Аннотация: Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
9 октября. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Однажды папа сказал Богдану:
- В октябре, 9-го числа, празднование преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Люблю этого апостола! И люблю написанное им "Евангелие"! Впрочем, я все их люблю, и мне нравится, что их четыре, а не одно!
- Почему? - спросил Богдан.
- Очень хорошо, что в основу Священного Писания Нового Завета вошли свидетельства не одного ученика Иисуса Христа, а сразу четверых, - повторил папа. - Дело в том, что все люди разные. Представим, что несколько человек стали свидетелями одного и того же события, и начинают рассказывать о нем. Эти рассказы будут немного отличаться друг от друга, даже если люди изо всех сил стараются говорить только правду! Почему? Потому, что таковы особенности человеческой памяти - она ярче всего отображает самое важное. Одному кажется важным одно, другому - другое, поэтому и рассказы будут чуть-чуть разными. И эти разные рассказы будут дополнять друг друга! Так и наши четыре Евангелия дополняют друг друга. Евангелист Марк, автор самого короткого Евангелия, писал его в Италии, и потому ему казалось особенно важным рассказать людям о том, что сделал Иисус Христос - ведь подавляющее большинство римлян не были в Палестине во время евангельских событий. Евангелист Матфей писал для иудеев. Многие иудеи и так знали о том, как развивались Евангельские события, и потому Матфей делает упор на то, что сказал Господь Иисус Христос, а так же на то, как в Евангельских событиях сбылись предсказания ветхозаветных пророков о грядущем Мессии. Два этих подхода объединяет в своем труде Лука. Он пишет не только о том, что видел сам, но и о том, что узнал от других - "по тщательному исследованию всего сначала" (Лк. 1, 3). Можно сказать, что евангелист Лука является первым историком Церкви Христовой, и его два труда "Евангелие от Луки" и "Деяния святых апостолов" трудно переоценить!
- А Иоанн? - спросил Богдан.
- А Иоанн писал свое Евангелие последним, - сказал папа. - Он был юношей в то время, как встретился с Господом Иисусом. После Крестной смерти Господа, Его Воскресения и Вознесения, Иоанн прожил еще много лет, и свое Евангелие написал около 95 года первого века. Мне приходилось читать о том, что Иоанн был знаком с текстами Евангелий от Матфея, от Марка и от Луки, и говорил, что все написанное - правда. Свое же Евангелие апостол написал для того, чтобы указать на события и слова Господа, которые не вошли в первые три Евангелия, но Иоанну казались очень важными. И каким же глубоким получилось повествование этого простого рыбака! Между прочим, святитель Иоанн Златоуст простое происхождение евангелиста Иоанна считал вернейшим доказательством того, что устами этого человека говорил Дух Святой!
- Почему? - не понял Богдан.
- В наше время все образованы где-то одинаково, - сказал папа. - Все умеют читать, писать... Но раньше было не так. Были люди образованные, и люди совершенно некнижные. И именно этих некнижных Господь сделал своими учениками. Никто из современников не посмел бы сказать, что эти люди выдумали то, о чем писали! Любой, кто внимательно читал Евангелия, понимает - все это просто невозможно выдумать! Даже умнейшие и образованнейшие философы не смогли бы это придумать, и уж тем более - простые рыбаки! Впрочем, зачем я все это говорю? Вот, слушай, что говорит один из великих учителей Церкви! - и папа достал с книжной полки один из томов Иоанна Златоуста. - "Итак, какое же было отечество Иоанна? - начал папа. - Отечества у него не было почти никакого. Он происходил из бедного селения, из страны, самой в то время презренной - из Галилеи. Отец его был бедный рыбарь. Нет беднее, нет презреннее, невежественнее рыбарей, впрочем, и между ними одни выше, а другие ниже. Апостол и в этом отношении занимал самую последнюю степень. Он и не в море ловил рыбу, а трудился в небольшом озере, сам чинил порванные сети, что указывает на крайнюю бедность. И вот этот-то рыбарь, сын бедного рыбаря, человек простой до последней степени простоты, не изучавший наук ни прежде, ни после соединения со Христом - вещает к нам, и говорит о том, что прежде еще никто не знал. Он приносит к нам столь возвышенные догматы, столь превосходные правила жизни и такую мудрость, какие возможны только для говорящих из самых глубин Святого Духа!"
Папа отложил книгу.
- Да, сынок, - сказал он. - Мне приходилось читать книги философов, и вообще людей образованных и умных, но нигде я не встречал такой глубины, такого совершенного Богословия, как у апостола и евангелиста Иоанна. И я согласен со Златоустом - простой рыбак не мог бы это выдумать! Да и самый умный человек на свете не мог бы это выдумать тоже! Через апостола Иоанна с нами говорит Дух Святой; поэтому и послания апостола Иоанна, и книга "Откровение", и его "Евангелие" поражают нас своей глубиной, возвышенностью, точностью, и при этом - простотой изложения.
- Пап, а я слышал, что Иоанн Богослов был самым любимым учеником Господа, - сказал Богдан. - Разве Господь не любит всех людей одинаково?
- Я не знаю, был ли Иоанн самымлюбимым учеником, - сказал папа. - В Евангелии сказано немного не так. Иоанн говорит о себе "ученик, которого любил Иисус" (Ин. 21, 20). Не сказано ведь: "Ученик, которого любил Иисус больше чем других учеников" - верно?! Конечно, и других учеников любил Господь! Однако именно Евангелист Иоанн заметил любовь Господа к себе и написал о ней. Почему? Я точно не знаю. Быть может, это просто слова человека, который ощутил бесконечную любовь Господа ко всем и к нему лично, и очень благодарен Богу за эту любовь. Но мне приходилось читать и такое объяснение. Есть предание, что Иоанн Богослов был молчалив, не тратил себя на мелочи, и смог подготовить свое сердце так, что оно могло воспринять больше Господней любви. Пойми - Бог Бесконечен и Его любовь бесконечна, вот только люди - существа ограниченные и сердца наши имеют разную глубину. Грех делает сердце мелким, а праведность - глубоким. Поэтому человек с глубоким сердцем, больше этой вечной любви, этой благодати и вмести?т!
- Понятно, - сказал Богдан. А потом спросил: - Пап, а Иоанна Богослов, ведь не погиб мученически, как другие апостолы?
- Да, сынок, - ответил папа. - Все апостолы заплатили жизнью за свою проповедь, а Иоанн умер сам, в глубокой старости. Это не значит, что он не страдал за Христа. Во время гонений, устроенных Нероном, погибли апостолы Петр и Павел - это ты знаешь. Но и Иоанн был арестован. Христианский писатель второго-третьего века Тертуллиан писал, что Иоанна хотели казнить, но не смогли. Сначала апостола заставили выпить яд, но от яда он не умер - Господь хранил его. Потом апостола попытались заживо сварить в кипящем масле, но и здесь свершилось чудо, и апостол остался жив. После этого апостола Иоанна сослали в ссылку на остров Патмос. Именно на этом острове Иоанн получил откровение от Господа, которое было записано и известно теперь как последняя книга Библии - "Откровение святого Иоанна Богослова".
- Пап, Иоанн так и умер в ссылке? - спросил Богдан.
- Нет, - ответил папа. - После длительной ссылки апостол Иоанн был выпущен на свободу. Последние дни жизни апостола прошли в городе Ефес. Именно там и было написано "Евангелие от Иоанна". По преданию, апостол прожил около ста лет, и умер в начале второго века от Рождества Христова. Церковь чтит память Иоанна Богослова не только в октябре, но и в мае.