ыли ли евреи -выкресты первыми кандидатами в лагеря смерти?
Как известно, диакон Андрей Кураев в "Как делают антисемитом" на примере селекций в гетто Терезиенштадт отвечает на этот вопрос однозначно - да, были. Глава в книге так и называется "Забытые мученики Освенцима".
Критики автора отмечают, что в источниках, на которые он опирается (фрагменты дневника Эгона Редлиха, члена юденрата гетто Терезин) ничего подобного не содержится. Да и выкрестов в Терезине было всего несколько десятков, так что вопрос ничтожен.
Однако, означает ли это что вопрос о специфическом отношении к выкрестам никак не ставился? Нет.
2декабря 1942 года Редлих пишет: "Вопрос терпимости - большой и бурный. Есть ли у нас право "отодвигать" того или иного только изза политических и религиозных причин? Может ли еврей -христианин быть поваром или служащим? Повинен ли он в том, что оставил еврейство? (иногда кретили его в младенчестве)"
Значит вопрос об особом отношении к христианам в гетто все-таки стоял. Самое его наличие означает трудность для выкрестов в занятии тех или иных должностей. Что автоматически лишало их привилегий и делало кандидатами на уничтожение.
Почти в то же самое время, но в несколько ином ракурсе стоял этот вопрос в варшавском гетто.
Шмуэль Кассов в книге об Эммануэле Рингельблюме (историк варшавского гетто, создатель архива "Онг Шаббат") отмечает разногласия Рингелюблюма и руководства юденрата в вопросе о представительстве католиков в руководстве гетто.
"Руководство Альян Хильф (независтмой организации взаимопомощи) считало, что все учреждения юденрата должны видеть себя прежде всего как еврейские организации, Они должны демонстрировать национальную гордость и приверженность еврейской культуре. Таковыми были большинство членов юденрата. Но вместе с тем они рассматривали гетто как часть оккупированной польской территории и были привержены польскому патриотизму. Этот подход исключал дискриминацию по отношению к христианам, оказавшимся в гетто изза своего еврейского происхождения. Многие христиане получили ключевые должности в юденрате. Это факт вызывал отвращение Рингельблюма, который видел в этом унижение евреев.
Рингельблюм имел по этому поводу тяжелый разговор с Гафнером. Гафнер полагал, что дискриминация хритиан была бы выражением недоверия к Польше."
Как поступил бы Рингельблюм если бы сам решал судьбу евреев-христиан?
(Шмуэль Кассов. Кто напишет нашу историю. Новый взгляд на Онг Шаббат.- важнейший еврейский архив варшавского гетто.".Иерусалим. Яд ва Шем.2007. с. 120)
Вопрос этот имеет непосредственное отношение к общечеловеческой природе Холокоста. Ибо с одной cтороны - понимание бесчеловечности заключения людей, полноправных граждан оккупированной страны, вырванных из нормальной жизни по национальному признаку. С другой - cтремление рассматривать трагедию как повод для проявления национальной гордости.
Притом что Рингельблюм остался честным и профессиональным историком и летописцем.