Вот, умру, и меня не будет... Ничего не будет... Лопух на могиле вырастет...
Вот, лопух.
А еще, молекулы, атомы, частицы...
Что-то останется, правда!
Смерть человека не устраняет Вселенную с ее химией, физикой, биологией, целесообразностью, если угодно...
Ну как не разумная!
Мы же мыслим. Ну, хоть, Декарт мыслит и существует. Правда, ну как может пропасть мысль из себя самое? Уничтожить саму себя,- это, ведь из области сознательных преступлений, которые на поверку все вынужденные, потому и себя объясняют, доказывают, доносят...
Думающий человек умирает, но дважды два остается равным четырем, а не пяти, не обращая внимания на все травмы "подпольного человека". То есть, логика Вселенной, в которой сопряжены процессы жизни и смерти остается неизменной. Ну, вот, рост лопухов такой же...
Почему мы должны ожидать радикальных изменений в наше отсутствие?
Итак, бытие будет, даже в смерти. Парменид более последовательно утверждал: бытие - есть, подразумевая, конечно, мыслимое бытие, тотальное, без пустот и явленное себе. А небытия нет, мы про него ничего не знаем, и, зачем же здесь фантазировать мыслящему человеку? Или мы надеемся существовать вне мысли? Все наломанное, недодуманное бросить тут, и как-нибудь, бессмысленно обнаружиться там? М-м?
Далее, вот, эта человеческая, перспективная (в отличие от социализированных насекомых) публичность. Предполагающая активное и интерактивное отношение к прошлому посредством формирования опыта, как некоторого архива с разнообразными точками доступа в виде событий, впечатлений, практик, артефактов и соответствующим интерфейсом, позволяющим вести тщательное разыскание с применением всех новейших технологий... Легко ли здесь спрятаться, тем более исчезнуть? Возможно ли?
Допустим, публичность суть диалог с другими людьми, как же мы можем прекратить его в одностороннем порядке?
Можно ли, что-либо просто выбросить из сознания?
Слушайте, спросите об этом психологов...
2. Существует простая версия Страшного Суда - Встреча.
Человек верующий или не верующий не выпадает из бытия, отнюдь, но,- сталкивается с ним в полной мере.
Греки, кстати, допускали возможность подобной встречи при жизни, где-нибудь в лесу... Гуляет себе человек, отдыхает, вдруг, ветер, шум, какие-то лики беспорядочные. И навалилось, -
И горних ангелов полет
И гад морских подводный ход
И дольней лозы прозябанье...
А еще, рождение и умирание растений и животных, воочию, безумие и красота дикой природы, радость, надежда, боль, человеческие беспорядки и откровенные гадости, небо и земля и звезды - все, во всем мире и "в одном флаконе" и на эту голову...
Жесть! Точнее, Пан! Старый, козлоногий, гномообразный сминающий все в кашу...
И последующее горькое помешательство.
Мы знаем немного, растем в неведении, осваиваем свое тело, потом комнату, квартиру-дом, затем, понемногу, притормаживаемые родителями, выбираемся в окружающий мир с его взрослыми практиками и возможностями. Со временем, так или иначе, возвращаемся в неведение уютное, в меру комфортное или, даже не комфортное, но понятное, обозримое, насиженное и нагретое, - обжитое, - свернуться, значит, калачиком своего потрепанного, психосоматического, социально-патриотического, в меру индустриального тела. И спать. Дремать. Напевать тихонечко мелодию... Слушать ветер и непогоду за стеной... Там кто-то кого-то насилует, а может и убивает. Не пойму. Кашляет, харкает сердешный... А, все одно лечится не будет... А где ему лечится-то, врачиха уволилась, а в город ехать денег нет... Помрет, наверное... А все помрем!
"Что стоишь, качаясь, тонкая рябина!"
Молодые, когда они перебесятся уже!
Внешняя жизнь есть всегда. Всякий космос (порядок) располагается в хаосе, - это справедливо и для порядка душевной жизни. Это можно отрицать, оспаривать, но нельзя не помнить. Убийца нет-нет, а вспомнит убитого. Насильник,- свою жертву. Вор - ограбленного, лжец, - оклеветанного. Ближние и дальние, знакомые и не очень придут и встанут в каком-либо виде и изложат полную версию имущественных дел и процессуальных решений, напомнят юношеские глупости и детские досадные шалости, а также много, очень много неиспользованных возможностей и кучу пропавшего, бездарно потраченного и сгинувшего времени. Вы, правда, никогда об этом не задумывались? "Придется вспомнить!"- как утверждают некоторые следователи.
