Кабаков Владимир Дмитриевич : другие произведения.

Расчеловечивание искусства. Сборник эссе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Современное искусство служит примером расчеловечивания культуры - превращение искусства прежде всего в рынок неоправданных вмбиций как художников, так и их заказчиков!

  Деградация современного искусства
  
  
  "Деградация современного искусства связана с цивилизацией денег".
  
  ...Современное разложение искусства, его медленная деградация, связана с возможностью зарабатывать деньги не учась и не работая!
  В определённом смысле, кризис системы прибылей, разрушает собственно человеческие отношения, часто превращая их в отношения раба и господина или робота и его владельца, что не могло не сказаться на искусстве и культуре вообще!
  Появилась тьма "художников", которые за счёт болтовни, обосновывающей псевдоискусство, зарабатывают деньги на ловкости словесного объяснения-обмана и фальсификациях искусства, будь то современная музыка, живопись, театр или литература!
  Более того. Появилось множество продажных критиков, которые используя абстрактные понятия, занимаются софистикой и доказывают ошеломлённому потребителю искусства, что белое - это чёрное и наоборот!
  Если ещё двести - триста лет назад, что в музыке, что в живописи, что в литературе существовали устоявшиеся и проверенные тысячелетиями, реально существующие критерии мастерства и профессионализма.
  Например такие как цвет и сочетание красок, а также "похожесть", в широком смысле этого слова - в живописи; умение выстраивать сюжет и внятно и красиво, притягательно излагать свои мысли и описания характеров в литературе; в музыке с помощью сочетания звуков вызывать грустные или весёлые настроения.
  Сегодня, для людей, которые называют себя "элитой" и обладают определённым количеством богатств, победа информационных технологий, позволяет "реализовать себя за счёт постоянного навязывания своих вкусов в форме моды.
  А мода - это многократно повторённая реклама как вещей, так и предметов искусств и даже стиля жизни!
  В конечном итоге, деньги стали той основой на которой строится всё "новое искусство". А эта основа, позволяет мошенникам от искусства, часто с миной простодушного энтузиаста, дурачить не приготовленной к таким пошлым приёмам, общественность!
  
  ...На днях, мы побывали в Тейт-модерн, в Лондоне и посмотрели выставку "художницы" Марлен Дюма, которая считается сегодня одной из самых современных "живописок".
  То, что я там увидел, повергло меня в "страх и трепет" - это была большая афера, которая вместо работы с холстами и красками, вместо умения рисовать и представлять красочную картину мира, показала умение многозначительно объяснять тривиальные вещи, спекулируя на необразованности большинства зрителей-читателей.
  Успех этой суггестивной медитации, заключён в нежелании большинства зрителей признаваться в своей неспособности сказать нет, очевидным спекуляциям на тему современного искусства. Глядя на эту мазню, по фотографическим образам, так и хочется признать в полной несостоятельности этой дамы в том, что раньше называли и считали искусством.
  Невольно подумалось, что объяснить этот феномен и его популярность в среде мировой "образованщины", не составляет труда. Просто, в двадцатом веке, появилось много богатых дилетантов, которые хитро стали называть себя ценителями современного искусства.
  И имея деньги, такие невежды стали финансово поощрять разного рода кривляния и фиглярство, что и послужило и служит основной базой и содержанием современного "искусства".
  На самом деле, ничего общего с реальным мастерством в искусстве, такие эксперименты неумех и дилетантов!
  Зажигательным примером такого обмана и самообмана и является Марлен Дюма!
  Эта "художница", спекулируя на популярных темах секса, смерти и прочих драматических моментах человеческого бытия, привлекла внимание культуртрегеров, в том числе и своим происхождением, что в определённых "образованческих" кругах на Западе имеет значение как "стигмат" толерантности.
  Если вы женщина, да ещё из Африки, а живёте и "творите" в Европе или в Америке, то любое ваше высказывание о смысле и философии жизни, на уровне преподавателя колледжа в провинциальном городке, будет подхвачено как некие откровения "почвы".
  В этом любовании нормальным человеческим тщеславием, есть в данном случае и скрытный расизм, ибо "белый господин" с трудом верит, что чёрный уроженец Африки может изъясняться на философском жаргоне.
  На этом, в Европе, но главное в Америке развращённой попытками "творцов" само утверждаться, сегодня делаются и имена, и деньги.
  И благодаря сегодняшнему, совместному с дельцами от современного искусства мошенничеству, эта в общем-то обычная, но чрезвычайно ловкая и многозначительная "журналистка", презирающая рисунок и обучение живописи, сумела объяснить свою антиэстетическую мазню, вполне модными принципами, на которых и построено современное подделывание под искусство.
  Очарованные "свежестью" взгляда на возможность не учась и не работая зарабатывать известность и деньги, Марлен сделал быструю карьеру и прославилась в среде, состоящей из ценителей долго и невнятно говорить ни о чём!
  В этом главный секрет её успеха и именно поэтому, ей устроили выставку в цитадели современного искусства - в Тэйт-галери.
  
  Глядя на окружающих меня зрителей, видя их сосредоточенные лица и наморщенные лбы, мне подумалось, что большинство из них ничего не знают ни о классической греческой скульптуре, ни о художниках Возрождения.
  А для того чтобы рассматривая "живописные пасквили", большого ума и просто работы мысли совсем не требуется. Более того, на таких выставках и знания, и самостоятельное мышление противопоказаны...
  
  И в этом, не вина, а беда большинства таких посетителей и потребителей современного "искусства" - невежество в сочетании с амбициями и презрением к ремесленническому мастерству и простоте, становятся базовой основой такого рода художников и искусствоведов. Это напоминало бы элементарное жульничество и шарлатанство, если бы не было поддержано "бессмысленной" богатой элитой нашего "мультикультурного общества"!
  Невольно вспоминается сказка о голом короле, которому ловкие мошенники сшили костюм из воздуха, а придворные, шокированные их бесстыдством и наивностью короля, во весь голос уверяли, что "одежды", как нигде и никогда, идут их господину.
  И только мальчик, ещё не наученный взрослыми врать "по обстоятельствам", произнёс: - А король -то голый!
  Чем и убил толпу льстецов и самого заказчика этих "нарядов"!
  Нечто подобное испытал и я, глядя на мазню Марлен, а потом в магазине рассматривая многостраничные тяжёлые фолианты о её нелепом творчестве.
  Вспомнились едкие филиппики Максима Кантора, настоящего художника и философа, направленные против российского, совсем уж беспомощного и подражательного "второго авангарда", в его романе "Учебник рисования".
  
  Уходя из галереи, любуясь открывающимися перед нами видами чудесной многолюдной набережной центра Лондона, я бубнил себе под нос, что в качестве глупого хобби в виде игры в "искусство", как факт подчёркивающий деградацию современного искусства, работы Марлен Дюма, могут иметь место. Но и только!
  Но меня никто не слушал - даже моя просвещённая жена-философ. И мои протесты умерли, не найдя для себя сочувствующих слушателей!
  
  
  Май 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  Постдекаданс
  
  
  "...Надо наконец признать, что человеческая культура и искусство Запада, в том числе в России, усиленно деградирует, и речь идёт не только о цивилизационных ценностях, которые уничтожаются в евроцентричном мире с остервенением, достойном лучшего применения. Ведь и в искусстве, понятные для большинства приёмы и концепции творчества тоже деградируют!"
  
  ...Если сегодня мы слушаем современную классику, то это почти всегда набор звуков, не слагающихся в мелодию, хотя собственно мелодия и была в основе музыкального творчества, ещё со времён, когда люди жили объединившись в стадо и искусство носило зачаточные формы.
  Однако сегодня собственно музыкальную мелодию можно услышать только в кино, хотя композиторов, работающих в этом жанре и профессионалами то не считают те, кто заявляет о себе как о композиторах работающих в жанре музыкальной классики.
  Иначе говоря, Бетховен, Брамс, Ричард Штраус, Мусоргский, Чайковский, Прокофьев, даже Шостакович уже попали на "свалку истории", а тон задают молодые композиторы создавая через новые формы "сумбур вместо музыки", пытаясь "реалистично" передать культурную суету сегодняшнего дня!
  Конечно, нормальные люди слушают Чайковского, Рахманинова, Элгара и других классиков, но "посвящённые", с детским восторгом восхищаются музыкальным модерном, а в ответ на критику, отвечают - вы ничего не понимаете в современной музыке!
  
  ...Нечто похожее происходит и в живописи - сознательное искажение действительности и реальности стало основным течением в живописи, превращаясь в интеллектуальные шарады, которые подобные "художники" стараются растолковать словами, не ориентируясь на зрительное восприятие. Нефигуративное искусство стало осью, доминантой такого вида искусства и уже давно, с изобретением чёрного квадрата, закончилось как движение - всё остальное в этом жанре вторично и не оригинально - дальше может быть только зелёный квадрат, потом красный и так далее!
  
  В скульптуре, ещё со времён Джакометти и его "идущего человека", изображающего "дистрофичного дистрофика", или его противоположности - Генри Мура, который изображает людей как некие округлые глыбы, с головами без лиц, идут поиски некоей метафизической сущности, которая заменила многообразие человеческих лиц и архитектонику окружающего нас живого пространства, на безобразные символы!
  
  ...Гуляя по Лондону и сравнивая современную архитектуру с архитектурой девятнадцатого, тем более восемнадцатого века, очень заметна примитивизация, которая позволяет нынешним архитекторам строить некий "ящик" из стекла, стали и бетона, в разнообразной его трактовке.
  И в противовес, здесь, даже дома для бедных выстроенные в конце девятнадцатого - начале двадцатого века, ещё сохраняют черты подлинной архитектуры. Парадокс, но именно новые технологии и новые строительные материалы убили собственно архитектуру, оставив вместо неё иллюстрацию из учебника геометрии!
  
  ...Та же ситуация в театре - главной целью представления стали не драматические переживания, то есть катарсис, очищение через сопереживание, а хайп, то есть желание удивить и шокировать зрителя либо откровенным цинизмом, либо детской, глубокомысленной наивностью.
  
  Я смотрел спектакль "Вишнёвый сад" Чехова в Лондоне, поставленный известным российским режиссёром, где, чтобы показать эмансипацию одной из второстепенных героинь пьесы, её заставили пройти голой через сцену! И я подумал - что было бы с Чеховым, если бы сам он мог представить, что с его пьесами сделают продвинутые российские режиссёры?
  Удивительно, но пытаясь подражать западному авангарду, российские деятели театра, в своих постановках ушли далеко вперёд по уровню глупости и пошлости изображаемого на сцене.
  А западный авангард, старясь не отстать от политической моды и канонов, недавно народившейся культуры "отрицания и толерантности", уходит ещё дальше.
  
  В Шекспировском "Гамлете", поставленном в театре "Глобус", в Лондоне, Гамлета играла бойкая, миниатюрна девушка, а Офелией был высокий молодой человек с нарождающимися усами.
  Моё разочарование от этого зрелища было так велико, что после этого фарса, захотелось напиться и хотя бы на время выпасть из этой авангардной реальности!
  
  ...Или вот другой аспект современной культуры, включающей в себя искусство - самым популярным видео в интернете является порнография, где демонстрируют и инцест, и детское порно и разного рода перверсии. Во многом, от доступности таких возбуждающих сексуальных кино-извращений, человек, особенно молодой, становится настоящим животным, а учитывая равенство полов и даже наличие нескольких гендеров в либеральной культуре пола.
  
  В этом движении "назад к природе", женщины нисколько не уступают мужчинам, и потому, сладострастие постепенно зачёркивает понятия человеческой любви! И мы не должны удивляться тому, что количество смертей начало превосходить количество рождений - сладострастие такой утомительный перформанс не предусматривает!
  Поэтому мы не должны удивляться, что именно в "цивилизованных странах" Запада появилось общественное течение - "жизнь без детей", которые, как говорят члены этой секты, только мешают свободной и приятной жизни!
  Поэтому удивительно, что учёные - социологи, до сих пор не понимают связь между понижением детородной функции и развитием сладострастия в самых диких видах секса, в том числе и онанизма!
  Если кто-то думает, что деградация культуры и её нравственных принципов не влияет негативно даже на деторождение - тот глубоко заблуждается - вскоре может наступить время, когда секс окончательно вытеснит человеческую любовь и, потакая требованию равенства полов, женщины перестанут рожать вообще, и заставят рожать мужчин - за развитием технологий в этом направлении, дело не станет!
  
  ...Что касается литературы, то наверное именно книга ещё сохраняет статус носителя культуры речи, хотя многие авторы уже не заботятся о разного рода орфографических и грамматических правилах, но и это не самое важное - главное, что литература модерна превращается либо в порнографию, либо в безумный набор бессвязных фраз, либо совсем уж в примитивные тексты, похожие на детские сказки.
  Тут тоже наблюдается культурный регресс, потому что в интернете, удобнее и доступнее читать комиксы, чем разбираться в психологических хитросплетений в романах Толстого и Достоевского! И вообще, продвинутые молодые люди уже не читают книжек - им хватает разного рода информации из чатов и соцсетей интернета.
  
