Аннотация: Джипси джаз в исполнении квартета виртуозов "Сладкий хор"!
Вечер в лондонском джаз клубе "Ронни Скот".
Клуб, расположен и Сохо неподалеку от Оскфорд Серкус. Известен в Европе и Америке, как один из уважаемых, старейших джазовых клубов.
Билеты заказывают за несколько месяцев заранее. Нам повезло - дочь подарила ваучер и жена записала нас на концерт квартета Sweet Chorus, посвященный 110 - летию, со дня рождения джазового скрипача, одного из родоначальников "джипси джаза", Стефана Грапелли.
Клуб расположен на Фрит-стрит и на входе крупный мужчина впускал по регистрации. Прошли внутрь и распорядитель усадил нас на левую "трибуну", в первый ряд. Сиденья тесные и напоминают барную стойку, только с креслами. Устроившись, осмотрелись...
Зал освещён красными настольными лампами, а на низких потолках, круглые абажуры с пятнами света на потолке. Посреди зала между трибунами - столики. Билеты туда дороже.
Клуб "Ронни Скот" похож одновременно на ресторан и на театр. Сцены, как таковой нет.
Недалеко от нас стоит черный рояль и рядом - место для выступающих. Все просто и по домашнему. Люди приходят сюда в рубашках и джинсах. Никаких официальных костюмов или смокингов.
Заказали коктейли и стали ожидать начала.
Постепенно все места заполнили зрители и в восемь часов на сцену вышли музыканты, тоже в рубашках. Ведущим был соло-гитарист Джон ... Он представил состав участников Sweet Chorus: John Etheridge (guitar), Chris Garrick (violin), Dave Kelbie (guitar), Andy Crowdy (bass).
Надо отметить, что "Сладкий хор" один из известнейших квартетов в этом джазовом жанре, а солисты: скрипач Крис Гаррик, и Джон Этеридж одни из лучших и любимых в европейском джазовом сообществе...
После этого вступления началась музыка! Водопад звуков, в ритме быстрого джаза, захватил внимание слушателей с первых тактов. Я впервые слушал джипси-джаз в живую и потому, слушал и смотрел во все глаза, иногда покачивая головой в удивлении и восхищении от мастерства джазистов!
В Цыганском джазе гитара и скрипка - главные инструменты (они исполняют
сольные партии), и первоначально в состав ансамбля не входила как таковая ритм секция, ритм играли (и играют) на гитаре, используя особую ударную
технику "la pompe", иногда в ансамбль вводят еще и контрабас. Именно такой состав имеет "Сладкий Хор"
Захватывающие дух соло этих двух гитары и скрипки, поддерживают их партнеры по квартету, создавая джазовые фантазии на тему новых и старых вещей. Это сочетание зажигательного сногсшибательного ритма и лиричных, медленных и задумчивых мелодий никого не оставили равнодушным!
Одним словом - это был пир для слуха и сердца и в конце каждой вещи, следовали бурные аплодисменты...
Джон много солировал, но бурю аплодисментов вызывали скрипичные соло, когда Крис демонстрировал виртуозное владение скрипкой
Мне интересны были не только мелодии, но и характеры исполнителей.
Все они в возрасте, и скрипачу Крису, лет сорок пять. И он может быть самый молодой среди них. Джону семьдесят лет, у него астма и в разговоре он кашляет и дышит с сипением.
Темп первых исполняемых мелодий не просто быстрый, но очень быстрый и музыканты демонстрируют высокое владение инструментом именно здесь. В начале были струнные, но вот вступила скрипка и я поразился виртуозному владению смычком, солиста!
Звуки издаваемые скрипкой - от пения соловьев до скрежетания и сипения, казались чем-то совсем непохожим на скрипку классическую. Мы часто бывает на концертах симфонических оркестров и разница бросается в глаза.
Именно не классическое звучание цыганских скрипок в сопровождении гитар и стали в свое время основой жанра джипси - джаз. Чудное сочетание джазовых инструментов и скрипки, позволяет насладиться широкой палитрой звуков, которые заставляют зрителей притопывать ногами и покачивать головами в ритм с мелодией! И конечно, во всем этом слышатся темперамент и страсть цыганской души.
