Бессмертный К. С. : другие произведения.

Анархистское движение в России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

  Революционный подъем начала ХХ века
  
  Российский анархизм в целом, и анархо-синдикализм в частности имеет очень непростую и во многом трагическую историю. Так уж исторически сложилось, что именно российские просторы дали миру величайших теоретиков анархизма, таких как Михаил Бакунин, Пётр Кропоткин, Алексей Боровой, Лев Толстой и многих других. Однако, при этом собственно анархистское движение в России никогда не было развито пропорционально интеллектуальному вкладу в развитие либертарного движения в мировом масштабе.
  Да, во время революционных потрясений 1905-1921 годов на территории Российской Империи действовало довольно много анархистских групп и организаций, пользовавшихся на разных исторических отрезках относительным влиянием в массах[1]: "[в 1917 г.] снизу разворачивалась (...) социальная революция. Она началась вскоре после февраля 1917 г. Выдвигались и становились все более популярными лозунги рабочего контроля и социализации земли; трудящиеся массы начали осуществлять их снизу, революционным путем, явочным порядком. Возникли новые социальные движения трудящихся: рабочие Советы, крестьянские Советы и комитеты (в действительности - органы крестьянских общин), фабрично-заводские комитеты (фабзавкомы), квартальные и уличные комитеты и т.д. них принимали участие и представители партий, пытавшихся взять эти массовые инициативы под свой контроль. Однако на первых порах преобладала независимая классовая линия, ориентировавшаяся на антикапиталистические социальные преобразования. Крестьяне захватывали помещичьи и кулацкие земли, не обращали их в частную собственность, а ставили под контроль органов крестьянского самоуправления (первые шаги к социализации). Весьма сильной была социально-революционная ориентация среди городских рабочих"[2]. Причем видимо самое большое, что было достигнуто в эту революционную эпоху в плане участия в рабочем движении - это "Первый всероссийский съезд профсоюзов" (январь 1918 года), на котором было представлено 88 тыс. членов синдикалистских и максималистских объединений[3]; в тоже время махновская, полуанархистская крестьянская армия, в лучшие дни насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, контролировавшая территорию с населением в несколько миллионов человек [4].
  При этом, что касается участия анархистов в рабочем движении: профсоюзные делегаты не были именно анархо-синдикалистскими, и было их относительно не много для бурлящей революционизированной страны, хотя историк анархо-синдикалистского движения в Русской Революции Г. Максимов и писал, что "для того, чтобы получить адекватное представление о действительном размахе движения, эту цифру можно с уверенностью увеличить в 2-3 раза"[5]. При этом все тот же Максимов замечает, что на данном съезде анархо-синдикалисты и максималисты оказались в меньшинстве по сравнению с левыми эсерами и большевиками, так что "Большевики подчинили федералистские и анархические по своей природе ФЗК централизованным профсоюзам и постепенно лишили их всех функций"[6]. Соответственно и влияние анархистов и максималистов после первого профсоюзного съезда снижалось, так что на втором съезде (1919 г.) ими представлено было около 53 тыс. рабочих, а на третьем (1920 г.) - чуть больше 35 тыс.[7]
  В итоге анархистское рабочее движение стремительно катилось к закату так и не успев себя толком проявить в Русской Революции, хотя перспективы у движения теоретически и были, учитывая размах революции. В частности один из анархистских идеологов тех лет Всеволод Волин отмечал, что: "Неправґда, что анархисты "никогда не имели достаточно четких представлений о путях реализации своей концепции". Листая либертарную печать той эпохи ("Голос Труда", "Анархию", "Набат" и другие газеты), можно увидеть, что литература эта изобилует конкретными практическими предложениями по вопросу о роли и функционировании рабочих оргаґнизаций, о том, как объединениям городских и сельских производитеґлей заменить собой капиталистический государственный механизм после его разрушения.
  Анархизм в русской Революции страдал не от отсутствия ясґных и четких идей, а от нехватки, как мы уже подчеркивали, общеґственных институтов, которые могли бы с самого ее начала провоґдить эти идеи в жизнь. Созданию и деятельности таких учреждений препятствовали и большевики, ибо подобная самоорганизация труґдящихся не отвечала их интересам.
