Интернет-магазины электронных книг - клуб для избранных?
В процессе подготовки книги к изданию я начала, естественно, искать пути, каким же образом эта книга попадет к читателям, и собирать информацию относительно интернет-магазинов.
И, скажу вам, мое превращение из оптимиста в реалиста ускорялось с каждым днем.
В своей статье "Как отказывают издательства" я попыталась хотя бы частично ответить на вопросы людей, упрекающих меня, что не рассылаю рукописи по издательствам, или желающих получить мои романы в виде бумажной книги и недоумевающих, почему таковых нет. Я ни в коем случае не хочу, чтобы это было расценено как претензии к издательствам, мне отказавшим или попросту проигнорировавшим. Издательства ориентированы на получение прибыли, и если их финансовый отдел счел, что сотрудничество с Ольгой Кай невыгодно, либо если редактор посчитал, что мои романы не подходят издательству по причине несоответствующей тематики или качества - они в своем праве, так как, в конечном счете, рискуют средствами издательства.
Однако серия отказов побудила меня искать другие варианты для издания собственных книг. Работая над новыми рукописями, я очень отчетливо поняла: то, что я делаю - тоже работа. Часто нелегкая и кропотливая. И если работа приносит человеку удовольствие - это не повод говорить, что она не должна быть оплачена.
Итак, решив, что в моем случае стоит забыть о классическом сотрудничестве с издательствами, и даже больше - вообще убрать из планов это посредническое звено между мной и читателем, я занялась подготовкой новой книги самостоятельно. В том смысле, что сама нашла редактора, иллюстратора, сама занялась оформлением всех документов, связанных с ISBN и прочими нужными для официального издания кодами. Естественно, все не бесплатно. И когда книга была уже почти готова, чтобы быть представленной читателю в лучшем виде - решила связаться с интернет-магазинами.
И вот тут мой мир в который раз перевернулся.
Первое.
В магазин со своей книгой еще надо как-то попасть.
На страницах издательств, предлагающих размещение вашей книги в интернет-магазинах, перечень обычно немалый. Но, отбросив пока зарубежные и прогулявшись по сайтам российских и украинских площадок, я обнаружила, что большинство из них, видимо, сотрудничают по некой "закадровой" договоренности. На их сайтах нет страницы "сотрудничество" (не считая рекламного), а контакты представлены для нужд покупателей, но никак не потенциальных продавцов.
Собрав около десятка ссылок тех магазинов, где все же было сказано, что они сотрудничают с авторами книг напрямую, я написала по указанным адресам с просьбой более подробно рассказать об условиях сотрудничества и, если возможно, выслать образец договора.
Знаете, сколько из них мне ответили?
Аж двое.
И еще написала одна контора, о которой я не знала - видимо, им переслал мое письмо кто-то из отмолчавшихся.
Это при том, повторюсь, что на большинстве сайтов, с которых я взяла контакты, было прямое предложение о сотрудничестве.
К слову, в одном из "отмолчавшихся" магазинов появилась книга моей знакомой. На вопрос "Как?" последовал ответ: "Через личные связи".
Таким образом, интернет-площадка, куда, официально, может обратиться каждый потенциальный продавец, превращается в закрытое общество. Вход только по пригласительным.
С чего бы это?
С одной стороны - все можно объяснить обыкновенной ленью. Есть ли смысл снисходить до оформления документов с автором напрямую, когда можно довольствоваться "оптовыми" договорами с издательствами и изредка делать одолжения по личному знакомству? Зато официально все демократично, и всегда можно сказать, что письмо затерялось, ведь от нас, злостных графоманов, ежедневно письма приходят тысячами.
С другой стороны - доступность выхода на читателя без издательского посредничества может спровоцировать сперва авторов исключить из своих планов униженные "походы по издательствам", а после и читатели перейдут на "самоизданные" книги - в конце концов, люди ведь ищут интересных авторов, а не издателей. Стоит ли говорить, что подобный выход на читателя, пока возможно, будут всячески усложнять и дискредитировать?
Второе.
Допустим, за дополнительную плату посредник размещает вашу книгу в магазине. То есть "пригласительный" вы получили. Что дальше?
На сайтах некоторых интернет-магазинов указаны проценты роялти, на которое может претендовать автор.
От 10 до 30%.
В большинстве.
То есть, если электронная книга на сайте магазина стоит, к примеру, 60 рублей, то автор должен быть счастлив, если ему предложат хотя бы 20р. с каждой покупки! Да-да, это очень хороший процент!
А теперь давайте посмотрим.
За что мы платим, покупая бумажные книги в обычном книжном магазине? Там, помимо авторского труда, а также труда корректора, редактора, иллюстратора и еще кучи народа, есть затратный материал - бумага. А, попадая в магазин для розничной торговли, книга дорожает едва ли не в два раза (часто больше), потому что помимо "аренды" места на полке, есть еще штат магазина, который тоже хочет кушать.
Теперь же посмотрим на вариант электронного издания.
