Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Насчёт Диоскуров и Афаридов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Когда читаешь "Сказания о титанах" Якова Эммануиловича Голосовкера, волей-неволей удивляешься уму и воображению автора; уж больно они...специфические.
  В чём хотя бы начальная привлекательность "Сказаний"? В их необычности; Яков Эммануилович пожалуй единственный, кто пересказал энное количество древнегреческих мифов на профессиональном уровне и по своемому, и без АУ.
  Ещё раз. В последнее время некоторое количество российских (и не только) фантастов стали переписывать мифы на свой лад, но Яков Эммануилович - единственный, кто переписал их с точки зрения "угнетаемых" титанов, т.е. с проигравшей стороны в войне с олимпийцами. Можно даже добавить - в гражданской войне, т.к. титаны и греческие боги (в каноне) были членами одной семьи, только из разных поколений: титаны - второго, боги - третьего и четвёртого. А так - все они потомки Неба-Урана и Земли-Геи.
  Ну и причём тут гражданская война? А притом, что в России подобные "конфликты поколений" довольно регулярны; в последнее время назревает очередной из них. Поэтому - как мне кажется - "Сказания" Якова Эммануиловича и являются достаточно популярными, чтобы их переиздовать с достаточной регулярностью, н-да.
  Это с одной стороны. А с другой - что именно представляют собой эти "Сказания"? Я вот начал их читать со "Сказания об Афаридах и Диоскурах", и пришёл к мнению, что это... отсебятина; расскажу по-подробнее.
  Во первых, а кто эти Афариды и Диоскуры в "каноне"? "Афариды" неизвестны вообще (кроме специалистов, наверное), а Диоскуры... ну, Диоскуры являются братьями-близнецами, не только друг друга, но и их более известных сестёр: Елены "Прекрасной", описаной в "Илиаде" и "Одиссее", и Клитемнестры, описанной в ряде древнегреческих трагедий: зарубила мужа, чтобы править Микенами с любовником. Полидевк и Елена были детьми Зевса, Кастор с Клитемнестрой - спартанского царя Тиндарея; мать их была Леда.
  Что дальше? В отличие от своих сестёр Кастор с Полидевком проявили себя довольно бледно: участвовали в походе за Руном? Да, но ничем конкретным там себя не проявили. Спасли Елену, когда она была похищена в первый раз Тесеем (тем самым Тесеем, который тоже плавал за Руном и зарубил Минотавра) и при этом разорили Афины, пленили мать Тесея и сделали из неё служанку Елены; и всё!
  Нет, согласно Николаю Альбертовичу Куну, не всё. По его канонической версии (читайте здесь), у Диоскуров и произошёл конфликт с Афаридами из-за скота, а не из-за каких-то там лебединых дев (есть подозрение, что дев этих Яков Эммануилович просто выдумал), причём начали все эти родственные разборки как раз Афариды, причём совсем не титаны, но герои, и вообще - сыновья мессенского царя Афарея (это кто такой Николай Альбертович рассказать не удусужился), а не никакие титаны. Но и Диоскуры тоже - не титаны (как у Якова Эммануиловича), но обычные полубоги, известные только этой дракой, во время которой Кастор и погиб, но его брат Полидевк (или Поллукс у римлян) поделился с ним бессмертием, т.ч. братья бродят то по загробному царству, а то по светлому Олимпу. Ну, и покравительствуют мореходам с какого-то перепугу (сами братья были на море только однажды, когда за Руном плавали), а также являются зодиакальным знаком "Близнецов"...
  А потом за них взялся Яков Эммануилович, и просто и кротко переписал всю эту историю, сделав из неё увлекательный боевик. Во-первых, все там - титаны, кроме Зевса и Аполлона с Артемидой (персонажи хоть и важные, но эпизодические). И Афариды - титаны, и сам Афарей - титан, и Тиндарей - тоже титан, а Леда - не поймёшь кто: царевна-лебедь какая-то, хотя в действительности, и она, и Тиндарей были простыми смертными. Зато Елена с Клитемнестрой отсуствуют вообще: Яков Эммануилович не видит их в упор, и не пишит о них совершенно. Почему? Потому что они - персонажи "цивилизованные", так сказать, представить их на лоне дикой природы как-то не получается, а цивилизация (сиречь города, деревни и т.д.) в "Сказаниях о титанах" тоже отсуствует, в роли заднего фона - сплошная дикая природа, горы, реки и леса, и т.д.
  Так. У героев "Сказаний" нет ничего общего с их изначальными прототипамии кроме имён, задний план несколько обобщённый, сюжет - связан с оригиналом довольно слабо: в каноне всё начали Афариды, у Голосовекера - наоборот.
  Позвольте, но всё это называется собственное творчество, отсебятина, "народное творчество"! Ага, и пишет оно о неравномерной и несправедливой войне угнетаемых титанов супротив угнетателей-богов. (Какими были титаны в "реальности" неизвестно, но вряд ли относились благосклонно к людям; но это уже другой разговор.) Поэтому "Сказания" и обладают определённой популярностью в России (см. выше).
  В то же время, однако, то же "Сказание об Афаридах и Диоскурах" написано очень хорошо, прекрасным языком, и образы его героев получаются гораздо живыми, чем в каноне, где Диоскурам посвещано только несколько параграфов, а Афаридам - и того меньше. Талантливый человек и писатель, Яков Эммануилович создал заново образ двух пар соперников-близнецов, образ слабо связанный с каноном, но от этого совершенно не страдающий. Т.ч. надо, пожалуй, просто читать "Сказания о титанах" и получать от них эстетическое удовольствие.
  Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"