Карман Владимир Георгиевич : другие произведения.

П.П. Ивасюк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Под покровом темноты вывезли из под носа у фашистов подбитый в воздушном бою истребитель

  
   []  []
  
Павел Петрович Ивасюк. Снимок военных лет и 2015 года.
  
  Летчики-истребители прославлены в стихах и песнях, осыпаны наградами. И это правильно. Романтика и повышенный риск переплетены в их трудной военной работе. Но они на виду, словно верхняя часть айсберга, в то время, когда мощная структура, которая позволяет им сбивать самолеты противника, сокрыта от глаз, погружена в ежедневные рутинные заботы аэродромного быта.
   А ведь, чтобы успешно выполнять свою задачу, летчику недостаточно обладать летным мастерством, отвагой и отменной физической подготовкой. Для боя, кроме всего этого, нужна хорошо подготовленная к полету машина. А уж это задача механика. Потому-то асы и подбирали под стать себе технический персонал.
  
  Павел Петрович Ивасюк был призван в армию 3 июня 1941 года. Его направили в авиационную школу механиков. Там он - деревенский парнишка - впервые в жизни увидел самолет. Последние две недели мирной жизни, вспоминает он, прошли в неутомительных армейских хлопотах. Жили в палатках на берегу озера. Занимались, согласно распорядку специальной и строевой подготовкой, физо, ходили на политзанятия. Война резко поменяла ритм и стиль жизни: палаточный лагерь свернули, переехали в казармы. Были отменены все занятия, за исключением тех, что связаны с обслуживанием самолетов. И этим занимались по двенадцать часов ежедневно. В середине сентября подготовка закончилась и их распределили по эскадрильям.
  Павел Петрович был направлен в 34 истребительный полк 6-го авиационного корпуса ПВО, который располагался на аэродроме Внуково, откуда эвакуировали к тому времени все гражданские самолеты. Перед истребителями стояла задача прикрывать воздушные подступы к столице.
  - Специалисты мы были "зеленые", - вспоминает Павел Петрович. - Да, к тому же, учили нас самолету И-16, а на вооружении полка стояли МИГ-3. Но общая техническая подготовка, конечно, помогла освоиться. Да и в полку было много опытных механиков, которые сразу же взяли над нами шефство.
  
   Линия фронта меж тем неуклонно приближалась к Москве. Летчики полка все чаще вылетали на перехват бомбардировщиков. Возвращаясь, рассказывали о воздушных боях. Пилоты были в полку опытные, с большим налетом, поэтому с фашистами сражались на равных. Благодаря хорошо поставленной воздушной разведке и умению летчиков, нередко налеты удавалось отражать еще на подступах к Москве. Через некоторое время начались бомбардировки аэродрома. Маскировка, - вспоминает Павел Петрович, - была на хорошем уровне. Самолеты прятали в лесу, что был неподалеку от взлетной полосы. И не один из них во время налетов не пострадал. А вот аэродромная обслуга нередко попадала под бомбы. Однажды на его глазах погиб старшина. Немец выскочил из-за леса на бреющем и целенаправленно метнул бомбу в бегущего к укрытию сверхсрочника. Она разорвалась в десятке метров от Ивасюка, и если бы он за несколько секунд до этого не залег, то, скорей всего, задело бы и его. В ноябре фронт находился от их аэродрома в тридцати километрах. Однажды поступила информация, что немецкие танки прорвались через линию фронта и движутся в их направлении. Аэродромной обслуге раздали винтовки и гранаты. Но прорыв ликвидировали. В эти тяжелые месяцы Ивасюк потерял своего летчика. Старший лейтенант Потапов улетел на разведку и не вернулся. Больше о нем в полку ничего не слышали.
  
  А с капитаном Мирошниченко произошла вот какая история. Летчики полка не только вылетали на перехват и разведку, но и совершали боевое патрулирование, отыскивая проскользнувшие мимо наблюдателей самолеты противника. Капитан Мирошниченко был настоящим асом, поэтому нередко летал один в режиме свободного поиска. Однажды он заметил в воздухе шесть самолетов противника, направляющихся в сторону Москвы и связал их боем. В конце-концов враги, истратив на маневры большую часть горючего, вынуждены были повернуть назад. Но и самолету Мирошниченко досталось: он был весь изрешечен пулями. Летчик совершил вынужденную посадку, едва дотянув до нейтральной полосы. Шасси не вышло, и самолет пришлось сажать "на брюхо".
  Вечером он связался с полком и сообщил, где находится самолет. Машину надо было забрать до утра, потому что он был хорошей целью.
  
  В экстренном порядке создали бригаду, куда включили и Павла Петровича. Когда начало смеркаться на нескольких машинах - бортовая, компрессорная, тягач - выехали в указанный район. Неподалеку от места аварийного приземления их встретило боевое охранение пехотной части. Проводило на передовую. Сначала к самолету выдвинулась разведка. Солдаты осмотрели местность, заняли боевую позицию на случай, если вдруг появятся немцы. Когда поступила команда начать движение, машины без огней осторожно двинулись в сторону немецких позиций. Где-то неподалеку шел бой. Иногда снаряды, уклоняясь в сторону от цели, ложились неподалеку от колонны. Под самолет подложили надувные мешки и накачали их воздухом. Когда фюзеляж поднялся над землей, под него подвели ложные шасси, катки, предназначенные для транспортировки самолета на буксире, и тронулись в обратный путь. Когда достигли расположения наших войск, уже начало светать.
  Потом самолет долго ремонтировали - заделывали пробоины, перебирали двигатель. Однако в строй он, благодаря техникам, вернулся и еще повоевал. Как и многие другие самолеты, которые ремонтировали и готовили к полетам в любых условиях. Трудней всего было делать это зимой. В морозы. А наивысшее напряжение боев под Москвой как раз пришлось на декабрь 1941 года. Этот военный период жизни Павла Петровича отмечен медалью "За оборону Москвы".
  Потом были другие места службы. Приходилось обслуживать ему и технику, поставляемую по ленд-лизу, и отечественные истребители ЛА-5, а после окончания войны и реактивные машины. Интересный факт - орден Красной Звезды Павел Петрович получил уже в мирное время за освоение реактивной техники. А среди его боевых наград медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией", "За победу над Японией".
  После войны Павел Петрович сдал экстерном экзамен в харьковском военно-авиационном техническом училище и стал офицером, ушел в запас майором.
   []
   Это снимок из окружной газеты, появившийся послед награждения Павла Петровича орденом Красной Звезды. Подпись: Инженер эскадрильи коммунист капитан технической службы П. Ивасюк отлично знает авиационную технику. Свои опыт и знания он успешно передает молодым летчикам.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"