Каринберг Всеволод Карлович : другие произведения.

Пречистенка, сиротская сторона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ћУвы, Иван Васильевич, дату скорби по утраченному смыслу установить не удастся, потому, Вы догадываетесь, что я скажу, что никакого смысла никогда и не было. Я ведь не могу считать смыслом бытия проекцию на него наивных человеческих чаянийЋ. (Кончеев Александр Сергеевич отвечает Зорину Ивану Васильевичу).


   Пречистенка, сиротская сторона
  
  
   "Откуда исходит премудрость? И где место разуму?
   Авадонна и смерть говорят: ушами своими слышали мы слух о ней...
   И сказал человеку: Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум". (Книга Иова)
  
     "Увы, Иван Васильевич, дату скорби по утраченному смыслу установить не удастся, потому, Вы догадываетесь, что я скажу, что никакого смысла никогда и не было. Я ведь не могу считать смыслом бытия проекцию на него наивных человеческих чаяний". (Кончеев Александр Сергеевич отвечает Зорину Ивану Васильевичу).
  
   В Москве все пытаются похоронить "махатму" Ульянова по православному обряду. Несмотря даже на его слова: "Всякий боженька есть труположество... Всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимая мерзость, самая гнусная мерзость". (Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913). Зачем? Не лучше ли подождать, пока РПЦ - объявит его святым, как Николя Романова, отрекшегося от Царства? Сколько примеров в истории Руси, когда церковь примиряла братоубийственные распри на основе Православия.
   "Оппозиция" в СССР действовала как взвинченный дилетант коммунистической концепции, ставший в "раковую" позу и декларирующий "мягче-мягче!". Я не анализирую здесь общество "Знание", субсидированное КПСС, и его многочисленные ответвления в период "демократизации" страны, когда шел неуемный дележ фондов и зданий - они существовали в системе, были частью "номенклатурной революции". Все это были попытки создать новое мироощущение в рамках умершей идеологии, и они привели вчерашних коммунистов к Богу, как последней инстанции для подтверждения своей исторической правоты!
  
   "Душа - по природе христианка" - говорит мне умиленно состоявшийся театральный режиссер, обласканный церковью и властью. Вот истина, не требующая никаких усилий, кроме благодати, снизошедшей. А почему душа - не мусульманка? Только из-за того, что Ислам не признает за женщиной собственную душу, когда этим хотят объяснить изгнание Магометом женщин из рая. А как давно не признавали в женщине присутствие души, и не только в Исламе, но и в Христианстве! Сосуд зла. Носительница первородного греха. Китайцы до последнего времени считали продолжением своего рода - рождение мальчика, а девочек в тяжелые времена просто убивали. При перерождении, у индусов было несчастьем родиться женщиной. Только в 1950 Ватиканом принят догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо. Культ Мадонны, Пресвятой Девы Марии, возник в период Ренессанса - как любовь к прекрасному, и нельзя признать его нравственным, чтобы не погрешить против истины - он унижает женщину, неужели девственница знает, что такое любовь! Только в 1964 папой Павлом VI провозглашена Богородица - мать Иисуса Христа - "матерью церкви".
   Если когда и говорили о выдающихся женщинах, то говорили скорее о мужественности их. Но опустимся на землю.
  
   В подвале здания ДК по Кропоткина-13, сохранившемся от разрушенного некогда монастыря сидели чечены. Их босс, Лечо, в то время баллотировался в вице-президенты Чечни наравне с Масхадовым, ребята из горных аулов, плохо понимавшие по-русски, но четко представлявшие политическую кухню Кремля, контролировали Центральный округ Москвы. Здесь же, в подвале, находилась пристройка, и единственная в Москве бесплатная детская скульптурная студия Аникушиной.
   Осетин-завхоз ДК, похожий обликом на апостола Павла, тридцать лет проработавший в бывшем Управлении строительства Дворца Советов, - потом менявшего несколько раз свое название, вплоть до СМУ металлоконструкций "Центр-ответственность", - говорил, что под студией находится один из входов в старинное подземелье, ведущий к Румянцевскому дому, где жил когда-то Иван Грозный.
  
   На ночь сувениры с прилавков и картины "Арт-салона" со стен убирались в подвалы ДК, а Влад иногда оставался ночевать в комнате у завхоза, тот уезжал в Подмосковье к жене. С утра Владу нужно было оформлять таможенные разрешения на вывоз за границу купленных в салоне картин, как не представляющих художественной и исторической ценности, а это делалось через администрацию Пушкинского музея или Музея Востока на Никитском бульваре.
   Однажды ночью Влад вместе с завхозом Георгием, взяв фонари, прошли в скульптурную студию. Аникушина запретила ремонтировать пристройку, которая находилась на несколько каменных ступеней ниже уровня подвала, и представляла из себя кубическое помещение с глубоким каменным пространством бассейна, примыкающим к стене фундамента, там детишки разбавляли водой и размешивали глину для лепки. Андрей взял совковую лопату и расчистил дно от грязи до квадратной металлической плиты с огромной пробкой из куска дерева, забитой в отверстие для слива воды, поддев ее ломом, открыли лаз. Это оказалось люком в подземный колодец, тщательно облицованный шлифованным камнем. Гоша принес из своей подсобки длинную лестницу, еле развернувшуюся в тесном коридоре подвала, и опустили ее в колодец. Спустились по очереди вниз, подсвечивая путь фонарями. Так они очутились в старинном подземелье.
  
