Качан Эдуард Николаевич : другие произведения.

Первое воскресение Великого Поста. Праздник Торжества Православия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Православный праздник - что это? У многих людей при мысли о православных праздниках возникает образ вереницы бабулек с кошелками, спешащих к православному Храму для того, чтобы батюшка освятил им яблоки. Но если серьезно - освящение фруктов или меда - дело десятое. На самом деле православный календарь составлен очень мудро. Если относиться к нему всерьез, вглядываться в него, то можно многое понять и в православном христианстве, и в Святом Писании, и в том, как нам нужно жить. Вот мы и попробуем это сделать - вглядеться и понять. Если честно, этот текст уже есть на странице - он включен в сборник рассказов "Богдан и его семья (беседы о православных праздниках)". Но сборник довольно большой, более 30 рассказов, а толстые книги не все любят. Поэтому и было решено поместить каждый рассказ по отдельности, для того, чтобы читатель мог выбрать - посмотреть ему маленький рассказик на пару страниц, или же всю книгу сразу.


  
   Введение.
  
   Богдан - подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще - две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья.
   А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие - все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне.
   Конечно, в семье чтят православные праздники - и двунадесятые, и великие, и дни памяти святых... И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов. В честь какого события Священной Истории установлен тот или иной праздник? Что мы приобретаем, когда празднуем его? И так далее...
   Папа с мамой стараются отвечать так, чтобы их любимым чадам было понятно. А иной раз об одном и том же празднике происходит несколько бесед - и такое бывает.
   Мы подслушали некоторые их разговоры, и передаем их вам.
  
  
  
  
   Первое воскресение Великого поста. Праздник Торжества Православия.
    
  
  
