Каминяр Дмитрий Генаддьевич : другие произведения.

Кое-что о "Ромео и Джульетте"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Что можно сказать о "Ромео и Джульетте"? Как сказал Тесей, герцог Афинский (по поводу другой трагедии, правда)" "...Весёлая трагедия притом? Горячий лёд! Как нам объединить все эти разногласья!"
  Ну, Шекспир потому и был Шекспиром, сиречь - литературным гением, потому что он это худо-бедно как раз и сделал, точнее попытался сделать, написать весёлую трагедию. Сделал он это как? С подлинно шекспировской элегантностью: первая половина пьесы, вплоть до смерти Меркуцио, читается как чисто романтическая комедия, слуги Монтекки и Капулетти только и переговариваются друг с другом на языке разных скабрезных острот, да и молодое поколение туда же; ну, а почтенные главы семейств... что ж! Выставить двух почтенных старцев, рубящихся друг с другом такими же допотопными мечами в смешном свете - задача как раз по Шекспиру (правда, до этого дело не дошло: приехал бравый герцог и разогнал мятежных баронов по своим углам).
  И бал-маскарад у Капулетти - туда же. Ромео и его друзья проникают туда без особого труда, и даже когда Тибальт ("кошачьий король") его распознаёт, и хочет начать драку, старый Капулетти его без труда одёргивает, говорит о Ромео только хорошее, и вообще намекает Тибальту, что самое время ему охолониться. Но Тибальт советам старших не вникает, он идёт своим путём...
  И опять же в любой комедии Шекспира есть свой персонаж, который быть комическим как бы не желает: это Эгей в "Сне в летнюю ночь", Малволио в "Двенадцатой ночи", дон Джон в "Много шума из ничего", даже ростовщик Шейлок из "Венецианского купца" - это оттуда. И Тибальт, который не желает мнить вражду двух семей как только причину подраться и побуянить - тоже оттуда.
  Поскольку Тибальт является персонажем Шекспира, чьи герои обычно не напоминают кукол, вырезанных из картона, где-то его даже жалко. Ярый и неукротимый, как и другой злодей Шекспира, герцог Корнуольский (ну, о нём в другой раз), он просто не желал (или не мог) вписываться в весёло-маскарадный мир Вероны, и в конце концов он прожил свою жизнь следуя песни группы "Машина времени": "Не стоит прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнётся под нас".
  Чтобы мир "Ромео и Джульетты" прогнулся под мировозрения Тибальта (т.е. стало мрачным, кровавым и трагическим), Тибальту пришлось сперва убить Меркуцио (родича герцога, за что Тибальту, если бы его поймали, пришлось очень и очень плохо), а потом погибнуть самому, от рапиры Ромео. Ну, любая значимая цель стоит великих жертв...
  И всё-таки, даже с гибелью Тибальта трагедия могла закончится счастливым концом, как закончились, скажем, "Сон в летнюю ночь" и "Венецианский купец", если бы не... сами Ромео и Джульетта. Ромео был пессимистом, скажем это открыто, если даже не мазохистом: его бросила Розалинда? Так устроим по этому поводу траур, который Гамлет (принц Датский) по своему отцу не устраивал! Ну, а когда у него появилась настоящая причина горевать, то он вообще расклеился, и решил покончить жизнь самоубийством (что в религии - грех). Ну, и самоубился под конец, убив заодно и Париса, родича Меркуцио и герцога...
  Вот это и есть та грань, за которой комедии уже не было места: Парис был родичем герцога, и его убийство не сошло бы Ромео с рук при жизни; более того, Парис был не в чём не виноват: его подставили... те же Ромео и Джульетта, обвенчавшись тайком от всех... прямо перед тем, как Ромео попал "в щекотливое положение" благодаря Тибальту...
  Если Ромео был слишком духом слаб, то Джульетта слишком решительна и упорна: она влюбилась в Ромео со всей страстью 13-14 летней девицы, и осталась ему верна, несмотря не на что. Такое упорство следует уважать! (Её родич Тибальт проявил такое уже упрямство, только по другому поводу: похоже, у Капулетти это было семейной чертой...) Проявила... и довела дело до могилы: в данном случае благодаря сонному зелью отца Лауренцио.
  И всё равно всё могло ещё вернуться на прежние рельсы комедии, если бы не несчастный случай: посланник отца Лауренцио к Ромео не сумел его достичь, и тот, лишившийся головы от страха, любви и отчаянья, прискакал обратно в Верону, где он заколол графа Париса и зарезался сам, лишив Джульетту всех надежд зараз... Результат известен.
  "Ромео и Джульетта" - это, безусловно, трагедия (в отличие от того же "Сна", который, безусловно, комедия), но трагедия особенная: трагедия положений. Существуют комедии положений (вроде той же "Двенадцатой ночи" и т.д.), а Шекспир ещё написал и трагедию, где всё погибло несколько как из-за черт характера, сколько из-за случайностей судьбы и подобных недоразумений.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"