   Влад еще в застойные времена попал на первую выставку картин Николая и Святослава Рериха, нашедшую временное пристанище в Музее Востока. Его заинтересовал тогда большой портрет Николая Рериха, написанный его сыном Святославом. Старушка, из служащих музея, на которых обычно не обращают внимание в музеях, - они чуть дремлют на своих стульях у дверей залов, - вдруг обратилась к Владу, подняв подслеповатые глаза. "Такой взгляд портрета я видела только на картине "Моны Лизы", привезенной из Парижа в Москву и выставленной в Пушкинском музее. Глаза портрета следят за наблюдающим, и словно голова портрета поворачивается вслед ему. Это показатель мастерства автора". Влад уставился в картину, и медленно, не отрывая глаз от лица образа, прошел мимо картины - портрет повернул голову! А старушка, чуть усмехнувшись, продолжила. "Вечером, сам Святослав Рерих будет в музее на пресс-конференции. Я вижу ты художник, студент. Приходи, я оставлю тебе стул в зале".
  
   Влад в музее подошел на лестничной клетке к Святославу Николаевичу после конференции и спросил его: "Есть ли связь между "Матерью Мира", написанной Николаем Константиновичем с жены Лады, портрет которой сильно напоминает икону и пропавшей реликвией - Панагией?". Святослав Николаевич посмотрел на Влада уставшими, но остренькими еще глазами, и тщательно поставленным сухоньким голосом старого человека, по-русски, как уже давно никто не говорит, ответил: "Икона-панагия возможно находилась в Гималайях, об этом мог знать ушедший Юрий Николаевич. Возможно в 1926 году она находилась на Алтае, у староверов Бухтармы, хранивших ее. Панагия безусловно существует, не может не существовать. На Вселенском соборе в Эфесе в 431 году Матерь Христа была признана Царицей Небесной. Она истинное олицетворение христианской веры, распростерла над Русью свой белый Покров, словно защиту ее племен от зла. Панагия тайно находилась некоторое время в теософском центре Елены Петровны Блаватской.
   Николай Константинович никогда не упоминал в интервью о какой-либо связи своей картины с иконой-панагией, но мистическая связь между ними безусловно существует. Царица Небесная - защитница не только Православия, но и Вселенская защитница".
  
   Вот как описывает Мать Христа апостол Лука, написавший с неё первый портрет -Панагию. "Была Она роста среднего, волоса златовидные, глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины, взгляд строгий, соединенный с приятностью, брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, губы цветущие... Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. У Нее ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный... Речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, нимало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением".
  
   "Вместе с мужем Елена Ивановна участвует в героической Трансгималайской Экспедиции. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи, проследовала по малодоступным районам Центральной Азии; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советскому правительству несколько своих работ. Летом 1926 года художник - на Алтае, затем через Сибирь едет в Монгольскую Народную Республику и далее по пустыне Гоби, Цайдаму, Тибету, через Гималаи - к начальному пункту маршрута - городу Дарджилингу.
   Из экспедиции Николай Рерих привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные достижения: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) организует Гималайский институт научных исследований. Часто памятники искусства, изображенные Рерихом, связаны с древними поверьями и имеют символический смысл. Такова серия, посвященная Майтрее, Будде грядущего, которому предначертано принести на Землю счастье. В ряде работ Рерих изображает индийских богов Будду и Кришну.
   Юрий принимает деятельное участие в Трансгималайской Экспедиции, организованной его отцом Н.К. Рерихом. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований "Урусвати", работа которого была направлена на комплексное изучение Востока и формирование науки Будущего.
   После Экспедиции семья Рерихов поселилась в Гималаях, в долине Кулу, где размещается Гималайский Институт научных исследований "Урусвати", почетным Президентом-основателем которого является Елена Ивановна. По материнской линии ее прадедом был великий русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. В числе ее родственников композитор М.П. Мусоргский и поэт А.А. Голенищев-Кутузов.
   Здесь была завершена основная часть 14-томного фундаментального труда из серии Агни-Йога (Живая Этика). На титульных листах этих книг отсутствует имя автора, поскольку Елена Ивановна считала, что изложенная в них Сокровенная Мудрость не может являться авторской собственностью. Себя же она считала автором трех книг, вышедших под разными псевдонимами: "Основы буддизма" (1927 г.), "Криптограммы Востока" (1929 г.), "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934 г.).
   Еленой Ивановной переведены на русский язык два тома "Тайной Доктрины" Елены Петровны Блаватской, видевшей в теософии женское начало, культ Исиды. Блаватская - путешественница, писательница, основатель Теософского общества. Скончалась 8 мая 1891. Этот день последователи теософского учения во всем мире отмечают как "День белого лотоса".
  
   "13 декабря 1947 года было предано огню тело Николая Рериха, а Е.И. Рерих переезжает в Калимпонг (Восточные Гималаи, Индия), с надеждой вернуться на Родину. Здесь, 5 октября 1955 года, она окончила свои земные дни. Сын Юрий Николаевич осенью 1957 года возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве, куда привез большую коллекцию работ отца, завещанную художником своей Родине. И вскоре Юрий Николаевич окончил свой земной Путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи священной горы Белухи - между пиками Н.К. Рериха и Урусвати. До сих пор русских в Цайдаме и на Тибете называют уважительно "урус".
  

***

  
   Отсутствие у культорологии жизнеутверждающего стимула - этики, замененного современными лицедеями пошлым буржуазным постмодернизмом, мельтешащим и назойливым, - и привело культуру к вопросу о недееспособности Ренессансного взгляда на человека. Это кризис представления о человеке и мире в современном Социуме. Стало, вдруг не понятно - что движет человеком в его воздействии на Социум.
   Если можно изменить Прошлое, взгляд на него, а в конечном результате, - как бы повлиять на причинно-следственные связи (а как при этом реальные события прошлого подменяются - настоящими целями - мы знаем на примере "советской научной истории"), - то почему бы не подумать о том, может ли наше Настоящее, реализуемое как мотивы поступков и их близлежащие результаты, влиять на Будущее? Может быть, Настоящее разворачивается в Континиуме пространства-времени, как Проект Будущего? А значит, само Будущее изменяет постоянно Прошлое? Вот такая - получается постмодернистская "петрушка".
  