  Ясные и четкие идеи существовали, массы интуитивно готовы были воспринять их и, с помощью революционеров, интеллигенции, специаґлистов, реализовать на практике. Необходимые институты создавались и вскоре смогли бы, с помощью тех же элементов, приступить к выполґнению своих подлинных задач. Большевики сознательно воспрепятґствовали и распространению этих идей, и просвещенной помощи, и деятельности общественных институтов. Ибо они хотели все делать по своему усмотрению, не выходя за рамки политической Власти"[8]. Это все опять же к вопросу о том, что анархисты "умеют только разрушать, а ничего конструктивного предложить при этом не могут", что нередко приводят, как один из "аргументов" по поводу причин поражения анархистов в Русской Революции.
  Удары "белой" контрреволюции по одним очагам анархо-синдикализма, политика нейтрализации анархистского влияния в профсоюзах, а так же прямые репрессии против части активистов со стороны большевиков положили конец надеждам анархистов на развитие либертарного профсоюзного движения. "Попытки части синдикалистов приступить к созданию независимой от режима Всеобщей конфедерации труда были пресечены. К 1922 г. созданные анархо-синдикалистами союзы были распущены, а печатные издания закрыты. Ведущие активисты арестованы: Всеволод Волин, Арон Барон, Марк Мрачный (...)"[9]
  Что же касается Революционной Повстанческой Армии Украины (махновцев) (РПАУ(м)), то хотя она и была именно анархистским явлением, но была в первую очередь все-таки порождением народной стихии, являя собой пример массового стихийного (но именно что - стихийного) анархизма. И это отложило на движении не малый отпечаток, тем более что и особых возможностей на проведение в жизнь "конструктивной анархистской программы" не представилось.
  А ведь как перспективно, радужно все начиналось летом 1917-го года: "Махно установил советскую власть в своем районе раньше Ленина и раньше начал строительство нового общества. Первые меры Махно предвосхищают преобразования Октября: рабочий контроль, самоуправление коллективов и рабочих организаций, добровольная кооперация, попытки наладить продуктообмен помимо распадающегося рынка"[10].
  По всей стране анархисты участвовали в формировании "красной гвардии", а также создавали собственные боевые отряды, называвшиеся "черной гвардией": "5 марта [1918 г.] московская федерация анархических групп приступила к формированию "Черной гвардии" с единым командованием. Формально это должно было отсечь от движения неконтролируемые группы уголовников, прикрывающиеся именем анархистов. Для вступления в "Черную гвардию" требовались рекомендации идейных анархистов и рабочих организаций. Запрещалось участие "Черной гвардии" в реквизициях. Анархисты спешили освободиться от компрометирующих их уголовных элементов, к которым прежде анархисты относились терпимо, считая их жертвами социального строя. Фактически создание единой "Черной гвардии" делало анархистов серьезным фактором в случае "третьей революции""[11]. Создавал свои "черногвардейские" отряды и Нестор Махно, еще в 1917-м году.
  При этом боевые формирования анархистов в 1917-м - начале 1918-го годов активно действовали совместно с большевиками: "(...) анархисты в рядах Красной гвардии брали Зимний. Анархистская дружина И. Жука (200 чел.) штурмовала Михайловское артиллерийское училище. Участник июльской обороны дачи Дурново анархист А. Железняков во главе сводного отряда кронштадтских матросов арестовал Временное правительство"[12].
  В целом можно отметить, что перспектива вырисовывалась очень интересная: в январе анархо-синдикалисты активно участвовали в формировании общероссийского профсоюзного движения, с весны стали объединять по всей стране в единую сеть ряды "Черной гвардии", и все это на фоне попыток создать общероссийское анархистское объединение - "Всероссийскую анархистскую конфедерацию"[13]. Другое дело, что все эти начинания по различным причинам окончились неудачей, та же "Черная гвардия", процесс формирования которой не был еще закончен, оказалась разгромленной большевиками в апреле 1918 г., и началась с Москвы: "Операция [по разоружению анархистов] началась в 00 часов 12.04.18 г."[14] После этого столкновения между боевыми подразделениями большевиков и анархистами прокатились по всей подконтрольной новой власти территории: в Нижегородской губернии, Новочеркасске, Самаре, Курске (анархисты удерживали его под своим контролем до конца апреля), приняли участие в левоэсеровском мятеже 6 июля в Москве. Результатом же стал разгром "Черной гвардии" несмотря на все оказанное сопротивление, и украинский исследователь Вячеслав Азаров такой подводит итог данному противостоянию: "Неудача левоэсеровского мятежа показала, что борьбу за Россию анархисты проиграли. К зиме 1918-19 гг. они стали собираться на Украине, чтобы отстоять Украинскую революцию в рядах Повстанческой армии Махно. И хотя махновский Вольный район просуществовал лишь 3 года, анархисты были единственными до конца последовательными борцами не за политический переворот, а именно за социальную революцию"[15].
