Каринберг Всеволод Карлович : другие произведения.

Арбат

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    25 художников Арбата, больше 50 качественных слайдов, как работ самих художников, так и жанровых сценок жизни улицы, текст на двух языках.

  В 1991 году пришлось мне потолкаться среди художников Арбата. Пытался даже упорядочить хаос на мостовой, организовав так и не дошедший до печати альбом 'Художники Арбата', макет до сих пор лежит в моих архивах. 25 художников Арбата, больше 50 качественных слайдов, как работ самих художников, так и жанровых сценок жизни улицы, текст на двух языках. Автор текста Александр Рубинин, художник с Сивцева Вражка. А перевод сделала Линда Ирвинг, в те времена студентка Московского университета П.Лумумбы. Не знаю, что произошло с ней после событий 11сентября в Нью-Йорке, где она работала в офисе своего отца, одного из руководителей 'Банка оф Нью-Йорк', на одном из верхних этажей упавшей высотки. С тех пор множество событий произошло. Художников с Арбата выгоняли, многие из них обосновались на вернисажах Измайлово или Крымского Вала. Другие художники, из провинции, вернулись домой, где сейчас скептически вспоминают свои 'завоевания' столицы. Более удачливые выставляются в ЦДХ, встречал я арбатских художников в Париже, и даже на Сейшелах! Большой урон живописному 'буму' в столице нанесли некие 'кавказские ребята', ездившие по мастерским художников в те времена, где скупали за бесценок 'на вес' невостребованные при коммунистах холсты. Эти 'сыновья Оси Бендера' отправили вагон на Запад, где забили все галереи в Германии и Франции 'советскими' работами, что напрочь подорвало интерес иностранцев к арбатской живописи, в частности к 'соц-арту'. Да и капитализма с 'человеческим лицом' не получилось, перестроечному энтузиазму художественной интеллигенции пришел конец, они все больше верят в 'Армагеддон', чем в 'новую' буржуазию. Макет альбома был выкуплен, но так до типографии и не дошел. Тексты подлинные, привожу их на двух языках.
  Арбат... Пестрая разноязыкая толпа с утра и до вечера течет по этой мостовой без тротуаров. Круглые арбатские фонари, словно поплавки, покачиваются на волнах нескончаемого потока. Как нельзя себе представить Париж без Монмартра, Нью-Йорк без Бродвея, так и без "нового старого Арбата" неполным будет современный облик Москвы. В "первопрестольной" - Арбат и исчезнувшая нынче Молчановка, Поварская, Пречистенка и Воздвиженка известны были старыми дворянскими усадьбами, парками и садами. Идиллический "Московский дворик" Поленова был потеснен "громадами" четырех-пятиэтажных доходных домов в конце XIX и в начале XX веков. К тому времени и сложился в основном архитектурный облик улицы Арбат.
  В послереволюционные годы Москва вновь стала столицей государства. Новые вожди воплощали новые идеи. Идеи так и остались на бумаге, но разрушено было в Москве немало. Арбату повезло, хотя и он пережил свою трагедию, ибо дорога из Кремля на "ближнюю" дачу в Кунцево пролегала именно здесь. Улица превратилась в "режимную". Бронированный "ЗИС" генералиссимуса в сопровождении кортежа автомобилей с охраной проносился по Арбату мимо испуганных прохожих, загодя загнанных по подъездам и подворотням. Жители, чьи окна выходили на проезжую часть, были выселены в места не столь отдаленные. На их место вселились новые жильцы - особый, трижды проверенный на благонадежность "контингент? Эти вот "старожилы" ныне и доживают свой век в старых арбатских коммуналках. Парадокс истории - улица с самым консервативным населением в наши дни стала ареной выражения самых радикальных взглядов. Так уж случилось, что ко времени, когда в стране началась перестройка, Арбат уже был перестроен, вернее, перекрашен с фасадов, вымощен импортной брусчаткой и утыкан импортными же фонарями. "В первый свой "пешеходный" год, после того как отшумел Московский Международный Фестиваль молодежи и студентов, Арбат выглядел странно - "офонаревшая" улица с немногочисленными скучающими прохожими". Но вот однажды на ней появилась одинокая фигура с трехногим мольбертом и с дерзким транспарантом: "Нарисую все человечество!" Первые зеваки окружили молодого художника с лихо закрученными усами, и желающие получили свои портреты за весьма скромную плату.
  Первопроходца звали Сергей Арто, он был первым, кто продвинул вольное искусство, доселе партизанившее в окраинных лесопарках Юго-Запада, в самое сердце столицы. Авангард, создавший первое независимое объединение молодых художников "АРБАТР", укрепил плацдарм на мостовой у ресторана "Прага", а вскоре все стены, витрины и заборы Арбата засверкали живописью на все вкусы от сюр до сю-сюреализма
  Гонимые прежде абстракционисты, радикалы соц-арта, отчаянные карикатуристы, а также многочисленная армия бывших оформителей, тружеников на ниве ленинского плана монументальной пропаганды, нынче оставшихся безработными, нашли на арбатской мостовой благодарных зрителей и покупателей. Те, кто еще не так давно штамповали просветленные лики членов политбюро, с удовольствием запечатлевали живые симпатичные лица современников и особенно современниц.
  За художниками на Арбат потянулись музыканты, барда, стихотворцы, откликающиеся на злобу дня, Арбат ожил, заговорил, запел, заспорил, замитинговал... многие общественно-политические движения "родились" именно здесь. Многопартийность, плюрализм мнений, но без экстремизма - от него спасало чувство юмора. Ведь на Арбате больше улыбок на душу населения, чем во всей остальной озабоченной дефицитами Москве. Росткам демократии, свободы слова, толерантности, рыночной экономики свободы творчества, народно и дипломатии легче было пробиться на свет Божий через брусчатку арбатской мостовой.
  От "Праги" и до МИДа с утра до вечера течет неторопливая река людей из разных концов страны и всего мира. Арбат превратился в московскую гостиную, в творческую мастерскую и художественный салон под открытым небом. Это бесконечная выставка, это непрерывный концерт, это нескончаемый Международный Фестиваль Искусств. Арбатские художники ныне знакомы не только москвичам и гостям столицы. Их работы теперь известны и далеко за пределами страны. Картины, представленные в данном издании, дают некоторое представление о разных манерах, темах и образах из яркой и пестрой арбатской палитры.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"