  ...Кино, давно стало главным искусством для современного человека, но и тут примитивизм сюжета, разного рода боевики и детективы, занимают львиную долю сегодняшней кинопродукции и вместо душевных переживаний, в таком кино показывают погони, драки, убийства, вплоть до "расчленёнки".
  "Цивилизованное человечество" подсело на разного рода стрелялки, которые позволяют хотя бы на время забыть о скучной реальной жизни, в которой всем и всё уже позволено, но счастья и удовлетворения нет!
  Однако скатывание в такое инстинктивное существование, и не только в кино, нынешние продвинутые критики и деятели искусства называют "свободой творчества"!
  Забавно, что многие молодые, а иногда и немолодые люди, обращаются к искусству татуировки, разрисовывают своё тело разного рода живописными сюжетами и глядя на эти изуродованные тела, а иногда и лица, невольно вспоминаются кусочки кожи древнего человека, выставленные в археологических экспозициях, покрытые татуировкамии похожими на современные!
  
  ...Резюмируя всё вышесказанное берусь утверждать, что современная культура деградирует в сторону возврата к первобытной жизни, под двусмысленным лозунгом нынешних авангардистов - назад к природе!
  
  
  Апрель 2021 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  
  
  
  
  Сюрреализм
  
  
   "Между сумасшедшим и мной разница только одна: сумасшедший думает, что он в своем уме, а я знаю, что я не в своем уме...!
   Сальвадор Дали
  
   ...До Тейта дошли пешком - тут совсем недалеко. Прошли мимо Собора Святого Павла, где с утра очередь желающих посмотреть это грандиозное творение архитектора Ренна - главный собор Англии. Размеры собора поражают воображение и находясь внутри, начинаешь понимать значение религии для становления европейской цивилизации. Входя внутрь, невольно съёживаешься от величия здания, но и от торжественности службы, звуков мощного органа, долго не умолкая витающих в высотах!
   Перешли через пешеходный мост - Миллениум, построенный к двух тысячелетию христианства, и приблизились к не менее впечатляющей громаде Тейта, который уже современные архитекторы, старое здание переделали в музей современного искусства.
   Мы бываем здесь часто, но каждый раз поднявшись на самый верх, глядя на огромные пространства внизу этого бывшего машинного зала теплоэлектростанции, поражаешься фантазией архитектора, который увидел в закопчённом, заброшенном промышленном объекте будущий, самый известный музей современного искусства!
   Но есть ещё "старый" лондонский Тейт, расположенной в другой стороне центра города, в красивом бывшем дворце, где собрана известная коллекция скульптуры и живописи...
  
   Но я отвлёкся и вернёмся к сюрреализму, который является детищем современности, а его история началась недавно, только в начале двадцатого века.
   Сюрреализм, многие казённые критики называют революционным протестом против мещанства, свободы самовыражения и часто связывают его с политикой, как некий отклик творцов на происходящие в мире события.
   А на мой взгляд, сюрреализм, прежде всего связан с установлением нравственного хаоса и безумия в современном обществе, говорит и призывает прежде всего к свободе абсурда, становится очевидной ступенью деградации современного искусства, неким предчувствием приближающего Апокалипсиса.
   Мне кажется, что любой трезвый человек, всмотревшись в этот "сумбур вместо музыки" начинает понимать, что человеческая цивилизация движется к упадку и этот "сумбур" в искусстве, можно сравнить с теорией множественного гендера, старательно проталкиваемой в современном западном обществе теоретиками "вечного капитализма", постепенно приближающего человека к самоуничтожению!
  
   Действительно, сюрреализм - это наглядная иллюстрация самоуничтожения искусства, дегуманизация и отрицание его влияния на развитие человечества, со времён первых наскальных рисунков сделанных руками древнего прачеловека. Иначе говоря, сюрреализм постепенно толкает человека туда, откуда древний художник постепенно ушёл, достигая вершин творчества!
   Этот процесс дегуманизации искусства зародился, по историческим меркам совсем недавно и отражает кризис гуманизма, постепенно охватывающий не только искусство, но главное уродует интеллектуально нравственные основания человеческого общества, которые называются культурой!
  
   Апогеем скульптурного творчества, стали древние греки, Фидий, Поликлет, Лисипп, Пракситель, а во времена Ренессанса, вдохновлённые творчеством этих гениев, и живопись достигла небывалых высот, в лице Да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Дюрера и ещё сотен и сотен художников, часто, даже имени не оставивших для истории живописи!
   А сегодняшний сюрреализм, это эстетический вывих, искусство для пресыщенных буржуа, которых ловко обманывают люди, называющие себя художниками, но часто не умеющих и неспособных нарисовать даже простую фигуру человека!
   Притворяясь революционерами от искусства, сюрреалисты хотят заставить нормальных людей воспринимать мир вокруг как империю абсурда и исступлённо настаивают на этом, с маниакальной уверенность, что "чем хуже, чем безобразнее - тем лучше это отражает происходящее в мире"!
  И это могло бы быть правдой, если бы лидеры государств и общественного мнения, договорились раз и навсегда уничтожить человеческий род, захлебнувшийся от сытости и невозможности найти выход из сотворённого ими же тупика, подменившего дорогу в будущее!
  
   Сюрреализм сегодня, это некий свершившийся факт в истории искусства, но этот факт похож символический знак, рассказывающий нам о том, что могло бы случиться с человечеством, если эти творцы стали бы определяющим фактором жизни и развития, не только искусства, но развития самого общества.
   Для меня, сюрреализм - это очередной факт проявления искусства для искусства, неспособного что-то создать, но с увлечением занимающийся разрушением всего прежде созданного человеком, и этот анархизм, странным образом отвечает желаниям и чаянием слоя людей, паразитирующих на человеческой глупости и "шьющих кафтаны королю", из мудрёных объяснений того, что они делают уродуя реальность!
   Но для меня очевидно, что "король-то голый" и это понятно даже детям, хотя дяди с бородами и дипломами вузов, занимающихся искусствоведением, утверждают, что это вершина искусства, а тех, кто пытается им возражать, называют невеждами!
  
   Сюрреалисты всех школ и направлений, продолжает разрушать искусство через разрушение человеческого разума, и с сатанинским смехом наблюдает, как их идеи разрушают мир реальных человеческих ценностей.
  В этом смысле, мы с вами наблюдаем парадоксальный процесс сближения идей сюрреализма с идеями и теориями фашизма.
   Если внимательней вглядеться в работы сюрреалистов, во многих странах и на всех континентах, о чём, собственно, рассказывает и показывает эта выставка в Тейте, то мы увидим, что многие работы таких авторов являются манифестацией сексуальных фантазий, а их объяснения, сопровождаются упоминаем слов свобода, спонтанное творчество, невыразимое, проявляющееся в человеческом сознании, и так далее, и тому подобное!
   Хотя и на этой выставке можно отметить несколько действительно интересных и талантливых художников - профессионалов, в отличие от множества дилетантов, широко известных "в узких кругах"!
  
