Аннотация: Лондон, один из самых древних, красивых и добржелательных городов Европы. О лирических впечатлениях от этого города - эти эссе и очерки.
МИР БЕЗ ЛЮДЕЙ.
Эссе
Панорама Лондона в теплый мартовский вечер с моста Ватерлоо. Словно театральные декорации, на окаменелых берегах, стянутых шнуровкой мостов, стоят большие отели, концертные залы, магазины, раскинулись скверы. Внизу и слева, на фоне деловых высотных зданий Сити, светлеет почти игрушечный купол собора святого Павла, а на этой же стороне, но вверху, громада Биг Бена, с часами, на которых издалека видны стрелки самых больших часов Англии.
Все это невольно будит ассоциации с театром, напоминает нам, что жизнь - это театр, а люди в нем актеры и что этот явно театральный циферблат отсчитывает секунды нашей жизни, и удары часового колокола напоминают о конечности бытия, о приближающейся из таинственной дали будущего, нашей с вами смерти.
Лондон театральный город - город театр. Здесь, как на сцене, вдруг появляются загадочные гигантские колеса, старые корабельные доки превращаются в современные музеи, а в "реквизитных мастерских" города, тех что за сценой, за пределами нашей видимости, есть и средневековые ужасные тюрьмы-крепости и мосты с жилыми домами на них и еще много - много театральной мишуры, где стеклянный игрушечный дворец соседствует с церковными шпилями, а высокие автобусы проезжая по мосту, похожи на движущиеся двухэтажные дома с ярко освещенными окнами, дверями и людьми населяющими их...
... Солнце ушло за горизонт и в сиреневой дымке, повисли легкие прощальные платочки тающих облаков. Сумерки постепенно окутали город и дневные заботы, и рабочая суета на время утихли...
На Лондон надвинулся вечер. Зажглись электрические огни. Свинцовые волны Темзы бьются о набережную, и их плеск смешивается со звоном церковных колоколов, зовущих к службе. А звону колоколов вторит пенье птиц в парках и скверах - так пернатые артисты встречают наступающую темноту...
Сплошные потоки машин на дорогах, людские толпы на улицах, огни реклам, манекены в витринах освещены и похожи на заколдованных людей, а люди на улицах напоминают ожившие манекены...
Наступает темная ночь. Постепенно люди-манекены исчезают с улиц и остаются только те, что стоят за витринными стеклами, неподвижные и трагически молчаливые...
Ночь проходит...
Яркие фонари на набережной отражаются в черной воде.
На освещенной громаде Биг Бена часы бьют пять раз...
Рассвет приближается...
...Широкий проспект пуст. Фары одинокой, заблудившейся автомашины вдруг выхватывают из тьмы фигуру человека. Неподвижное лицо, невидящие глаза, камзол, башмаки, шпага в руках... Железный черный, человек на постаменте...
Вновь и вновь мы видим фигуры - каменные, железные, на коне и без, с саблями, винтовками, свертками бумаг, в воинских доспехах и в гражданском платье...
И нет живых людей...
...Ночью люди близки к смерти и каменной неподвижности. Их сон напоминает умирание, и только звери, птицы, деревья и цветы живут таинственной жизнью. Стволы, ветви, цветы чуть заметно движутся, дышат утренней прохладой. Кажется, они разговаривают на языке жестов... Чуть заметно...
Сквозь черные громады стволов и ветвей платанов, видны бело-розовые кружева цветущих деревьев невесомыми облачками всплывающие над поверхностью земли то тут, то там...
Мы в парке Сент - Джеймс, куда нас пропустил торжественно молчаливый конный страж, изваяние воина - полководца на коне и с саблей ...
И птичий хор встретил нас гимном...
...Природа - символ. Нет человека в предутренней мгле - во сне он почти мертв. Но есть Бог - создатель всего, в ком все отражается как осуществившаяся мечта. И мир без людей - это Бог всевидящий, всеслышащий, всечувствующий, великий и молчаливый - прекрасная тайна...
Не будет человека, не будет человечества, но Бог - Создатель пребудет во веки веков...
И будет жить красота мира, вселенной...
Огромный платан заслоняет пол неба и где-то в его ветвях поет свою песню черный дрозд - посланник музыкальности и невидимой красоты... Ему вторят во всём городе десятки, сотни других крылатых певцов...
В пруду кипит весенняя жизнь. Сквозь кисею зеленых листочков плакучей ивы, печально опустившей длинные тонкие ветви до воды, видны плавно плывущие тени грациозных лебедей...Тревожно перекликаются гуси... Крякают, свистят, шипят, хлопают по воде крыльями утки и уточки.