Родоначальником джипси джаза считается гитарист и виртуоз Джанго Рейнхард, который много лет играл вместе с джазовым скрипачом Стефаном Грапелли...
В перерывах между номерами, Джон рассказывал историю своего знакомства с уже пожилым Граппелли о его причудах и мастерстве - гитарист работал с ним несколько лет!
Цитата из Википедии:
"...Граппелли - выдающийся джазовый скрипач, во многом способствовавший признанию скрипки в качестве полноправного джазового инструмента.
Стефан Граппелли родился 26 января 1908 года в Париже. После смерти матери и мобилизации отца на Первую мировую войну воспитывался в приюте.
В возрасте двенадцати лет мальчик начал играть на скрипке, а карьеру музыканта начал в качестве уличного скрипача на Монмартре. В период с 1924 по 1928 годы он изучал теорию музыки в Парижской консерватории. Во время своего обучения Граппелли продолжал играть на улице. Попутно он научился играть на саксофоне и аккордеоне.
Раннюю известность Граппелли принесла совместная игра с Джанго Рейнхардтом в коллективе "Quintette du Hot Club de France". Коллектив просуществовал до начала Второй мировой войны.
После войны Граппелли участвовал в записях в различных составах. Тринадцать альбомов записаны им совместно с британскими гитаристами Дизом Дисли и Мартином Тэйлором, несколько альбомов с известным индийским скрипачом Субраманиамом. Играл он и вместе с Дюком Эллингтоном.
Настоящим звездным часом Граппелли стало его выступление на Фестивале народной музыки в Кембридже в 1973 году в сопровождении Диза Дисли и Денни Райта. В 1980-х годах он дал несколько концертов с молодым британским виолончелистом Джулианом Ллойдом Уэббером.
В 1997 году Граппелли получил Премию Грэмми за достижения всей жизни, а президент Франции Жак Ширак наградил его орденом Почетного легиона.
Умер Стефан Граппелли 1 декабря 1997 года в Париже, был похоронен на кладбище Пер-Лашез..."
https://www.youtube.com/watch?v=P_lrTmLknNA
Джипси джаз имеет и российские корни, потому что до революции гульба с цыганами была традицией для молодых аристократов и богачей-мещан. Вспомнилась сцена такой гулянки из фильма "Братья Карамазовы". В этих вечеринках с цыганами проявлялась русская широкая натура, желание и умение гулять широко и неудержимо...
Но возвратимся в "Ронни Скотт". Присутствующие в зале, тоже в основном люди после тридцати, вели себя осторожно, но разогреваясь, стали каждый номер приветствовать все теплее.
Странным образом, отношение к джазу среди молодежи и особенно тех, кому нет ещё двадцати, переменилось и оставляет их равнодушными.
Похожий процесс происходит и с чтением. Молодые предпочитают детективы, или даже комиксы. И только люди в возрасте начинают читать и восхищаться классикой! Тут наверное сказывается уровень развития интеллекта. А молодые живут сиюминутными чувствами.
Вспоминая послевоенные годы, надо отметить, что тогда джаз, как американское изобретение, захватил весь мир. Это время на Западе ещё иногда называют "веком джаза". А в Америке его популярность связана ещё с предвоенными годами.
В Советском Союзе, тоже были любители джаза, но считалось, что он идеологически чужд социализму и его ещё называли "музыкой сытых". Но интерес был велик и контрабандой, джаз все-таки попадал в Союз.
А сегодня, даже американцы признают, что джаз был одним из орудий Запада в холодной войне с СССР!
...Концерт продолжался около трёх часов с перерывом и закончился около одиннадцати. Мы вышли на улицу и домой пошли пешком. По дороге, увидели прямо на тротуаре палатку и теплое логово которое соорудил для себя и своей собаки бездомный. На улице было холодно и мы почувствовали себя немного неловко, пребывая в привычном обывательском самодовольстве.
...Проходя мимо Линкольн Филдс Инн - сквера, услышали за оградой пение блак бёрдс - черных дроздов, благозвучные трели которых вновь заставило нас вспомнить недавний концерт и порадоваться скорому приходу весны...
Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала "Что есть Истина?": www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion