Аннотация: Обзор стихотворений конкурса "Вольная Поэзия-2017" Номинация "Ритурнель"
МАСТЕРАМ И МАСТЕРИЦАМ
Обзор стихотворений конкурса "Вольная Поэзия-2017"
Номинация "Ритурнель"
Организаторы этого ежегодного зимнего конкурса Самиздата, одну из трех номинаций уже традиционно отдают разным специфическим поэтическим формам.
ВП-2011 - это басня (кто их в детстве не учил? А вот пишут немногие. Я в том числе)
ВП-2012 - это стихографика (иначе - рисование словами, как на плакатах РОСТа или как Андрей Вознесенский, например. Тут без графических навыков - труба!)
ВП-2013 - это анжамбеман (слово такое - не выговоришь-то сразу! А подражать классическому "Петр Петрович, вы так долго спали, вас чуть было мухи... Небо сразу потемнело... и.т.д." не каждому дано поэту)
ВП-2014 - это стихотворение в прозе (все проходили в школе тургеневские, но что это такое понять и тем более написать - тоже дано не каждому виршекропателю)
ВП-2015 - это ярмарочный фольклор ("Купите бублички" - это не фольклор, а вот "Налетай - подешевело!" - самое то по моему разумению. Но слоганы сочинять только кажется просто. А без финансового допинга беспонтово получается и не креативненько)
ВП-2016 - это рондель (устаревшая, как и мой любимый сонет, форма, отличающаяся жесткими правилами рифмовки и повторения первой строки. На любителя писать "по трафарету")
Нынешняя форма, ритурнель, проста лишь на первый взгляд. Ещё бы: вторая строка вообще не рифмуется, а всего три строки уже можно считать целым стихом. Хокку писать куда сложнее!
Тем не менее, охотников нашлось не так уж много. И все - те же, что и в других номинациях. Почему? Не знаю. Но сам попробовал - и бросил, не вдохновился.
Теперь попробую прочесть с пристрастием плоды вдохновения Мастеров и Мастериц этой формы. Как дилетанту, мне помогут Добрый Читатель и Злобный Критик.
Работы прочтём в порядке предпочтения жюри первого тура. Уж они-то доки в этой форме!
ДЧ:Возвращение блудного отца. Неловко так немного, так естественно разговорно, словно целый рассказ. Всего в 15 строках не очень длинных такая драматичная картина!
Застряло в горле
Весь в меня?..
И у меня застрял комочек...
ЗК:Причем тут нота "си"? Для рифмы, что ль? А может, это "запикан" матерок?- тогда уважаю!
ДЧ:Какие чёткие и точные рифмочки! И какой математически выверенный размер! Господа судьи, и вы не заметили того, что заметил даже дилетант, ни разу не писавший этих самых, как их, ретурнелей? Про образность даже говорить не буду - так реалистична картина ранней весны!
ЗК:Окстись, коллега! Автор пустила время вспять! После осени лето, потом весна, а затем вновь
Зима ещё колдует,
В бокал с вином подмешивая сны.
А что касается техники... Почти каждая строфа с вводного слова:А.., Как.., И.., И.., Не...
А на окне
Дорожки водяные
Ползут навстречу призрачной луне.
И это называется реализмом? Пижонство это. Правильно писать "ПО ОКНУ".
ДЧ:Вот до чего доводит долгое ожидание. Лето плавно переходит в зиму, Тристан становится Каем, а Изольда Гердой. Одна сказка становится другой. Прекрасная идея и достойное воплощение. И все формальности ре, простите, ритурнеля соблюдены. Что скажешь, коллега?
ЗК:А я скажу! Детям до 16 лучше не читать эту пошлятину:
Стоит жара,
Давай же охладимся.
Я мокрая совсем, теперь тебе пора.
Я жду. Скорей!
Но ты все медлишь, медлишь...
А поэт в ответ мямлит, то удлиняя, то укорачивая третьи строки. Нет, чтобы взять и положить конец, в смысле укоротить, счастьеутверждающе.
ДЧ:Всё, что про море, тем более океан - бальзам моим глазам! Потрёпанный бриг...Словно Летучий Голландец... А флаг, который не приспускается даже над поломанной мачтой , даже в отчаянии!
ЗК:Беленько так и пушистенько, как в ванне:
Облака -
Клочья сахарной ваты -
В хлопья пены глядят свысока.
А на чём закреплён флаг НАД ПОЛОМАННОЙ МАЧТОЙ? На честном слове автора? Флагшток в ритурнель!
