Аннотация: Одно из самых серьезных и актуальных произведений японской анимации
С первой минуты приковывает к экрану и ни на секунду не дает заскучать, ни на секунду не ослабевает напряжение. Причем предсказать развитие событий очень сложно, практически невозможно. И так же сложно не сопереживать героям, причем не одному-двум, а буквально всем.
Итак, анимационный фильм "Принцесса Мононоке" (Mononoke-hime, Princess Mononoke).
Производство: Япония
Режиссер и автор сценария: Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki)
Композитор: Джо Хисаиши (Joe Hisaishi)
Дата выхода: 1997 год
Жанр: Анимация, Драма, Фантастика, Фэнтези
Продолжительность: 133 минуты
Награды:
1998 год: "Лучший фильм" Японской Киноакадемии
2000 год: Представлен на "Golden Reel" в номинации "Лучший звуковой монтаж". Представлен на "Annie" в номинации "За выдающиеся достижения режиссера в анимации".
2001 год: "Сатурн" американской академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
Название
Первое же замечание - никакой принцессы в фильме нет. Девочку зовут Сан. На самом деле слово "принцесса" появилось во время перевода фильма на английский и только по той причине, что оригинальное название "Mononoke-hime" почему-то не потрудились перевести дословно. "Мононоке" по-японски означает "разгневанный дух", и как и откуда взялась в названии "принцесса" для меня лично остается загадкой.
Сюжет
Действие происходит в те времена, когда боги еще жили на земле и имели звериное обличье. Так здесь можно встретить бога-кабана, богиню-волчицу и Дух Леса, похожий на оленя с человеческим лицом и трехпалыми птичьими лапами.
Центральный герой - принц Аситака из древнего племени эмиси, который, защищая свой народ, убил "одержимого демоном ненависти" огромного кабана и был заражен его проклятием. Старейшина племени предлагает юноше единственный путь к спасению: найти источник ненависти, погубившей кабана и ставшей причиной проклятия. И тогда, возможно, Аситака сможет изменить свою судьбу и спастись от неминуемой гибели.
Странствия приводят юношу в Железный город, жители которого добывают руду, плавят из нее железо и живут на доходы от этого ремесла. Правительница города - волевая и храбрая женщина по имени Эбоси. Жители города очень любят ее и буквально готовы отдать за нее жизнь, потому что лишь ее ум и находчивость, а также отчаянная храбрость позволяют им существовать. Причем в своем городе Эбоси приютила людей, от которых отвернулось общество - девушек из "Веселого дома" и прокаженных. Благодаря ей у них появляется надежда на человеческое отношение и уважение.
И все бы хорошо, если бы не одно "но". Горожане добывают руду вокруг города и вырубают лес, и жителям леса - зверям и лесным духам - это не нравится. И вот лес и люди начинают войну, настоящую войну не на жизнь, а на смерть.
Здесь Миядзаки поднимает серьезнейшую проблему взаимоотношения человека и природы. Причем одним из основных отличий данной работы от всех остальных, посвященных этой теме, является то, что хотя и есть две противоборствующие стороны, нет ни правых, ни виноватых. Люди во главе с госпожой Эбоси борются за свою жизнь, а звери во главе с лесными богами - за лес. И никому не приходит в голову хотя бы просто провести переговоры, договориться. Причем и тех, и других можно понять. Лесные боги существовали задолго до появления человека, они, как говорит богиня-волчица, слышат стоны умирающих деревьев. И конечно же решают уничтожить столь дерзко вторгшихся в их владения людей. Люди же в ответ на сопротивление леса приносят огнестрельное оружие, против которого бессильны даже лесные боги. И чем дольше идет противостояние, тем меньше боги леса похожи на богов, тем больше в зверях чисто человеческой жестокости и глупости, тем больше в людях стремления уничтожить...
Вот такой получается замкнутый круг, в центре которого оказывается Аситака. Юноша не может принять ни одну из сторон, потому что знает: в этой войне победа равна поражению. Проиграют все. И единственный выход - остановить бойню, предотвратить новые жертвы. Но ни правительница Эбоси, ни лесные боги не прислушиваются к словам пришельца. И в конце концов единственной, кто помогает Аситаке, не разделяя в принципе его взглядов, становится девушка Сан, приемная дочь богини-волчицы. Сан ненавидит людей, но хочет предотвратить войну, в которой погибнут ослабевшие уже обитатели леса.