Из края в край небольшого озера звучит, перекликаясь, разноголосица птичьего гомона, песнь слаженного природного хора. То ручьями журчит этот хор, то свирелью поет, то напряженным горлом свистит, выговаривая волшебное сокровище звенящих звуков,- песнь мира...
И грустен этот сказочный мир без человека...
...Мир вечера и рассвета - как они не похожи. Сейчас, на окнах железные решетки, двери заперты, улицы пустынны. Дома - братские могилы, в которых люди умерли до утра. Лежат в темноте спален и только статуи уже действительно умерших, охраняют их сон-смерть...
Мир перед нами безлюден, одинок и прекрасен...
Высоко в небе послышались тревожные крики гусиной стаи и с воды им ответило несколько голосов. Парочка гусей поднялась с поверхности озера и шумя крыльями улетела в светлеющее небо...
Сумерки рассеиваются. Свет приходит в мир и тьма отступает...
Мы видим, на серых каменных островках, неподвижных белых пеликанов, а рядом быстрые, оживленные кряковые селезни с изумрудно - зелеными головками ухаживают за серенькими уточками. Они уже давно проснулись...
Неподалеку, сцепились в драке черные петушки водяных курочек. Тут же, презирая суету, скользят по гладкой воде черные лебеди. Над ними, резвятся на ветках ивы шустрые белки, шурша по коре коготками и почти летая прыгают с ветки на ветку...
Незаметно, неостановимо в мир приходит день...
Тускло горит электрический фонарь, напоминая об ушедшей ночи...
Хорошо видны яркие цветы в траве, на кустах, на деревьях. Нежный аромат весеннего цветения, разливается над цветочными куртинами...
Как хороши цветные грезы весны в предутренних парках и садах! После холода и аскетизма зимы, наступает время мечты, обещая почти вечное счастье лета...
... Остров среди воды зарос деревьями и кустарником. Там не бывает человека даже днем, и там поселилась тайна смены зимы весной и лета - осенью.
А рядом, на берегу, из чащи вечнозелёных кустов вытекает хрустально чистый ручей, со звоном переливаясь и прыгая с камня на камень. Небо над парком становится всё выше и глубже и сквозь ветки, по - прежнему видны пустынные улицы и дома. И только ранние птахи рассматриваем и слушают игру прозрачных струй, цвет камней и мха...
Вода, камни и зеленый мох - это символы, через которые выражены земные моря, океаны, реки, горы, холмы и долины. Маленький ручеек сбегающий в озерцо, серые камни и зелёная травка между ними - это Земля в миниатюре...
Чистая вода, камешки и песчинки на дне, трава, цветы и деревья - красота Земли...
Земли без людей!!!
1999 год. Лондон. Владимир Кабаков.
ВСЕЛЕНСКИЙ СИТИ.
...Монолог - реквием, написанный после посещения мемориального комплекса, в память погибшим одиннадцатого сентября 2001 года, в Нью Йорке и посвящённый всем Сити в мире. В том числе и в Лондоне!
Эпиграф:
"...Я научился понемногу
Шагать со всеми - рядом, в ногу
По пустякам не волноваться
И правилам повиноваться.
Встают - встаю. Садятся - сяду.
Стозначный помню номер свой
Лояльно благодарен аду
За звездный кров над головой."
Георгий Владимирович Иванов. 1894 - 1958.
...Попадая туда первый раз испытываешь чувство потерянности и беспокойства...
В этой части города, днём кипит многолюдная жизнь: работают магазины, кафе, рестораны. На улицах много прохожих, много мужчин в пиджаках и галстуках, иногда в смокингах или даже фраках.
Но вот настает вечер и люди, толпами покидают это странное место.
После такого Исхода, Сити остаётся пустым и безмолвным: всюду запертые двери, закрытые калитки и решётки. Кое-где, в холлах, при ярком электрическом свете видны одинокие фигуры сидящие за большими столами, сторожащие безмолвные громады зданий...
Дома здесь необычайно велики и самой причудливой формы. Во многих из них невозможно жить - так неуютно и холодно они устроены!
Эмоционально бедные стеклянно- металлические параллелепипеды и кубы зданий и рядом, структурно вычурные конструкции из козырьков, овалов, уступов и карнизов.
Их стеклянные поверхности то чёрно-непроницаемы, то прозрачны и тогда, внутри видны канцелярские столы и стулья.
Часто, эти комнаты, залы и залищи полны компьютерами, за которыми с утра до вечера сидят уставившись в мерцающие мертвенным светом экраны, служащие банков контор и офисов. Сотни тысяч "приговоренных", зарабатывают здесь себе и своим семьям на прожитье, делая большие деньги для своих боссов, хозяев и хозяйчиков...
