Аннотация: Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (воскресная школа)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Кто беден и кто богат.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда - довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
Беседа 3.
Однажды летом папа с Богданом шли по улице. Им пришлось пройти мимо огромного кирпичного забора с кованными воротами. За забором виднелся огромный дом.
- Вот это ворота! - сказал Богдан, залюбовавшись искусными листиками и цветочками из кованного металла.
- Да, ничего, - сдержанно проговорил папа.
- Нет, ну, в самом деле - здорово! - не унимался Богдан.
Папа промолчал и только поморщился - ему показалось, что в словах сына промелькнула зависть.
- Здесь, наверное, живут настоящие богачи! - сказал Богдан.
- Не обязательно, - сухо ответил папа. - Здесь могут жить самые бедные люди на свете.
- В таком доме?! - изумился Богдан.
Папа вздохнул.
- Видишь ли, сынок, - начал он. - Бедность это не состояние кошелька. Это - состояние души. Еще Иоанн Златоуст говорил, что беден не тот, у кого ничего нет, а беден тот, кто хочет того, чего у него нет.
- Не понимаю, - покачал головой Богдан.
- Ну, вот смотри, - сказал папа. - Царь Давид был очень богат. Но вот когда-то он влюбился в замужнюю женщину, по имени Вирсавия. И все богатства показались Давиду ничем - ведь Вирсавии среди этих богатств не было! Тогда Давид убил ее мужа и взял ее себе в жены. Обрати внимание, сынок - у Урии (а так звали мужа Вирсавии) в общем-то, ничего и не было, кроме красавицы жены, но в этой истории он оказался богачом, а Давид - жалким бедняком. Да - жалким бедняком, потому, что пошел на тяжкий грех ради того, чтобы забрать себе то, что хотел. А Урия ничего у Давида не забирал (Смотри 2 Цар. Гл. 11 и 12)...
Папа перевел дух и посмотрел на сына.
Богдан молчал.
- Или вот, другой библейский Царь - Ахав, - продолжил папа. - Ахав тоже был человеком богатым - царь все-таки. А у его соседа по имени Навуфей был только виноградник (Смотри "Третью книгу Царств, глава 21). Однажды Ахав захотел купить у Науфея виноградник, но тот не продал. И Ахав, при всех своих богатствах, так расстроился, что даже хлеба не ел. Закончилось все трагично - Ахав убил Навуфея и забрал его виноградник себе. Как ты думаешь, сынок - кто в этой истории бедняк? Навуфей, который довольствовался своим виноградником и не продавал его ни за какое серебро, или Ахав, проливший кровь ближнего ради того, чтобы забрать себе то, что ему хотелось?
- Ахав оказался бедняком, - сказал Богдан.
- Вот видишь, - сказал папа. - Беден тот, кто хочет чужого.
- Пап, а Бог наказал этих царей? - спросил Богдан.
- Давида и Ахава? Да, конечно. Наказал, и строго. Бог не спускает сильному, когда тот обижает слабого. Но в нашем разговоре главное не это. Главное, чтобы ты понял - если ты не научишься управлять своим "хочу", ты будешь бедняком, даже купаясь в золоте! А если научишься - никогда не будешь бедным. Никогда, даже если у тебя на столе будет только хлеб и вода.
- Своим - "хочу"? - улыбнулся Богдан.
- Да, сынок, - сказал папа без улыбки. - Знаешь, как иногда бывает у малышей: "Мама, я хочу мороженое, папа, я хочу конфетку!.." На самом деле "хочу" живет в каждом человеке - и в малыше, и в старике. Оно само по себе не плохое - оно говорит, когда человек голоден или пить хочет, но только ни в коем случае нельзя позволять этому "хочу" командовать тобой! Давид и Ахав позволили, и "хочу" толкнуло их на пролитие крови. А как ты думаешь, зачем мы постимся? - спросил вдруг папа.
- Постимся? - удивился такому переходу Богдан. - Ну, кажется, если не плотно поешь, то легче молиться...
- Это правильно, - согласился папа. - Но еще важно то, что пост помогает нам совладать со своим "хочу". На самом деле ведь нет греха в том, чтобы есть мясо или пить молоко хотя бы и круглый год. Но в посты мы добровольно ограничиваем себя от этих продуктов. Почему? Они ведь так вкусны! Но в том-то и дело, что когда мы постимся, мы говорим этому вкусному - "нет, нельзя"! Наше "хочу" возмущается, сердится, но если мы тверды, то оно постепенно приучается к послушанию! И у святых было свое "хочу", но только оно знало - если сказано "нет" - значит нет, и никаких разговоров! И "хочу" привыкало к своему месту и не мешало святым жить.
- А оно ведь может мешать жить! - пробормотал Богдан, еще раз вспомнив огромный дом за удивительным кованным забором.
- О, да! - сказал папа. - Еще как! Дело в том, что если позволить "хочу" властвовать над тобой, то все - никакой жизни не будет! "Хочу" можно усмирить, но разбалованное, раздутое "хочу" никак нельзя прокормить! Обязательно ведь найдется то, что ты еще не ел, не пил, не видел... Например - ты ел вчера свинину? А "хочу" требует омаров. Ты поел омаров? "Хочу" опять не довольно, ему мясо анаконды подавай! И так во всем. У тебя есть "Жигули"? "Хочу" требует "Мерседес". Ценой тысячи грехов достал себе "Мерседес"? "Хочу" опять не довольно - ему "Ламборджини" подавай! Появилось "Ламборджини"? "Хочу" требует яхту. Есть яхта? "Хочу" требует самолет. И этому конца и края нет, сынок. И потом, ведь, "хочу" всегда идет рука об руку с завистью, а ведь кем бы ты ни был, в мире обязательно найдется кто-то богаче или известнее тебя... И тогда "хочу" вместе с завистью сотрут твою душу в порошок, и превратят твою жизнь в ад еще здесь, на земле!
- Я понял, папа! - сказал Богдан. - У этих людей, которые живут в большом доме, много денег, но если они хотят того, чего у них нет - например, еще большего дома - то они - бедняки, да?
- Да, сынок, - ответил папа.
- А если мне хватает того, что у меня есть, то я - богач? - уточнил Богдан.