Огромное количество информации, которую еще предстоит "разложить по полочкам".
Воодушевление и рабочее настроение - просто руки чешутся применить новые знания в работе над текстами.
Приятное удивление от знакомства с мастерами, организаторами, гостями и участниками семинара - я, конечно, оптимист, но каждый раз, встречая хороших и интересных людей, благодарю судьбу.
Вдобавок - несколько книг, записи в старом блокноте, совсем чуток фотографий.
И море позитива!
На семинаре я побывала впервые, поэтому - все в новинку, все необычно и неожиданно. Пожалуй, самое неожиданное - что столько интересных людей собралось в одном месте, и что в наше неспокойное время настоящее дело оказалось важнее предрассудков.
Работали много - по шесть часов ежедневно. Вечерами - приятная усталость, как после хорошей тренировки.
Очень понравилась атмосфера - творческая, демократичная и исключительно доброжелательная, несмотря на критику.
И люди. Люди, которые заняты любимым делом. Люди, которым межгосударственные границы не мешают общаться и сотрудничать. Люди, которых видишь впервые и вдруг находишь и общий язык, и общие темы... и вообще много общего, несмотря на то, что ты живешь в Днепре, к примеру, а твой собеседник - в Ростове или Хайфе.
Знаете, как неожиданно трудно было расставаться? Вроде бы - всего неделя под одной крышей. А вот провожаешь человека на такси или автобус - и грустно, и ком в горле...
Но - мир тесен, встретимся еще. А пока - перевести дыхание, разобрать накопившиеся за восемь дней отсутствия домашние дела и - за работу!
"В тексте должны быть вы, а не ваши маски" (Г.Л. Олди)
Как-то мне говорили, что ехать вольнослушателем нет смысла. Если бы я тогда послушала и поверила - потеряла бы многое. Поэтому для тех, кто сомневается - пишу.
Итак, романный семинар "Партенит" проходит под руководством Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова. Группы Олди и Валентинова занимаются отдельно, каждая успевает разобрать по 7 романов участников семинара. Вольнослушателям я бы посоветовала почитать произведения из обеих групп, чтобы и там, и там иметь возможность поучаствовать в разборе.
Кого-то останавливает, что придется обсуждать исключительно чужие тексты. Но - вспоминаем! - чужие ошибки всегда заметнее собственных. И, научившись видеть их в других текстах, вы быстрее найдете аналогичные у себя.
Ежедневно каждая группа разбирает по 2 романа. В группе Олди схема выступлений такая: от автора - коротко, после высказываются все желающие, небольшой перерыв - и слово мастерам. Подробнейший разбор с объяснением всех терминов и моментов, чтоб и новичкам было понятно. Начиная с констатации фактов - структура текста, наличие конфликтов, сквозного действия и т.п. - и завершая особенностями восприятия и личными впечатлениями. И хотя Олди предупреждают, что не дают советов - каждому было что вынести из этого разбора не только касательно общих проблем произведения, но и - конкретно - путей улучшения.
Напоследок снова дают слово автору.
В таком напряженном темпе - 5 дней. По 6 часов в сутки. Несмотря на то, что схема разбора практически неизменна, поток новой информации не прекращается.
После каждого занятия я выходила в задумчивости, примеряя все сказанное к собственным текстам. Правда, из-за обилия нового, спокойно подумать обо всем удалось лишь по дороге домой, сидя в купе поезда. Попыталась разложить новый роман по озвученной Олди схеме разбора. Искала завязку, выслеживала линии конфликтов и сквозного действия. А еще поняла вдруг, как подступиться к работе над тем, что раньше не поддавалось правке.
И, кстати, почему меня так зацепила эта фраза о масках: когда пишешь от первого лица, да еще женского - сбросить маску, оказывается, ох как нелегко! Это как, например, самый распространенный ответ на фразу "Как дела?" - "Нормально".
Тоже маска. Которую нельзя тянуть из повседневности в текст.
Мне эту проблему пришлось решать "от противного". Кто сталкивался - поймет.
В группе Валентинова произведения разбирают по иной схеме. Я на их занятии не попала, но, судя по рассказам ребят, они тоже в восторге. Пересказывать не буду - впечатления лучше узнавать из первых рук.
