-Здравствуйте, - властным тоном сказала дама в норковой шубе, распахнув дверь доп. Офиса банка "Форвард". - Я пришла внести платеж за мужа. Где я могу это сделать?
В ее взгляде явственно читалась уверенность, что вот сейчас, немедленно, к ней подбежит скромная девушка в белой блузке и темной юбке, преклонит колена и оформит необходимые документы гораздо быстрее стандартных 15 минут.
Но так не случилось, потому что единственная операционистка была занята со мной. Впрочем, она вышла из-за стойки, где просвещала меня по поводу открытия депозита, и почтительно проводила даму к пуленепробиваемому окошку кассы. В ожидании девушки, я задумалась над тем, как меняются правила приличия. Вроде бы совсем недавно костюм с галстуком был показателем определенного статуса его владельца. И вот на тебе! - хорошие кроссовки, джинсы и свитер все чаще становятся показателем куда более высокого положения в обществе... а костюмы превратились в удел клерков, охранников и гостей на свадьбах. Дамская мода держалась дольше, но уже почти совершила кульбит, и белая блузка стала скорее униформой операционисток в банках, чем одеждой уважающих себя офисных работников, и тем более - деловых дам. Тонкие полоски намекают на куда более высокий статус обладательницы, или хотя бы на то, что у нее гораздо больше свободного времени.
Впрочем, куда больше меня заинтересовала фраза дамы, чем ее наряд. Ну, норка, ну, черная, ну, такая, рядом с которой моя шубейка бы со стыда сгорела. Но это мелочи, право слово. Потому что дама подала потрясающую идею!
Открыв счет и распростившись с операционисткой, я отправилась домой.
Дело в том, что на работе нам перед новым годом выплатили огромную премию. Кому-то целый оклад, кому-то полтора. Ну, мне и оклада хватило. Я все ломала голову, как бы этой премией распорядиться, чтобы извлечь из нее максимальную пользу. Проще всего пустить на мелочи, конечно же, но вы же понимаете - премия, сюрприз, предновогодняя суета... хотелось внести в жизнь каких-то глобальных, системных, не побоюсь этого слова, изменений.
Так что дама подала просто гениальную идею.
Конечно, это все было как бы не очень прилично. О таком, конечно, с посторонними не очень распространяются. Но все-таки делают гораздо чаще, чем принято думать. Просто когда уже все произошло, ведут себя, как ни в чем не бывало. Сотрудники агентства, конечно же, никому ничего не говорят, и счет, который открывается всем, кто рискнул, обычно опустошают потихоньку, не афишируя. Ну и платежи в банк тоже вносят потихоньку, кроме совсем уж экстравагантных и богатых особ, которые могут себе позволить шубы из дорогой норки. Впрочем, кто знает, может, у нее и модель мужа - тоже эксклюзив...
Говорят, есть и такие, но для особо избранных и за очень большие деньги.
Ну вы что же, так и не можете понять? Мне надо это сказать вслух? Вам не стыдно принуждать девушку... ну, хорошо, молодую женщину к подобному непотребству?
Хорошо, я скажу шепотом.
Мужа. Всю премию я решила потратить на приобретение мужа. Впрочем, может, вы и правда не в курсе. Все-таки мир продвинутых Интернет-пользователей разительно отличается от мира обычных людей, которые бегают по распродажам и смотрят новости по телевизору.
Помните, некоторое время назад все СМИ мира пошумели по поводу клонирования, в том числе и по поводу клонирования человека? Понятно, шумиха быстро поутихла, а клонирование человека тем не менее шло полным ходом. На некоторое время исследования в этой области застопорились, так как не хватало финансирования... Но вовремя подоспели исследователи телепортирующего транспорта. Вот уж кому все, кто мог, перечислял деньги вагонами! А для испытаний им нужен был материал. Так что они быстренько поделились с клонаторами, и те поставили производство клонов на поток. Потом что-то застопорилось уже у телепортаторов, но свою роль в клонировании они уже сыграли: производство новичков было поставлено на поток. Оставалось совсем немного, чтобы масштабное клонирование человека приобрело промышленный размах: спрос и предложение. Как я понимаю, органы стали выращивать без создания целого человека и очень дорого, под контролем медицинских корпораций, естественно; а на растерзание маркетологов попали одинокие дамочки, которые никак не могли найти своего суженого.
Учитывая, что дефицит здоровых холостых мужчин во многих регионах превысил все мыслимые пределы, эта затея была воспринята на "ура!".
После маркетологов в дело включились финансисты. Они что-то там помудрили с калькуляторами, и появились разные формы приобретения: от кредита и лизинга до единовременной покупки. Впрочем, исследователи тоже в стороне не остались, и какую-то часть доходов стали переводить в специальный фонд. Из него дамочкам, которые решались на приобретение мужа, выделялись гранты - в зависимости от заказанной модели. Особо смелые могли взять себе экспериментальную разработку - тогда грант бывал прямо-таки огромным. Такие рисковые барышни могли потом годами ни в чем себе не отказывать, и, по слухам, некоторые становились баснословными богачками.
Конечно, бывало всякое. Некоторых невезучих клонов возвращали с претензиями, некоторые сбегали сами; говорят, даже были случаи, когда организация-прародитель с возмущением отзывала клона назад. Ходили даже слухи, что некоторые психоаналитики отменно обогатились, приводя психику таких горе-мужей в порядок. Их потом, конечно, уже невозможно было заманить на подобную рискованную стезю, клонов, само собой, не психоаналитиков. У тех-то, говорят, были серьезные драки за места аккредитованных при клоноцентрах специалистов. А вот неудавшиеся мужья пополняли ряды надзирателей в тюрьмах и чернорабочих - они признавались потом коллегам по секрету, что даже работа в кочегарке куда легче и приятнее того, что им пришлось пережить.
Были, конечно, дамочки, которые считали, что за свои денежки могут позволить себе все, что вздумается, но на таких через некоторое время нашли управу законодательно: после третьего отставного мужа запрещали приближаться к клонобанкам, после первого и второго взыскивали гигантские штрафы.
Но, в целом, затея прижилась и даже имела успех, хотя уточнять, какого происхождения был новоиспеченный супруг, было чудовищно дурным тоном.
Так что я взяла в банкомате выписку, проверила, что денег на счету предостаточно, и решила сделать набег на клонобанки.
Тут надо было быть очень внимательной. Конечно, я понимала, что за пару часов я себе подходящего муженька не присмотрю, но двух-то дней должно хватить? Так говорила я себе, набирая в поисковике "клонобанки".
Вылезло миллионов сто ссылок. Я поняла, что парой дней тут не обойдешься, и, налив чайку, решительно двинулась на приступ.
Подробности заполнения анкеты, пожалуй, опустим! Ничего не имею против точной формулировки целей, но вопросы про рост и объем бицепсов меня просто нокаутировали. Цвет глаз, цвет волос - ну это было совсем чудовищно. На некоторых сайтах хотя бы милостиво выдавали подсказки в виде фотографий и квадратиков разного цвета, но, скажите, откуда мне-то знать, какого размера должны быть бицепсы???
Поняв, что ответить на этот вопрос все равно придется, я замерила приемлемый рост на косяке кухонной двери, а потом стала обматывать рулеткой стеклянные банки из-под консервов, чтобы хотя бы приблизительно прикинуть нужный объем. Схитрить и заполнить несколько анкет на разные интерфейсы мне не дали, сообщив, что мой айпишник уже зарегистрирован, и с мошенницами иметь дело они не намерены.
Пришлось на кареглазого претендента заполнять анкету с работы в обеденный перерыв, а на зеленоглазого - придя к подруге в гости и вдоволь насмеявшись над собой, клонобанками и возможными вариантами.
К счастью, совместимость характеров замеряли с помощью тестов, а то я никогда бы не заполнила эту анкету до конца. Ну скажите, как можно определить, сколько часов в день должен спать партнер, как он должен воспринимать домашние дела и какие фильмы предпочитать? Что он должен есть на завтрак? В конце концов, знай я, кто именно мне нужен, может, я вообще не стала бы клиенткой этого клонобанка! Я бы давно уже родила семерых чумазеньких горластых ребятишек и радовалась жизни где-нибудь на лужайке. Так что спасибо сотрудникам, жизнь мою они облегчили.
Дальше было труднее.
Машинка заурчала и принялась выдавать мне претендентов.
Некоторых удавалось отбраковать сразу: страна-производитель оказывалась не та, или, допустим, интерфейс внушал серьезные опасения. Кроме того, оказалось, что предложение довольно-таки стандартизированное: несколько ценовых категорий, в каждой - две-три базовые модели, ну и с повышением цены все больше и больше разных брендов и мелких вариаций. В экстрим-категории выбор был, конечно, большой... Но я не чувствовала в себе сил связываться с экстрим-категорией. Кто знает, что за опции я буду испытывать на себе? Деньги мне, конечно, не лишние, но и собственную душу превращать в экспериментальный полигон мне не хотелось.
Выбрав несколько модификаций на свой вкус, я отправилась в тест-салоны. Оказалось, что попасть туда совсем не так просто, как я думала: записываться на встречи пришлось заранее. Несколько дней оказались распланированными вдоль и поперек: из одного тест-салона требовалось очень быстро перебраться в другой, естественно, на другом конце города, потом - в третий, четвертый... Кое-где логистику удавалось оптимизировать, но не всюду.
Тест-драйвы прошли как по маслу: кофе, пирожные, сорок минут приятной беседы, дружеское рукопожатие - и к концу недели у меня был основной вариант и два запасных. Естественно, менеджеры торопили меня, намекая, что модели популярные, что могут увести из-под носа, но я твердо решила сперва посмотреть весь ассортимент, а потом уже принимать решение.