  Как уже было отмечено выше, в своем Гуляй-Польском районе Махно старался активно развивать самоуправление, проводить первые социалистические, синдикалистские (полусиндикалистские) преобразования[16], однако первый эксперимент с анархистским строительством был прерван немецким вторжением, в результате которого либертарные преобразования в районе были разрушены, а саму Нестору Ивановичу пришлось покинуть Гуляй-Поле, в которое он позже вернулся, и с чего началась в 1918-м году легендарная история махновского движения, сопротивлявшегося "белым" и "красным" (трижды при этом заключавшего с последними соглашения, трижды же нарушенные большевиками), из всех сил пытаясь отстоять анархистские идеалы.
  История махновской армии с 1918-1921 годов это не только бесконечные боевые операции - это так же и несколько попытки организации мирной (насколько возможно) жизни на анархистских началах, проведение Съездов Советов для координации усилий либертарного строительства: "Как и в 1917 г., съезды считались в махновском движении высшим авторитетом (...) Их решения вступали в силу в том или ином районе после одобрения сельскими сходами. В 1919 г. Таких съездов было три (23 января, 8-12 февраля, 10-29 апреля)"[17][18].
  Однако же, несмотря на все усилия махновской армии, на все их героическое сопротивление власть предержащим, РПАУ(м) была в конечном счете разгромлена[19].
  В итоге краткосрочный подъем анархизма на территории Российской Империи был раздавлен и потоплен в крови[20], после чего остаточные ростки анархистского свободомыслия добивали в 1920-30е годы, загнав их носителей в подполье[21].
  Российский историк В. В. Дамье так видит причины поражения анархисткой тенденции в Русской Революции: "Решающей слабостью социально-революционных тенденций стало отсутствие координации между ними. Немецкий синдикалист А.Сухи, посетивший революционную Россию, свидетельствовал: рабочие взяли предприятия в свои руки, но не знали, как организовать производство и распределение продуктов на новых началах, у них не было для этого соответствующих инструментов (например, городских коммун или синдикалистских объединений). Крестьяне в большей мере придерживались местной ориентации. Попытки наладить прямой продуктообмен снизу между городом и деревней при всем желании не вышли из стадии первых экспериментов (к тому же они строжайшим образом пресекались властями). Подлинного соединения рабочей и сельской общинной революций не произошло"[22]. Однако это все-таки не дает ответ на вопрос о первопричинах поражения анархистов, но лишь констатирует их следствие. По сути же коренная причина в том, что революция разразилась в тот момент, когда собственно анархистские организации находились только еще в процессе формирования, на что прямо или косвенно указывают и сами участники анархистского движения тех лет, те же Всеволод Волин и Нестор Махно[23]. К тому же сказалась и явная переоценка "народной стихии", когда многие анархисты надеялись на то, что народ сам придет к безгосударственным, свободническим идеям[24].
  Так или иначе, но анархистское движение в Русской Революции потерпело поражение, хотя и вписало героическую и трагическую страницу в историю борьбы за социальную справедлиовость.
  
  Возрождение анархистского движения
  
  После этого связь времен фактически прервалась. Анархисты в этот период, безусловно, были, но о них ничего (ну или практически ничего[25]) до примерно конца 1970-х - начала 1980-х неизвестно.
  Однако же, как власти ни старались выкорчевать свободомыслие, как ни старались создать и вбить в головы народные образ анархисты, как "вечно-пьяной матросни" и тому подобного маргинального отребья, которое ни на что не способно серьезное, как ни старались сварганить образ анархизма синонимом хаоса, бедлама, удела эгоистов-неудачников, до конца им это не удалось[26]. Так что со временем началось медленное возрождение либертарного движения в СССР[27]: "К 1990 году в бывшем СССР сформировалось мощное анархистское движение, насчитывающее в своих рядах несколько тысяч человек"[28]. Правда вот "мощное" - это все-таки наверное преувеличение, так как заметного влияния анархисты на события 1989-1993 годов так и не оказали, как бы в это ни хотелось верить либертариям, участникам событий тех лет.
