Аннотация: Любое путешествие интересно, но особые впеатления остаются от поездки на автомобиле!
Путешествие из Лондона на итальянскую Ривьеру и возвращение назад через Швейцарию.
Гренобль, Альпы и начало поездки
...Начинаю своё повествование, сидя в нашей машине, высоко в горах, во Франции, неподалеку от Гренобля, который называют столицей Альп.
Машина, на время наших путешествий, становится и моим кабинетом.
Сядешь ранним утром на боковое от водителя сиденье, захлопнешь дверку и отгораживаешься от шума и суеты внешнего мира. Пишется легко и сосредоточенность полная да и сиденья удобны - недаром авто конструкторы ломали голову как сделать наш Фольксваген комфортабельным...
Вчера вечером, приехав в долину Изера со стороны Шамбери, под дождём, обалдевшие от усталости и новых впечатлений, торопясь мотались с берега на берег, путаясь в перекрестье дорог в поисках кемпинга - пристанища на ночь.
Селения, деревни, городки, промышленные постройки на протяжении сорока километров, стоят здесь так близко, что не разобрать - где заканчивается одна и начинается другая деревня обозначенная на карте совсем неточно.
Посередине долины реки, петляющей меж двух гористых "берегов", протянулась платная автострада которую мы всячески избегаем - ведь нет смысла платить за машину, за бензин, да ещё за дороги и при этом оставаться свободным в выборе решения - когда, как и куда ехать.
Во Франции, государство однажды совершило такую тоталитарную глупость - сделало главные дороги платными и это внесло сумбур и чересполосицу во всём автомобильном движении.
На мой взгляд - это антидемократическая бесчувственность, которая во многом портит впечатление от чудесной Франции - такая ошибка недальновидных людей, может испортить настроение многим поколениям путешественников.
Конечно во Франции есть ещё много причин для раздражения - например "стоячие" туалеты или полузакрытые писсуары прямо на улицах, запах мочи в городах - все это наследие национальной лёгкости нравов, но об этом чуть дальше!
...Наконец медленно накаляясь, от необоснованных ожиданий - время бежало неумолимо к сумеркам и шёл мелкий нудный дождик, увидели при дороге значок кемпинга и свернули туда.
Кемпинг стоял на берегу мутного Изера, зажатый на узкой отмели между рекой и озерцом, за которым урчала моторами платная автострада.
Вышли из машины, прошли вдоль ряда караванов, чтобы посмотреть на "удобства" и расположение - нам кемпинг не понравился - ни клочка травы, тесно и какие - то молодые люди собравшись кучкой сидели у входа в туалет, в непозволительной для нормальных людей от него близости.
Вздыхая вернулись к машине и решили, что если не найдём вообще ничего - вернёмся в этот и переночуем!
Поехали дальше.
Переехав в очередной раз реку, совершенно интуитивно свернули на дорогу поднимающуюся из долины в горы. Серпантин асфальтовой полосы круто поднимался вверх, среди лиственного леса и в один из прогалов я увидел внизу, с полукилометровой высоты на краю обрыва, черепичные красные крыши домиков внизу и мелькнувшую, серо-стальную ленту реки.
Я содрогнулся в душе, но промолчал не желая тревожить жену, которая с детства боялась высоты - Сюзи в это время, крепко сжимая руки на руле и привстав на сиденье, сосредоточилась на петляющей по краю обрыва дороге, а мне, может быть от усталости и разочаровния почему - то казалось, что асфальт, вот - вот закончится и дорога упрётся в обрыв или в скалу...
Однако через несколько минут, мы выехали на пологий склон, где расположилась большая деревня, посредине которой стояла трёхэтажная, мрачно - старинная мэрия и был даже информационный центр, к нашему сожалению уже закрытый из - за позднего времени.
По французскому времени было - восемь часов вечера и вокруг не было видно ни души - только горы, лес, и речная долина внизу.
Мы в растерянности поставили машину на меленькой площади перед мэрией и вышли наружу - стояла кромешная тишина, хотя то тут, то там, среди деревьев, видны были стены и крыши двух - трёхэтажных домов и домиков.