   В принципе, сюрреализм уместен, как направление живописи, но только в том случает, если художник умеет рисовать и работать с красками и цветом - Сальвадор Дали или Магритт впечатляют прежде всего своим профессионализмом, а потом уже начинаешь разбираться, что они хотели сказать своими картинами!
   Например, на этой выставке мне понравились работы Гранелла с цветом и формой - в них видна работа художника и хорошая обученность художественному ремеслу.
  Или вот единственная работа Магритта присутствующая здесь, которая по исполнению вполне реалистична, но тоже заставляет ломать голову, зачем и почему поезд проезжает сквозь стену-камин?
  
   ...Анализируя увиденное, прихожу к выводу, что сюрреализм - это своеобразная форма социального элитаризма, свойственная вообще деятелям культуры, некое интеллектуальное извращение действительности, которое, как утверждают сами сюрреалисты и их поклонники, доступно только сверх интеллектуалам (чем вам не супермены) из нацистских теорий Ницше, и вдохновлённого его творчеством Гитлера!
   Сюрреализм включает в себя символизм изнанки жизни, иначе говоря оформленную попытку представить мир как сумбур и неоднозначное желание представить сознание, искажённое человеческой фантазией. По сути, сюрреализм представляется как подростковый бессознательный протест против реальности и желание передать вовне иррациональные переживания и чувства, превращая их в беспредметные, бесформенные картинки!
  
   Для меня, сюрреализм - это "революция" против здравого смысла, поддержанную наукообразными словоизлияниями, которые по сути ничего не значат. Однако именно поэтому, такое "искусство" становится полем мошенничества и манипуляций общественным сознанием, воздействуя словесной эквилибристикой на нестойкие умы людей, пытающихся что-то понять в этом нагромождении абсурда.
   И вместе, это действо является разрушением традиций свойственных визуальным искусствам, попыткой подменить эти традиции выстраивая свой мир, свойственный пресыщенным и разочарованным людям, огорчённым собственной несостоятельностью!
   И ещё, это похоже на пресыщенность традицией в мировой культуре современным искусствоведам - критикам, свойственной людям чьей профессией является вербальное объяснение произведений, созданных другими и потому, способных доказывать, что белое это чёрное и наоборот - ведь подлинное вдохновение и причины создания того или иного шедевра им неведомы!
  
  
   Июль 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  
  
  
  Рене Магритт и его эволюция как художника.
  
  
   ...На днях были в Брюсселе и побывали в музее Магритта и потому, хочу рассказать о впечатлениях от просмотра этой экспозиции.
  
   ...Магритт родился на рубеже веков, в 1898 году. Это был период революционных преобразований, в том числе в искусстве. Одни интеллектуалы пошли прямо в революцию, а другие поехали в Париж, в столицу тогдашнего революционного искусства. Старый мир империй и монархий разваливался, а в искусстве в большом количестве тоже появились "революционеры", пропагандирующие новый взгляд на искусство, в том числе в искусстве изобразительном!
   Таким образом, рождение художника совпало с этой революционной эпохой, что и сделало из него вначале сюрреалиста, а потом художника ни на кого не похожего, может быть продолжателя линии Брейгеля и Босха в современном искусстве!
   Тогда молодые художники собирались в группы и группки и в промежутках между гуляниями и выпивками изобретали новые направления в искусстве и не только в изобразительном. Таким образом создалось течение в искусстве - сюрреализм, вначале в литературе, а потом и в живописи. Тогда в Париже, интеллектуалы, представители разных видов искусств, дружили и общались, обмениваясь новациями.
  
   Именно сюрреализм сформировал Магритта как художника, а привычка ниспровергать авторитеты, привела его к необычному видению и изображению вещей, за которыми скрывались загадочные символы, часто объединяющие вещи несовместимые. Это было неосознанным желанием привлечь внимание к своим работам, заставить их задуматься над несоответствием изображаемого, обычному реализму жизни. В этом случае можно говорить о саморекламе в чистом виде - ведь долгое время он работал над торговой и театральной рекламой. К тому же Магритт, придумывал своим картинам сложные, глубокомысленные названия, которые тоже нужно было разгадывать как головоломки.
   Таким необычным сочетанием живописи и интеллектуальной сложности, он и прославился на весь мир и этим же обязан художественным своеобразием, корни которого, многие критики пытаются разгадывать и по сию пору.
   В качестве примера можно привести портрет мужчины, с курительной трубкой вместо усов, или горный пейзаж, в котором, если всмотреться, можно различить огромную птицу похожую то ли на павлина, то ли на птицу феникс.
  
   ...А начиналось всё с семейной драмы - когда будущему художнику исполнилось четырнадцать лет - его мать совершила самоубийство. Это событие отразилось на судьбе Рене и осталось в памяти на всю жизнь. Возможно именно абсурдность всего происходившего тогда, повлияли на мировоззрение юноши и предопределило его отношение к окружающему миру.
   Первые работы художника носят подражательный характер и больше напоминают саркастические скетчи. Но время шло, мастерство художника и рисовальщика росло и благодаря каждодневному труду, его стиль постепенно совершенствовался и необычные композиции только добавляли интереса к его творчеству.
   Магритт, в молодости ведя довольно разгульную и общительную жизнь, со временем всё больше погружался в стихию творчества и его взгляд на мир, сюжеты его работ тоже менялись, переходя в плоскость работы с цветом и светом.
   Последние его работы, эксперименты с цветом и светом, совершенно восхитительны и совершенно неповторимы. Здесь, он уже выступает как мастер, овладевший всеми тонкостями мастерства и картины сумерек и ночи без людей, из серии "Империя света", навевают лёгкую грусть и раздумья о краткости жизни, о красоте и загадочности окружающего нас мира, о невозможности повернуть время вспять. А его поздние картины изображающие, горы скалы и каменные изваяния из кусков гранита, поражают умением передавать текстуру и о объёмы камня, создавая полную копию реальности, оформленную под многозначительный сюжет, напомнивший мне аскетизм художественных средств, передающих символизм японского дзен - искусства, выраженного в садах камня.
  