  Сначала это были отдельные люди, небольшие кружки, но к концу 1980-х, на волне Перестройки появились и первые полноценные организации, самой известной из которых стала КАС (Конфедерация анархо-синдикалистов)[29], выросшая из студенческого неонароднического объединения "Община", сложившегося в стенах МГПИ им. Ленина[30]. Были всевозможные АКРС и т. д., но были они малочисленны, и особо заметного следа в истории новейшего анархизма не оставили, хотя и внесли свою лепту в возрождение интереса к либертарным идеям[31].
  Это было время, когда народ искал себя вне рамок официальной идеологии марксизма-ленинизма, блуждая в поисках альтернативы государственно-капиталистическому строю, который упорно именовался "социализмом", а то и вовсе "коммунизмом", хотя его официально только еще "строили" (то есть на словах, точнее на бумаге, шло строительство коммунизма, хотя на самом деле, может, что и строили, но вот, что угодно, но уж никак не коммунизм). Соответственно проблема оказывалась еще и в том, что все "левое" автоматически ассоциировалось с "Советским" Союзом.
  И это оказало очень сильно влияние на возрождавшийся в России анархизм.
  Самой массовой, как уже писалось, и самой заметной группой стала КАС, насчитывавшая в какой-то момент до нескольких тысяч членов (до сих пор не достижимая численность для сегодняшних либертарных организаций на территории бСССР, насколько можно судить, тот же СКТ не в счет, так как опять же - это именно полуанархистская организация, так что их официальные пять тысяч членов[32] - это прекрасно, но это не вполне анархистская организация[33], хотя, возможно, и стремится таковой стать): "КАС стал одной из наиболее радикальных организаций времен Перестройки. Его актив, достигавший нескольких тысяч человек, был занят организацией митингов, распространением многотысячных тиражей анархистских изданий (...), созданием сети информационного агентства независимого рабочего движения "КАС-КОР", участием в "зеленом" и правозащитном движении"[34]. КАСовцы активно занимались издательской деятельностью: "Помимо "Общины" в это время издавалось более дюжины изданий - газеты "Воля", "Здравый смысл" (Москва), "Набат" (Харьков), "Солнце" (Нижний Новгород) и другие"[35].
  При этом КАС не являлся синдикалистской организацией в классическом понимании данного термина. Классический анархо-синдикализм, сложившийся в начале двадцатого века являлся средством для достижения именно анархо-коммунизма, а не чего бы то ни было еще, равно, как не был чем-то самодостаточным. И вот как раз КАС анархо-коммунистической организацией никогда не был, то есть анархо-коммунисты туда входили, но были там подавляющим меньшинством, находившимся в оппозиции лидерам движения, таким как А. Исаев и А. Шубин. Тот же Шубин так пишет в одной из своих книг по этому вопросу: "Я при этом признавал себя анархистом (...) и отдельно - синдикалистом, то есть сторонником участия в рабочем движении. Но доказывал, что называть организацию анархо-синдикалистской нельзя, так как анархо-синдикализм - это определенная исторически сложившаяся идеология, которая не во всем точно соответствует нашей идеологии. В действительности анархо-синдикализм ХХ века сочетался с анархо-коммунизмом, который был чужд "общинникам". Их идеология была ближе народничеству и прудонизму"[36]. Ну а прудонизм и народничество в данном случае - это, собственно говоря, и есть рыночный социализм.
  Конфедерация анархо-синдикалистов была организацией ориентированной на рыночную экономику, стремившейся именно к ней, и, к тому же, пацифистской, эволюционистской по сути, что, опять же не стыкуется с классическим представлением об анархо-синдикализме, как радикальной идеей, исходящей из принципа пропаганды и использования методов "прямого действия" (забастовки, саботаж, перекрытия дорог и т. д.).