И так, день за днём, год за годом!
Не вериться, что люди добровольно согласились приходить сюда и проводить здесь большую и лучшую часть времени своей жизни.
Но это так!
Ведь никто не возит их сюда в машинах с железными решётками на окнах.
По утрам они сбиваясь в стаи приезжают сюда на бесчисленных машинах, в автобусах и поездах метро.
Есть что-то ужасное и бессмысленно жуткое и рабское, в этом движении: утром туда, в это гетто - вечером оттуда, по домам.
Не зря говорят - человек привыкает ко всему!
Многие из эти невольников ещё и гордятся тем, что они работают в Сити...
...Ближе к вечеру начинается бег из казенных зданий: людские ручейки текут по проторенным дорожкам, сливаясь в маленькие речки, а ближе к станциям метро, потоками убегают под землю, исчезают...
С облегчением покидают они Сити, торопясь разъезжаются по своим домам, разбросанным на многие мили вокруг, чтобы там провести остаток вечера и ночи.
А утром, не выспавшись и поминая черта, словно под неслышную дудочку легендарного Крысолова идут, едут, бегут в эти остекленелые, каменно-металлические джунгли.
У каждого из них есть семьи: родители, дети, жены и мужья, родственники, любовницы и любовники - есть то, что называется личной жизнью.
Но каждое утро спеша и теснясь, этот поток "сумасшедших" устремляется в Сити, чтобы вечером, после томительно длинного дня, вновь позорно бежать прочь, вон из этого страшного, многооконного города-тюрьмы, в котором живет призрачный Дьявол - символ денег, попирающий беззащитного человека, глубоко несчастного и одинокого, превращенного Сатаной в бесчувственную машину, механического оператора электронных, компьютерных миражей...
И вот подходит пятница - конец недели и тысячи, тысячи потерянных одиночек расходятся по пабам и барам, сливаются в экстазе неформального общения.
Кучки, кучи и толпы напившись пива говорят, говорят, говорят...
Гул голосов стоит над вечерним городом!
Кажется, что всю неделю сдерживаемая энергия общения, энергия жизни, выплескивается этими людьми навстречу друг другу.
Потом, охмелев, в ожидании двух дней свободы и отдыха расходятся по домам, на свидания, в кино ...
Какое счастье не думать, не говорить о работе, заниматься чем- то своим, человеческим, интересным и притягивающим!
Целых два дня свободы после пяти дней "каторги"!
Можно полежать и поспать, а можно посмотреть ТВ, вполне дурацкое, беспричинно веселящееся под руководством злых ведущих с застывшими притворными улыбками на загримированных лицах. Они тоже делают свою постылую работу для "отдыхающих", для собратьев по современному рабству...
А Сити, оставшись на уик-энд в безлюдье и тишине запустения, стоит в тяжелом мстительном молчании в ожидании понедельника, "оскалив" разнокалиберные "зубы" небоскребов...
А в понедельник всё повториться сначала: "Ночь, улица, фонарь, аптека..."
Но уже близки апокалиптические времена!
Вся планета смотрела и видела 11 сентября жуткие картины огня, дыма, смертельной агонии и разрушения. Казалось, серебряно-железные, первобытно - громадные птицы с людьми во чреве врезались, вонзились, взрываясь одна за другой в башни -близнецы Торгового Центра, в которых уже с утра, придя на работу копошились, люди-муравьи: сотни, тысячи, десятки тысяч!
Это похоже на ожившие иллюстрации Апокалипсиса, когда Бог -Креатор живущий где-то в надзвездных пространствах, явил себя миру страшным предупреждением...
Чудовищные картины смерти и разрушения!
Тысячи сгоревших, разбившихся, раздавленных, кричащих от ужаса и обреченности.
Под гул рушащихся "скал" из стекла и бетона, в гигантских клубах дыма пыли и летящей бумаги!
И пусть все думают, что это дело рук террористов, отрицая тем самым ответственность людей за слова, мысли и поступки...
Для некоторых, происходящее сегодня, есть знамение времени, начало конца!
Когда создатель наказывает и предупреждает погрязших в бессмысленных грехах людей -роботов, рабов стяжательства и лицемерия, марионеток, подгоняемых владыкой смерти - Сатаной, к бесславной кончине!
Вспоминаются библейские описания гибели городов Содома и Гоморры: "Они ели, пили, женились, выходили замуж, рожали и растили детей, строили, торговали, сажали деревья и собирали плоды, пока не грянул гнев Отца Небесного и все погибли в огне испепеляющем..."