   В каком-то смысле последние работы, становятся завершение длинного пути становления Магритта как оригинального художника. Правда без пояснения автора, понять смысл его картин трудно. Но это - одна из характерных черт сюрреализма, которому он, в интеллектуальном смысле, оставался верен до конца. Иначе говоря он уже не мыслил своей живописи без головоломных сюжетов. Однако важно, что в своих картинах, он все-таки оставался художником, а не маляром, каковыми становятся многие современные "мазилы"!
   Что есть сюрреализм, Справка из Википедии:
  
   "...Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии "ready-made". Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения...
  Однако хаотичность образов, порой уступала место их большей продуманности и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления (пример тому - зрелые работы классика сюрреализма Магритта). Такая ситуация хорошо видна в кинематографе, продолжившем традиции сюрреализма, потерявшие со временем свежесть в живописи и литературе".
  
   "...Сам художник, позже называл свои работы теоремами, сравнивая их с математическими формулами, в которых просматривалась своеобразная логика. Однако в развитии этого направления, в итоге получились разного рода авангардистские течения, уже утратившие эту логику. Всё закончилось писсуаром и "писсуарностью" - некоторые критики признали этот "взлёт творческой фантазии", вершиной изобразительного искусства двадцать первого века!
   Выше я уже говорил, что на рубеже двадцатого века и после первой мировой войны, которая обнажила абсурд существования современного человека, многие интеллигенты ударились в интеллектуализм и чем больше погружались в страну любителей "игры в бисер", тем дальше отходили от реальности. С этими экспериментами, связаны увлечения психотропными веществами и кокаином, в надежде, через погружение в сумеречное состояние, обрести свободу сознания.
   Итогом этого процесса стали разного рода интеллектуальные эксперименты - будь то живопись, поэзия или скульптура.
   Однако Магритт не пошёл так далеко и эволюционировал постепенно в сторону "классической живописи", сохраняя вместе с тем особенности своего восприятия и выражения мира окружающего его. Хотя многие его работы заставляют ломать голову, а не удивлять эстетически наше зрение. И если бы не поясняющие названия под головоломными сюжетами картин, то содержание этих картин так и осталось бы без объяснения...
  
   После нашумевших выставок в Америке, художник обрёл славу, которая была уже не нужна ему. С возрастом, мы начинаем понимать незначительность, а иногда и суетливое неудобство славы...
   Умер Магритт на пике известности и его творчество вдохновило и вдохновляет многих начинающих художников на поиски своего творческого стиля в живописи и не только.
   Можно говорить, что Магритт-художник, стоит у истоков современного искусства наряду с Шагалом, Кандинским, Малевичем, Пикассо, даже Сальвадором Дали. В определённом смысле и Энди Уорхолл был продолжателем Магритта.
   Одним словом слава Магритта и его известность вполне заслуженны, в отличие от многих авангардистов нашего времени, раскрученных, но бесталанных конъюнктурщиков!
   Магритт умер пятнадцатого августа 1967 года, в Брюсселе, оставив недописанным новый вариант своей картины "Империя света".
  
  
   Август 2019 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Пьеса абсурда в Янг Вик в Лондоне
  
  
  
  "Счастливые дни" Самюэля Беккета, в Янг Вик.
  
  Сэмюель Беркли Беккет, ирландский писатель, поэт и драматург, известный мастер изображения абсурда в жизни человека. Поэтому наверное я ни одной его пьесы не прочитал до конца. Жизнь и без того мрачноватая штука, а после просмотра таких вот "счастливых дней", вовсе жить не хочется.
  Но кому-то наверное нравится. Это скорее всего из тех характеров, которые любят фильмы-ужасы и к тридцати годам в большинстве становятся либо алкоголиками, либо преступниками.
  Я уверен, что внутренний голос, после просмотра нынешней киношной жути в России, всё чаще шепчет таким людям - пойди и убей!
  
  В этот день, перед тем, как пойти в Янг Вик (театр на улице Кат, расположенный около Саут-Бэнк, в лондонском боро Ламбет), мы были в Фестивальном зале и смотрели балет "со стульями".
  Четыре танцора - две девушки и двое юношей танцевали, а точнее двигались по сцене, используя в качестве партнёров четырнадцать стульчиков для детей. В зале сидели, в основном, родители с детьми - потому что в театре проходит неделя детского веселья - в Лондоне начались школьные каникулы. Маленькие дети смотрели серьёзно, некоторые из них принимались тут же танцевать в проходах, подражая танцовщикам. Реакция на движения была у этих детей вполне адекватная и встречали они артистов ярко выраженным энтузиазмом.
  Впервые видя "бессюжетный" балет, который сегодня называют современным, я, кажется, начал понимать значение просто движения на сцене. В определённом смысле, это такой же минимализм как в живописи или в современной музыке. Всё это часто идёт от нежелания повторяться, стремления быть оригинальным, но часто просто от неумения и незнания. Ведь проще всего закрасить квадратики, а потом объяснять, что это поиск новых форм и вид протеста против привычного и заскорузлого.
  Конечно, долго эти танцы со стульями смотреть трудно и потому весь спектакль длится не более получаса...
  
  ...Мы вышли на набережную Темзы и прогулялись в сторону нового музея "Тэйт-галлери".
  Там, неподалёку, под железной дорогой в насыпи, сделаны помещения и в одном из которых работает турецкое кафе самообслуживания, где можно выбрать по вкусу еду и даже вино.
  Мы сидели в этом уютном "подвальчике", оформленном современными архитекторами вполне удобно и функционально. Еда была вкусная, как впрочем и домашнее вино из Турции.
  На улице стемнело, накрапывал мелкий дождичек, а на диванах за столиками в этом кафе было тихо и уютно.
  
  После такого раннего ужина, не торопясь повернули к театру Янг Вик и вошли в зал в числе первых. Остальные, в ожидании спектакля, пили вино и пиво в пабе при входе в театр. Со стороны, в первый раз это может показаться вполне уютным времяпровождением, но после я понял, что ошибался.
  В зале было прохладно, а вместо декораций с одной стороны зала торчали из земли "натуральные скалы", высотой до четырёх метров, а на склоне скалы стояла какая-то странная палатка. Над скалами висел громадный светильник дневного света размером, пять на три метра, который пока не был включен...
  Мы сели, накрыли колени своими куртками, наблюдая как заполнялся зрительный зал. Обратили внимание, что многие пришли в зал с пластиковыми большими стаканами с пивом или лимонадом, из которых торчали соломинки - влияние на ход спектакля этих стаканов обнаружилось после...
  
