вернули его, - звучащая в ее голосе решительность граничила с отчаяньем. Знакомые мне чувства.
Я постаралась рассмотреть ее по-настоящему, внимательно вглядываясь в тонкие благородные черты лица, недавно набежавшие на лоб и глаза морщинки и жесткий взгляд. Ее одежду шили для верхнего города, где не идут дожди, а ветерок раскачивает кроны деревьев строго по расписанию, но она не выглядела богатой. Деньги обволакивают флером сытого благополучия, гостья же куталась в запах моря с солью невыплаканных слез. Она, без сомнения, была представлена при дворе, но, кажется, мы не были тогда знакомы.
- Не знаю, что вам говорили обо мне, но я не ведьма, как мои сестры, я не умею возвращать людей.
Она упрямо покачала головой, будто не веря. Мне стало жаль ее, и я попыталась объяснить то, что знаю.
- Ваш рассказ звучит для меня как полная бессмыслица. Процесс восстановления массовый, нельзя взять и изъять из него одного человека по своему желанию. Ведьмы читают йорики одновременно.
- Что, в таком случае, вы скажете на это? - с этими словами она вытащила из сумки йорик. - Он принадлежал моему мужу.
- Скажу, что это невозможно, - я в растерянности сделала шаг в ее сторону и протянула руку. На ладонь упала живая, теплая память. Мне не нужны способности моих сестер, чтобы почувствовать, что йорик принадлежит мужчине. В моей голове пронеслись одна или две оглушительные мысли, и я еле сдержалась, чтобы не откинуть вещицу в самый дальний угол комнаты.
Йорик - изобретение времен первой эпидемии. По сути - это резервная копия человека, в его центре костяшка - заклинание, наговорённое или напетое, которое, как веретено, накручивает нитку человеческой жизни. День за днем прибавляют новые подробности, собирая, таким образом, человеческую личность. Не сумев вылечить тела, их воссоздали из праха и наделили чертами умерших. Чтобы затем чтецы, раскручивая нить, закладывали в големов душу. Сам по себе процесс сложен, и читать йорики могут немногие. В нашем городе нашлось трое чтецов. Ими оказались мои старшие сестры. И как бы ни отдалились мы друг от друга за последние годы, я не могу поверить, что они отказались восстановить человека. Но и отрицать это невозможно - если йорик не в звездном хранилище, значит, муж пришедшей ко мне женщины находится не на Небесах и не на земле. А так не бывает.
- Вы все еще сомневаетесь, но вот у вас в руке йорик, а моего мужа нет, - женщина словно прочитала мои мысли. - Я знаю, его предали. Давно обиженный нами человек публично обвинил мужа в причастности к созданию "сфинкса".
- Это уже слишком, - я вернула ей йорик и рефлекторно вытерла руку о платье.
- В это невозможно поверить! - согласилась она, неверно истолковав мои слова.
- Ваш муж ученый?
- Он влиятелен и богат, этого хватило.
У меня закончились аргументы для спора.
- Я повторюсь, что вы от меня хотите? Чтобы я напрямую обратилась к сестрам?
- Нет, я давно уже не верю в их власть. Я хочу, чтобы вы нашли для меня Ариэля.
Тяжело вздохнув, я пожалела, что воздух не тверд и на него нельзя опереться.
- Вы не знаете, о чем просите.
- По-моему, я сумела убедить вас в своей осведомлённости.
- Ариэль не игрушка.
- Я и не собираюсь играть, мне нужно спасти моего мужа. В противном случае...
Она не успела договорить, прерванная громким фырчаньем кофеварки. Мы обе обернулись на шум. Увлеченные разговором, мы не заметили, что в комнате, как по волшебству, материализовался Фесте и, не обращая на нас внимания, варит кофе.
- Спроси у нашей драгоценной клиентки, не желает ли она отведать божественного напитка, - не дав нам опомниться, заговорил он.
- Ты слышал наш разговор?
- Слышал достаточно, чтобы уловить самую суть. Леди хочет взять напрокат твои умения, оставив в залог твою же свободу. По мне так лучше бы предложила денег.
- Я могу заплатить, - запротестовала посетительница, но Фесте ее прервал, подав знак, что не закончил свою мысль.
Улыбнувшись своей самой многообещающей улыбкой, он вплотную подошел к нашей гостье. Такая боевая со мной, в обществе Фесте она неожиданно смутилась.
- Вы непременно заплатите, но позже, когда мы решим, нужны ли нам ваши проблемы, - взяв женщину под локоть, Фесте твердо развернул ее в направлении двери. - Однако мы не откажемся от скромного вознаграждения за предоставленную вам консультацию, - не успев договорить, Фесте ловко подхватил несколько купюр, как бы случайно выпавших из сумочки посетительницы.
Еще секунда, и женщина оказалась за дверью, не получив ровным счётом ничего - ни ответов, ни гарантий. Мне же досталось и вознаграждение, и тяжкие раздумья.
- Ну как? - самодовольно осведомился Фесте.
- Дьявол тебе брат, а черт - товарищ, - от души похвалила я, подбираясь к заветной чашке кофе.
Заглянув в темную глубину напитка, я застыла в предвкушении.
- Закрой чашку, - Фесте все еще стоял у полупрозрачной двери, что-то внимательно разглядывая на улице.
- Ты же знаешь, что я не такая.
- Ты и такая и этакая. Каждый раз, когда я возвращаюсь, ты меняешься, поэтому закрой чашку.
- Кстати, на этот раз ты быстро вернулся, - послушно закрывая чашку крышкой, я отпила пару глотков через соломинку.
- Кое-что забыл, пришлось вернуться. Не могла бы ты подойти сюда, это любопытно.
Я подошла к окну, выходящему на ту же узенькую уличку, что так заинтересовала Фесте. У соседнего дома стояли двое мужчин. Они тщетно пытались слиться со стенами наших трущоб в своих роскошных костюмах.
- Стражники?
- Кто же еще. Чем ты заслужила такой наплыв кавалеров?
Ответ возник сам собой: похоже, я ошиблась, и за "Садами Капулетти" все-таки присматривают.