Виталий Александрович знает о войне не понаслышке. Нет, он родился после войны, но и сегодня занимается восстановлением имён погибших воинов. И, конечно, знает много правдивых и страшных историй.
О своей семье писать сложно. Я, к сожалению, так и не решилась обнародовать историю своей семьи, хотя собрала уже много информации. И я всегда восхищаюсь вот такими очерками.
Главный герой очерка Антонова - Филя-Партизан.
Несколько смущает стиль разговора матери - уж очень он канцелярен, попроще бы надо.
Вообще по стилю произведение напоминает задокументированные мемуары. Для конкурсного очерка многовато названий и имён - они, к сожалению, читателем плохо воспринимаются, хотя, конечно для автора представляют огромную важность.
У меня возникла пара вопросов. Зачем немцы гнали на Запад стариков и больных? Как-то это нелогично. Может, они так прикрывались от наших бомбёжек?
Читая далее о том, как происходил бой партизан с немцами, как свои, советские люди были выданы предателем врагу, я понимала, что эти подробности, скорее всего, додуманы лично автором ( о чём он и написал в финале). То есть, в работе есть и элемент рассказа.
Сложно четко определить форму произведения. Хотя рискну остановиться на художественном очерке. А значит, "Филя партизан" полностью соответствует конкурсу и выбранной номинации и заслуживает достойную оценку. Писать о войне сложно, а ещё сложнее искать правду о ней,искать тех, кто погиб во имя жизни и устанавливать правду, раскрывая их имена.
Трогательные воспоминания автора с известным советским актёром Олегом Видовым. Интересно в жизни бывает - вряд ли бы эти двое мужчин встретились на родине, оставаясь жить в России, а вот в Америке судьба свела их вместе.
Не знала, что Видов писал стихи. Спасибо автору!
От этого мемуарного произведения становится тепло на сердце.
Сразу признаюсь: произведения Шукшина очень любит моя мама, я в принципе тоже хорошо воспринимаю многие его сочинения, но, увы, Шукшин-актёр меня не трогает. Есть в нём какая-то нарочитость, лубочность.
Однако я не могу не оценить уважение автора очерка к Василию Макаровичу, не учесть то, что автор встречался с Шукшиным лично, поэтому тепло воспринимаю данное произведение.
Мне жаль, что это произведение не вышло в финал. Но это конкурс, и очевидно, номинанты Очерков посчитали "Радугу" слишком образной.
А мне понравилось! Да, образный очерк.
Автору удалось именно благодаря созданным образам матери, ребенка и природы - по сути триединству жизни, показать глубокую социальную проблему - грусть ГГ и её непроходящую любовь к своей Родине.
Это и васильки, и настоящая Радуга. Та, что радует человека, раскрыв свои яркие цвета высоко в небе.
Это и русский язык, и русские сказки, и главное - русская душа. Конкурсная идея, тематика раскрыты в очерке трогательно, неназойливо и в то же время очень ярко.
Возможно, участники номинации приняли "Радугу" скорее за миниатюрное художественное произведение. Но оно вполне отвечает понятию "художественный очерк". Возможно, посчитали его детским, но лично у меня, взрослой, финал вызвал настоящие слезы.
Автору спасибо! Финал - не главное. Важнее то тепло, что вами вложено в сюжет произведения и сама "Радуга".
Меня слегка насторожило слово "лекция" в названии эссе. Но как же интересно оно написано!
Серьёзное глубокое исследование детской души, правильности и возможности её формирования с участием взрослых.
Я не буду спойлерить, потому как это нужно читать самим и делать выводы, чтобы ответить на вопрос:"А правильно ли мы воспитываем наших детей?". Отмечу только то, что автор четко обозначил плюсы и минусы как советского, так и современного образа жизни в части воспитания юного поколения.
Мне немножко не понравилась, что основные примеры, приведённые автором в эссе - из иностранных источников, хотя есть немного Достоевского и некоторая доза анализа детского советского кино и детских песен. Но в целом отличное эссе.
Возможно, участников номинации так же, как и меня, спугнула обещанная автором лекция. Ведь мы в нынешней жизни всё время куда-то торопимся. Может, стоит иногда притормозить и хорошо подумать? И я хочу завершить отзыв словами автора:
"... в человеке, воистину, должно быть что-то от ребёнка".
По этому очерку у меня двоякое мнение. Вообще, это скорее не очерк, а мемуары, что в принципе допустимо.
Проблема в том, что автор смешал в одну слишком разные истории, что увеличило объем текста, снизив при этом интерес читателя.
Я вижу минимум три линии: рассказ о событиях на Болотной площади, отношение автора к этим событиям и опосредованное участие в них - это связанные между собою линии; третья же - проблемы с программными устройствами - представлена слишком обширно, в результате основные линии в ней просто тонут.
Я понимаю, почему автор так упорно на этом останавливается - он видит здесь подвох в перекрытии доступа к получению и отражению информации о происходящем. Но так подробно хорошо для себя, а в работе конкурсной - выглядит чужеродно.