   С Владимиром Белоусовым Влад встретился на выставке в ЦДХ. В этом скульпторе с чувственными губами, скрытыми бородой было что-то основательное, крепкое, несмотря на неуверенный облик простоватого мужичка в черной рубашке со значком "Михаила-Архангела". Начинал он как художник, семь лет труда, чтобы найти свое призвание окончательно в скульптуре. "Работа скульптора грязная, но эта грязь чиста, когда может превратиться в божественную красоту" - говорил он, разминая крепкими руками глину в своей мастерской, затерянной в малоэтажных двориках и переулках Петровки. Он тогда уже был старостой общины за возрождение Храма ХС, членом комитета. А еще - тем самым человеком, который поставил под сомнение подлинность найденных под Свердловском останков Царской семьи.
   Пришли другие времена, "катакомбная" община верующих, во главе со скульптором Белоусовым, требовала от властей восстановить Храм ХС, и убрать обветшавший бассейн, средоточие бесовских сил города, к тому времени обнесенный высоким деревянным забором.
   Патриарх дал бумагу и благословление на восстановление Храма. Начался сбор народных денег. Общиной был поставлен Закладной камень и Распятие, и чтобы мирские власти не снесли их - огородили забором со стороны охраняемой автостоянки, принадлежавшей чеченам, они рекэтировали автомобильный салон рядом со стоянкой. Бумага патриарха помогла чеченам отстоять от посяганий власти - Распятие! Таков был "бизнес" в те времена, основанный на взаимовыгодном компромиссе. Все тогда ждали, что Е.Б.Н. исполнит свое обещание и предоставит Чечне независимость, как Ленин - латышским стрелкам в двадцатом году. Старшина инициативной общины, что обивала пороги Патриархии и Моссовета, получил от Московского комитета по госимуществу бумагу на землю под Храм, заверенную еще Гавриилом.
  
   Под Екатеринбургом были найдены останки Царской Семьи. Белоусов был родом из Екатеринбурга, где была расстреляна многочисленная семья его предка-купца большевиками, по странности, все они были одногодки Царской Семьи. Он сам ездил на родину предков, и, проведя свое расследование, вышел к захоронению на той самой дороге, рядом с узкоколейкой, где якобы были найдены останки Царской Семьи, которые впоследствии отказался хоронить патриарх.
  
   История Храма ХС на Пречистенке неотделима от истории места, на котором деспоты пытались строить свою родословную власть. Миф начинался с первых московских князей, заложивших Церковь Покрова Богородицы, как Храма Защитницы Православной веры на Руси на месте старославянского капища. Покров Богородицы - праздник православной церкви. Явление в 910 году Богородицы во Влахернском храме в Константинополе, когда она простерла над верующими покрывало (омофор) и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий, отразилось на Москве, повторившись в видении св. Андрея. На Руси Богородица была объявлена покровительницей земледельцев. Праздник Покрова вобрал в себя многие обряды древнего славянского осеннего празднества в ознаменовании окончания полевых работ. Церковь Покрова Богородицы, Пречистой Девы, был естественным для Пречистенки, как воплощение женского начала.
  
   Св. князю Андрею Боголюбскому явилась Богородица, когда его свита, сопровождавшая икону Владимирской Богоматери, заночевала в поле. Князю ею дана в удел - вся земля Русская, именно в ночь на дату памяти Андрея расстреляна в восемнадцатом году Царская Семья. Лишь к шестнадцатому веку первый Самодержец, Великий князь и Государь Всея Руси Иоанн Третий завершил, наконец, собирание княжеских вотчин в национальное государство великороссов, и принял в символику Царства двуглавого орла Византии. Собственно с этого момента христианство на Москве приобрело направление экспансии, помогая государству, стало Православием. До этого было подчинено одной религиозной цели - личного спасения в ожидании Апокалипсиса. При Иване Четвертом Грозном, была снесена церковь Покрова Богородицы, он не оставил в живых ни одного своего прямого потомка, и на нем прервалась власть Рюриковичей на Руси. В ответ на экспансию Ислама, Москва сама перешла в наступление, захватывая и присоединяя улусы бывшей Золотой Орды. Это движение на Восток потребовало от Православия вселенской цели - единство мира на основе Державности. Изменения идеологии самой церкви, её то и не приняло старообрядство, нельзя же считать незначительные изменения обрядовой службы - принципиальными! Староверы до сих пор не признают над своей "старой" верой власти православного государства, живут по принципу "Спасения".
  

***

  
   Но вернемся к истории ХХС.
   "В декабре 1812 года в Вильно, когда Александр Первый   принял от князя Кутузова управление армией, уходящей на "освобождение Европы", императору подвернулось письмо генерала Кикина о необходимости создания памятника победы в виде Храма, посвященного Христу. Манифест о его создании был подписан в праздник Рождества Христова. Задуман как памятник превосходства русских над Западом в момент, когда Россия после победы над Наполеоном превратилась впервые в своей истории в супердержаву".
   "В символике Храма проекта Карла Витберга, молодого тогда архитектора, повторялась символика Храма царя Соломона как ее видели масоны. Но вскоре Александр I умер в Таганроге. Проект связывался с идеологией "официального мистицизма" и поэтому был не по душе даже просвещенным либералам, не говоря уже о радикалах, близких декабристам. Показательный суд по обвинению в растрате государственных средств над "масоном" Витбергом стал акцией Николая Первого по консолидации всего общества. А в религиозной политике государство придерживалось - насаждения Православия во вновь приобретенных землях. Даже крещеным узбекским князям Царь давал землю в Ярославской губернии вместе с крепостными!
   Восстание в Польше 1830 года вызвало антизападную истерию. Храм был переориентирован на православную идеологию и стал символом супердержавности в духе уваровской триады "самодержавие, православие, народность". Царь сам нашел нового архитектора Константина Тона. Николай Первый совместил миф с "византийской версией" в духе "Москва -- Третий Рим".
   Александр Второй, ратовавший за "народную монархию" продолжил строительство. ХХС не возводился на народные деньги -- это миф, его всегда строило государство. По финансированию можно четко увидеть периоды интереса власти к нему. Первая служба в еще недостроенном и даже неосвященном храме прошла в честь чудесного спасения царя после покушения Каракозова. Готовый храм простоял целый год без освящения из-за убийства Александра Второго народовольцами.
   Следующий Романов, Александр Третий включил торжество освящения ХХС в церемонию коронации, подчеркнув его роль как главного собора страны. ХХС стал олицетворением истинной православной веры, истинной России, истинного народа богоносца и истинной, а потому священной истории страны". Но дворянство по-прежнему видела свои цели на Востоке - экспансия оправдывала её существование.
  