Война заканчивается неожиданно, причем "благодаря" Эбоси, задумавшей добыть голову Духа Леса....
Дальнейшее развитие событий я намеренно не буду пересказывать, так же как и не вошедшие в краткое изложение сюжета тонкости и подробности. Все-таки я надеюсь, что те, кто еще не имел удовольствия посмотреть "Мононоке", теперь обязательно это сделают, а поэтому не стоит до конца "раскрывать карты".
Анимация
Фильм приносит чисто эстетическое наслаждение благодаря тщательной прорисовке, прекраснейшим пейзажам. По поводу людей - часто можно услышать, что они слишком просто, слишком плоско нарисованы, однако это, как говорится, на вкус и цвет. На мой взгляд, поразительна передача даже самых незначительных жестов (например, когда Аситака приходит в цех, где работают женщины, одна из них смущается и поплотнее запахивает свой халат), практически не встречается безликих или размытых изображений, даже среди "массовки". А "простота" прорисовки не мешает, а даже в какой-то мере помогает не отвлекаться на второстепенное, сконцентрировав внимание на главном. Эмоции также передаются очень полно и в большой степени благодаря глазам и... волосам.
Кровавые сцены
По поводу "Принцессы Мононоке" можно встретить много критических замечаний о том, что в фильме слишком много кровавых сцен (оторванные руки, головы и т.п.). Но, во-первых, они обусловлены сюжетом. В те моменты, когда Аситаке приходилось воевать, демон ненависти в нем просыпался, наделяя его сверхъестественной силой. Во-вторых этих моментов как раз столько, сколько надо, чтобы показать как ненависть делает из человека монстра. И, в-третьих, все это куда менее пугающе, чем чудовище в самом начале мультфильма.
Могу заметить также, что если кому-то при просмотре уже первой половины показалось, что мультфильм вполне может конкурировать с фильмами ужасов, то спешу всех переубедить - самое страшное начинается именно сейчас. Скорее даже не страшное, а жуткое. Насколько ужасна (хотя и весьма схематически прорисованная) сцена гибели полчища кабанов, вышедших на последнюю битву. А все то, что происходит после рокового выстрела Эбоси, встретившейся с Духом Леса? Вот это действительно страшно, и в сочетании с великолепной, как нельзя лучше подходящей моменту музыкой дает непревзойденный эффект. Но и в данном случае этот эффект оправдан, потому что страшный поступок должен сопровождаться страшными последствиями. Причинно-следственную связь еще никто не отменял. А с точки зрения "экологической" тематики такая демонстрация также полезна, потому что иллюстрирует последствия варварского отношения к природе, причем такие последствия, которые наступят не "через много-много лет", а здесь и сейчас. И пострадают не только виноватые, потому что силы, выведенные из равновесия вмешательством человека, из гармонии и созидания направляются на разрушение.
Но ввиду того, что в мультфильме есть действительно страшные моменты, а также тяжелые психологически, я бы категорически не рекомендовала смотреть ее детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Резюме
"Принцесса Мононоке" - очень серьезный фильм. В нем можно найти и романтику, и любовь, однако не это здесь главное. Грандиозное противостояние людей и леса, а задача ни больше ни меньше - спасти мир. Возможно, это и звучит чересчур пафосно, и тем не менее это так.
СМОТРЕТЬ ВСЕМ подросткам и взрослым обязательно. Кому-то фильм понравится, кому-то нет, но о таком, не побоюсь этого слова, шедевре, лучше составить собственное мнение. В худшем случае вы потеряете немногим больше двух часов, а в лучшем - у вас появится замечательная вещь, которую захочется показать знакомым и близким.
P.S.
http://anime.kulichki.com
Это Железный Город из анимационного фильма "Принцесса Мононоке".
А это другой Железный Город. Находится он в Украине, на берегу Азовского моря. И называется Мариуполь. Кстати, вот интересный факт: по какой-то причине дым с обоих крупных металлургических заводов Мариуполя сносит ветром точно в центр города (хотя заводы расположены и по разные стороны от центра). Из-за этого местные жители называют центр "Долиной смерти". Вот так.