   В тот день Богдан листал церковный календарь.
   - О, пап! - сказал он отцу. - Какое странное название у праздника - Торжество Православия! Празднуется в первое воскресение Великого поста.
   - А что странного? - не понял папа.
   - Торжество Православия - это Пасха! - сказал убежденного Богдан. - Христос ведь воскрес! А значит - христианство и так восторжествовало над всеми другими религиями!
   - Воскресение Христово действительно доказывает, что именно христианство и есть правильная, истинная религия, - сказал папа. - Но праздник Торжества Православия установлен в честь торжества не над другими религиями, а в честь торжества над ересями! Вот ведь какая штука, сынок - еретики тоже называли себя христианами! Праздник Торжества Православия установлен в честь того, что православие - есть более полное, более правильное, более истинное христианство, чем "христианство" ариан, "христианство" несториан, "христианство" иконоборцев. Понятно, сынок?
   - Понятно, - сказал Богдан, но по его тону папа понял, что объяснил сыну не все.
   - Сынок, у тебя есть любимая фраза в Библии? - спросил он. - Какое-то любимое предложение?
   - Я всю Библию люблю, - сказал Богдан неуверенно.
   - Так не бывает, - сказал папа. - Вся Библия очень ценна для нас, но все мы разные, и потому какие-то слова Писания радуют нас, а какие-то оставляют равнодушными. Вот, к примеру, - папа открыл Библию. - Открываем книгу "Паралипоменон". Это - хроники, очень нужные для понимания других мест Писания, но, как любые хроники, не слишком интересные. "В Гаваоне жили: отец гаваонитян, имя жены его Маха, - начал читать папа. - И сын его, первенец Авдон, за ним Цур, Кис, Ваал, Наддав, Гедор..." (1 Пар. 8, 29-30).
   - Ладно, я понял! - оборвал папу Богдан. - Конечно, хроники не очень интересны. Я больше всего люблю слова Господа, которыми заканчивается Евангелие от Матфея.
   - "И се, Я с вами во все дни до скончания века!" (Мф. 28, 20) - сказал папа по памяти. - Хорошие слова, и они означают, что Господь не бывает неверным нам, не смотря на то, что мы, люди, частенько оказываемся неверны Ему! Господь никогда не бросит нас, Своих учеников, Свою Церковь! Но я больше всего люблю слова из "Первого послания к Тимофею": "И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти" (1 Тим. 3, 16). На мой взгляд, это - самая радостная весть Писания - Тот, Кто Сотворил нас, стал Человеком, стал одним из нас, чтобы мы могли в вечности быть с Ним! И ты знаешь, все ереси, все секты родились, когда люди пытались поставить под сомнение именно это, именно факт того, что Бог действительно Стал Человеком!
   - Все? - уточнил Богдан.
   Папа улыбнулся.
   - Ну, это я, пожалуй, преувеличил, - сказал он. - Были секты, родившиеся на библейской почве, но тайна Боговоплощения им была не очень интересна. Например, веке то ли в 18-м, то ли в 19-м в России появилась секта "прыгунов". Они на своих "богослужениях" прыгали и плясали, а не молились, как молимся мы. На изумленный вопрос, зачем они это делают, "прыгуны" отвечали, что царь Давид плясал перед Ковчегом Завета и Бог не вменил ему это во грех. Насколько мне известно, "прыгуны" трактатов о Боговоплощении Христа не писали - ни правильных, ни еретических.
   - А Давид действительно плясал перед Ковчегом Завета? - уточнил Богдан.
   - Да, был такой случай (2 Цар. 6, 16), - сказал папа. - И Господь действительно не вменил этого Давиду во грех. Наверное, для "прыгунов" этот факт значил больше, чем для тебя и для меня, но, все-таки, это не основание, чтобы провозглашать новую религию!
   - А что было с этими "прыгунами" дальше? - спросил Богдан.
   - То, что и с большинством сект - попрыгали немного, да и сгинули. И только книги по истории Церкви хранят память о них, - сказал папа. - Но я, собственно, не о "прыгунах" говорить хотел. Все серьезные, значимые, "большие" ереси, которые потрясали церковную жизнь - все они нападали именно на тайну Боговоплощения, сынок. Для них почему-то было не приемлемо то, что Бог стал Человеком на самом деле! Поэтому некоторые еретики утверждали, что Христос - не Бог, ну, или - не совсем Бог.
   - Как это - не совсем Бог? - не понял Богдан.
   - Я и сам это не очень понимаю, - сказал папа. - Но так утверждали еретики ариане. Они говорили, что Христос "подобносущен" Отцу - то есть просто похож. Но на Первом и Втором Вселенских Соборах Церковь отвергла такую идею! Апостолы считали Христа Истинным Богом (1 Ин. 5, 20; Рим. 9, 5; Ин. 1, 1; Ин. 10, 30 и многое другое), значит - и мы, их последователи, должны относиться ко Христу как к Истинному Богу, а не просто "похожему"! Потом, сынок, было много других ересей, которые утверждали, что Христос - да, Бог, но не Человек! Или - не совсем Человек!
   - Как это - не человек? - не понял Богдан. - А кто тогда? И как это - "не совсем человек"?
   - Еретики первого века "докеты" говорили, что Христос не стал Человеком, а просто казался человеком, - ответил папа. - Само название "докеты" происходит от греческого "докео" - "кажусь". Это было еще во времена апостолов, и апостолы в своих посланиях много писали о том, что Христос - действительно Человек, истинный Человек! Потом докеты сгинули в веках, но новые ереси все появлялись и появлялись. Одни еретики говорили, что у Христа нет человеческого ума (а есть только Божественный ум), другие - что у Него нет человеческой воли (а есть только воля Божественная). Но Церковь отвергала эти попытки умалить человечность во Христе! Собор за Собором утверждали вновь и вновь - Христос Истинный Бог и Истинный Человек, Во всем Бог и во всем Человек. У Него есть все, что и у нас, других людей. Нет во Христе только греха (1 Петр. 2, 22).
   - Это долго продолжалось? - спросил Богдан. - Я имею ввиду, эти споры?
   - Несколько веков, - сказал папа. - Последней крупной ересью была ересь иконоборцев, которая терзала Церковь в восьмом веке. Но Православие восторжествовало и здесь - отцы Церкви того времени обосновали и доказали - если Бог действительно стал Человеком и действительно имел человеческое Тело, то это Тело можно изображать на иконах! В ветхозаветные времена был запрет на изображения, и он был понятен. Тогда Господь еще не облекся в человеческую плоть, а где нет плоти, там и изображение невозможно! Что не нарисуй - все равно ошибешься! Но в Новозаветные времена все стало по другому. Человеческую плоть Христа видели тысячи людей, и потому ее можно изображать без ошибок!
   - Да, конечно, - согласился Богдан.
   - Победой над иконоборцами завершилась эпоха Вселенских Соборов, - сказал папа. - Православие доказало свою правоту. После завершения Седьмого Вселенского Собора, 18 февраля 843 года, состоялось особое торжество. Патриарх Константинопольский Мефодий установил праздничное Богослужение - так появился особый чин, который и называют "Чин Торжества Православия". Мы празднуем победу Православия над ересями и расколами, сынок! По сути, мы празднуем то, что правильное, православное, апостольское понимание христианства восторжествовало над ложными пониманиями!
   - Пап, а о чем принято молиться в этот день? - спросил Богдан. - Чтобы все люди стали православными?
   - Это хорошая молитва, сынок, - сказал папа. - Но не нужно забывать и о том, что и древние еретики были людьми, и они по своему любили Христа, просто они сбились с пути. Нужно молить Господа, чтобы Он не допустил и нам сбиться с пути так же, как сбились те бедняги! Есть еретики и сейчас, сынок! Например - иеговисты, которые напоминают древних ариан. Как видишь - люди и сейчас сбиваются с пути... Нужно молиться о их обращении в Православие, а так же о том, чтобы и нас, слабых и грешных, не постигла похожая беда! Нужно просить Господа даровать нам самим правильное понимание Православия, и правильную жизнь, достойную Церкви Христовой! В общем, сынок, - главное, чтобы Православие восторжествовало в каждом из нас!
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"