...После 11 сентября прошло совсем немного времени и люди кажется забыли об этом предупреждении. Они, как и раньше, по утрам стекаются в этот город призрак, а вечерами спешат его покинуть.
И по прежнему, стоит угрожающе - молчалив, возвышаясь над переливающимся огнями городом разновысоким частоколом мертвых зданий, город в городе - СИТИ!!!
Эпилог: Туманное летнее утро в лондонском Гайд парке. Над темно зелёными вершинами парка встаёт, пробиваясь сквозь молочно- белую завесу редеющего тумана, плоский диск солнца. На листьях, на траве, на песке дорожек - холодная, обильная роса. Слышен звонкоголосый птичий гомон.
Из туманной глубины тенистого парка появляются всадники: мы видим фигуры седоков, крупы лошадей, их ноги мерно ступающие на землю: топ-топ-топ...
Белые в коричневых пятнах лошади, наездники в жокейских костюмах приближаются, проплывают мимо покачиваясь, исчезают за поворотом...
Какое-то время, ещё слышны их голоса...
Потом наступает тишина...
Медленное, блестящее, теплое солнце поднимается все выше и выше...
Очередной день жизни начался!!!
Лондон. Владимир Кабаков
7. 7. 2005 года. Взрывы в лондонском метро...
...Первые сообщения по радио и заголовки экстренных газет. "Прогремело не менее шести взрывов в метро и в автобусах". Потом уточнили: пять взрывов было в метро и один в автобусе, в районе Тависток... Говорили о шести погибших и сотне раненных...
Я узнал о взрывах от приятеля, который позвонил мне в половине одиннадцатого и прожёвывая яблоко спросил: - А ты знаешь, что в Лондоне тоже начали взрывать? Я не знал. Включил радио и услышали новости, которые для большинства уже были страшным событием реальности. То, что многие ожидали в подсознании - случилось.
Я вспомнил, что Тависток, совсем недалеко от нашего дома на Хаттон - Гарден, и что какой то гулкий звук я слышал около девяти часов утра, именно в той стороне...
Позвонила жена и с беспокойством, коротко рассказала о взрывах и попросила смотреть, чтобы наши уже взрослые дети не выходили на улицу. Ещё она сообщила, что мобильные телефоны по всему городу не работают и что автобусы на наших направлениях тоже...
Позже выяснилось, что мобильную сеть отключили, опасаясь использования мобильников для последующих взрывов - часто, радиосигнал служит для приведение бомбы в "работу"...
Ещё вчера все праздновали победу Лондона в гонке городов - претендентов на проведение Олимпиады 2012 года, сегодня с утра говорили о глобалистах, собирающихся устроить протесты против заседания большой восьмёрки в Шотландии...
А сегодня, гудящая на улицах толпа, звуки сирен санитарных и полицейских машин, грохот двигателей патрульных вертолётов в небе...
Я вышел из дома в одиннадцать и пошёл по Холборну в сторону Оксфорд стрит. Люди по тротуарам шли потоками, словно в часы пик, все говорили о взрывах. Блестели глаза встревоженных людей. Почти все связывались по мобильникам с домашними и близкими знакомыми - сеть наконец включили...
В районе Рассел - Сквера, полицейское оцепление, расположилось очень далеко от станции метро и Тавистока. Пропускали только тех, кто жил в этих кварталах. На улице, между тем, пошёл мелкий дождь и все раскрыли зонты. Я купил экстренный выпуск "Ивнинг стандарт" и прочёл заголовок: "Бомбы в метро убили пассажиров"!
По прежнему на улицах много народу и около одного большого здания - офиса большая толпа эвакуированных служащих. Явная перестраховка. Но атмосфера неуверенности и паники ощутима.
По-прежнему вокруг много полицейских.
В щели, между двумя зданиями, на картонных коробках, как обычно лежит бездомный, совершенно равнодушный ко всему, что происходит кругом. Тут же уборщик, "восточноевропейской внешности", подметает под дождём мокрый асфальт тротуара. С рекламных щитов, лучатся улыбками девушки с хорошо чищенными, определённым видом пасты, зубами.
В Гленниглс, на заседании Восьмёрки, выступил немного потерянный, заикающийся Тони Блэр. Он успокаивал и говорил, что Англия уже жила совсем недавно под атаками террористов - ирландцев...
В три часа дня, по радио сказали о тридцати трёх погибших и сорока пяти тяжелораненых. Около трёхсот обратились за помощью. Говорили, что много народу ещё находится под землёй.
На радио 3 - ФМ, как обычно звучит классика. На 4 - ФМ, почему - то пустили передачу о литературе. Похоже никто не знает, как себя вести - быть траурными или продолжать как обычно...
