Аннотация: Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (воскресная школа)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.
Введение.
Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям. Они спрашивают маму и папу о том, и об этом, спрашивают на кухне и на улице, спрашивают после того, как их взволновал разговор в школе или после просмотра телевизора. Иногда вопросы детей простые, а иногда - довольно сложные, но папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно.
Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
Беседа 19.
Однажды Богдан спросил папу:
- Пап, а почему Авраама называют "отцом верующих"?
Папа ненадолго задумался, вспоминая.
- Так называет Авраама апостол Павел в "Послании к Римлянам" (Рим. 4, 11), - сказал он после недолгого раздумья. - Конечно, имеются в виду не только евреи, которые произошли от Авраама, но и верующие Господу из других народов (Рим. 9, 6-8). Наверное, это потому, что мало кто мог так доверять Господу, как этот человек. Вообще, сынок, слова "вера" и "доверие" ведь не зря так похожи! Мало верить в то, что Бог, Творец мира - есть, существует; и даже мало соглашаться с тем, что этот Творец - Иисус Христос. Нужно сделать первый шаг на встречу к Этому Богу, потом второй, третий... И ведь Он Сам указал нам, что нужно делать.
- Эти шаги - заповеди? - уточнил Богдан.
- Эти шаги - все, чему учит Церковь Христова, - сказал папа. - Это жизнь по заповедям, это принятие Церковных Таинств, это молитва... Всему этому нас учит Сам Господь, от нас требуется доверять Его словам и исполнять их. А это - не всегда просто. Святое Писание знакомит нас с людьми, которые доверяли словам Господа так, как нам и не снилось!
- Например, Авраам? - предположил Богдан.
- Не только Авраам, - сказал папа. - Например, Ной. Представь себе человеческое общество перед всемирным потопом. В те времена люди страшно развратились, "все мысли, и помышления сердец их было зло во всякое время" (Быт. 6, 5). Господь дает им сто двадцать лет на исправление, но никто и не думает исправляться (Быт 6, 3)! И лишь Ной, последний из праведников, слушается слов Господа. Господь открывает Ною, что будет потоп и вода смоет с лица земли упрямое, и потому - неисправимое человечество. Сам Ной, его жена, трое сыновей и их жены должны спастись в ковчеге. И Ной начинает строить ковчег. Он строил ковчег долго, очень долго. Разумеется, его родственники, соседи, приятели, приходили к нему и интересовались - что это такое он делает? Ведь постройка этого ковчега, конечно же, казалась им странной, как показалось бы странным нашим соседям, если бы мы с тобой начали строить корабль для полета на Юпитер у нас во дворе.
Богдан усмехнулся.
- В нашем дворе не поместится такой корабль! - сказал он.
- Не важно, - отмахнулся папа. - Важно то, что Ной, конечно же, рассказал людям о повелении Господа и о будущем потопе. И люди не поверили Ною! Им ведь никто не мешал строить свои ковчеги, или просить Ноя, взять с собою и их. Но они этого не делали. Думаю, что долгие, долгие годы они насмехались и издевались над праведником. А он все строил и строил. Строил потому, что верил Господу. А потом, когда ковчег был построен, пошел невиданный дождь, и шутники, высмеивающие упорство Ноя, утонули. А Ной стал родоначальником нового человечества. И все потому, что доверял Господу. Так что вера Ноя восхищает меня, сынок. Но вера Авраама восхищает меня еще больше!
- Почему? - поинтересовался Богдан.
- Доверие к Богу Авраама было огромным, уникальным, - сказа папа. - Его подвиг веры начался с того, что он исполнил повеление Бога оставить свою землю, своих родственников, и пойти жить на чужбину (Быт. 12, 1). Сейчас суть этого подвига многим не понятна (у нас нет ничего необычного в том, что кто-то переселяется в другой город или в другую страну), но древний мир не знает ценности отдельной человеческой личности. Именно поэтому в ветхозаветные времена, кажется, никого не смущает уничтожение не только боеспособных врагов-мужчин, но и их детей... Человек в том мире - лишь часть народа и вне этого народа он - никто. Ему, чужаку, не помогут люди, любой может убить его просто по произволу. Не зря в Псалтыри так часто говориться о том, что Господь хранит пришельцев (Пс. 145, 9). Им, пришельцам, нечего было надеяться на милость людей - только на Господа. Уйти от своего народа - это уйти в абсолютную незащищенность. И Авраам решается на это - оставить всякую человеческую опору, и жить, опираясь только на Бога.
И Бог не подводит Авраама. Он хранит Авраама в чужой земле. Господь не раз спасает Авраама от тех или иных неприятностей. И Авраам благодарен за это Богу. Книга "Бытие" сохранила несколько бесед Господа и этого удивительного человека - возьми, прочти сам, не маленький уже... Наконец, Господь совершает над Авраамом и его женой Саррой чудо - их сын Исаак появляется на свет, когда Авраам и Сарра уже очень, очень стары.