ДЧ:Кому воркалось, а мне просто алкалось читать и читать эти строки, которые так быстро скончались...
ЗК:Ну ты сказанул, коолега: "скончались" Тут глубина нескончаемая для понимания в какую реальнолсть нас пригласили окунуться, чтобы оценить язык неведомый хливких шорек и бармаглота. Бармалея знаю. А этот кто такой?
ДЧ:Убедительно и дипломатично. И даже стройно в плане рифмы и размера. Жаль, что позиция автора не совпадает. Может, ещё убедительнее и образней получилось бы.
ЗК:Что за рифмы? Призванье-согласованье, верой-мерой, убедился- обратился... Протокольные какие-то..., в смысле дипломатическом. А Миротворцы ныне с оружием в руках привыкли. Коротко и ясно даже самым несговорчивым. Категорически согласен с позицией автора.
ДЧ:Зачем нужны такие встречи? Неловко обоим, да и говорить не о чем. Даже мне.
ЗК:А вот мне есть чего сказать. Разные стихотворные размеры в соседних строфах отнюдь не украшают, да и стилистически не оправданны. Цельности не придают, как в одном, уже выше обозренном ритурнеле(и?) Да и читалось, откровенно зевая...
ДЧ:Нигде не встречал такого короткого и полного стихотворения про грозу. В котором последовательно перечислены все её стадии, вплоть до радуги в конце. А ещё и форма и размер соблюдены, как в учебнике, но гораздо более кратко.
ЗК:Хочупоругать. Но не могу придраться. Радуга ослепила. Надо очки поменять на черно белые..
ДЧ:Путь длинный - 6 км: как минимум час, чтобы сочинить под хлюпанье ногами и носом не то, что ритурнель (ого, уже без словаря пишу!), а целую газель. Только бы сидя в теплой ванне и за самоваром с плюшками не забыть ощущения промокшего путника, записывая их без ошибок на ноутбуке!
ЗК:"Где ты раньше был, целовался с кем?" Ведь не иначе, любовь согревала под летним ливнем ту, кто осталась в лесу под ёлкой. А ведь можно было вместе до тёплой ванны добежать. Но тогда, наверно, не до стихов было бы уже...
ДЧ:Сам я дедушка. И оттого так близок герой стиха, ( а может, сам автор?), которому за внучкой не поспеть. Правда, бессонница пока не моя подруга. Есть другая - мягкая подушка.
ЗК:Начал за здравие, а кончил...
Бессонница. Изученный подробно потолок
И философия, как новый вид недуга.
Если прогулка утомляет, значит надо срочно на другую прогулку. По докторам. Пока в гербарий не превратился.
ДЧ:Ночная мгла присутствует на протяжении всего стиха. Это придаёт ему цельность, несмотря на обрывочность каждого триолета.
ЗК:Кажется это называют постмодернизмом. Переставляя трехстрочные паззлы можно получить великое множество прочтений стиха ни о чём. Или о ничём, что для меня без разницы.
ДЧ:Просто прелесть! "Мой друг" такой разный в каждом трёхстишии, переходя от душевно близкого к далёкому... Рефрен этот - авторская находка!
ЗК: С первых же строк
Скоро зима,
Мой друг, разоделась в пух -
На плечах, будто саван - тьма.
Са?ван--этоодежда для усопшего или покрывало, которым накрываюттело в гробу.Этоодеяние обычно белого цвета. Как правило, вкачествесаванаиспользуется костюм для мужчин, и нарядное длинноеплатье с длинными рукавами для женщин. (из Википедии)
Это не ритурнель, а похоронный марш какой-то... если бы не бравый финал:
ДЧ:Когда мне было 4 года я гордо заявил бабушке: "Сегодня мы пили газировку из ПУЛЕМЁТА!" Это именно тогда в нашем городе появились те самые автоматы, о которых напомнил мне этот (или эта) ритурнель. А из тех стаканов было очень ловко пить. И с собою уносить в сквер, где детские грибочки, для более крепких напитков...
А за сироп
Платили ровно три копейки,
И никого не хватанул микроб!
А теперь пьют из горла газировку и даже посуду не принимают! Скучно жить...
ЗК:Хулиганский стишок:
И без копейки...
Лишь агрегат пристукнуть сбоку,
Тогда шипучка льется непременно!
Куда только полиция смотрит! И не в рифму, кстати, хотя и правда.