Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Черновик Н13 - Кавардак

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Было это давно, а может и недавно, может было, может это случилось уже, а может ещё только произойдёт. У одного старого политрежима "прозвенел звонок" - знак, что его время кончилось (в хронологическом смысле). Режим не сдаётся, вызывает на подмогу горе-реформаторов (реакционеров?) - и в результате начался кавардак.
  
   Если вступающий параграф кажется слишком сумбурным или притянутым за уши, то вот его более подробный разбор. Значит так, берём старушку, символ прошлого, прошедшего времени, и её квартиру. Что и говорить, квартира у нас очень аккуратная, приятная, и вся в прошлом, которое представляется портретом хозяйки в молодости на заднем плане, разными допотопными фигурками и фигуринками, и т.д., включая и собственно часы с кукушкой, довольно, кстати, старинно выглядящие. И вот они остановились, т.е. остановилось время, которое двигалось по кругу настоящее-прошлое-будущее, и застряло вдобавок в прошлом, в лучшем случае на его границе с настоящим. Старушка бежит к телефону и вызывает часовщика на дом - это первый момент.
  
   Чем этот момент конкретен? Тем, что задача часовщика, в понимании клиентки, чтобы починить кукушку, а как, почему она сломалась - клиентка не понимает из-за старости. Это понятно, но это не очень хорошо - тогда её задача для часовщика даже не минимум, а ещё меньше: вылечить-починить симптомы, не задумываясь о том, что их вызвало. Т.е. её не волнуют мысли о том, почему время кончилось, ей хочется только то, чтобы оно снова всёшло, как было раньше.
  
   Но клиентка-то явно женщина старая, откуда ей понимать в часовых делах? Она, кстати, ведёт себя где-то правильно, отдавая инициативу в руки профессионалу и не залезая ему под руку. Даже то, что профессионал оказался таковым только в кавычках, ничего не меняет. Главная вина клиентки - только то, что она оказалась слишком уж старой и консервативной, но это уж так получилось.
  
   Зато вот часовых дел мастер - явный сторонник прогресса, обладает сумкой марки Адидас (для СССР даже 1980-ых годов - жуткий либерализм, да ещё и западничество), и избыточной самоуверенностью. Познакомтесь - реформатор перестроичного периода. Он не злодей и не корыстолюбивец, он действительно хочет сделать как лучше. Так почему получилось как всегда?
  
   Да потому, что парень лжец, ну пускай не лжец, но обманщик, причём наивный, т.е. не наивный, но врёт не ради корысти, но из-за самоуверенности: он недоучка, но уверен, что и так сойдёт. Т.е. перед нами неуч, но страшный неуч, неуч, который быть может чему-то и научился!
  
   Ещё раз. Если клиентка хочет, чтобы мастер разобрался только с симптомами (и сохраняя при этом, по видимому, некую барскую уверенность, что пускай он в этом деле действительно только мастак, не мастер, но для починки и её часов и такой мастак сойдёт), то мастер не хочет выполнять даже такой простой задачи, а делает только то, что он сам считает нужным. И по западным, и по восточным меркам, это нарушение правил отношений мастеров и клиентов - т.ч. на это тоже надо остановить внимание.
  
   А в довершение ко всему вышеописанному, этот мастер ещё и честный человек! Когда честность и дурость начинают работать в тандеме, то это трындец. Честный дурак доделает всё до конца, не думая о том, правильно ли он выполняет работу или нет, и если над ним нет контроля, то он вполне может доломать до конца даже крепкую (или изначально не сломанную) вещь, что собственно и происходит на наших глазах.
  
   Итак, у нас с одной стороны есть излишнее "устарелая" и консервативная клиентка, которая сама низвела себя до уровня пассивной наблюдательницы (активные у неё только требования, впрочем они-то как раз по закону), что в данном случае не окупилось совершенно, и с другой стороны у нас есть недоучившейся часовщик-реформатор, у которого, кроме избытка самоуверенности, есть наверное и мысли о том, что он всё делает правильно; т.е. он самоуверен почти до само-безгрешности, что ни к чему хорошему тоже не приведёт (и не привело). А кто у нас есть ещё?
  
   Не считая (пока) кукушки, есть клиенткины зверушки, которые вроде бы не причём. Но не все из них так считают. Так считает только кот, который всю суматоху, весь этот кавардак, благополучно проспал на диване, и это только чудо, что финал всей этой эпопеи с замерзшим временем не застал его совсем уж в расплох.
  
