Немецкий фильм 2008 года "Комплекс Баадера-Майнхоф" ("Der Baader Meinhof Komplex"), снятый по одноименной книге Штефана Ауста, о легендарной левотеррористической группе "Фракция Красной Армии" (РАФ, Rote Armee Fraktion) режиссера Ули Эделя претендует на сенсационную правдоподобность, так как снят на важную сегодня тему, актуальную, как и 30-40 лет назад - проблему "левого терроризма".
Начало фильма внушает надежду, что фильм и правда более или менее объективен. Это тем более вероятно, что в 2002 году вышел на экраны фильм Кристофера Рота "Баадер" (в российский прокат он вышел под откровенно конъюнктурным названием "Красный террор"). Тот фильм не был ни апологетикой РАФ, ни ее обличением. В нем были свои недостатки, главный из которых - убийство в конце фильма Андреаса Баадера, хотя в реальности он был арестован - при этом сцена убийства является переработкой реального ареста Андреаса. В остальном же фильм был вполне достойным, хотя многие леваки, мало знакомые с реальной историей левого терроризма, негодовали, в частности, на "излишнюю" истеричность киношного Андреаса Баадера и его авторитарные замашки (хотя те, кому довелось пообщаться с участниками РАФ тех лет, находящимися сейчас на свободе, говорят, что Баадер действительно был примерно таким, каким показан). В целом же фильм 2002 года во многом похож на книгу "Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963-1994" Тома Вейга - по сути, краткую хронологию РАФ.
Вообще же информации о легендарной РАФ в России крайне мало: несколько статей в интернете и печати, пара книг - и, по сути, всё. Хотя РАФ заслуживает большего. Прежде всего потому, что эта организация не принадлежит прошлому. Это история настоящего, которая вершится "здесь и сейчас": заявление о самороспуске последнего поколения РАФ и о прекращении существования организации было опубликовано в 1998 году, то есть всего десять лет назад, а многие участники живы и по сей день.
Но вернемся к "Комплексу Баадера-Майнхоф".
В начале фильма перед зрителем предстает картина "бурных шестидесятых": студенческие протесты, убийство студента Бенно Онезорга 2 июня 1967 года во время демонстрации протеста против приезда в Германию иранского шаха, покушение на Руди Дучке 11 апреля 1968-го, война во Вьетнаме... В ходе фильма верхи германской полиции (и не они одни) рассуждают о причинах, порождающих и питающих левый терроризм: это и авторитарная власть, и непопулярная война, и нацистское прошлое... Однако чем дальше, тем больше фильм превращается в обличение "заигравшихся в революцию" леваков - по-другому это назвать невозможно.
Например, делается упор на то, что Ульрика Майнхоф, Андреас Баадер, Гудрун Энслин и Ян-Карл Распе покончили с собой в тюрьме "Штамхайм".
Самоубийство Ульрики не демонстрируется, но подразумевается (причиной, по фильму, являлось ее моральное истощение, испортившиеся в конец отношения с другими членами РАФ, и частности с Баадером и Гудрун, что, по сути, и довело ее до самоубийства). При этом упускается (хотя и демонстрируется) то, как давило на психику длительное одиночное заключение, а, самое главное, игнорируется более правдоподобная версия убийства Ульрики Майнхоф, которая "была найдена повешенной" 9 мая 1976 года. Александр Тарасов в статье ""Капитализм ведет к фашизму - долой капитализм!"" так пишет об этом: "Некоторое время власти путаются в датах: то ли она погибла 8 мая, то ли 9 (это даже в официальных документах!). Это при том, что проверка камеры Ульрики проходила каждые 15 минут, а обыск - каждые 2 часа. Никто так и не объяснил, каким чудом удалось добраться до крюка в потолке четырехметровой высоты (позже, застеснявшись, власти меняют версию: теперь Ульрика объявлена повесившейся на форточке). Причиной самоубийства назвали "напряженные отношения" с другими членами РАФ. Но сами рафовцы на суде заявили, что это - ложь. Более того, У. Майнхоф не могла покончить с собой именно 8 и 9 мая: эти дни были для рафовцев праздничными - 8 мая считался официальным днем освобождения ФРГ от нацизма, а 9 мая победу над Гитлером празднуют все левые". При этом если с тем, что "остальные члены РАФ отрицали версию напряженных отношений с погибшей", и что 8 и 9 мая "праздничные дни для рафовцев", можно и поспорить (мало ли кто что говорил и что для кого является праздником, когда на психику оказывается постоянное жесткое давление), то постоянные проверки камеры на фоне нестыковок относительно смерти Ульрики наводят на мысль, что версия самоубийства все-таки не соответствует действительности.
Что же касается самоубийств других членов РАФ (застрелились в камерах), то они и вовсе выглядят сомнительными (пронос в столь охраняемую тюрьму, как "Штамхайм" оружия в камеру заключенных с последующим совершением при их помощи коллективного самоубийства крайне недостоверен). При этом за кадром остается эпизод попытки самоубийства Имргард Мёллер (в фильме видно, что она осталась жива, но не более того), а это "самоубийство" - весьма примечательный факт. Официально Мёллер пыталась покончить с собой с помощью столового ножа, нанеся себе четыре удара в грудь. Сама же она рассказывает по-другому, и в интерпретации Тома Вейга это выглядит следующим образом: "Имргард Мёллер остается в живых, и ее версия случившегося весьма отличается от официальной. Она читает до четырех часов. Прежде чем лечь спать, связывается с Распе, который ей отвечает. Она не раздевается, потому что думает, что их вот-вот освободят. В пять часов она слышит пронзительные крики и звуки, как при падении. Последнее, что она помнит, перед тем как очнуться на носилках, - "сильный шум" в голове. Она отрицает, что было какое-либо соглашение о самоубийстве" (Вэйг Т. Телемечтатели: Фракция Красной Армии: 1963-1994. - Гродно, 2004. С. 104). В общем, в реальной истории вопросов больше, чем ответов, и попытки объективного анализа ставят официальную версию под очень большое сомнение.
Ну а что мы видим в конце фильма? Членов РАФ, которые оказываются в роли мифотворцев и откровенных врунов: новое поколение РАФ (в историографии есть, по меньшей мере, два варианта ответа на вопрос, сколько был поколений во "Фракции Красной Армии", три или пять) создает себе имидж борцов с капитализмом и западным империализмом, мифологизируя смерть собственных товарищей. И это в фильме мелькает постоянно: член РАФ убита в перестрелке - конечно, будет написано о хладнокровном убийстве; покончили с собой в тюрьме революционеры - а мы опять напишем про убийство! И рядовые зрители, не знакомые с историей РАФ (а таких подавляющее большинство), так и будут принимать на веру все, что им показывают. И у них сложится однозначное мнение о левых террористах, да и о леворадикалах вообще (коих очень любят в наше время именовать у нас в стране "экстремистами"). Дальше - больше, анафеме придается уже и любая "левизна" (ведь она порождает кровавых рафовцев и им подобных).
Отдельно стоит отметить еще и откровенную политическую безграмотность авторов фильма (может быть, и сознательное искажение фактов). В частности, в фильме членов РАФ постоянно именуют анархистами. Но они были марксисты, а вовсе не анархисты!
В общем, вердикт однозначный: смотреть это кино его не стоит, лучше потратить свое время более конструктивно. Но игнорировать подобные "шедевры" нельзя, так как они оказывают немалое влияние на современного обывателя, а, значит, освещать недостатки, ляпы и сознательные искажения фактов (либо демонстрацию их с предвзятых позиций) необходимо всегда и везде.