***

  
   Белоусов обратил мое внимание на появившегося в залах вальяжного респектабельного господина в белом костюме, вокруг которого вилось молью руководство ЦДХ. Это был вернувшийся из Нью-Йорка, первый секретарь правления Союза художников СССР Салахов, возглавлявший его с 1973 года. Героя Социалистического труда, награжденный орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Разница между ними, как между обычной черной и белой вороной. Салахов косым взглядом окинул выставку, не задерживая своего внимания, и удалился. Его дочь Айдан - "модная и влиятельная персона художественного истеблишмента Москвы.
   "Айдан волновали скрытые женские комплексы и страхи, Ее творчество являлось "лакомым куском" для феминисткого дискурса, психоаналитических интерпретаций. Любимый образ Салаховой - лежащая обольстительная одалиска, недоступная и желанная - отсылает к европейской живописи XIX века, смаковавшей утонченную негу экзотических восточных гаремов и бань. Как носительница восточной мудрости, являя зрителю женскую сущность, согласно восточной традиции скрытую под паранджой. Ей не удается уйти в чистое формотворчество: механизм "срывания покровов" идентичен обнажению скрытых женских комплексов. Она не в силах освободиться от анализа - альфы и омеги актуальной живописи".
   К тому времени прошли ее выставки: 1989 "Недорогое искусство". Первая Галерея, Москва. 1990 "Раушенберг нам, Мы Раушенбергу", Первая Галерея, Москва. 1990 "Визуальная стимуляция", Первая галерея (организованная Салаховым Т.Т.), Farideh Cadot gallery, Нью-Йорк.
   А теперь по возвращению отца в Москву - у нее появилась собственная галерея в Нью-Йорке, где Айдан "будет много усилий посвящать продвижению русских художников на мировой художественный рынок".
   Многие самодеятельные художники Арбата показывали ментам при облавах свои корочки членства в Международной федерации художников при ЮНЕСКО.
   Салахов Таир Теймур оглы является почетным президентом Международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, вице-президентом Международной федерации художников при ЮНЕСКО, почетным членом Фонда культуры и образования штата Монтана (США), Почетным гражданином городов Трентон (штат Нью-Джерси, США) и Санта-Фэ (штат Нью-Мексико,США), Биллингза (США).
  

***

  
   А теперь проследим историю возведения Дворца Советов Отцом Всех Народов.
   В 1938 году Сталин вошел в состав Совета строительства Дворца Советов. Проектом и строительством занимался тогда Борис Иофан (1891-1976), он с 1927-31 строил жилой комплекс на улице Серафимовича (дом ВЦИК и СНК СССР) - "Дом на Набережной".
   Сталин вскоре потерял к Дворцу Советов интерес. Его теперь волновал вопрос, как свернуть развертывавшееся строительство Дворца, поднявшегося уже на 50 метров. Неожиданно был отстранен главный архитектор Борис Иофан, начальники строительства М. Крюков и А. Михайлов репрессированы, расстрелян начавший эту эпопею А.Енукидзе, личный друг Сталина.
   Новый фаворит Сталина Д.Чечулин, возглавивший возведение высотных зданий, "общественного, культурного и что наиболее характерно, административного значения - Дом Советов, партийная школа, административный дворец, Наркомата внутренних дел(НКВД)", - пишет о "всемирно-исторической роли советского народа и величии Сталинской эпохи", а по поводу 32-этажного административного здания в Зарядье, новой затеи Сталина, возводимой архитектором М.К.Посохиным, - "Архитектурная композиция здания обусловлена...задачей объединения его с историческим ансамблем городского центра...По его горделивому силуэту еще издали будет угадываться центр социалистической столицы. Так рисовалось новое главное здание страны". На этом кончилась эпопея сталинского Дворца Советов.
   Дети чугунно-головых, чиновников, густо фиолетовых от своей чванливости, главная задача которых была - выжить, остаться привязанными к своей социальной нише. Номенклатурное "творчество", подконтрольное власти - профанация свободного искусства.
  