Наличие запасных вариантов успокаивало, но не до конца. Так что когда я отправилась в клоносалон оформлять заявку и вносить первый взнос, сердце билось часто-часто. Что я буду с ним делать? Вот привезут его, активируют - и что? А если ему мой интерьер не подойдет? Или придется что-то переделывать, подгонять, чинить, в конце концов? Вдруг у меня не хватит денег?
Молодой человек с профессионально бесстрастным выражением лица заполнил заявку, переспрашивая мое имя, фамилию и адрес по два раза, предложил оформить дополнительную гарантию и доплатить за сервисное обслуживание. Я уже ждала, что он предложит мне подключение и установку, а также парочку мануалов, но до таких высот техника пока не поднялась.
Размахивая распечаткой, он проводил меня к кассе, где сидела сурового вида девица. Она взяла двумя пальчиками мою карточку, сунула ее в терминал. Звонок оповестил, что операция прервана.
Девица повторила.
Звонок.
Девица попробовала терминал другого банка. Это ничего не изменило.
У меня внутри все оборвалось.
-Подождите! Я схожу к банкомату, сниму наличные!
У банкоматов стояла небольшая очередь. Я волновалась, словно уже выписанный со склада... хм. Товар? Лот? Предмет? О Господи, да какая разница! Словно его могли увести у меня из-под носа, если я задержусь хотя бы на миг. Лишь спустя пару минут мне стало ясно, что дело принимает скверный оборот. Вот первый человек отошел от банкомата, произнося нечто нецензурное. Вот второй, третий, вот дошла и до меня очередь. "Операция прервана по техническим причинам".
Ну-ка, еще раз!
Пин-код, язык, ввод, сумма, ожидание... "Операция прервана по техническим причинам".
На боку банкомата крупно красовалась надпись "Техподдержка. Телефон..." Холодеющими пальцами я набрала восемь цифр на клавиатуре.
-Полина, добрый день!
-Здравствуйте, Полина! Я хотела бы снять деньги в банкомате, но мне это не удается. Как мне теперь поступить?
-Понимаете, это проблема со связью, она не у нас в городе, это какой-то сбой в головном банке. Вы можете попробовать снять деньги в одном из банкоматов.
Доброжелательная Полина перечислила названия дружественных банкоматов, а также банкоматов, где за съем денег возьмут комиссию. Три из них выплюнули мою карточку сразу, а три - после того, как сообщили, что "операция обрабатывается".
Мне хотелось заплакать в этом набитом людьми и банкоматами помещении. Я медленно поднялась на второй этаж, понимая, что сегодня мне уже ничего сделать не удастся.
-Не переживайте! - прощебетала девушка за кассой. - Ваша заявка будет на ожидании еще сутки; все наладится, это же банкоматы, они не могут не работать долго! Ну, в крайнем случае, съездите в банк, снимете в зале деньги со счета!
Она улыбалась так искренне, что мне захотелось ей поверить.
Дома вечером было как-то непривычно, пусто, холодно и одиноко. Я слишком явственно представляла себе, как мы войдем в дом, как будем готовить ужин, заваривать чай, понемногу знакомиться друг с другом. Как мое вечернее одиночество перестанет быть... просто исчезнет.
Я напилась минералки и легла спать.
Наутро, едва проснувшись, оделась и помчалась к банкомату.
Там меня ожидал новый удар. Распечатка свидетельствовала о том, что с моего счета была вчера снята крупная сумма.
Я помчалась в банк.
-Понимаете, - говорила мне уже наяву доброжелательная Полина, - это все вчерашний сбой. Заполните, пожалуйста, заявление. Сегодня уже весь день идут люди, мы принимаем заявления у всех. Заявки будут рассмотрены, и деньги вернут вам на счет в течение ближайших десяти рабочих дней. Не переживайте, пожалуйста!
А я что? Я ничего. Я не переживала совсем. Ну, поговорила с управляющим, ну, получила от него соболезнования, разведение руками и прочие сожаления. И извинения тоже. Поехала домой, выключила телефоны и легла спать. Заснуть сразу мне, конечно, не удалось. Поэтому сначала я посмотрела три душераздирающих фильма подряд.
На следующий день я проснулась свеженькая, грустная и все еще довольно бедная. Нужно было чем-то себя занять в выходной, чтобы не думать о неудаче.
Шел мелкий снежок, было пасмурно.
Я включила телефон, сварила кофе, села к столу, насыпала сахар.
Раздался звонок.
-Здравствуйте! Это Виталий, менеджер из клоноцентра. Знаете, это, конечно, старомодно, но, может быть, вы примете приглашение на чашку кофе сегодня? Мне бы хотелось как-то вас порадовать, уж очень вы были грустной, когда от нас уходили...
А потом еще пришло сообщение от одного юноши, который писал заявление у соседнего банковского окошка.
Кажется, я очень многим людям оставила номер своего телефона...
Повеселев, я допивала кофе, когда раздался еще один звонок.