На четвертый день - занятие по редактуре. На примерах из текстов семинаристов. Как всегда - полезно.
Семинар по рассказам под руководством Глеба Гусакова прошел в той же доброжелательной обстановке - с подробным разбором каждого произведения, живым обсуждением, в ходе которого рождались оригинальные идеи. Кстати, рассказы принимались и от вольнослушателей.
Семинар по общелитературным вопросам полностью соответствовал своему названию. Расположившись на веранде гостиницы, в тени широких зонтов, семинаристы имели возможность задать мастерам любые вопросы, чем и пользовались.
Это был самый короткий день занятий. Вопросов-то хватило бы до вечера, но от обилия новой информации все уже немного устали, и хотелось отдыха. Поэтому, за несколько часов до вечернего общего собрания и банкета, мы небольшой компанией выползли на пляж. Купались и лежали на солнце, почти не разговаривая. Такое странное было ощущение "между" - вроде бы основная работа семинара закончилась, но официально он еще не завершился. Это потом будет прощание - и друг с другом, и с морем. А пока - ленивые волны, медузы у берега, пятнистая галька... И сладкая пахлава, после которой руки по локоть оказывались в меду.
Кстати, об отдыхе.
Конечно же, мы в основном работали. И семинаристы, и мастера. И организаторы тоже, потому что все прошло гладко, без накладок и по расписанию - таким уровнем организации могут похвастаться немногие мероприятия.
Но - как можно не отдохнуть в Крыму?
Отдыхали, опять же, все. В первую очередь - душевно. Оказавшись в обществе приятных, здравомыслящих людей, убедившись, что в Партените действительно все спокойно, отключившись от новостей...
И море - обязательно. Первые сутки оно волновалось, хотя самые отчаянные все равно купались. Потом были прохладные, пасмурные дни: пока мой Днепропетровск изнывал от жары, я в Крыму надевала свитер под спортивную кофту и, вернувшись в гостиницу, согревалась ароматным капучино.
Постепенно созрела идея прогулки на мыс Плака. Это небольшое путешествие оставило много ярких впечатлений: разогретый, покрытый пестрыми надписями камень, чайки-попрошайки, выслеживающие туристов, склеп на вершине утеса, мороженное на пустынной набережной. Заброшенные дворцы в таких же заброшенных парках, усталый каменный дракон у приоткрытых ворот... И уже знаменитый полукилометровый бетонный забор, на котором философские изречения и проповеднические цитаты проиллюстрированы мордашками Симпсонов. Жаль, не было под рукой красок - добавили бы немного оптимизма в этот "цитатник" на радость другим читателям!
В последний день семинара я решила не спать. Продлить удовольствие. Если получится - встретить рассвет на берегу. Но - к морю мы сходили ночью. Посмотрели на звезды, послушали волны. А рассвет встретили в гостинице. Весело, надо сказать, встретили.
Что сказать напоследок?
Очень понравилось. Будет возможность - поеду еще.
Ну и немного фотографий:
Здание поселкового совета, где и проходили занятия нашей группы
Пока выступают семинаристы...
Мастерам слово.
Общелитературные. Прибыла пресса - у нас небольшой перерыв.
Светлана Тулина за работой - как и обещала, рисует инопланетянина.
Почти готово!
"Львиный зев" у стены гостиницы. Цветов там вообще много.
Юный партенитский каратист идет по своим делам.
Кафешка над речкой.
Здесь пролегал наш путь...
И здесь. Видите тропку? А она есть.
Тот самый забор - идем, читаем...
Тот самый дракон - грустит в одиночестве...
Кипарисы на мысе Плака.
Тропой вдоль моря.
Ура! Пришли!
Самое врем отдохнуть.
Прилетел вымогатель.
Удалился ни с чем (бессовестные перекормленные семинаристы не принесли с собой ни хлеба, ни печенья).
Еще раз окинуть взглядом пройденный путь...
И до встречи в Партените!
P.S.
Ссылка на скачивание архива с фотографиями. У меня их немного, но кое-что интересное есть: http://www.ex.ua/419748591506