***

  
   Юрий, ставший мэром Москвы, отдал Церетели подряд на строительство Храма.
   Обломаны вершины у деревьев, затона воды остекленели, словно рыбий глаз. Скрипит под хваткими пальцами реальность, и становится жутко. Над котлованом даже вороны не появляются, как над Кремлем. Снег после обильного снегопада оплыл, началось потепление, покрыв целлюлитными складками сугробы.
   Ночью на Волхонке-13 - бессонница, беспредельное одиночество и сиротство. Когда чешутся вены на руках, и тело облито нездоровым потом. Как - ударяет, обваливаясь, казалось в груди, падающий с верхних этажей на подоконник подтаявший снег, и вслед в беспросветной темноте - редкие капли вечного дождя бьют по голой жести.
   (см. Метро глубокой закладки, сон)
  

***

  
   Строительство на народные деньги очень выгодно, что подтверждал весь опыт Церетели еще в ходе возведения "долгостроя" эпохи Генерального секретаря, Четырежды героя Советского Союза, маршала Брежнева, - Мемориала на Поклонной Горе. Тогда были задействованы и финансировались многочисленные мастерские скульпторов-монументалистов и художников Академии Художеств СССР на многие десятилетия. А вы что - подумали? "Культурную" элиту страны финансировало советское государство? В одной только Москве официально числилось до 10 000 художников и около 900 скульпторов. А еще, на каждого члена союзов скульпторов и художников приходилось два-три подмастерья, выполняющих основную работу в мастерских.
   Лавры, как всегда в России, достались преемнику власти, при котором строительство было закончено, а точнее - стремительно свернуто в связи со сменой идеологии...
   Когда заканчиваются госзаказы на монументальные проекты, заканчивается и финансирование творческих коллективом и приватных мастерских. А люди...- они просто выбрасываются на улицу.
  
   Городская власть в лице Лужкова решила восстановить Храм самостоятельно, забрав права "первородства", они разрешили общине возвести только небольшую деревянную церковь. Братство ХХС, основанное религиозными активистами, было распущено. Нельзя было власти не ухватиться за ХХС, а Белоусову потерять инициативу - подход к цели у них был противоположный. Если Белоусов смотрел на Храм, как на акт искупления преступной власти коммунистической партии и её застрельщиков перед русским народом, то сама власть видела другое - историческую преемственность собственно власти!
  
   Только закончилась эпопея, во главе с Павло Бородиным, реставрации Московского Кремля. Все получили деньги, звания и должности. Глазунов вместе с Церетели, Салаховым, Посохиным принимает непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. А Посохина М.М. и Церетели еще в 1960-х годах связывало вместе общее дело - в Пицунде они выстроили монументальный огромный развлекательный комплекс, где один был главным архитектором, другой - главным художником. Война в Абхазии и распад Союза разрушил их первое совместное творение.
  
   "Церетели в 1997 году был избран Президентом Российской Академии художеств, она обеспечивала проведение в жизнь государственной политики в области искусства: готовила мастеров всех творческих специальностей и сохраняла с ними контакт на протяжении всей их жизни, руководила исполнением крупных государственных заказов, заботилась обо всей системе художественного образования в России и о развитии науки об искусстве.
   Организация всех художественных работ в Храме Христа Спасителя и руководство ими - одно из крупнейших, если не самое значительное достижение Зураба Константиновича, его огромный вклад в российскую культуру и возрождение ее духовности.
   Он сумел сделать так, чтобы в ней участвовали лучшие творческие силы России, а работы были исполнены в кратчайшие сроки и с наивысшим качеством. Координация деятельности почти четырех сотен художников, множества их помощников, контакты со строителями - все это стало поистине шедевром организации художественной работы столь грандиозного масштаба, не имеющим прецедентов. Возрождение Храма стало символом восстановления и сохранения российских духовных и художественных традиций.
   В отличие от тех, кто природой лишен счастья видеть цвет, и от тех, кто видит его обычно, буднично, Церетели обладает способностью колористического видения. Окружающее пространство, люди и вещи встают перед ним в радуге ярких красок, и он стремится донести до нас эту сказку".
   "Салахов в 1997 году избран вице-президентом Российской академии художеств. С 1996 года - заместитель председателя Палаты по науке, образованию, здравоохранению и культуре, председатель комиссии по связи с творческими союзами в Политическом консультативном совете при Президенте Российской Федерации. Становление художника совпало с атмосферой общественного подъема конца 50-х - начала 60-х годов. Он явился одним из основателей "сурового стиля" - новаторского движения в искусстве той поры.
   Салахов Т.Т. принял непосредственное участие в воссоздании храма Христа Спасителя, работая в художественном совете Российской академии художеств, который курировал этот процесс. Совет рассматривал представленные на конкурс произведения, оценивал их художественное качество, следил за выполнением работ, участвовал в обсуждении разработки и применения новых технологий. Салахов оказывал консультативную и практическую помощь, в том числе в решении монументальных задач, в расчете перспективных построений как многофигурных композиций, так и отдельных изображений святых".
  
   Ельцин объявил восстановление ХХС государственной задачей. А тут замаячили новые награды и звания за ХХС.
   "Чем выше поднимался ХХС, тем больше он связывался не с Ельциным, а с Лужковым, который объявил ХХС стройкой номер-1 и лично следил за работами. Складывалось впечатление, что набиравший силы Лужков строит ХХС к моменту собственного президентства. Рабочие работали без перекуров и сквернословия. Парадоксально, но одновременно возник океан слухов о воровстве гигантских масштабов.
   Но как всегда в истории ХХС, он был использован не так, как задумывалось. В период предвыборной кампании телевизионные программы о ХХС, как афере Лужкова, сыграли свою роль в его поражении. А воспользовался великолепием новодела ХХС ельцинский наследник Путин".
   Усилия Лужкова стать преемником Е.Б.Н. рухнули 31 декабря 1999 года на освящении ХХС, вся надежда народа была переключена с одиозной личности Е.Б.Н-а на ВВП. Так же, как лавры освещения главного храма России, достались не строителю Александру II , а его преемнику Александру III , и ... запылал в день иннагурации нового Президента - Манеж, освещая пламенем стены древнего Кремля, напоминая о наполеоновском нашествии 1812 года. Не мог Ельцын освящать ХХС еще и по причине трусливой своей политики на Балканах, предательстве братского православного народа Сербии.
  