   А чем плох этот подход? Немало народу благополучно самоустроняется от участия во времена перемен... и потом жалуются, что всё плохо, что они этого не хотели. А чего они хотели? Неизвестно, т.к. в подходящее время для проталкивания собственных мечтаний они этого не сделали, и теперь они только пожинают плоды своего бездействия. Действия хозяйки кота тоже отнюдь не безукоризненны, она видела, что вызванный ею часовщик чего-то чудесит, но ничего не предпринимала; но кот даже этого не сделал, даже хозяйке своей не помог, когда последняя валялалсь в обмороке. Словом, портрет кота понятен - перед нами эгоист, который начинает действовать и рефлексировать, только когда дело дойдёт до его собственной шкуры. Скорее всего, впрочем, он и был эгоистом, просто раньше, во более благоприятные времена, этого не было заметно, а теперь - да.
  
   С псом расклад другой. Тот как раз проявляет активность, участвая во всём происходящем выполняя приказы часовщика, а то и попугая. Т.е. перед нами прекрасный исполнитель, у которого нет никаких собственных идей да и мыслей, т.ч. когда всё начинает идти верх дном и практически каждый оказывается сам за себя, от него тоже толку не будет. Пёс видел, и возможно подозревал, если не понимал, что от часовщика толку нет, одни убытки, но вместо того, чтобы делать что-то своё, он продолжал действовать по чужой указке - так ему было легче... Словом, с псом тоже ясно - перед нами классический исполнитель тоталитарной эпохи, который хоть и плачет (в лучшем случае), но саблю точит, а что до последствий, то они его не волнуют, он о них не думает (если способен это сделать вообще). Точно также как и мастер, собственно - последний тоже не думает о последствиях, ему это не интересно, как и псу: главное решить всё, что сейчас и теперь, а будущее и само по себе наступит. Естественно, что пёс спелся с мастером: перед нами пример двух неплохих исполнителей, которые пустились в полу-свободное плаванье...будучи совершенно не готовы к нему, и в результате чего они пошли ко дну вместе с другими членами горе-экипажа.
  
   И наконец попугай. Эта птица, похоже, прекрасно понимает, что за часовщик этот мастер-мастак, и что станет с часами в его руках - и осознав это, упивается этим процессом. Более того, от времени к времени он и активно участвует в этом, изрекая подсказки часовщику, о том, что надо делать, не заботясь о том, как бравый часовщик это всё выполнит - или, опять же, ему такое развития сюжета очень по вкусу. Перед нами, иначе говоря, ещё один активный радикал-либерал, только тайный, который знает, или почти знает, что надо делать: до основания весь старый мир разрушить, а затем-
  
   (Правда, возможна и альтернатива - бравый либерал-попугай только думал, что знал, что надо делать, и это не только его вина, что мастер этого не знал, а делал то, что считал нужным сам. Т.е., перед нами, практически та же история, что и со старушкой - та не руководила вообще, а попугай руководил, не заботясь и не задумываясь о том, как это воплощается в жизни. Мастер, конечно, виноват и тут, но попугаева доля вины в случившемся есть тоже.)
  
   Вот что "затем", не очень-то ясно, да и сам момент разрухи похоже застаёт этого тайного либерала врасплох, как и всех других участников этой истории. Но такие ситуации нам из нашей истории тоже знакомы, в них главное - пережить сам эпицентр, а там уже будет легче.
  
   Словом, у нас есть кот, который всё благополучно проспал на диване, и лишь под конец обалдело смотрел на происходящее, конкретно не понимая что делать; есть пёс, который наоборот, активно во всём участвовал... не задумываясь о том, в чём конкретно он участвовал, и в результате оказался тоже без идеи о том, что делать дальше; и попугай, у которого были идеи...например, хохотать "демонически" над потугами мастера, и в результате все они тоже оказались у разбитого корыта, хотя и пришли к ниму разными путями.
  
   А что там было, по другую сторону эпицентра? А некие метаморфозы... к худшему. Аккуратная квартира старушки разрушена-попорчена - прошлое ушло без возрата; сама старушка, выглядывая из шкафа, хохочет по хулигански - мол, мужик, ты теперь попал (помните, залихватски-разбойничьи годы прямо после перестройки?); а сам реформатор сидит на полу "и ку-ку"!
  
