По Севастополю одно время ходила пикантная загадка: красное, длинное с яйцами. Ответ был лёгким - крейсер "Жданов у причальной стенки Сев. Мор. Завода.
И действительно, размеры солидные, как ни как - 210 метров.
В заводе экипаж крейсерские борта и надстройки от шаровой краски очистил и загрунтовал свинцовым суриком. А в районе кормовой надстройки после модернизации появились две симметричные, относительно бортов, сферы диаметром около четырех метров, скрывавшие под собой антенны космической связи.
Дежурить по крейсеру в заводском ремонте не самое приятное занятие. Помимо контроля распорядка дня своего экипажа, нужно контролировать приходящих рабочих. Ежедневно на борт крейсера на утренний развод их прибывало человек по семьдесят. И им не прикажешь, например: место курения на корабле определено - бак, а рабочему "по барабану, где захотел там и закурил.
Вот в такой обстановке и заступил дежурным по кораблю командир 3-го арт. дивизиона капитан 3 ранга Валерий Гусев.
В рубке дежурного на доске с инструкциями Гусев приколол листок, разделенный вертикальной линией пополам. Слева вверху листка написано "Я, справа - "Кэп.
Командир электротехнической группы капитан-лейтенант Шишкин, друг Гусева, зашел в рубку дежурного, для проверки работы телефонов парной связи, увидел этот листок и задал вопрос:
- Валера, а что это ты тут за хитрые крестики на листочке ставишь?
Получил ответ: - Это для памяти. Справа крестики - сколько раз за дежурство я был "выдран кэпом, а крестики слева - это, сколько раз мне удалось достойно парировать кэповские нападки.
-Что-то у кэпа,- говорит Шишкин, - крестов-то поболе!
- Да и звезд на погонах,- парирует Валерий,- ...Ты же сам прекрасно понимаешь,- горько улыбается он, - тот прав, у кого больше прав.
-Понятно, ... а все же? Ну, вот первый крест у кэпа,- любопытствует Шишкин, - это за что?
Валерий поскреб указательным пальцем висок и с обидой в голосе сообщил: - В общем, утром, кэп, не успел подняться на борт, сразу прицепился к леерному ограждению на юте, мол, почему "сопли висят. А там-то "соплей, один кончик ветром растрепало. В общем, "выдрал...
-А второй? - спрашивает Шишкин.
-Это двое работяг закурили на правом шкафуте, их прихватил старпом, ну и отвел к командиру. ...А, что командир. Иди, мне говорит, сюда, стой там, ...что говорит, дежурная служба лицом щелкает, мышей не ловит! В общем - "отодрал...
-А третий?..
Вдруг в рубке дежурного ожил динамик ""Каштана" и командирским голосом приказал: - Дежурный, ...плавсредство к трапу. Рейс на Аполлоновую!
-Есть, плавсредство к трапу,- коротко ответил Гусев, ухмыльнулся и с удовольствием потер руки.
-Видно пришло и моё время жирный крест себе поставить.
Он запросил по телефону ""добро" на КПУРе у дежурного по рейду, вышел из рубки дежурного, подошел к левому борту, перегнулся через леер и прокричал:
-Эй, на баркасе! Давай... к трапу!
С баркаса матросы заартачились: - Да, мы борт уже начали подкрашивать, только краску развели.
-Кончай балаган. Выполняйте приказание. Командир в бригаду пойдет!
-На этом баркасе,- раздалось из-за борта, - Ха, ха, ха...ДМБ-86, ха, ха, ха...
-Давайте быстрей! Уберите краску с кормы в трюм, да флагшток с флагом на место поставьте,- приказал Валерий.
-Товарищ капитан 1 ранга, плавсредство у трапа! "Добро на Аполлоновую получено - доложил Гусев по ""Каштану".
-Есть,- коротко рыкнул динамик.
-Вот, сейчас повеселимся,- озорно подмигнув Шишкину, ухмыляется Гусев.
Через две минуты на юте крейсера появился командир капитан 1 ранга Дробун, сухой и высокий 47- летний брюнет, с острым прищуром карих глаз, в белой фуражке с завышенной тульей, с кожаной папкой подмышкой.
Командир подошел к трапу, занес ногу, чтобы встать на его верхнюю площадку, взглянул на баркас и замер с приподнятой ногой.
-Дежурный, что ты мне подаёшь? Где мой катер?
-По вашему приказанию, в 13.10 на вашем катере был отправлен замполит на 12 причал на сборы.
- И что, еще не прибыл?! ...Мда-а-а, ... где "двойка??
- По вашему приказанию, в 14.00. РК-2 отправлен с секретчиком за документами. ...А РБК-5, - не дожидаясь командирского вопроса, отрапортовал Гусев, - на катерной площадке, мотористы дизель ремонтируют.
Командир поморщился, убрал, было занесенную над трапом ногу, и нервно, несколько раз переложил папку из одной руки в другую, видимо решая, пойти пешком или на этой "развалюхе?. Потом, очевидно, представив себе долгий, утомительный, двухкилометровый подъем в гору мимо пыльных, грохочущих заводских цехов, по солнцепеку до заводского КПП, потом от КПП опять в гору до троллейбусной остановки, ...потом в троллейбусной давке, в нестерпимой духоте до штаба бригады, ..решительно шагнул на площадку трапа...
Когда командир перепрыгивал на корму баркаса, Гусев с верхней площадки трапа громко прокричал: - Смирно! - и приложил руку к козырьку фуражки.
Дежурный по кораблю, созерцая колоритную фигуру командира крейсера на обляпанном суриком баркасе, накрененном на левый борт, из-за стоящих в трюме бочек с краской, надпись на борту "ДМБ-86, выведенную чернью каким - то доброхотом дрожащей линией с безобразными подтеками, не мог сдержать улыбки.
Когда баркас отвалил от борта, Гусев, подозвав к себе горниста, сунул ему под нос свой кулак и приказал: - Давай по верхней палубе, и смотри - без фальши, сигнал ""Захождение"...
Над кораблем, из всех динамиков вдруг раздался вдохновенный, и за время стоянки у стенки завода, совсем забытый, звук горна, выводящего протяжный сигнал ""Захождение".
Все матросы на верхней палубе крейсера и на соседних ремонтирующихся кораблях, услышав этот сигнал, побросали производимые работы и, встав к борту по стойке ""смирно", сопровождали поворотом головы неспешное движение баркаса в сторону Аполлоновой. У дизеля этого плавсредства, видимо, была не отрегулирована топливная аппаратура, и сзади, из выхлопной трубы, за баркасом клубился густой черный дым.
Командир, приложив руку к фуражке, все время делал попытки ее опустить, чувствуя себя в глазах моряков бабой Ягой в механизированной ступе, но снова и снова был вынужден ее поднимать к головному убору, перед стоящими по стойке ""смирно" матросами кораблей, мимо которых проплывала крейсерская "развалюха. Левую руку из-за спины с зажатым и трясущимся кулаком он все же показал Гусеву, чем вызвал неописуемый восторг последнего.
Когда баркас скрылся за заводскими корпусами, Гусев достал ручку и торжественно двинулся в рубку дежурного.
-Учись, молодь! Вот он - высший пилотаж! Морская практика - комар носа не подточит! Командир, услышав сладостные звуки горна, сразу, сгорая от нетерпения, прямо с уходящего баркаса, оценил мои грамотные действия! Ты видел!? Видел? Какую крепкую пятерку он мне из- за спины показал!Восторг не скроешь!.. Что значит - дружить с "Корабельным уставом?!
Поставлю себе жирный, жирный крест, он трех кэповских стоит!