Таким образом земли Московии в период формирования Руси IX-XI вв. представляли собой балто-финноугорско-славянскую чрезполосицу (см. карту 3). Об этом помимо летописи свидетельствуют данные археологии и гидронимии (названия рек).
Археологические памятники вятичей представлены как уже говорилось ромено-борщевской археологической культурой. На территории Лосиного Острова непосредственно по соседству с Ярославским районом существуют несколько групп вятичских курганов. Подлинность многих правда весьма сомнительна учитывая возможность изменения микрорельефа и позднего очагового сидения здесь мещеры.
Возвращаясь к вятичам скажем, что граница их расселения на территории современной Московской области весьма отчетлива. Сначала поднимается с верховьев Москвы-реки через пойму Истры к истоку Клязьмы. Далее простираять на восток она пересекает её пойму выходя на правый берег. Примерно в месте слияния с Ворей она резко поворачивает на юг параллельно Москве-реке, а далее далеко на юго-восток по Оке.
Основываясь на данные археологии замечу, что крайняя восточная граница распространения семилопастных височных колец - Переяславль-Рязанский. Далее граница распространения вятичей огибая долину Дона возвращается в верховьям Оки. Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. Обнаружены также отдельные археологические памятники вятичей на верхнем Дону, на территории современной Липецкой области.
Как уже упоминалось выше согласно народно-этимологической версии, приведённой в Повести временных лет, название вятичи произошло от имени родоначальника племени, Вятко (уменьш. от Вячеслав). Существующие в настоящее время гипотезы возводят происхождение этнонима с праславянскими корнями -vet- "мокрый, влажный" и -vet- "большой". Второй вариант в настоящее время наиболее актуален. Праславянский корень -vet- "большой" в конечном итоге сопоставим с такими этнонимами, как венеды, венеты, вандалы. Все это этнонимы имеют значение "большой народ".