  Классический анархо-синдикализм, это вообще, по сути, Международная Ассоциация Трудящихся (МАТ)[37], которая в момент образования в декабре 1922 - январе 1923 годов насчитывала порядка 1,2 млн. человек, и это притом, что на учредительном конгрессе отсутствовали самые боевые - испанцы[38]. Сюда же можно отнести полуанархистские ИРМ, ряды, которых тоже были не самые мизерные[39]. При этом и МАТ и ИРМ существуют и по сей день, хотя численность их далека от той, что была в первой трети двадцатого столетия, и вообще мощь не та, но, кто знает - может все самое еще впереди...
  Так вот о КАС - люди искали альтернативу плановой экономике Союза и шли в рыночники, откуда появился и миф о рыночнике Бакунине[40], кстати, которым тот, по сути, не был в свои анархистские годы, выступая скорее уж за коммунистические, нежели рыночные экономические отношения, на что указывал в частности его друг соратник Джеймс Гильом[41].
  КАС есть и сегодня, но это уже организация пройденного этапа - рудимент начала 1990-х: "(...) в 1991-1993 годах КАС, как всессоюзная организация, фактически прекратила свое существование (хотя и сегодня несколько групп в Сибири - например, в Иркутске, - используют это название). Нам нужно учесть ошибки, допущенные "касовцами" и не повторять их"[42].
  В итоге же последствия поиска альтернативы СССРовской модели в анархисткой среде ощущаются до сих пор - более чем хватает молодежи, верящей в мифы о "коммунизме", ну или как минимум "социализме" (что нередко отождествляется) якобы существовавшем в СССР. Кроме того, довлеет и наследие КАС как массовой анархистской организации с "рыночной" программой, и ее откровенным реформизмом.
  Много чего сейчас есть: СКТ (Сибирская Конфедерерация Труда), АДА (Ассоциация Движений анархистов), АД (Автономное Действие), ПВ (Панк возрождение), Хранители Радуги, КРАС (Конфедерация Революционных Анархо-Синдикалистов) и т. д. На Украине действует РКАС (Революционная Конфедерация Анархо-Синдикалистов) им. Махно
  Об СКТ уже было сказано. АДА, АД, ПВ - это в первую очередь молодежные организации, хотя, безусловно, в них состоит не одна только молодежь. Проблема в другом, та же АДА - это самое что ни наесть прямое наследие КАС (в антикоммунистическом смысле слова, хотя конечно создавалась Ассоциация как альтернатива КАС, а вовсе не как ее продолжение[43]), рыночноориентировано (хотя официально двери открыты для всех), и в целом на серьезную массовую организацию не тянет - сказывается и низкая идеологическая подготовка участников. Официальную идеологию АДА исследователь Дмитрий Рублев характеризует таким образом: "Официальная идеология АДА - анархо-плюрализм, допускающий в ее состав представителей всех анархистских течений, при этом большинство участников АДА - анархо-индивидуалисты и анархо-капиталисты"[44]. Официально правда "анархо-капитализм" членами АДА отрицается, однако по сути это отрицание названия, но не явления, так как очень многие члены Ассоциации выступают за рыночные товарно-денежные отношения и частную собственность, что уже подразумевает их приверженность именно капиталистическим отношениям, разве что "очищенным" от контроля государства.
  В свою очередь АД - это потенциально весьма перспективный проект, ориентированный на традицию западноевропейских автономов, анархо-коммунисты, но так и не смогшие пока стать действительно серьезной политической силой, хотя как анархо-коммунистическая, пока это самая развитая и "раскрученная" организация, с которой нередко в СМИ отождествляют собственно анархистское движение России в целом.
  Хранители Радуги - экологи, которые, опять же - скорее полуанархистская, нежели полноценно анархистская организация, ориентированная на решение в первую очередь экологических проблем. Опять же - проект перспективный, но лучшие годы видимо у радикальных экологов позади (по крайней мере, на данный момент для народа все-таки более актуальны по большей части экономические, социальные, а не экологические проблемы). Да и вряд ли такая организация как Хранители Радуги может быть самостоятельной массовой анархистской организацией, базой для такой организации, необходимой составной частью - да, но самостоятельной - маловероятно, к тому же сейчас ХР - это по сути часть автономистского движения, ядром которого у нас является Автономное Действие (АД).
  ПД - это вообще анархо-панки, со всей спецификой данного либертарного направления, которое не может в силу своей субкультурности претендовать на что-то массовое.