Во всяком случае "просеивание информации" очевидно. Но очень важно, что никто из английских граждан не видит в этом "диктатуры" власти, а умолчание и неверные цифры о жертвах, воспринимаются спокойно.
Если бы это происходило в России, то представляю, какой вопль подняли бы русские либеральные образованцы...
Состояние паники и неуверенности, всегда являются синдромом политической нестабильности в обществе. А в России сегодня налицо все признаки этой нестабильности. Как следствие критика правительства переходит в критиканство, когда даже неуют в собственном доме становится причиной недовольства правительством...
В четыре часа дня пошёл в сторону Сити. Автобусы не ходят, редкие машины едут очень медленно. По тротуарам сплошным потоком движутся пешеходы. Много "джоггеров"...
В районе Банка, свернул по направлению к Ливерпуль - стейшен, и наткнулся на оцепление. Место взрывов оцеплено за сотни метров. Уже позже я узнал, что мусор оставшийся после взрывов, полицейские буквально просеивали и только после увозили на свалку. Таким образом, нашли кредитную карточку одного из подозреваемых.
А в пабах идёт обычная жизнь. Может быть чуть менее шумная, но пиво пьют по прежнему. Думаю, что англичане уже привыкли к взрывам в Лондоне ещё во времена ирландских сепаратистов. Последний взрыв был в Лондоне незадолго до моего приезда сюда, в 1998 году...
Да и вообще, англичане на мой взгляд не склонны впадать в истерическую риторику, которой так грешат многие образованцы в России...
После каждого теракта, там возникают самые неправдоподобные слухи и легенды, смысл которых сводится к обвинению не террористов, а властей, в любых случаях становящихся крайними.
На Западе, к счастью, со здравым смыслом всё в порядке. После колоссальной катастрофы 11. 9. в Нью - Йорке, люди в правительстве и родственники жертв, не искали виновных в чиновных рядах понимая, что в произошедшем виноваты террористы, а не спец службы, которые делают свою работу, хотя и не всегда успешно...
К счастью, на Западе существуют неписанные правила, по которым на крови и трагедиях, нельзя делать себе паблисити и набирать очки в карьерной гонке...
В России же, это всегда повод, для политических провокаторов, обвинить "режим", а самим покрасоваться на экранах телевизоров или первых полосах газет...
Совсем недавно, этим грешили в основном только либералы - образованцы, но сейчас к ним подключаются коммунисты и "патриоты" из Родины...
Причиной этого политического цирка, стали воспитанные за последние двадцать, тридцать лет, поколения провокаторов, выросших в среде, где все понятия о добре и зле перемешаны, история России сфальсифицирована, а на место религиозности или государственной идеологии, пришли лакейское лицемерие и оголтелый атеизм, часто в форме антикоммунизма и антисоветизма.
Насколько, ещё тридцать лет назад преобладало "социалистическое сознание", настолько сегодня размножился слой, преклоняющихся перед западными ценностями, людей.
Пожив на Западе, я понял, что российские образованцы - главные "поклонники" западной демократии, питались и питаются пропагандистскими мифами времён "холодной" войны, а подлинная ситуация проявления подлинной демократии, во многом похожи на "социализм с человеческим лицом", да ещё под эгидой христианской этики и морали...
Но подробнее об этом в другом месте...
На ФМ - 4 восстановили новостные программы и говорят о взрывах, которых насчитывают от семи до четырёх. Позже выяснилось, что один из взрывов на перегоне от Кинг-с - кросс до Рассел - сквер, разрушил перегородки между разными линиями метро, и подозревают, что это произошло от нескольких взрывов.
По-прежнему, по улицам с сигналами проносятся машины скорой помощи - наш дом находится почти в центре зоны взрывов и взрывы произошли нподалеку...
На следующий день, утром говорили уже о сорока семи погибших. Метро на многих станциях, особенно в центре закрыто. Говорят ещё о террористе самоубийце, в автобусе на Тавистоке.
По радио России слышал нелепые, а иногда экстремистские заявления дикторов и ведущих программ. Регина Лукашина на "Радио России", со свойственным некоторым российским дикторам циничным экстремизмом, во время дискуссии об атаке лондонского метро, предлагала "зачистить" мусульманские кварталы в Лондоне. Андрей Святенко сидя в Шотландии говорил, что он знает район взрыва автобуса и предполагал, что осколки от взрыва, "посекли" стены Британского Музея.
Но автобус взорвался приблизительно в километре от Музея, а сам Музей продолжал работать, только полицейские проверяли у ворот сумочки и рюкзаки...