Далеко внизу, под нами лежала широкая долина Изера, и на противоположной стороне громоздились скальные отвесные утёсы, словно обрезанные с лицевой стороны невероятно громадным ножом.
Вдоль долины, из зелени леса торчали кучками крыши домов и горбились промышленные строения.
Вдали, за хребтом лежал горный массив Шартрез, тот самый, в недрах которого монахи за четыреста лет до наших дней начали приготавливать зелёный ликёр Шартрез, настоянный, как говорят, на ста тридцати разнообразных полезных и лечебных горных кореньях и травах.
Хорошо было бы попасть туда и устроиться где-нибудь подальше от поселений и дорог, но сегодня время поджимало и надо было устраиваться на ночлег...
...Между тем, время шло.
Переминаясь с ноги на ногу, мы стояли и оглядывая окрестности, слушали тишину наступившего вечера.
Рядом с некоторыми домами, стоящими друг от друга достаточно далеко, видны были легковые машины и я подумал, что люди в этих жилищах есть.
Сюзи хорошо говорила по-французски и я уговорил её постучаться в один из этих домов и спросить о ближайшем кемпинге.
Мы так и сделали.
Нам открыла двери молодая женщина и услышав вопрос стала объяснять Сюзи, что неподалёку, в соседнем местечке был кемпинг, но работает он сегодня или нет, она не знает...
Указав нам дорогу она выслушала от меня вопрос: - Бывает ли здесь снег зимой и много ли его выпадает?
Она вначале отрицательно покивала головой, а потом, поняв, что я спрашиваю о зиме ответила, что снега иногда бывает много - до сорока сантиметров.
Облегченно вздыхая и кланяясь, поблагодарили её за советы и пошли к машине.
Потом медленно тронулись в сторону деревни Сан - жён ле Вью и минут через десять езды, по незнакомой петляющей дороге, остановились у автобусной остановки, на крохотной автостоянке, над которой было укреплено название нужного нам местечка.
В селении, людей тоже не было видно и потому, мы чуть прошли вперёд и вместе с лаем дворовой собаки от домика справа, слева услышали женский голос.
Заспешив на звуки человеческой речи, мы увидели на высоком крыльце женщину и Сюзи спросила о кемпинге. Я ничего не понимал ни в вопросе ни в ответе, но по жесту женщины, указывающей на соседний дом понял, что там можно подробнее узнать об этом...
Оказалось, что в указанном доме жила владелица кемпинга, находящегося совсем недалеко, на краю селения...
Мы позвонили в дверь и нам открыла женщина лет пятидесяти пяти, с глазами навыкате и кудрявыми волосами. Она выслушав вопросы Сюзи односложно отвечала - Уи - Уи.
В конце разговора она вышла на дворовую террассу и показала нам,видимую оттуда часть небольшого кемпинга.
Мы пошли к машине и Сюзи объяснила мне, что это хозяйка кемпинга, которая предложила нам выбрать себе место, поставить палатку, а потом прийти заплатить за ночлег...
Проехали метров сто, свернули за домами направо и въехав, по каменистой не асфальтированной дороге внутрь небольшого кемпинга, остановились осматриваясь.
Кемпинг состоял из десятка караванов с деревянными пристройками - прихожими. Тут были свободные места, на которых уже стояла одна палатка и рядом с ней автомобиль...
Обойдя кемпинг вокруг, мы выбрали плоскую заросшую зелёной травкой террасу и подогнав машину принялись ставить палатку...
Устроившись на ночлег, Сюзи довольно улыбаясь сварила ужин на газовой горелке и после еды попивая свежезаваренный кофе сказала мне:
- Я хочу остаться здесь на несколько дней!
Я закивал головой - после тесного и шумного кемпинга в долине, этот выглядел райским местом!
Решили остаться здесь на пять дней...
Во время ужина, в тишине подступающей ночи, с окружающих нас горных лугов раскинувшихся среди крупно-ствольного леса доносились мелодичные звуки колокольчиков подвешенных на шеях пасущихся лошадей, коров и даже, как позже выяснилось ослов, которые паслись за перелеском, неподалёку от кемпинга.
Меня особенно привлекало в этом месте то, что на подъезде к деревне, в прогал горной долины, виднелась громадная скалистая вершину и я подумал, что она - эта вершина, высотой не менее трёх километров, а значит мы будем жить уже в настоящих Альпах...
Когда стемнело, я взяв купальные принадлежности пошёл в душевую - "удобства" располагались от нас буквально в десяти метрах.
Душ был просторным, вода горячей и платить за это удовольствие было не нужно - цена душа входила в общую оплату, которая составляла смехотворно малую сумму - пять евро за двоих за ночь и два евро за машину - итого семь евро за сутки.
К тому времени наступила ночь и снизу из долины подмигивали нам электрические огоньки большого города на реке Изер - это был Гренобль.
Всё наше волнение и ожидание разрешилось таким удачным образом, что я посмеиваясь подумал: "Сама судьба вела нас к этому месту..."
Ну, а теперь вернёмся к началу путешествия и расскажем всё по порядку...
Билеты на паром через Ла - Манш, мы заказали заранее, приблизительно за месяц до поездки, выбрав по интернету самые недорогие и подходящие по времени места остановок. Путешественники мы опытные и за восемь лет которые я прожил в Англии, объехали во время летних отпусков - каникул не только всю Англию, включая Уэльс и Шотландию, но и половину Европы: несколько раз были во Франции, потом побывали несколько раз в Бельгии и Голландии и не только на машине, но и на поезде.
А прошлый год мы жили в кемпингах в Южной Германии - обо всех этих путешествиях я уже рассказал в своих предыдущих очерках.
Однако в этом путешествии была своя особенность - мы поменяли незадолго до поездки машину - наш старенький "Форд", на почти новый дизельный "Фольксваген - Пассат".
Поэтому, маршрут этой поездки планировался с заездом совсем не в близкую Италию, а выезд домой через Швейцарию.
Новая машина действительно была намного удобней надёжней и комфортабельней предыдущей - она была просторнее, оборудована по последнему слову техники и к тому же имела запас топлива после одной заправки на пятьсот миль - то есть на восемьсот километров. Максимальная скорость в двести с лишним километров в час, позволяла нам комфортно себя чувствовать в компании самых дорогих и престижных машин - "Мерседесов", "БМВ", "Ягуаров"!
Сюзанна хороший, опытный водитель, спокойный и сосредоточенный, а с её опытом вождения - почти сорок лет, мы никогда не имели больших неприятностей в дороге - первый раз она села за руль, в Ирландии, когда ей было четырнадцать лет!
Она инстинктивно чуяла состояние и намерения водителей других машин и потому, предугадывая их манёвры реагировала на всё своевременно...
...Из Лондона, выехали в сторону Дувра а первом часу дня, с большим запасом времени - до этого городка было чуть больше ста километров хорошей дороги, а паром во Францию уходил в четыре часа дня и потому, на полдороги остановились в "услугах" и перекусили...
Тем, кто не путешествовал по Европе на автомобилях поясню, что "Услуги", это места рядом с автострадами, на которые можно заехать, отдохнуть там, сходить в туалет, поесть, выпить кофе, купить продуктов и газету в местных магазинчиках, а потом, буквально в течении минуты выехать вновь на хайвэй и продолжить путешествие!
...Сборы в поездку, как всегда были долгими тщательными и хлопотливыми, особенно для Сюзи.
Только она знала где и что необходимое в поездке хранится с предыдущего года и собирала это методично, по заранее составленному списку.
Я и здесь выступал на "подхвате", хотя вовсе не роптал на свою второстепенную роль члена туристической команды - ведь нас было всего двое...
Сам я машины не вожу и никогда не собирался водить - моя всегдашняя рассеянность и погружённость в себя, мешали мне сосредотачиваться на дороге и потому, в молодости попробовав один раз вести мотороллер и чуть не разбился - вместо того чтобы убавить газ я его прибавлял.