  Наконец зал заполнился, двое рабочих в комбинезонах пришли и сняли палатку. Чуть позже я разглядел, что на склоне скалы сидит женщина. Нижняя часть её была засыпана щебнем, а сверху остались только голова и часть туловища. Она, согнувшись, лежала головой на вытянутых руках и похоже, что спала или сосредотачивалась перед спектаклем.
  Вдруг громогласно заверещал звонок, женщина "проснулась" и начался спектакль, который напоминал монолог или разговор с собственной сумкой, из которой героиня доставала предметы, обычно сопровождающие женщину в её быту. Это были: зеркало, зубная щётка, увеличительное стекло, губная помада и пистолет.
  В небольшой пещерке рядом с женщиной, невидимый до поры до времени, образовался мужчина в трусах, с обгоревшей под солнцем спиной. Большой светильник над сценой должен был заменить солнце и действительно заменял его. Яркий свет и тепло от этого светильника вскоре заполнили весь зал.
  Содержание пьесы вы, если захотите, можете узнать в интернете. Но символика этого театра абсурда показывала насколько жизнь скоротечна и после определённого возраста остаются только воспоминания о счастливых днях в прошлом. При этом героиня часто повторяла, что жизнь прекрасна, удивительна, счастливые дни она переживает и сегодня.
  Мужчина был молчалив в своей каменной яме, мастурбировал там, рассматривая порнографическую открытку, и временами читал газету, накинув носовой платок на голову и одев сверху шляпу.
  
  И тут началось - то слева, то справа в зале раздавалось швырканье потребляемых через соломинку напитков, причём в самые драматичные моменты, это сипение воды в соломинках усиливалось.
  Я начал внутренне накаляться и только теперь, стал понимать, что администрация, привлекая зрителей "домашней обстановкой" в зале, превратила театр в цирк.
  Абсурд, происходящий на сцене, усугублялся абсурдом вокруг и я со злобой подумал, что проявления свободы личности иногда принимают анекдотичные формы - ведь администраторы хотели сделать как лучше, а получился "скотный двор" вместо медитативной площадки для размышлений о смысле и трагедии жизни!
  После перерыва, героиня предстала засыпанной щебнем по горло. Муж этой женщины в своей яме совсем затих и не отвечал на реплики, обращённые в его сторону. Несчастная героиня пьесы почти задыхалась под грудой щебня, но старалась быть оптимисткой и сдавленно повторила разочек о счастливых днях, выпавших на её долю.
  В финале когда зрители устали от трагической многозначительности монолога героини, сипение дополнилось шуршанием бумаги из под печенья совсем недалеко от нас. Я был в бешенстве. На сцене продолжалась мрачная метафора, отражающая драматизм брачной и вообще жизни, а вокруг люди уныло "пили и ели".
  Наконец, муж в парадном одеянии, смокинге и котелке, выполз из своей ямы, постарался подползти по скалам и щебню к своей жене, но не смог. Он лежал неподвижно, вытянув руки в её сторону и молчал, а героиня говорила заключительный монолог.
  Потом зазвенел громогласный звонок и героиня закрыла глаза - пришло время спасть. На этом спектакль закончился, а наша соседка, которая на протяжении спектакля швыркала лимонад из стакана, одобрительно захлопала в ладоши и прокричала несколько раз "вау".
  
  На выходе из зала я сказал служителям на своём плохом английском, что это идиотская идея позволять зрителям вести себя в театре, как в кабаке. Но они меня не поняли - в пабе на двух этажах продолжалось полупьяное веселье!
   Может и к лучшему подумал я, но я сюда больше ни ногой!
  
  После просмотра этой мрачной пьесы, мне сделалось совсем плохо - абсурдистский пафос критики обывательской жизни я понял, но мне он не понравился.
  Кажется, Беккет подпал под обаяния "чернухи" в искусстве и странным образом нашёл поклонников своей хандры среди тех же обывателей, которых он показывает в своих пьесах в таком мрачном свете.
  Ещё я подумал, что такой взгляд на мир присущ в основном, молодым людям, которые трудно устраиваются в этой жизни.
  Но потом, когда юношеский максимализм сменяется трезвым взглядом на жизнь, мы начинаем её ценить, как некий подарок свыше, вне зависимости от результатов карьеры или самореализации.
  
  И ещё одно замечание. Угождение всем нашим чувствам и духовным потребностям, странным образом не приводят нас к счастью. В определённом смысле только религиозное христианское отношение к жизни, как к юдоли страданий, может привести к внутреннему равновесию и к пониманию, "что жизнь даётся нам один раз и прожить её надо так, чтобы в конце жизни не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"!
  
  Мы вышли на улицу, где накрапывал небольшой дождик и блестел, отражая свет фонарей, тёмный асфальт. Шли домой пешком, обсуждая увиденное и услышанное. Кругом было красиво и тихо, несмотря на вечер и дождь. Темза блестела чёрным антрацитом, отражая яркие огни с набережной. Вдалеке была видна башня "Биг-Бена, а справа, совсем близко, светился огромный купол собора Святого Павла...
  Город успокоено ожидал ночь, движения на дорогах и на тротуарах почти не было. Перейдя Темзу, мы, прикрываясь от дождя капюшонами, нырнули в переулок, прошли мимо древней церкви "Темпл" и оказались рядом с домом. В тёплой уютной квартире заварили чай, попили горячего и ароматного, а потом легли в постель и ещё долго читали...
  День прошёл и завтра было ещё один выходной день...
  
  
  Февраль 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Искусство идеологии, или "всё на продажу".
  
   О русской выставке в Лондоне.
  
  
  
  Эпиграф: "Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия".
  
  Я был в "Сатчи-галлери" первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, любуясь по дороге в окно на витрины больших модных магазинов оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж - витрины сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями, да наверное так и задумывались декораторами.
  
  Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и торопясь, зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные.
  Войдя внутрь, мы были оглушены шумным говором толпы стоявшей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся, не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая. Только чуть позже я понял, что вся большая галерея, - это и есть российская выставка!
  Но обо всём по порядку.
  Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами на них, я по пути взял с подноса бокал с шампанским - было официальное открытие выставки.
  Отхлёбывая небольшими глотками вино, я во все глаза смотрел на "искусство" российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото немного смущённые зэки-модели.
  
  Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде "не забуду мать родную". На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, "не спи"!
  
  Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде - часто на пляже, на руках, спинах и груди мужчин, можно увидеть наколки - символы, целые тексты или отдельные слова. Но и у девушек, на их очаровательных телах "порхают" разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые "нарисованы" на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки.
  Таков сегодня культовый тренд модерна - назад, к пещерному человеку! Но вырождение и утрата профессионализма присуща не только моде на тату, но и в других искусствах, что особенно бросается в глаза в живописи - полная деградация профессии и попытка через идеологию, привлечь внимание и продать, главное продать такое "творчество".
  Что касается тела, то в России, уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские фотохудожники и матера тату, с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...
  
  Однако, большинство зрителей в галерее на фото не смотрели, а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому, стал спрашивать мнение некоторых знакомых и незнакомых посетителей о выставке.
  
  Для русскоязычной диаспоры эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было "зеркалом", в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее.
  В определённом смысле это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами. Такое "самораздевание" и откровенное издевательство над образом страны, в которой вы родились и живёте, обусловлено сегодняшней идеологией "продажности" - ангажированности, то есть желания идти в сторону того, что требует мода.
  А идеологическая мода сегодня, требует шельмование России во всех смыслах и прежде всего, в идеологическом. Этим наверное, обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике - "чернуха". Чернуха присутствует во всех жанрах российского искусства, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова в Мариинском театре - всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.
  И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это "искусство" оценят, прежде всего, с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая, до чего людей довели большевики и соцреализм.
  
  Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как продукт и следствие крушения социалистической идеи.
  Это своеобразное, спонтанное лакейство, очень распространено в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, старающихся делать личные деньги на всём, что может продаваться.
  Но на Западе, простым людям, на самом деле это не нужно. Нужна, эта грязь здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции говорят: "Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина..."
  Конечно, такой идеологией и в России интересуется небольшое число "либералов"-бюрократов, а на Западе, "творцы такого искусства" просто и банально продают как им кажется "ходовую" тему, зарубежному, тоже внутреннему меньшинству...
  
  Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного "дна" российского общества, я начал замечать моменты "постановочного искусства", это когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать "писи и попы", а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком и мудаком, исполняют эти примитивные фантазии вовсе не подозревая, что этот "работник идеологического фронта", очень прилично заработает на смаковании "российских реалий" заграницей...
  
  Вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы - я был в Париже в те дни\. и сходил на выставку, посвященную юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства на почве которого, артисты балета, художники и музыканты труппы, создали замечательные шедевры потрясшие весть мир, и заставившие уважать не только российский балет, но и всю культуру России в целом.
  
  Сегодня, времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении.
  И процесс зашёл уже так далеко, что этот суррогат, недруги нашей страны используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками "с западного барского стола" и художников, и писателей, и музыкантов! Эти подачки с Запада, они "добросовестно" отрабатывают и выдают на гора "чернуху", никому не нужную кроме политиканов ни здесь, на Западе, ни тем более в самой России...
  
  В одном из следующих залов была любопытная инсталляция под названием "Принципы сдачи". Инсталляция, как нельзя кстати раскрывала смысл и суть этой экспозиции "советского искусства", насмешливо названной "Весёлость советского искусства в шестидесятые - восьмидесятые" (перевод мой).
  Но и это оказалось ложью - на этой выставке присутствовало только антисоветское "искусство", потому что эта "мрачная весёлость" была сделана в основном и датирована девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира. А вся выставка, отражала развал и распад всех человеческих связей и принципов гуманного искусства, в послеперестроечной России...
  
  Конечно, кое что зафиксированное фотокамерами этих "художников", присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности "перестройки", затеянной партийными номенклатурщиками во главе с Горбачёвым, совсем не ожидавшим, что на месте неуютного "застоя" и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная, своей животной сущностью, драма миллионов человеческих судеб.
  Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр "чернухи", подмявший под себя всё подлинно человеческое в российской культуре.
  
  Конечно, есть примеры такого рода "реализма" и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных днём бродят по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня.
  Я видел в центре Лондона такого бродягу, который летом сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, похожие на гниющие отходы, найденные на помойке мясокомбината!
  
  Видел я и умирающего бомжа лежащего на какой-то бетонной плите, и задыхающегося от душащего его внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в больном теле. А мимо спешили по работе или на обед десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
  
  Эта сторона жизни знакома и англичанам, хотя она не становится предметом искусства, тем более на продажу. Англичане пока себя уважают, может быть потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.
  В течение двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня.
  И эта "красочная" экспозиция в Сатчи-галлери, ещё одно тому доказательство!
  Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, не обладающие минимальным уровнем профессионализма, но являющихся ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как впрочем и организаторы и устроители этого зрелища.
  
  Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера, что он думает обо всём увиденном здесь, и он подтвердил моё мнение, что все это создано с расчётом на скандал и, как следствие, на выгодную продажу этих "произведений искусства", о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.
  
  Спросил я и свою жену-англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире, такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, далёкий от искусства и случайно попавший на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.
  Зато англичанин, благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
  Он это так понял, но так и организаторы, и участники этого "действа" пытались выставить-показать Россию...
  
  Я читал рецензию на эту выставку в "Ивнинг Стандарт", кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась "Сатирический взгляд на советскую власть" - то есть, не только я воспринял эту выставку как пасквиль.
  Однако рецензент не понял, что эта "чернуха" показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы, ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл "Росатом". И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти.
  В рецензии также говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой цензуре породившей эти героические идеологические "возражения". Как я и ожидал, автор рецензии очень скептически отнёсся к нынешнему российскому "авангарду", но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья "соцарта".
  И он по своему был прав, потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем "сумбур вместо музыки" и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.
  Эта выставка является примером подобной "идеологической чернухи" и патологического самоуничижения российского, образованческого общества...
  
  Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты - Рабин, с его "селёдками", бутылками водки и газетами "Правда" и "Сельская жизнь". Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.
  Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя, уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится "Западу". Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние "художники", изображающие, на фоне после-перестроечной разрухи голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами, и бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой столяр или маляр, по несколько штук в день.
  
  Если на "чернушных" фотографиях, видны ещё хоть какие-то мыслительные усилия и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций в голове остаётся какое-то бледное пустое место, "ничто", которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого эксперимента с доверчивым сознанием провинциального зрителя.
  На фоне такого "искусства", работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...
  
  ... Уходя из "Сатчи-галлери" я думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы. Важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре. Потеря самобытности и независимости культуры происходящей в России, характерна для стран переставших бороться с хаосом в душах и обществе, согласившихся на поражение национальной культуры...
  
  И ещё я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские власть имущие, то они ужаснутся и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!
  
  
  
   Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.
  
  
  
  
  
  
  
  Размышления о современном авангарде
  Кабаков-Кабацкий
   Посещение музея королевы Софии в Мадриде.
  