... В субботу, сказали о причинах, из-за которых нельзя достать тела многих погибших из района метро Рассел сквер - Кинг-с - кросс. От детонации рухнули перегораживающие разные линии метро стены, и повредили ещё два поезда. Спасательные работы там, вести можно только вручную, так как сам тоннель наполнен мешаниной из грязи, камней и металла. И под всем этим разбросаны остатки тел погибших.
На субботу число погибших - более пятидесяти и пропавших без вести, более двадцати. Завалы в тоннеле разбирают вручную, в страшной пыли и жаре. Потерявшие родных и близких разыскивают их, вывешивая объявления на стенах домов и церквей около станций метро пострадавших от взрыва.
Полицейские сейчас говорят, что было четыре взрыва, с разницей в несколько секунд. Говорят, что в метро взрывы могли быть радио управляемы. В автобусе взрыв произошёл немного позже чем в метро...
Позже выяснилось, что в акции участвовали четыре молодых смертника. Руководителем операции был тридцатилетний учитель, о котором все говорили, что не представляли его в роли террориста...
В течении этих дней, при полном спокойствии газет, радио и ТВ, полиция, которой граждане доверяют и понимают сложность службы, благодаря кропотливой, тщательной работе, по уже давно отработанной методике, апробированной во время ирландского террора, обнаружила не только вещи оставшиеся после террористов - смертников, которых было четверо, но и их "квартиры", их родственников и сообщников. Иначе говоря полиция нашла "иголку в стоге сена".
Станции после взрывов были блокированы и оставались закрытыми более недели. Консерваторы попытались навязать правительству лейбористов, создание независимой комиссии по расследованию причин взрывов, "как это могло случиться!", но Тони Блэр отказался от этой идеи и поручил всё расследование полицейским и спецслужбам...
В отношении к теракту и расследованию причин, к взрывам в Москве и Захвату заложников в Беслане, к поведению прессы и публики здесь в Англии и в России, очевидна большая разница.
Это конечно отдельная тема сравнения работы правительства и оппозиции Англии и в России, но мне кажется, что русским людям необходимо знать, об этой разнице и в восприятии и в расследовании и в отношении к тем, кто отвечает за безопасность Лондона и Англии...
Прежде всего работа английской полиции поражает своей методичностью и оперативностью, а поведение оппозиции и публики - сдержанной трезвостью и сознательностью. Никакой газетно-телевизионной шумихи или политической саморекламы на фоне несчастья. И вместе с тем, ситуация схожая с Российской: и цензура, и сообщения в начале о двух, потом о шести погибших, хотя очевидцы говорили о десятках заваленных взрывами тел. Никто не обвинял власти в намеренной лжи. И это доверие к власти, только подчёркивало обычную истерическую реакцию российских СМИ, по отношению к силовикам...
И скорбь, и траур здесь были настоящие. Люди, в следующий четверг в знак солидарности борьбе с терроризмом и в знак скорби, замолчали на две минуты по всей стране и по всей Европе. Вечером, на Трафальгар-сквер, прошёл многотысячный митинг, на котором из властей выступил только мер Лондона Кен Ливингстон. Выступали родственники и представители мусульманской общины...
Никакой показухи, никакого пиара на крови и смерти людей...
Небольшое замечание. Уже через неделю, жизнь в газетах, на радио и на ТВ, вошла в обычное русло. Мало того, в день происшедшего теракта, люди шли и улыбались, и только узнав подробности этой "мясорубки", помрачнели. А ещё через неделю, люди в стране зажили как обычно. Даже поток туристов не уменьшился...
Тут сказывается общее настроение, общая идеология Запада - не фиксироваться на страданиях и смерти, как общих итогах жизни. Живое для живых! Но это тоже тема для отдельных заметок и рассуждений...
2005 год. Лондон. Владимир Кабаков
Рождество в лондонском Темпле.
...Рождество, особенный праздник в протестантской Англии. Это время поздравлений, подарков и вечеринок с друзьями, которых часто не видишь целый год...
Праздничный день, для многих англичан начинается с посещения торжественной службы в местной церкви. Вот и мы, жена - англичанка и агностик, я - русский православный и наши дети - дочь и сын, которые ещё не определились с конфессией, ежегодно бываем в Темпле, уже который год подряд.
Темпл - это церковь в центре Лондона, стоящая на территории адвокатской корпорации, построенная восемьсот лет назад, как копия Иерусалимского Храма Гроба Господня...