- Да, я это помню, - вставил Богдан.
- Прошло несколько лет, и Авраам был испытан Богом еще раз, - сказал папа. - Это было последнее испытание, но - какое испытание! - папа открыл Библию, полистал, нашел нужную страницу и прочел: - "Бог искушал (то есть - испытывал!) Авраама и сказал ему: возьми сына своего и принеси во всесожжение" (Быт. 22 1, 2).
- Какой ужас! - протянул Богдан.
- Здесь нужно кое-что понимать, - сказала папа. - Библия знает случаи, когда люди приносили в жертву своих детей. Эти люди - жители древнего Ханаана. Бесы задурили этим несчастным людям головы, и они стали приносить младенцев в жертву идолу Ваалу. Именно за это жители Ханаана были изгнаны со своей земли, и, в итоге, погибли. В Ветхом Завете много описаний войн жителей Ханаана с потомками Авраама, евреями. Но не только евреи ненавидели этих идолопоклонников-детоубийц. Древние Римляне, которые и сами не были святыми, тоже ненавидели хананеев. Но это тема отдельного, долгого разговора. А мы вернемся к Аврааму. Именно к нему обращены слова "принеси во всесожжение своего сына", и их говорит Сам Господь. Только один раз, единственный раз в истории Сам Господь обращается с таким требованием к человеку!
- Пап, но ведь Авраам мог обмануться! - сказал Богдан. - К примеру, Сатана мог прикинуться ангелом света и сказать это от лица Бога!
- Сатана мог бы обмануть тебя или меня, но не Авраама, - сказал папа. - Авраам знал Господа настолько хорошо, насколько Его вообще мог знать ветхозаветный человек. Ты помнишь слова Христа: "Овцы слушаются голоса пастыря, и за ним идут потому, что знают голос Его. Я есмь Пастырь добрый" (Ин. 10, 3-11). Так и Авраам - он знал Голос Господа, и не мог этот Голос перепутать ни с чьим голосом! Нет, сынок, Авраам знал, твердо знал, что с ним говорит именно Господь!
Представь ситуацию - Авраам уже стар, он очень любит Исаака, он сам с радостью пошел бы на смерть вместо него! Более того - Авраам явно недоумевает. Ему обещано Господом, что от него произойдут народы, а это возможно лишь в случае, если Исаак останется жив. Но - Авраам выполняет волю Бога, хотя и не понимает ее.
- Почему? - спросил Богдан.
- Почему? Потому, что Авраам хорошо знает Бога. Он знает, что он и Господь - друзья. Скажем, когда Господь делился с Авраамом Своими планами относительно уничтожения погрязших в грехах Содома и Гоморры, и Авраам решался эти планы обсуждать, почти спорить с Господом! (Быт. 18, 17-31). И Господь не вменил это Аврааму во грех - между друзьями возможны такие разговоры. В общем, Господь и Авраам дружат много лет, и Бог никогда не подводил его! И Авраам уверен - Бог не подводил его раньше, не подведет и теперь! Как сказал об Аврааме апостол Павел: "он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить" (Евр. 11, 19).
Папа возвысил голос.
- И ведь действительно - Бог не подвел Авраама! - сказал он торжественно. - Ангел остановил руку, занесенную над Исааком, и в жертву вместо него был принесен овен (Быт. 22, 9-13). И Бог исполнил то, что обещал Аврааму. Мало того, что из потомков Авраама произошел еврейский народ, но и в жилах Спасителя мира, воплощенного Бога Иисуса Христа текла авраамова кровь. И Этот воплощенный Бог, Творец Мира, пошел на добровольную крестную смерть, чтобы все люди, и ветхозаветные и современные могли наследовать вечность...
Папа замолчал.
Молчал и Богдан - история Авраама требовала долгого и серьезного обдумывания.
- Кстати, и Исаака Бог наградил за то, что он так смиренно перенес это испытание - дальнейшая его жизнь протекала очень, очень спокойно. Спокойнее, чем жизнь его отца Авраама, и спокойнее, чем жизнь его детей - Исава и Иакова, - сказал папа. - Вот так, сынок! Нам нужно учиться у Авраама доверять Господу! Да, конечно, Господь больше ни к кому не обратится с требованием принести во всесожжения сына. И за это - слава Ему, потому, что мы бы такого не понесли! Но кое-что должны сделать и мы. Доверяя Господу, мы должны посвятить Ему наши жизни, служить Ему, а не своим грехам, выполнять Его волю, а не нашу волю, страстями искореженную... И тогда, милостью Божьей, мы наследуем то, что наследовали и Авраам, и Исаак, и Ной - жизнь вечную.