   Ну, если по-честному, то "ку-ку" началось задолго до конца. Помните серию растановок? Кукушка на избушке, избушка на кукушке, кукушка на старушке, старушка на кукушке, старушка на избушке, избушка на старушке (и всё время ку-ку)? Ситуации почти одинаковые, но каждый раз новая перемена (реформа-реформация старого порядка), становилась всё более абсурдной, а неизбежное и вечное "ку-ку" подводило этот абсурд к безумию. Ну и результат - часовщик-реформатор сам стал куковать, т.е. сошёл с ума, да и залихватски-"гигикающая" старушка тоже (закуковала ещё раньше, верхом на избушке); да и сама избушка кукует в обход кукушки, а это тоже не есть здорово или нормально. Ну, это вам риск, связанный с реформами... в любом случае, оное "ку-ку" - это сигнал или звонок, но звонок чего?
  
   В первую очередь - времени. До начала кавардака часы с кукушкой отсчитывали ход времени, сколько его осталось для старого режима, да и во время кавардака часы шли, вне зависимости от пертурбаций с кукушкой, отсчитывая время, когда возможно было хоть что-то, но изменить к лучшему. Когда и это время кончилось -часы замолчали. А кукушка?
  
   ...Что требовалось от мастера? Востановить "связь времён", т.е. часы и кукушку, сделать так, чтобы они работали как прежде (т.е. в тандеме). Этого он не сделал, точнее сделал, но неправильно (и наоборот, всё сломал). После его действий часы правильно (т.е. как хотелось их хозяйке) не заработали, но "ку-ку" пошло снова. Это "ку-ку" - знак наростающего безумия времени, ведь "ку-ку" без часов с кукушкой - это ненормально, нонсенс, безумие! И в результате, и квартира (старый режим) оказывается практически уничтоженной, вместе с часами с кукушкой, и сам мастер (или мастак) оказывается в полном ничтожестве, уже просто неспособный что-то исправить в этом хаосе, анархии, которая приходит на смену старому режиму...
  
   Ещё раз. Кукушка с часами подаёт сигнал, который оповещает, что старое время (режим) кончилось, и надо что-то менять. Старушка (власть старого режима) это не понимает/признаёт, и вместо этого призывает мастера (специалиста со стороны), чтобы он всё починил, т.е. вернул всё в старое состаяние. Животные тоже вносят в события собственную долю сумятицы - глупый пёс активно, но бездумно, выполняет указания специалиста со стороны, равнодушный кот всё это просто игнорирует, а умный попугай решительно гнёт свою линию, не учитывая (или наоборот, учитывая?), что специалист-"мастак" всё сделает всё равно по своему.
  
   В свою очередь мастер попытался сделать это (вернуть всё в старое положение), даже не разбираясь, а что, собственно, произошло? Из-за чего всё это изначально случилось? Ну, вот и он садится в лужу, попутно разрушив вся и всё. Ведь он делал одно, а старушка (клиент) хотела от него другое, а получилось в результате того третье, т.к. попугай, который, похоже, был там самым умным, советовал ему четвёртое, и мастер следовал его указаниям, т.к. его собственные идеи к тому времени истекли (уровень профессионализма, иначе говоря). Вот и получилась анархия, хаос, кавардак, после которого уже ничего нельзя исправить или починить... Безвремение, иначе говоря. Время кончилось... стоп.
  
   Время кончилось ещё раньше, в самом начале "Каварадака". Мастер-мастак, нанятый старушкой получил задачу завести часы заново, т.е. пустить заново время, сиречь пустить старый режим по новому. Это получилось у него никак, ввиду вышеописанных обстоятельств (кто не мог, кто не хотел, кто ещё что), но в ходе многочисленных попыток (их было с полдюжины) вместо плавного перехода к чему-нибудь новому, получился тот самый бардак-кавардак... на месте хорошей, ухоженной квартиры. Судьбы своей неизбежать, это верно, но проявить её для себя можно по разному, что "Кавардак" и доказывает. Борьба с судьбой - даже не человека, а системы - обречена на победу судьбы, и всё тут! Разница только в том, каким образом эта победа судьбы проявится, и тут она проявился в своём худшем варианте, увы.
  
   А могло ли быть чего-нибудь получше? Ну да, могло. Нужны были только другие персонажи, хотя бы некоторые. Но тогда это уже была бы не Россия, а так, с этими персонажами, получился только кавардак, и всё, что могло различаться в этом случае были его масштабы, увы...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"