Зато тогда я понял, что быть хорошим водителем мне не судьба, а подвергать риску свою, а главное чужие жизни на дорогах мне не хотелось.
У меня есть своя теория по которой получается, что одни становятся водителями легко и быстро и водят автомобиль уверенно и свободно, а другие, вроде меня, могут попасть в аварию очень просто.
Тут играет роль как генная структура человека так и воспитанный характер.
Например, оба моих брата имеют машины, но старший боится садиться за руль и как только купил свою первую, сразу её и разбил.
А вот младший, едет по дороге разговаривая со мной, правит одним пальцем и при этом норовит обогнать всех встречных и поперечных - он такой уверенный и самостоятельный по воспитанию - братец сменил уже несколько машин и чувствует себя "королём", как в "Мерседесе", так и на тяжёлом грузовике!
...В Дувр приехали во время, быстро пройдя паспортный контроль, который сегодня для граждан королевства представляет короткую формальность, мы заняли своё место в очереди авто на паром и пошли в зал ожидания.
Всё здесь было знакомо по предыдущим поездкам и потому, мы попили чайку в буфете, а когда по радио раздалось предложение занять свои места в машинах, не торопясь сделали это и некоторое время посидели в ожидании, вглядываясь в серебряное море впереди. Наконец все машины завели моторы и тронулись к парому.
Перед нами, в машине сидела молодая пара, которые в момент отказа мотора, посмеиваясь некоторое время толкали свою машину руками, а потом завели движок и поехали как все...
Люди в жёлтых курточках, стоя на поворотах показывали куда и как быстро ехать и когда мы поднялись на борт пятипалубного парома, уже внутри грузовой палубы,указывали куда и как близко друг к другу ставить машины.
Наконец заглушив мотор мы вышли и захватив сумку с документами прошли внутрь парома на пассажирские палубы, которые, когда их видишь в первый раз, напоминают большой многоуровневый ресторан - кафе, со множеством столиков и кресел, стоек баров, буфетов, магазинов.
Широкие иллюминаторы во все стороны открывали виды сине - зелёного волнистого моря, а позади высились мощные, белые скалы Дувра, наверху которых, то тут то там стояли почти игрушечные здания и видна была средневековая крепость некогда охранявшая морские подходы к порту...
Мы сидели за столиком и смотрели ТВ новости. Время от времени повторяли вид какого - то городка в Южном Ливане, на который израильская авиация сбрасывала бомбы и здания вдруг вздрагивали, начинали разваливаться на глазах, а окрестности заволакивало серым дымом.
Шла война. Израиль бомбил Ливан.
Через паузу показали колону израильских танков ползущих по раскалённой солнцем каменистой дороге. Потом показали крупнокалиберную пушку в которую солдаты вкладывали крупный тяжёлый снаряд...
А паром шёл по водам Ла Манша и на его пути, часто видны были легкомысленные яхты, яхточки, большие и малые корабли.
В середине пролива, навстречу нам появился и быстро приблизился встречный паром, уже из Франции, из Дюнкерка в Дувр.
А мы, выйдя на верхнюю палубу, щурясь подставляли свои лица ветру и солнцу и вглядываясь в изумрудно-синеватые просторы вод наблюдали, как бело - пенный след корабля постепенно исчезал с поверхности, казалось бездонного и безбрежного моря!
Вскоре показались берега Франции, застроенные непонятными, большими промышленными зданиями - не то фабриками, не то нефтехранилищами - вид, надо сказать, совсем не идиллический и вызывающий разочарование.
Через два часа после отплытия из Дувра, мы вошли в порт Дюнкерк и громадный корабль, медленно, словно на ощупь продвигаясь вдоль порта наконец причалил!
По радио вновь объявили - занять свои места в автомобилях - и мы спустившись на грузовую палубу, заняли свои места в машинах, вереницей въезжающих на территорию Франции - недолгое путешествие по воде закончилось...
14. 09. 2006 года. Лондон. Владимир Кабаков
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-Countdown to WW3 begins in 2025 with huge land grab forcing UK into war, says expertисторическом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal