Аннотация: Мы знаем, что нас непросто заметить в фильме. Иногда кричим родственникам и друзьям: "Вон там моя спина, шапка, коленка!"
Если спросить рядового статиста, смотрит ли он сериалы, в которых снимается, он чаще всего ответит "нет". Или скрывает или не хочет, или времени не хватает. Мне тоже ходить на съемки интереснее, чем потом искать эти серии на многочисленных каналах. Нравится атмосфера, новые декорации, суета вокруг. Люблю смотреть на работу режиссеров, кинооператоров, звукооператоров и их помощников. Я уверена, что статистам легче всего: мало ответственности, много времени, чтобы расслабиться, посидеть в холдинге, пообщаться с друзьями. С друзьями мы можем не встречаться несколько месяцев, а потом кинуться друг к другу с восторженными приветствиями: "Это ты? Как здорово! Просто праздник какой-то!" И сидеть болтать часами обо всем подряд. А потом опять не видеться несколько месяцев.
На каждой съемке я знакомлюсь с новыми людьми и выслушиваю много занятных житейских историй. Царит веселый легкий дух ненавязчивого общения; у нас своя тусовка - нас объединяет киноискусство.
Мне кажется, серьезные люди не могут долго работать в массовке. Представьте такую сцену: ночь, дождь, даже бомжи спрятались в подворотни, - а по лужам шлепает вереница нарядных мужчин в таксидо, женщин в длинных вечерних платьях. И все хохочут под зонтами. Это статисты идут со съемочной площадки к вагончикам с едой, а потом - обратно, к тускло освещенной палатке, чтобы "пообедать" за общими столами. Или еще сценка - в ночном клубе. Мы изображаем участников дискотеки, а музыки нет, кричать или стучать ногами нельзя - на съемочной площадке должно быть тихо, но весело. И мы пляшем, кто во что горазд, и перемещаемся от одной группы к другой, чтобы создать достаточно "движения" в кадре, и чокаемся бокалами, из которых лучше не пить, и много жестикулируем, - все это в тишине, час за часом. Как правило, народ чувствует себя скованно в начале, но под бодрящими призывами ассистентов режиссера все-таки входит в раж, и пляшет самозабвенно. Мы веселим друг друга, притворяемся пьяными, кто-то даже падает на пол, чтобы изобразить брейк. И тогда ассистенты уводят самых буйных.
Конечно, статисты должны быть физически крепкими и стойкими духом. В кино и телесериалах самые популярные сезоны это - весна и осень. Предугадать какая будет погода не сложно - в Ванкувере всегда дождь. Если съемки на улице, а по сценарию дождя не предусмотрено, статистов никто не жалеет; они ходят без зонтов, мокнут, мерзнут. Дождь не видно в кино; если нужно, чтобы он был заметным, применяют подсветку.
Рождественские фильмы иногда приезжают снимать летом, когда у нас очень жарко. Привозной снег быстро тает, актеры плавятся в свитерах и шапках. Но деваться некуда; утирают пот, натягивают рукавицы и идут наряжать елку, покупать подарки или фотографироваться с Санта Клаусом. Ему хуже всех - в тулупе и накладной бороде. Компания "Hallmark" снимает малобюджетные телевизионные фильмы, трогательные и романтические, очень похожие один на другой, которые штампуют летом, а зимой крутят на одноименном канале.
Хуже всего бывает, когда зимой снимают лето. Опытные статисты одеваются многослойно, приносят одеяла, в которые кутаются в перерывах между съемками, и специальные пакетики с порошком - согревающие полустельки и рукогрейки. Такие пакетики держат тепло по восемь часов. Пакетик можно наклеить и на тело, на первый слой одежды. У меня есть длинная куртка с подогревом, а кое-кто приобрел носки на батарейках! Идут в ход колготки телесного цвета: они толстые и теплые, - такие носят фигуристки. Ноги в них выглядят как голые.
Надо очень внимательно читать приглашение на работу и не соглашаться на подозрительные предложения, потому что здоровье дороже. Я не участвовала в съемках фильма "Небоскреб", но очевидцы рассказывали, что в первый день там были настолько жуткие условия, что статисты не выдерживали и уходили домой, а это большая редкость. Съемки проходили на крыше, под дождем, а в неотапливаемом холдинге не хватало столов и стульев; люди были вынуждены сидеть на холодном полу. Артисты немедленно пожаловались профсоюзу, и уже на следующий день условия стали лучше.
На съемках сериала "100" статисты бегают по лесам в любую погоду, и многим это нравится.
Канадцы закаленнее нас. Зимой по улицам ходят легко одетые люди, без шапок и без перчаток, с большими кружками кофе или какао. Капроновые колготки, по-моему, есть только у выходцев из Европы и России. Даже опытные актрисы, играющие главные роли, надевают туфли на каблуках на голые ноги.
Кроме погодных условий, рядовой статист выдерживает длинные рабочие дни. В целом, мы любим многочасовую работу больше, чем короткие съемки, потому что зарабатываем сверхурочные. После двенадцати часов, проведенных на съемках, актеры перестают жаловаться и не рвутся домой - идет двойная оплата.
Меня поражают киношные бабули и дедули, которым лет по семьдесят и больше. Они очень ценят, что на пенсии у них есть такая шикарная возможность заработать и выйти в люди. Они кокетничают друг с другом, рассказывают о "пробах" и прослушиваниях, дефилируют по холдингу, потому что им не сидится на месте, и ощутимо наслаждаются бытием все двенадцать, а то и шестнадцать часов съемок. А под утро садятся в свои машины и едут домой.
Недавно мне встретилась очень бодрая бабушка, которая в юности работала гидом в СССР, возила американских туристов. Иностранцам тогда разрешалось селиться только в гостинице "Интурист", за ними следили и не позволяли общаться с местными. "А мы все равно общались!" - хвасталась она, гордая тем, что однажды, на круизном лайнере, завела роман с русским механиком.
"Что это вас потянуло в Канаду? - удивлялась она. - У вашей страны такая богатая история!" Человеку восемьдесят лет, а глаза горят; вспоминает, какая шикарная была у нее норковая шапка! Она связалась со старой знакомой из Питера, переписывается с ней на русском и хочет пригласить в гости.
Я тоже чувствую себя бодрее, когда прихожу на съемку. Дома могу быть вялой и ленивой, но получив сообщение от агента, сразу оживаю, подбираю костюмчики, смотрю карту, куда мне ехать. И наполняюсь силой и энергией. Не зря же актеры такие "долгоиграющие", годами не сходят с экранов. Подпитывает их внимание зрителей.
Мы знаем, что нас непросто заметить в фильме. Иногда кричим родственникам и друзьям: "Вон там моя спина, шапка, коленка!" Мы промелькиваем быстро, как мысли, или кажемся размытыми цветовыми пятнами. Но мы то знаем, как долго снимали сцену, от которой в фильме осталось всего с полминуты. Сколько дублей мы улыбались, не щадя лица своего, сколько раз убегали от злодея! И каждого из нас раскрасил художник визажист, и всем сделали прически. Костюмеры и стилисты не знают, кто в конечном счете попадет в кадр, и всем дают почувствовать себя звездами, пусть ненадолго. Мы играем наши небольшие роли по команде режиссера и под прицелом камер. Все - по-настоящему. Нас все время хвалят: "Статисты! Это было бесподобно! Нет слов, получилось здорово! А теперь - еще разок!"