Камов Вл.С. : другие произведения.

Фантастический читатель - 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ФЧ читает рассказа А.Столярова "Странный человек"

Много лет тому назад прочитал в журнале рассказ, который сильно повлиял на мое мировоззрение. Визуально помню большой журнал, шрифт, бумага - все указывало на "Знание-сила" 70...80х. Помню, что вокруг перчатки от защитного костюма обуглилась трава, фамилию персонажа - Зырянов. Набор слов довольно жесткий, однако Гугль адреса не дает и все тут. Тогда я взял список всех опубликованных в журналах рассказов советских фантастов и подряд смотрел подходящие. Это оказался Андрей Столяров. Странный человек Изд: "Знание-сила" #8-1984

"Андрей Михайлович Столяров (р. 20 октября 1950, Ленинград) — петербургский писатель. Окончил физико-математическую школу № 239, затем — биолого-почвенный факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. По специальности — эмбриолог. Имеет ряд научных работ. Художественную прозу пишет с 1980 г. Печатается с 1984 года." Похоже это вообще его первая публикация. Вторая. На Фантлабе пишут
"Сурки" ("Галота сапиенс") Дебютный рассказ вышедший в 1984 году в журнале «Знание — сила». Разрушенная земная экология породила новый разумный вид жизни – Сурков. У человечества есть альтернатива или найти возможность договориться с младшими братьями по планете или уничтожить их. Однако, судьбу обоих рас решает один человек.
Да, насчет "Сурков", с которыми придется делить родную планету - почти предвиденье.

Сегодня у Андрея Михайловича день рождения, с чем его и поздравляю. Также в этом году - 30 лет творческой деятельности.

Я уже писал про Фантастического читателя - что интересно было представить, как человек читает фантастику принимая ее за описание реального будущего. Пожалуй этот рассказ Столярова тоже мог бы послужить таким чтением.

Дальше - по прочтении рассказа. Не потому что непонятно, а чтобы не лишать себя удовольствия.

Там на высоком художественном уровне поставлена проблема взаимодействия двух разумных видов. Другая сюжетная линия - обозначено разделение хомо на разумных и неразумных. Если директор и оперативник, от лица которого идет повествование, очевидно разумны, то генерал - типовой альфа-самец, с которым просто не о чем разговаривать. И Зырянов уходит, хотя находит общий язык и с директором и с оперативником. Автор т.о. описывает реальные отношени я разумных и нерзумных людей (см. http://samlib.ru/k/kamow_w_s/teoria_razuma.shtml )

Главный же герой не просто разумен, но и - третья сюжетная линия - распространяет разум среди окружающих. Простой бортинженер, случайно уцелевший при катастрофе звездолета, на Земле становится учителем математики. И - Учителем. При этом активно использует технологии внушения. Получается, что вразумление учащихся, пробуждение у них интереса к математике - тоже результат внушения. Вместе с тем, "Зырянов" не стремится ни стать властелином мира, ни отшельничать в пустыне.

Не имея таких обязанностей, и даже вопреки инструкциям создает очаг разума в отдельно взятом глухом селе. Просто принуждая молодежь заниматься наукой, жестко внушая потребность в этом и создавая благоприятную для развития атмосферу нисколько не сомневаясь в моральности сего деяния. Они все - в классе - разумны. Прогрессорство в корне отличающееся от рефлексии дона Руматы, никакого "сердце мое полно жалости".

Мне кажется, автор во многом согласен со своим героем. А уж я-то как согласен !
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"