Получается, что главная линия - это сложность информационных задач во время показанного периода. Собственно, вполне вероятно. И русская душа, стремящаяся к правде, раскрыта. Событие, правда, идут фоном, что для тех, кто не очень-то интересуется политикой, осложняют восприятие очерка в целом и формирование отношения к событию.
Увы, в итоге очерк меня не впечатлил. Но стремление автора открыть правду заслуживает уважения.
Как пишет автор в аннотации, это зарисовка из жизни военнослужащих Донбасса, точнее - ДНР.
Хочу начать с вопроса к автору: вас не удивляет отсутствие комментариев?
Меня - нет. Ведь по сути вы ни русскую душу не раскрыли, ни жизнь донецких военнослужащих толком не показали.
Согласна, что негативные моменты были, есть и всегда будут. Но здесь у вас только негатив. Допустим, ваша задача - вскрытие недостатков и ошибок организации военнослужащих в ДНР, но даже при такой цели произведение не даёт полной картины происходящего. И невольно возникает вопрос: а кто ж с ВСУ-то воюет?
Из вашего очерка получается - да никто. Все шулеры, любители самоволок, алкаши, начиная с верхов и заканчивая низами.
Мне сложно дать оценку произведению как Очерку. Кроме того я не вижу авторский взгляд, хотя из нескольких произведений четко видно ваше отношение к ДНР в принципе. Увы, никакого позитива.
Мне сложно с этим согласиться. Тихенький безличный человек с ружьём в условиях негатива - извините, это находка для врага и бунта.
Мемуарный очерк о простых людях, что делает его достаточно понятным и, не побоюсь этого слова, ценным. Здесь нет ни героев, ни всем известных лиц.
Я не буду подвигать критике или сомнению отраженный в очерке материал, очевидно, что это реальная история, а герои рассказа обладают настоящей русской душой.
Нет, суть не в том, что Людмила - по сути несчастная, подверженная слабости к алкоголю, женщина вдруг завязала и даже ждёт ребенка, а в том, что ее несколько раз поднимали и спасали другие люди.
Тема произведения понятна и раскрыта достойно, как и русская душа героев.
Но я в раздумье - минимум половину произведения никак нельзя назвать очерком, даже пусть художественным, это обычный рассказ.
"Особист с усмешкой смотрел на обоих",- ну как автор-очеркист мог знать, что была усмешка? Знаете, автор, что вам нужно было сделать? Показать всю художесьвенную часть в виде интервью одного-двух героев. Тогда бы и вопросов не было - очевидец мог и не только усмешку заметить.
Художественный очерк с грамотными вставками художественной части.
Автором поднята одна из наиболее тяжёлых аварий позднего СССР - взрыв на Чернобыльской АЭС.
Прочла с большим интересом, дело всё же давнее, и я о нем знала совсем немного. Да, все, кто работал на ликвидации последствий аварии - настоящие герои. Хотя герой рассказа представлен не пафосно, а как обычный мужчина, выполнявший свою работу. Но именно в этом и заключен героизм ликвидаторов.
Этот очерк меня так возбудил, что я прочла его родителям и бабушке. Мне было интересно, участвовали ли они в движении реконов или хотя бы слышали что-то об этом.
Сначала они дружно вспоминали сами фильмы и книги.
Честно - из моих троих никто даже не слышал про реконов. Из родителей мужа отозвался свёкор - да, что-то такое было слышно в Свердловске (он сам из Первоуральска, это совсем близко), но лично он никого не встречал.
Бабушка рассказала, что они играли в неуловимых мстителей, и она даже долго была Ксанкой. Дедушка, что играл Швейка, ну и ещё пару раз был, наревевшись от обиды, фашистом в Молодой Гвардии. И все дружно признались в любви к индейцам и Гойко Митичу. Свекровка побывала в роли Анны Карениной и потом по-настоящему долго боялась звуков поезда. Мужа допросить не удалось.
В общем, тема автором поднята интересная, родные мои сказали, что называли это художественными играми. Ну конечно, у них не было настоящих костюмов, и размах игр нельзя назвать реконструкцией в полном смысле слова, но все же это и были первые шаги к серьезным увлечениям и даже созданию разного рода Союзов.
В движении реконов есть большой плюс - это помогает изучать традиции разных народов, а также исторические события.
Автором проделана большая работа по сбору материала, но мне чуть не хватило собственно авторского участия, мнения авторского о реконах, хотя как я поняла, автор даже посещала некоторые реконструкции.
Ещё больший вопрос по раскрытию русской души. Делать как на Западе - это не то, поэтому и гоняли их, и запрещали. Думаю, пожалуй, желание изведать что-то новое, скорее всего, своего рода любознательность.
Удачи! И спасибо за возможность выведать юношеские и детские тайны у близких мне людей.
На этом все. Жаль, что в этом году так мало очерков. Но каждый по-своему интересен. Всем авторам - удачи в творчестве, а финалистам - победы в финале.