Мои книги могут вам нравиться или нет, но я - автор - честно трудилась, потратила уйму времени (очень ценный ресурс, между прочим, хотя о нем почему-то постоянно забывают) и сил, чтобы написать роман. Я - автор - сама оплатила услуги редактора, иллюстратора, верстальщика... И вот я прихожу с готовой книгой, которая сама по себе является полноценным продуктом, ей не нужны ни бумага, ни место на полке. Нужно только, чтобы администратор сайта сделал два клика мышкой (ну или три) и добавил ее в список товаров магазина.
То есть - повторюсь - здесь автор приходит с полностью готовым продуктом, а ему говорят: мы дадим вам 20% и думаем, что вам хватит.
Дело даже не в том, что мало.
Дело в том, кому в итоге платят читатели.
И в том, на каком основании владелец интернет-магазина забирает себе 80%, т.е. большую часть от заплаченных за книгу денег.
За два клика мышкой?
За - ах, простите, забыла - за то, что вам оказали честь взять вашу своими силами изданную книгу в известный-мегапосещаемый-магазин?
Те, кто знаком с работой подобных сайтов и их администрированием, поймут, что это буквально деньги из воздуха.
А те, кто легально покупает электронные книги в интернет-магазинах из принципа "не оставить автора голодным и вознаградить за труд", задумаются - кому ушло их вознаграждение?
Знаете, не зря на сайтах многих современных авторов появились номера веб-кошельков: будучи перечисленной на веб-кошелек или карточку автора, ваша "благодарность" достигнет цели в полном объеме, а не в виде жалкой подачки от того самого дяди, который претендует на основную сумму авторского и без того небольшого заработка.
80%, ребята. 80% неизвестно кому и за что.
Отдавать свою книгу на таких условиях? Чтобы кто-то получал ВАШИ деньги, после широким жестом сбрасывая и мне копеечку?..
Авторы бывают разные, это я знаю. И также знаю, насколько серьезно многие и знакомые, и незнакомые мне люди подходят к своему творчеству. И это совершенно справедливо можно назвать "писательским трудом". А труд надо уважать.
И лично я не смогу мириться с тем, что кто-то, не имеющий никакого отношения к моей книге, будет зарабатывать на мне и моих читателях.
И о приятном.
Выход есть.
Для читателя - покупателя электронной книги - интересоваться, какой процент ресурс, на котором вы приобретаете книгу, платит автору.
Все же есть ресурсы, которые предлагают авторам приличное роялти. На некоторых официально отчисления автору 90% (по странному совпадению именно здесь с вами будут общаться адекватно и на равных). И если те немногие магазины, что сотрудничают с авторами на достойных условиях, не изменят своим принципам, то очень скоро владельцам остальных интернет-площадок придется задуматься о собственной политике.
И неожиданное послесловие.
После выхода предыдущей статьи об издании книги своими силами мне написали из одного интернет-магазина, до этого отмолчавшегося (цитирую фрагментами, чтобы нечаянно не "спалить контору"):
"Как правило мы не работаем с отдельными авторами [...], но прочитав Вашу статью [...] восхитился :) Такое упорство достойно, что бы его поддержали".
Пропустим снисходительность тона - это мои досужие домыслы и мнительность, не иначе :)
Было предложено распределение дохода 50/50. Я вежливо поблагодарила за предложение, и написала, что в настоящее время у меня уже подписаны договора на распространение с авторским роялти 90%, поэтому не считаю условия 50/50 приемлемыми. Возможно, это было слишком самонадеянно с моей стороны, и, тем не менее, отказаться - мое право. Право как одной из равноправных сторон переговоров.
Ответ был таким (фрагмент):
"На условиях 50/50 мы работаем с крупнейшими издательствами Украины и России. Видимо им не повезло найти такие хорошие условия как Вам.
P.S. Когда начнете получать доход по Вашему каналу, поделитесь лазейкой?"
Допустим, я не заметила сарказма. Но, понимаю: посметь отказаться от столь выгодных условий - да кем я себя возомнила, в самом деле! Автор обязан хвататься за каждую соломинку, благодарить за каждую подачку и забыть слово "нет", если говорит с издателем или администрацией интернет-магазина! (Про мегапопулярный я тут не пишу, ибо не тот случай).
Что ж, книга продается. "Делиться лазейкой" в ответном письме я, естественно, не стала, но авторы, которые ищут ресурсы для продажи своих электронных книг, вполне могут эти "лазейки" найти и без моей помощи. Я вот что-то сама нашла, что-то коллеги подсказали... Но речь здесь не об этом.
Подумайте: стали бы вы подписывать деловое соглашение в условиях психологического дискомфорта, ощущения того, что "вторая сторона" вас не уважает, не принимает как равноправного партнера, а исключительно как обязанного независимо от условий контракта? Возможно и да: в безвыходной ситуации либо ради баснословной прибыли. Ни того, ни другого в данном случае нет. А вот отношение "вы нам должны уже за то, что мы посмотрели в вашу сторону" - есть. Это в порядке вещей на современном книжном рынке, это удручает. Но если с этим мириться - ничего и никогда не изменится.