Для средневековых английских тамплиеров, это был центральный храм, в котором молились и собирались в крестовые походы все, кому была не безразлична судьба реликвий Господа, Иисуса Христа. В те времена, неподалёку от Темпла, на тренировочном поле, проводили учебные бои рыцари - тамплиеры. Бились тупыми копьями, но раны и увечья были не редкость. Известно, что один из мастеров ордена убился, упав с лошади в своих тяжёлых доспехах.
Сегодня, Мастер Темпла - настоятель храма - средних лет симпатичный мужчина, богослов и писатель Робин Грифит-Джонс, крепко сложенный и с такой сильной рукой, что наверное мог бы стать героем и среди тамплиеров.
Однако, он окончил Оксфорд, пишет книги, говорит остроумные проповеди и возглавляет Темпл уже более десяти лет.
Главной задачей своего служения, Мастер считает распространение учения Иисуса Христа среди тех, кто сегодня очень мало знает о жизни и подвиге Спасителя. У меня есть его книга с дарственной надписью, которая называется "Четыре Свидетеля", о евангелистах и самом Евангелии...
Наш сын, лет десять назад, был певчим в церковном детском хоре и потому, несколько лет, каждое воскресенье мы ходили сюда на службы.
Темпл сегодня, это часть адвокатской общины и потому не бедствует и даже выделяет своим детям - хористам стипендии, помогающие им учиться в соседней "Лондонской школе для мальчиков". Получал такую стипендию, более чем в четыреста фунтов стерлингов и наш сын, в течении трёх с лишним лет.
С той поры, каждое католическое рождество, мы приходим сюда к одиннадцати пятнадцати утра и слушаем службу, поём гимны и общаемся с знакомыми.
Надо отметить, что Рождество в Англии - это главный праздник религиозного годового цикла и вообще самый важный праздник года. А Новый Год здесь, является всего лишь дополнением к Рождеству - его отмечают значительно менее бурно чем в России
Мастер, встречает всех прихожан перед службой у входа в церковь и провожает после, поздравляя с праздником и желая всех благ. Он одет в красную рясу с белым воротником, а хористы - мужчины и мальчики тоже носят церковную униформу...
Всё это настраивает на торжественный лад, как впрочем и средневековая архитектура, и звуки органа, иногда звучащего так мощно, что стены и оконные яркие витражи испуганно вздрагивают...
Вот и в этот раз мы пришли сюда утром, на входе поздоровались с Мастером, взяли программки и сборники с гимнами и сели на привычные уже места, вдоль стены, справа от входа...
Служба начинается с торжественного входа певчих, которых возглавляет человек с посохом, ручка которого сделана в форме летящего единорога.
При входе торжественной процессии и первых звуках органа, все присутствующие встают, и садятся только тогда, когда хор занимает свои места в центре зала...
Голоса хористов - мужские жёсткие и сильные, детские лёгкие и чистые - сливаются в едином благоговейном порыве, а прихожане с энтузиазмом подпевают, следя за текстом по программке.
Потом следуют чтения из Библии, снова пение хора с подпеванием всех присутствующих. Впечатление, от этого общего пения-молитвы сильное ещё и потому, что музыку к гимнам и хоралам сочиняли и сочиняют известные английские композиторы...
Однажды, на такой службе я слышал исполнение этим замечательным хором торжественных песнопений Гречанинова на русском, и до глубины души был потрясён силой и гармонией этого религиозного действа...
Англиканская церковь, всегда с уважением относилась и относится к русскому православию. Тогдашний руководитель хора, известный английский хоровой дирижёр Стивен Лейтон, любит григорианские распевы и с восхищением говорил о русских религиозных композиторах...
Как и обычно на Рождество, эта церковь была полна - человек триста пятьдесят сидели на деревянных скамьях, расставленных вдоль всего зала с пюпитрами для богослужебных книг, с свободным проходом в центре храма и местами для хора по краям прохода.
Во время службы, хором руководит дирижёр, а органист помещается на верху, не небольшом балкончике и следит за "регентом" по электронному экрану.
Хор ведёт всю службу, но часто ему подпевают все присутствующие...
И голоса, совместного с прихожанами хора, отражаясь в сводах старинной церкви, будят в памяти присутствующих неясные воспоминаний того общего, что психологи называют "коллективным бессознательным", и на чём держится вся наша человеческая жизнь и история...
В конце службы, Мастер, поднявшись на специальное кафедру, сказал проповедь, и призвал всех присутствующих отпраздновать рождение Мессии и помнить его призывы - быть как братья и сёстры и любить не только Бога, но и своих ближних - "как самого себя"...
Служба, очень быстро подошла к концу и дослушав финальные аккорды замечательной органной пьесы, мы стали выходить из церкви, по пути узнавая и здороваясь со знакомыми прихожанами.