   Вот что писали по поводу труда неутомимого новатора-консерватора Церетели СМИ.
   "Для России возрождение Храма Христа Спасителя означало переосмысление истории страны, искупление вины народа перед Богом и самим собою, радикальным преобразованием системы ценностей, передающих представление о развитии государства и нации. Этим было начато восстановление важных черт традиционной православной модели мира, которая пришла сегодня в Москву на смену советской идеологии, представление о российском государстве и роли в нем православия.
   Собор своей могучей структурой укрепил всю сердцевину города, установил утраченное соотношение кремлевской зоны и разросшегося центра. Время благодаря этому должно как бы вернуться в эпоху наивысшего расцвета российского государства во второй половине XIX столетия.
   Он постоянно и упорно работает. Организация всех художественных работ в Храме Христа Спасителя и руководство ими. Координация деятельности почти четырех сотен художников, множества их помощников, контакты со строителями - все это стало поистине шедевром организации художественной работы столь грандиозного масштаба".
   З.К.Церетели 15 декабря 1999 года стал первым директором Московского музей современного искусства, находящегося под эгидой Российской академии художеств. Он открылся для публики в тщательно отреставрированном доме Губина на Петровке, в выдающемся памятнике московского классицизма.
  

***

   Чечены отобрали у детской студии пристройку, подкупив пьяницу директора, не помогло даже обращение Аникушиной к Глазунову за помощью. С подачи И.С. Глазунова в Москве еще в 1987 году создано учреждение - Российская академия живописи, ваяния и зодчества, - в которой ведется обучение по специальностям: "живопись", "скульптура", "реставрация и технология живописи", "архитектура", "история и теория изобразительного искусства"...
   Ребята с гор в подвале ДК организовали первый в Москве ночной клуб для пидоров под названием "Андеграунд", где по углам разбросаны накладные груди и садо-мазохистский инвентарь.
   А рядом с двухэтажным ДК поставлен железобетонный "новодел" Храма, возведенного под руководством главного архитектора Москвы Посохина М.М., сына Сталинского лауреата за реконструкцию Москвы Посохина М.В., расписанный безработными художниками "дизайнера-монументалиста" Церетели.
   Церетели неравнодушен к особнякам в центре Москвы, и ставший Президентом Российской Академии Художеств, получил свой - на Остоженке. А ДК недолго пребывал в "запустении". Чечены были удалены. Осетина-завхоза бросила жена, ушедшая к богатому бизнесмену, ездившая теперь на мерседесе и одетая как немецкая шлюха - в лисью шубу.
   По завершении ремонта ДК Георгий был уволен и вернулся в Осетию, а здание досталось по жребию Глазунову, и было перестроено в картинную галерею. Так рядом с "тортом" Храма появился "эклер" художника Глазунова. Архитектурный вкус соответствует начинке, Глазунов, считающий себя православным художником и монархистом, радетелем за Отечество, обладающий неимоверными амбициями, увы, не знавший материнской любви и выросший в детдоме - стал владельцем особняка на Прорве.
   Особняк глазурированный стоит по Волхонке-13, с охранниками в черном спецназе и хромированными турникетами на входе, как в метро - заплати, и наслаждайся Глазуновым! "Считаю, что миссия педагога-художника - воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем, Ренессанса, лучших русских мастеров" - говорит Глазунов.
  
   Творчество Глазунов всегда сопровождали скандалы.
   "Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...В картине "Дороги войны", это отразилось полной истинного драматизма и правды жизни. Глазунов предложил ее в качестве дипломной работы. Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав ее антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа: На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он все-таки осмелился ее показать. Однако выставка была закрыта, а картина передана в Дом офицеров, где была уничтожена".
   "25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, - Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Глазунов всегда хвалился тем, что породнился с Рюриковичами. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя, Н.А. Бенуа, 30 лет был главным художником театра "Ла Скала", другой родственник - всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать - родная сестра бабушки Нины Александровны - была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.
   И.С. Глазунов - Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).
   "В 1965-1966 годах в нескольких номерах журнала "Молодая гвардия" была напечатана его книга "Дорога к тебе" - лирическая исповедь о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. В те годы, когда само понятие "русское национальное сознание" было изъято из лексикона, эта книга воспринималась как гимн историческому бытию России, ее национальному величию".
   "В биографии Глазунова была битва за спасение исторической Москвы - вернее, того, что от нее осталось к началу 1970-х годов. "Оппозиционные круги" считали, что особенно сильный ущерб был нанесен городу в 1930-е годы при реализации Генерального плана его реконструкции не Сталиным, а взлелеянным им злодеем Лазарем Кагановичем".
   Один из великих писателей современности недвусмысленно сказал: "Тот, кто против Глазунова, тот против России, и наоборот". "Из всего многотрудного, необъятного мира Илья Глазунов взял и сделал главным объектом изображения Родину, родной народ, его историю и его духовный мир... Он мастер самобытного творческого почерка, художник острый, с ярким напряженным колоритом. Его картины одухотворены и никого не оставляют равнодушными... Искусство Ильи Глазунова доносит до нас живую правду истории вечной России, духовную красоту и силу народных характеров" - так писал о Народном художнике СССР Илье Глазунове писатель Владимир Солоухин.
   "Его работы освещены отблеском огня, который горит в душе, направляя течение мыслей. Многое написано с места событий в битве за коммунизм. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России)".
   О своем творчестве Глазунов говорит "Идеальная обстановка - если при этом звучит классическая музыка: она создает настроение. Каждый портрет - экзамен для меня, я не имею права писать его безразлично. Каждый человек - Вселенная, каждый необычайно интересен: и строитель, и космонавт, и знаменитая киноактриса, и вьетнамская ополченка, и шахтер, и студент, работающий на БАМе... Нарисовать человека вовсе не означает нарисовать комплимент ему, нет, только сказать правду! И он должен быть похож, иначе это не портрет. Портрет - документ человеческого духа, реальная форма гуманизма"..."История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России - красное пламя Революции и вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство".
   "По результатам общественного опроса, проведенного ВЦИОМом в 1999 году накануне своего 70-летия И.С. Глазунова, он назван "самым выдающимся художником ХХ века". Его имя присвоено одной из малых планет, а ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды - золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру".
   Учитель ненависти не может быть учителем любви.
  