  Что касается анархо-синдикалистов, то еще в бытность существования КАС стала складываться оппозиция реформизму и антикоммунизму в данных рядах, что привело к появлению в частности ИРеАн: "5 марта (...) родилась Инициатива революционных анархистов (ИРЕАН), из которой со временем выросла российская секция Международной ассоциации трудящихся (возрожденного I Интернационала). ИРЕАН была создана 5 марта 1991 года анархистами, недовольными преобладанием прудонистской ориентации в тогдашней Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС)"[45]. При этом ИРеАн постепенно сходила с политической сцены, равно как и КАС, и АКРС и другие "звезды" перестроечной анархистской волны, однако, не смотря на отток активистов и существование Ассоциации Движений Анархистов необходимость в таких организациях как КАС или ИРеАн оставалась, поэтому на смену последней стала формироваться новая анархо-синдикалистская инициатива.
  Основными синдикалистскими центрами в бСССР после развала КАС стали западная Россия, Украина и Сибирь. Сибирь породила СКТ, в Украине была сформирована РКАС, а в России возникла КРАС.
  Причем, что характерно, изначально должна была быть одна общая для бСССР анархо-синдикалистская организация, однако же, в силу разных причин (амбиции? несогласованность? Сейчас уже точно установить сложно - разные люди приводят разные версии) этого не произошло.
  РКАС была образована на учредительной конференции 15-16 октября 1994 в Донецке[46]. В свою очередь КРАС официально была создана в Москве 5 августа 1995 года, и уже на следующий год принята в МАТ[47]. Изначально в КРАС состояли не только жители России, но также и жители Белоруссии и Украины[48], однако на сегодня КРАС представляет собой московскую группу с рядом сторонников в российских регионах.
  Обе организации занимаются выпуском периодических изданий, пытаются развивать на просторах бСССР синдикалистские идеи, но не все так просто - народ атомизирован и жестоко обломан пресловутой "революцией" 1989-1993 годов, в особенности обманом надежд со стороны пришедших к власти демократов и событиями осени 1993-го года, и потому тяжел на действительно радикальный протест, ну а социализм почти всегда идентифицируется с приснопамятным СССР. Так, например российские анархо-синдикалисты в 2004-м году отмечали, что: "Основным препятствием для своей работы К.Р.А.С. считает социальную атомизацию и крайнюю пассивность людей труда в странах С.Н.Г. Это не позволило до сих пор приступить к созданию массовых революционных союзов трудящихся"[49].
  При этом тот же РКАС имел во второй половине 1990-х - начале 2000-х, с их же собственных слов, определенный подъем: активно участвовали в развитии в рабочем и студенческом движении, однако же "в 2004 году организацию постиг кризис"[50], в итоге в 2007 из оного украинские анархо-синдикалисты выкарабкались, и сейчас вновь бурно развернули профсоюзную деятельность, развиваются по всей стране, имея ряд местных отделений[51].
  КРАС в свою очередь так же участвовал в попытках развивать профсоюзную деятельность, но, к сожалению, в целом не. Хотя, были и очень интересные, положительные моменты: "Московская организация оказывала поддержку и техническую помощь забастовочному движению подмосковных учителей в 1995 г., стачкому завода "Ростсельмаш" (Ростов-на-Дону), выступлению рабочих Ясногорского машиностроительного завода, в ходе которого впервые в истории современной России борьбой руководило общее собрание трудящихся (1999 г.), забастовке иногородних строителей в Москве (1999 г.) и т.д."[52] Правда с тех пор в КРАС многое изменилось, и не во всем в лучшую сторону, то есть, с одной стороны, был взят курс на преодоление прежних ошибок, просчетов, но, с другой - внутри организации возникло расхождение по ряду принципиальных вопросов.
  
  На сегодня анархисты бСССР находятся в состоянии переформирования и имеют потенциально большое будущее, особенно в свете разворачивающегося в стране экономического кризиса, являющегося частью общемирового. Поэтому, если удастся преодолеть имеющиеся проблемы и не насовершать новых досадных и фатальных ошибок, то возможно анархистское движение бСССР в целом, и в России в частности перестанет быть "маргинальной ультралевой", но станет полноправной частью политического протестного спектра страны.