  Из книги очерков - "Путешествие по Испании"
  
  
   ...На следующий день в Мадриде, пошли в музей королевы Софии, то есть в музей современного искусства.
  Этот музей - нечто невообразимое - здесь выставлены работы авангардистов, начиная с Пикассо (кстати здесь и его самая известная работа "Герника), "детскими" рисунками-каракулями Миро и сюрреализмом Дали, уже не говоря о прочей братии!
  Были тут плакаты времён Гражданской войны, которые я смотрел с интересом, и фильмы о Всемирной выставке в Париже, в 1937 году. Понравился большой сюжет о павильоне Советского Союза, который в те предвоенные времена, посетило пожалуй больше всех зрителей. Тогда, экономическое и социальное возрождении России - Советского государства - интересовало многих интеллигентов и интеллектуалов - увы, сегодня стараются об этом не говорить - антисоветизм стал информационной модой что на Западе, что в России!
   Были там и наивные фильмы Бунюэля времён двадцатых годов, глядя на которые с очевидностью можно понять, как в зверскую, опасную сторону изменился весь мир и особенно Запад!
  
  Этот музей с десятками малых и больших залов заполнен изысками современных художников, архитекторов, кино режиссёров, и всё это с претензией на современность и главное, на рекламную оригинальность!
   Смотрели знаменитую Гернику Пикассо, которая воспринимается как головоломка и шарада по разгадыванию символов, хотя и выражает весь ужас и бессмыслицу войны!
  Современное искусство, представляется мне объектом рационального толкования, нагромождения разного рода непонятных символов, чем и отличается авангард от искусства Ренессанса и даже соцреализма, где задачей художника было пробуждение чувства в зрителе!
  Глядя на картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, на скульптуры древнегреческих скульпторов, Лев Толстой говорил, что если вас трогает увиденное на картине, или восхищает скульптура, то значит задача подлинного творчества реализована, а если нет, то автор - или дилетант или мошенник!
   Соглашаясь с Толстым хочу сказать, что современное искусство делают не сами художники, поэты или актёры-режиссёры, а критики-толкователи будь то живопись, скульптура, архитектура или даже литература!
  
  Поэтому, такие современные "творцы" обожают говорить о своём творчестве и готовы платить не только за статьи о их работы, но и за любое лестное упоминание их имени в СМИ.
  В начале века, в Париже и "бунтари" от искусства и молодые критики, вместе "водку пили" и рассуждали, как отправить классиков в живописи, в скульптуре, в литературе на "свалку истории". Сами они ничего сделать не могли и не умели, но вот болтать языками в пьяном угаре, о "новом искусстве", были здоровы. И рядом с ними сидели "писатели" - теоретики модерна, которые и стали писать о тех, кто следовал их примитивным теориям!
  С другой стороны, авангардизм, стал реакцией на превращение искусства в развлечение для буржуа и денежных мешков. Эти богачи хотели искусства, которое станет их социальным отличием, вне зависимости от его профессионализма и эстетической ценности - в бездарных "революционерах от искусства" они нашли своих преданных клиентов!
  Большую роль в пропаганде такого бесчувственного, бездушного искусства сыграли льстивые критики, также купленные деньгами. Именно критики начали пропагандистскую акцию воспитания "нового вкуса" и в конце концов, именно они воспитали несколько поколений зрителей и читателей, которым уже ничего кроме "революционной халтуры" не нужно!
  
  Это "воспитание" можно сравнить с воспитанием читателей или зрителей, которых с детских лет подсадили на детективы и стрелялки-экшен - сегодня они выросли и уже неспособны воспринимать любые душевные переживания или то, что заставляет задуматься над смыслом жизни и красоты.
  Так и здесь получилось и потому, большинство "продвинутых" зрителей, читателей, слушателей, уже не способны на глубокие чувства и сопереживание. Во многом, этим и объясняется нарастающая опасность жизни, неспособность воспринимать трагедию и восторг подлинных произведений искусства!
  Вспоминаю одну маленькую картину, увиденную в Ленинграде, в Эрмитаже. На ней изображён крупный пожилой мужчина с седой головой, который стоит рядом с полузаросшим дотом, оставшимся после войны. И сразу становится понятно, что мужчина вспоминает события той кровопролитной войны, в которой он выжил, а многие его друзья погибли!
  Картина называется "Воспоминания" и эта картина, взволновала меня своим суровым реализмом!
  А с другой стороны, многие мои знакомые начитавшись хвалебных статей хитрых критиков, восхищены невнятицей и сексуальными фантазиями Пикассо, или даже каракулями Миро.
  Надо признать, что эстетической независимостью, сегодня обладают единицы среди зрителей, но даже среди художников и художественных критиков. Многим просто думать лень, а многие "плывут по течению" модных "гениев", о которых забывают уже через одно-два поколения образованных ценителей искусства! Но даже у этих единиц, при виде "голого короля", не хватает духу сказать - а король то голый!
  
   Сегодня, можно говорить о "зоне комфорта" в которой пребывает современный Запад и эта зона довольства собой и своими, может быть разрушена в одночасье природной или социальной катастрофой, например пандемией, войной или простейшим отключением электричества. Тогда всё остановится, в том числе лифты в многоэтажках, вода в кранах престанет течь, поезда и самолёты начнут останавливаться и падать, а люди начнут умирать как писал Шекспир "даже не болев", потому что их отключат от зоны комфорта!
  Или вот мене трагическое - нарушится Вай - Фай, пропадёт интернет и отключатся мобильники...
  Я это к тому, что прогресс постепенно уничтожает традицию, в том числе традицию в искусстве и может получится так, что вскоре, вокруг нас вместо скульптур будут стоять непонятные оплывшие или рогатые "чудовища", а мы привыкнем к этому, и даже не будем замечать разницу между Рафаэлем и Миро. Кстати, этих современных чудовищ, например в Лондоне, уже полным полно!
  На примере падения древних цивилизаций в Европе - Древнегреческой и Древнеримской, сегодня уже можно говорить, что человеческие сообщества и государства достигшие зоны комфорта, через некоторое время погибают!
  Понятие "зона комфорта" включает в себя понятия материального, эстетического и эмоционального комфорта, то есть довольство не только собой, но и тем, что называется современным искусством. В этом случае, неразличение красоты и безобразия, добра и зла приводит к декларации относительности всего и это уже прямой путь к саморазрушению.
   А в искусстве, такое неразличение красоты и безобразия или фальшивые ложные авторитеты, приводит к равнодушию не только художников, но и тех, для кого это создаётся! Сегодня мы видим, как "новое искусство" убивает образ земной красоты, и под лозунгами назад у примитиву, такое псевдо искусство становится диктатором человеческой моды!
  
  
   Август 2022 года. Лондон. Владимир Кабаков
  
  
   Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"