   Глазунов участвует в "дворянских" собраниях, где все гламурно и чинно, где ценят его заслуги перед Российской монархией, Православием и "истинным" Искусством, - вот такой он состоявшийся - и я думаю, народ уже искупил свою вину за его сиротское детство. И.С. Глазунов - Заслуженный деятель искусств РСФСР (1973), Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии РФ (1997) за реставрацию Московского Кремля, действительный член Российской академии художеств (2000), профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997).
  

***

  
   На основе религиозных норм, которыми живет человечество по своим тысячелетним традициям: ислама, православия, католичества, буддизма и т.д., мир уже давно разделен культурно-территориальными конгломератами, - и они давно в латентной войне. Пророчества религий завязаны на срок человеческой жизни, ничтожной по сравнению с вечностью, завязаны на нашем представлении о самоценности человека и его представлении об окружающем мире, где он главный судья мира. Если наука отрицает постулат веры, она объявляется еретической в глазах религиозных бонз. Сама РПЦ находится на краю катастрофы, идет внутреннее ее разрушение.
   Богородичный Центр, богословский институт и издательство, образован в Российской федерации в 1990 году. Церковь Божьей Матери Преображающейся, Церковь Третьего завета, Святодуховное православие, Церковь Духа Параклита. В 1984 в Смоленске от иконы "Одигитрии" было дано откровение Божьей Матери отцу Иоанну. Прозрения повторялись в форме 20 книг, по мнению последователей, они являются провозвестием приближения "Третьего завета", а с наступлением "церковного запустения и всемирных катаклизмов, т. е. конца света, должны стать спасением для немногих праведников. От православия и католицизма параклиты себя не отделяют. Иерархи БЦ настаивают на происхождении от последователей митрополита Истинно православной церкви Геннадия (Секача), но иерархи ИПЦ отлучили руководителей БЦ от церкви, как впавших в ересь. Истинно Православная Церковь раскинулась внутри России от Кунашира на Тихом океане до Одинцова в Подмосковье.
  
   Архиерейский Собор РПЦ отлучил семью Рерихов от православия, - на Руси на каждого Льва Толстого есть свой дьякон-хулитель, не путайте с ангелом! Скандальный дьякон А. Кураев "вещует" анафему: "В конце второго тома "Сатанизма для интеллигенции" в специальной главке я перечислил основные противоречия между христианством и теософией. Среди них не были упомянуты картины Николая Рёриха. Напротив, я специально сказал, что "о вкладе Рёрихов в созидание культуры (а не просто в ее защиту) сам я говорить не решаюсь. В конце концов, "на вкус и цвет товарищей нет". Лично мне, например, и живопись Н. Рёриха кажется чужой: холодной, бесчеловечной, безблагодатной. На мой вкус, свет, которым пронизаны его полотна - это не теплый свет Евангелия, это действительно ледяное излучение космоса. Но это - вопрос вкуса, вопрос ощущения".
   Святослав Рерих, словно предчувствуя крах гуманизма в России, перед тем как навсегда уйти из жизни в 1993 году в Индии, отдал материалы семьи в "Советский фонд Рерихов", который вскоре был приватизирован фондом Шапошниковой, - он раскололся по принципу наследия и теперь находится во взаимной ненависти. Что Святослава подвигло на тот последний шаг, - не мог он не видеть, какие люди его окружали в Москве? Он ведь помнил треск опаленных крыльев брата своего Юрия. Эпоха Рериха ушла, а вместе с ней и Серебряный век России. Вселенское сиротство!
  
   Вот и ТВ показывает, как Великий виолончелист, крывший матом со ступеней Белого Дома "совецку власть", получает очередной орден от В.В.П., и пиликает в ногах у князя Монако, а мимо гроба идут "лучшие" монархические семьи Европы. Кто сейчас вспоминает, что родословная княжества Монако началась с итальянского разбойника, захватившего еще во времена Возрождения свой клочок земли на Лазурном берегу Средиземного моря.
  
   Никогда не было в истории такого подлого добровольного срастания идеологии и власти. А тут еще и РПЦ как всегда подменяет свои религиозные цели политическими. Идет чудовищная профанация русского исторического искусства, подмена его бывшими "оппортунистами". Замена старого, уже отжившего современным, скользящим, поверхностным.
   Я не сторонник святотатства, - рубить иконы или вставлять фитиль Пророку Всевышнего - меня не вдохновляет. Православие никогда не отличалось приверженностью европейской традиции Гуманизма. У религиозных бонз всегда было стремление к Византийской теократической государственности, если не быть посредниками власти, то хотя бы - услужить ей. В этом трагедия русского народа.
   В литературе, живописи и скульптуре авторы прикладных искусств направляются интересами, а не идеями, отсюда и цеховые отношения между ними в этой среде подчинялись всегда личной неприязнью или корпоративными интересами. Они всегда, как РПЦ, хотели приватизировать даже естественный процесс рождения младенцев. В других традициях "инициация" обычно происходит с вступлением во взрослую жизнь.
  