Многие из них были такими же родителями нынешних и бывших певчих детского хора, как и мы. Их и наши дети уже окончили университеты, работают, а кто-то уже и сам стал родителем и приводит сюда на прослушивание для поступление в хор, очередное поколение детей...
Темпл, во время Второй мировой войны был полуразрушен немецкой бомбой. Разбит был и старинный орган. Но после победы союзников над гитлеровской Германией, храм был восстановлен и деньги на новый орган пожертвовал кто-то из богатых прихожан храма.
Надо сказать, что адвокатские корпорации в Лондоне одни из самых богатых, и имеют не только здания для работы, но и участки земли огороженные каменными стенами, с строениями, скверами, фонтанами. Некоторым из этих корпораций уже по четыреста-пятьсот лет.
Атмосфера Рождества в Темпле - вполне семейная. Хотя с каждым годом, всё больше незнакомых лиц. Дети в хоре меняются, и с того времени, когда здесь пел наш сын, сменилось уже несколько поколений юных хористов.
...Итак, очередная рождественская служба позади, а впереди длинные и весёлые праздники - англичане издавна встречают их в семье.
Вот и мы с нашими знакомыми их Темпла идём к нам домой, где уже приготовлены лёгкие закуски и варится, тоже традиционный глинтвейн...
А вечером, праздничный семейный ужин и разбор подарков "из под ёлки"!
Декабрь 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Представление в Шекспировском "Глобусе", в Лондоне.
Я много лет собирался сходить на представление в Шекспировском театре "Глобус", открытом лет двадцать назад на том же месте, где столетия назад, располагался театр в котором играл и ставил свои пьесы, Уильям Шекспир.
Это круглое здание стоит на другом берегу Темзы, от величественного собора Святого Павла. Когда идёшь через подвесной пешеходный мост "Миллениум", открытый к двухтысячелетию современной цивилизации, начавшей отсчитывать годы своего существования от дня рождения Иисуса Христа, то с него открывается прекрасный вид во все стороны.
Позади высится громадный купол и видны стены собора. На южной стороне реки, метрах в ста от моста белое, с соломенной крышей, здание "Глобуса". Вниз по Темзе - виден мост, ведущий к крепости Тауэр; вверх по реке, тоже на южном берегу высится громадное колесо обозрения, которой называют "Глаз Лондона". Действительно, в верхней точке, из стеклянной капсулы, посетители могут видеть всю панораму Лондона...
Билеты на "Макбета" мы заказали ещё весной и тогда же, сходили на представление Шекспировской "Бури". Театр расположен на открытом воздухе и потому, по весне там бывает холодно. Но в тот раз ещё и дул холодный ветер и несмотря на то, что мы взяли с собой одеяла, я замерз "как бобик" и едва досидел до конца представления. Может быть поэтому, я плохо запомнил то, что происходило тогда на открытой сцене. Я жалел актёров, иногда выходящих на сцену полуголыми...
В этот раз было тепло и пройдя по мосту и полюбовавшись на виды Лондона, мы вошли в театр и разместились в партере справа, в окончании полукруга "трибун", выстроенных из дерева и поднимающиеся на три яруса над уровнем пола площадки, на которой тоже было много зрителей. Но они, как и настоящем шекспировском театре стояли весь спектакль на ногах, вплотную к выступающей вперёд сцене.
А сцена была прикрыта портиком, и актёры, в случае дождя, были в сухом месте. Не то со зрителями. В дождь, те кто стоял перед сценой, вынуждены были открывать зонтики, или мокнуть под дождём...
Наконец, спектакль начался и на сцену вышли актёры с большими барабанами, одетые в костюмы того давнего времени. Держались они непринуждённо, и через какое-то время, я уже не обращал внимания на кожаные ботфорты, длинные юбки, чепчики, камзолы и шляпы с пером. Барабаны били громко и тревожно, предвосхищая события, которые мало назвать жестокими. Представление сопровождала старинная музыка, а музыканты располагались над сценой и нам были видны их головы.
Макбет, высокий красивый мужчина, с мечом и в кирасе, возбуждённый выигранным сражением вышел на сцену быстрым шагом и узнав, что король наградил его титулом правителя герцогства Кодор, радовался и победе и награде.
Потом к нему выскочила радостная леди Макбет, маленькая, чёрненькая и очень "громкая", как говорят англичане. Она радовалась награде мужа ещё больше чем он сам, но ей этого было мало и она стала уговаривать героя Макбета стать королём. Для этого надо было только убить самого старого короля Дункана, который кстати, собирался следующей ночью ночевать в замке этой супружеской пары.