  
  
  Примечания:
  [1] Оценивая участие в Русской Революции анархистов, П. В. Рябов отмечает: "В Российской революции 1917-1921 гг. анархисты не сумели выступить в качестве одной из ведущих общественных сил - как в силу малочисленности, так и идейной и организационной раздробленности - и оказались между молотом и наковальней Белого и Красного движений (...) Часть анархистов в итоге примкнула к большевикам, усматривая в них своих товарищей по революции (в их числе такие известные люди, как Чапаев, Анатолий Железняков, разогнавший учредительное собрание, Дмитрий Фурманов и Григорий Котовский)". (Рябов П. В. Краткая история анархизма. - Краснодар: Красное и черное, 2000. С. 17)
  [2] Дамье В. В. О русской революции 1917-1921 гг. http://www.aitrus.narod.ru/RusRev.htm
  [3] Дамье В. В. Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Том 1: От революционного синдикализма к анархо-синдикализму: 1918-1930 гг. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 51; Максимов Г. Анархо-синдикалисты в Российской Революции//Прямое Действие # 9-10, 1997. С. 7
  [4] О махновском движении см. подробнее: Аршинов П. А. История махновского движения (1918-1921). - М.: ТЕРРА; "Книжная лавка - РТР", 1996; Белаш А. В., Белаш В. Ф. Дороги Нестора Махно. - Киев: РВЦ "Проза", 1993; Волин В. М. Неизвестная революция, 1917-1921. - М.: НПЦ "Праксис", 2005; Голованов В. Я. Тачанки с юга. Художественное исследование махновского движения. - М.: МАРТ; Запорожье: Дикое Поле, 1997; Махно Н. И. Азбука анархиста. - М.: Вагриус, 2005; Нестор Махно. Крестьянское движение на Украине. 1918-1921: Документы и материалы. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2006; Шубин А. В. Анархия - мать порядка. Между красными и белыми. - М.: Яуза, Эксмо, 2005; Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2006 и др.
  Кроме того с литературой о Несторе Махно махновском движении можно о знакомится на интернет-сайтах, посвященных лидеру крестьянского анархистского движения на Украине времен Гражданской войны: www.makhno.ru и www.nestormakhno.info
  [5] Максимов Г. Анархо-синдикалисты в Российской Революции. С. 7
  [6] Там же.
  [7] Там же. С. 8
  [8] Волин В. М. Неизвестная революция, 1917-1921. С. 147
  [9] Дамье В. В. Забытый Интернационал. Т. 1. С. 51-52
  [10] Шубин А. В. Анархия - мать порядка. С. 70
  [11] Там же. С. 93
  [12] Азаров В. Черная гвардия//Автоном # 20, май 2003 г. С. 14
  [13] Волин В. М. Неизвестная революция, 1917-1921. С. 182
  [14] Азаров В. Черная гвардия. С. 15
  [15] Там же.
  [16] Нестор Махно. Крестьянское движение... С. 41-44; Шубин А. В. Анархия - мать порядка. С. 63-70
  [17] Там же. С. 132
  [18] О Съездах в махновском районе см. так же: Нестор Махно. Крестьянское движение... С. 68-91, 111-112
  [19] Волин В. М. Неизвестная революция, 1917-1921. С. 491-507
  [20] Там же. С. 208-237; Кронштадт 1921. Документы о событиях в Кронштадте весной 1921 г. - М.: Фонд "Демократия", 1997; Рябов П. В. Краткая история анархизма. С. 19; Шубин А. В. Анархия - мать порядка. С. 343-383; Эврич П. Восстание в Кронштадте. 1921 год. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007
  [21] Дубовик А. В. Анархическое подполье на Украине в 1920 - 1930-х гг. Контуры истории. http://socialist.memo.ru/books/html/dubovik3.html; Д.И. Рублёв История одной листовки и судьба анархиста Варшавского (из истории анархистского сопротивления тоталитаризму). "30 октября". # 66. 2006 г. С. 8 - 9; Шубин А. В. Анархия - мать порядка. С. 378-380
  [22] Дамье В. В. О русской революции 1917-1921 гг.