***

  
   Участие в возведении ХХС для Белоусова - только укрепило его веру, избавив от мирской суетности. Скульптору Белоусову дали восстановить один из фризов Храма, тот, который с Пожарским и Мининым, и гигантский медальон Спаса, во главе Храма. Два сюжета на северной стене - "Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами" и "Игумен Дионисий благословляет Минина и Пожарского", - зафиксировали место России между враждебным мусульманским Востоком и враждебным католическим Западом. И пусть эта вера - только страх перед Богом, и его судом над человеками. Но ведь - есть Заступница в деревянной церквушке рядом с громадиной Храма ХС.
   Эти мысли подкатили к Владу, когда он пустым Соймоновским проездом спускался к Пречистенской набережной мимо решетки ограды парка ХХС, и засмотрелся на маленькую темную церквушку "Покрова". И словно в подтверждение его мыслям, прокаркала ворона в ночь полнолуния.
   Нет, Белоусов не стал успешным "новым русским", творчество не принесло ему ни славы, ни денег. Пробивается оформлением ресторанчиков на Петровке. Вот и сейчас, он занят заказом - создает одетых в настоящие костюмы кукол в полный рост - "Шурика и Кавказской пленницы". Вырастил двух сыновей, один - художник, а младший - скульптор.
  
   Большой урон живописному "буму" в столице нанесли некие "кавказцы", ездившие по мастерским художников в те времена, где скупали за бесценок, "на вес", невостребованные при коммунистах холсты. Эти сыновья "Оси Бендера" отправили вагон на Запад, где забили все галереи в Германии и Франции "советскими" работами, что напрочь подорвало интерес иностранцев к современной московской живописи, в частности к арбатскому "соц-арту".
  
   Лечо Кафиев - убит "эмиром" Басаевым в Чечне, Гриня добежал до Литвы, хотел перебраться в США, но умерла его мать и погиб двоюродный брат-коммерсант, бывший районный комсомольский секретарь с Колпачного переулка, что на Маросейке.
   На этом закончился "Fine-art" галлерейного бизнеса Влада на Волхонке.
   Как проявляется "карма" для человека? Это те события и люди, которые компонуются вокруг него в течение его жизни.
  
   Может быть, я буду писать чудовищные вещи и нужно время, время перемен, снова и снова трансформирующее ложное в мертвящее, чтобы понять, что кружишься как турецкий дервиш на одном месте.
   Страшнее смерти - смерть души. Для создания и разрушения мифа нужна вся цельность характера, опора на него - мужество жить. Претензия на жизнеспособный миф - это претензия на полноту охвата бытия и его закрепление в сознании социума. Поэтому так кощунственно воспринимается всякое новое мифотворчество, любое изменение старого. Дать мифу жизнь - значит, дать ему бытие. Миф - это стабильность бытия, разрушение мифа - революционное преобразование бытия.
   При сохранении мифа всегда поражаешься его союзниками, порой настолько несовместимыми, но логически оправданными в данный момент. Если поставить рядом успешного и неудачника, то в мифе - нет различия между ними, в тоже время пропасть между адептами одной идеи непреодолима. Отпад от мифа человеков - и есть разрушение мифа.
  
   Творчество это порождение духа, т.е. истинно человеческого. Когда уничтожается дух - уничтожается сам человек. Нет дальше смысла жить. Тот, кто в жизни мифа видит жизнь духа - уже умер. Регалии, коими награждается в социуме мифотворец - это ступени мифа, путь от зарождения до смерти, и этот путь должен быть пройден полностью. Становясь, все более явным, проявленным, стабильным - последовательно шагаешь к окостенению, омертвению, подверженному уничтожению и гниению, распространению процессу смерти. Смерти духа. Тупик, безвыходность, абсурд, хаос - как окончательное разрушение. Кто знает высоту мифа, как окончательную смерть духа? Подняться по ступеням социума на вершину мифа, чтобы увидеть смерть его - это и есть трагедия человека. Принятие чужого мифа - тоже смерть. Само существование другого мифа - угроза твоему существованию, конец смысла.
  
   Человека страшит не сама смерть тела, - он и так знает, что смертен, носит как Кощей смерть в себе, а его уничтожает именно - смерть духа, парализует страх перед смертью духа. Не видя в бытии - Вечности и Любви, как освобождения и очищения - мы говорим о приоритете Смерти. Смерть не освобождение - мы не свободны, прежде всего, от нее самой. Ибо смерть (как в простом, так и в трансцендентном смысле) заложена в нас еще при рождении, то мы приходим к ней как к чему-то заведомо данному. Она родилась с нами. Человек - это отсроченная Смерть. Отсроченная на более-менее длительный срок, который, по сути, так мал, что им можно пренебречь. От этого не освободишься. Алкающий смерти смешон - он ее априори уже получил. Она у него уже есть.       Допустим, ваши собеседники-буддисты, надеются на какие то там собственные реинкарнации в последующие жизни. Но реинкарнация в таком случае - бодрствование после очередного сна. И в этом случае, окончательная смерть (нирвана) заложена в нас при самом первом рождении. И в этом случае человек - отсроченная смерть. Но, чуть более отсроченная смерть. Впрочем, по сравнению с вечностью это "более" не имеет особого смысла.
  
   Нельзя украсть дух, приспособив его под свои интересы, есть только воровство мифа, а это и есть приобщение к смерти мифа. Уничтожение мифа - не есть смерть духа, а только глубина отчаяния, опустошенность, зарождение новой жизни. Поистине - бессмертие духа. Неизбывное одиночество. Идеальное духа живет и возвышается в предательстве... и любви, низком... и благородном, в трусости... и мужественности, безбожии... и жертвенности, поражении и окончательной победе над человеческим в себе....
   Что-то вам мешает прорваться сквозь "небосвод" Канта, и признать, что человек Социума - это не то, что сейчас нужно, нет времени для человека, не осталось? Вам мешает смерть, чтобы стать как боги? О, как хотелось бы вам перед Вечностью - забыть о ней! Один, остался, оптимизм у женщин, ждущих любимого, - они еще помнят свое предназначение. Чтобы узнать любовь, надо прежде войти в мир, осуществиться. Стать бытием. Только материнская Любовь может спасти во враждебном человеку мире. Мир окружающий - выше Человека, - он его Учитель, а не миф и представление человека о себе самом.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"