|
|
||
Разум - явление одновременно очевидное и малопонятное. Мы легко и не задумываясь определяем что разумно, кто разумен. Быстро клеим ярлык "животное" на человека одержимого инстинктами неразумного животного. И в то же время разум постоянно путают с интеллектом, сознанием, сознательностью, умом, мышлением и т.п. Кроме того, разум является предметом гуманитарных спекуляций со всеми их недостатками: отсутствием логики, невоспроизводимостью и т.п. Здесь я постарался в рамках научного подхода сформулировать нечто более связное и содержательное. Добавлена 7 глава. |
* Этот тип личности очень ярко выведен Киплингом в образе шакала Табаки, так что в русском языке прижилось слово "шакалить", хотя шакалы в России не водятся. Было бы здорово назвать их "шакалами", но эта статья базируется на таксономии и такие метафоры могут порушить последовательность изложения. |
* Случившаяся в единственном экземпляре мутация может при благоприятном стечении обстоятельств закрепиться в большом количестве потомков и повлиять на поведение больших сообществ. Один из частных случаев, пассионарность этносов, исследовал доступными ему средствами Л.Н.Гумилев. Пример возникновения, распространения и затухания мутации, влияющей на поведение больших групп людей - всплеск пассионарности у монголов. Конечно, пассионарность скорее по разряду животных инстинктов, и в смысле разумности монголы - явно не древние греки, однако количественная динамика похожа. |
Россия - анклав сапиенсов |
...Некомпетентность, леность и шаловливость "мальчиков" и "девочек" в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это "взрывом безнравственности", и это мне кажется гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времен нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности. Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Когда для всех людей честная и напряженная работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования? Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдет величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке... (с) И.А.Ефремов, 1969 г. |
Однажды я был панелистом для НАСА и разговаривал с тамошним начальством, которое приятно поразило меня своей разумностью. То и дело речь заходила про пользу для народа. Инициатива, замечу, ни разу не исходила от начальства. Сами, все сами. Оказалось, что самая популярная за всю историю программа НАСА был космический телескоп. Ни полеты на Луну, ни спутники связи, ни герои-космонавты, ни зонды, посланные на планеты, ни наблюдения за климатом, морями, лесами, долами и стадами не вызывали доли той поддержки, что телескоп, нацеленный на далекие звезды. Для политического начальства это было потрясение: наиболее бесполезную (с их точки зрения) "для народа" программу сам народ расценил как наиболее ценную. Разговоры про пользу для сельского хозяйства, о чудовищных опасностях для нашей планеты и баснословных барышах на соседних, мнения экспертов о том, что нужно народу и что оный оценит и тут же напишет конгрессменам, и т. п. самому народу были до лампочки. Когда панелисты по привычке заводили про пользу для народа, главный начальник их тут же обрывал и напоминал про Хаббл. Особенно ретивым он прямо говорил, чтобы мы занимались делом, а не рассуждениями о пользе для народа.Тому, кто знаком с теорией разума, такие предпочтения публики не удивительны. Наукой не по долгу службы интересуются только разумные. А разумные инстинктивно хотят дотянуться до самых фундаментальных знаний потому что они представляются им наиболее важными. Поиск фундаментальных знаний развивает в наибольшей степени и наоборот, чем [в т.ч. и буквально] приземленней тема, тем слабее ее развивающий эффект. Открытие Америки кажется более интересным, чем топографическая съемка поймы р.Бурхановка. Романтика нужна. Ну вот такая у разумных романтика. Не "любов... мням-мням", не "детектива... пиф-паф", а поиск, исследования, открытия. "А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги" - тоже оно.
Предложите что-нибудь, что увлекало бы вас самих, тогда это, возможно, сможет увлечь публику; нам необходима ее поддержка. Разговоры про предполагаемую для него пользу народу не интересны, в лучшем случае это обеспечивает его холодное согласие, но никак не поддержку. Люди сами разберутся, что им польза. http://shkrobius.livejournal.com/573593.htmlРебята, вам не понять. Просто примите это как данность.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"