  [23] Волин В. Неизвестная революция. С. 180-182; Махно Н. И. Азбука анархиста. С. 224-225
  [24] Рублев Д. И. К вопросу о союзе леворадикальных сил в октябрьские дни 1917 года//Октябрьская революция - известная и неизвестная: сб. науч. статей. Общероссийская общественная организация "Российские учёные социалистической ориентации". - М.: РАСХН, 2008. С. 76
  [25] См. например: Дубовик А. В. Анархисты Украины в 1960-1980-х годах. http://www.makhno.ru/forum/showthread.php?t=701
  [26] О свободомыслии в СССР в целом см.: Шубин А. В. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. - М.: Вече, 2008
  [27] См.: Жвания Д. Путь хунвейбина: [документальный роман]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006; Шубин А. В. Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР. - М.: Вече, 2005; он же. Преданная демократия. ССР и неформалы (1986-1989). - М.: Издательство "Европа", 2006 и др.
  [28] Фомичев С. Прелюдия к анархизму. http://goryachiy.narod.ru/modern/009-1.htm
  [29] Рябов П. В. КАС - из истории современного анархизма//Ситуация # 3, февраль 2004. С. 6; Шубин А. В. Возникновение Конфедерации анархо-синдикалистов//Прямухинские чтения 2007 года. - Тверь: Издательство "ТВЕРСКОЙ ПОЛИГРАФ", 2008. С. 255-260
  [30] Шубин А. В. Парадоксы перестройки. С. 357-360; он же. Преданная демократия. С. 255-263
  [31] Жвания Д. Путь хунвейбина. С. 40-95
  "Анархо-Синдиклистская Свободная Ассоциация(АССА) возникла в ноябре-декабре 1988 года в Санкт-Петербурге(тогда - Ленинграде). Конфедерация Анархо-Синдикалистов(КАС) - в январе 1989 года в Москве.
  (...)
  В июне 1989 из сторонников левого(коммунистического) анархизма в АССА возник Анархо- Коммунистический Революционный Союз(АКРС)". (Бученков Д. Антиэтатистские(анархистские) тенденции в либеральной революции в России в 1991-1993 годов. http://omao.narod.ru/anarchy7.html)
  [32] Василий Старостин: "Не быть попугаем". http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=907; Синдикализм. Революция. Сибирь.//Ситуация # 5, сентябрь 2004. С. 1
  [33] "Что касается Сибирской конфедерации труда, то я бы не стал называть ее позицию конкретно анархо-синдикализмом - в профсоюз входят люди различных политических убеждений. Мы называем себя синдикалистами и это всех устраивает". (Там же. С. 2)
  [34] Шубин А. В. Парадоксы перестройки. С. 359
  [35] Рябов П. В. КАС - из истории современного анархизма. С. 6
  [36] Шубин А. В. Преданная демократия. С. 259
  [37] Официальный сайт МАТ: http://www.iwa-ait.org/
  [38] Дамье В. В. Забытый Интернационал. Т. 1. С. 258-260
  [39] Там же. С. 205-220
  [40] См. например: Шубин А. В. Социализм. "Золотой век" теории. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 230-231
  [41] Гильом Дж. Интернационал (воспоминания и материалы 1864-1878 гг.) Том I-II. - Пб.-М.: Голос Труда, 1922. С. 170-171
  [42] Рябов П. В. КАС - из истории современного анархизма. С. 6
  [43] "В марте-ноябре 1990 г. Противники "общинного социализма" выделились в Ассоциацию движений анархистов (АДА) (возникла в июне), которая затем уже размножалась делением в ходе многочисленных расколов". (Шубин А. В. Парадоксы перестройки. С. 360)
  [44] Рублев Д. Российские анархисты. Сегодня, здесь, сейчас. http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=544
  [45] 17-я годовщина создания Инициативы революционных анархистов (ИРЕАН). http://ru.indymedia.org/newswire/display/20148/index.php
  [46] Дубовик А. Очерк истории анархического движения в Украине. 1980-90-е годы. http://socialist.memo.ru/1991/ADubovik_anarhdvigh_Ukraine.htm
  [47] http://www.kras.fatal.ru/KRASINFORM.htm
  [48] Анархист Иванов. Пять ветвей. (Обзор современного анархического движения России). Винтовка # 4
  [49] Там же.
  [50] РКАС - Революционная Конфедерация Анархо-Синдикалистов//Ситуация # 22, февраль 2008. С. 5
  [51] Революционная Конфедерация Анархо-Синдикалистов//Автоном # 30, лето-осень 2008. С. 36-37
  [52] http://www.kras.fatal.ru/KRASINFORM.htm
  
   март 2009
Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"