По некоторым данным, нас ждет грандиозная встреча всех со всеми. (Мф. 25.31-32, Откр. 20.13, Иоиль 3.14.)
Евангелия предупреждают, что подобное "расширение сознания" совершенно непереносимо для неподготовленного человека и, потому, предлагают инструменты спасения, как-то прижизненный суд, милосердие, добрые дела и, конечно, заступничество Иисуса Помазанника, поставленного в мире "печью огненной" (Быт. 15.17) для всех грехов, отданных Ему вовремя, а лучше незамедлительно, для полного уничтожения.
Впрочем, здесь, тема небытия присутствует, обнаруживается...
3. Расследования Алексея Навального вырывают человека из "властной затененности" во всеобщее обозрение-призрение. Затененность, притаенность, особая выверенная избирательная публичность, составляет важнейшую прерогативу власти, обеспеченную, конечно, "монополией на насилие" цензурой, эффективным судопроизводством, собственно, всей мощью мобилизованного авторитарного сообщества. Все эти средства помогают удерживать "завесу" скрывающую от оппонентов и папарацци практику принятия решений и частную жизнь доверенных лиц. Впрочем, по-человечески, там, за завесой, принципиальных новостей нет.
"Дано мне тело и что с ним делать?"
Ну, есть некоторая прикладная атрибутика в виде гектара качественного леса, береговой полосы, экологичного озера... Ну корты, спортзал, сауна... Тир какой-никакой... Горки американские для малышей. Вертолетная площадка, электростанция, бункер на всякий пожарный случай. Дом для прислуги. Гаражи. Полы везде сделал теплые, под мрамор, чтобы мама не чихала. Много гостевых, спальни, туалеты, душевые, чтоб для друзей - всегда! Себе поставил два интересных унитаза напротив,- иди сюда, покажу! Прикольно, а! И в зеркало можешь смотреть, - пусть будут, мне нравится!
Ну, а на публику, такое, знаете спокойное, радушное и ответственное выражение лица. Простой, опрятный костюм из хорошей ткани. Экскорт. Охрана. Связь. Ничего лишнего!
Современная российская элита, приближенная к власти, отделена от населения по обычаю Персидского двора V-III века до рождества Христова,- простолюдин да не войдет! Да не узрит под страхом смерти! Почему? Зачем такой страх перед лицами соотечественников? Чем опасна публичность?
Что такое публичность?
Я думаю, что в российском политическом пространстве смешиваются два разных значения.
Публичность как известность, популярность, которая делает имя человека фактором повседневной жизни,- социальный капитал, способный со временем работать автономно и передаваться по наследству, делегироваться самым различным людям, которые получают возможность жить-быть на имеющейся публичной платформе.
Другая публичность суть бытийная ответственность. Пример,- событие хорошего врача, адвоката, священника, учителя, механика, которое всегда начинают привлекать людей и оборачивается повышенным спросом, а значит, очередью, неурочными работами, сжиманием личного пространства и времени, наработанными психосоматическими дефектами, собственно, осмысленной и добровольной каторгой, поскольку именно эта положительная помощь открывает нужду, много нужды, боли, страданий, принимаемых близко в самых различных сочетаниях, лицах, возрастах. Они словно выходят из тени, из скудости, нищеты, забвения, из унизительной и неопрятной своей повседневности на свет Божий с надеждой. Это что-то непоправимое и непереносимое в своих объемах и качествах. Вечное. То, что встретил Христос и понес, сразу, в Галилее с немногими учениками, так, что им и хлеб некогда было есть, а родственники рассудили просто,- Он сошел с ума.
Итак, публичность, как все человеческое раскалывается на потребительскую известность и ответственное служение многим.
Первое,- шарм, мода, удачный пиар, популярность и все более жесткая дистанция к оппонентам, возведение границ.
Второе,- крест, дьякония и открытие человечества в полной мере.
4. Пространство интернета можно охарактеризовать как совместность телевизионного и радиовещательного коммуницирования в реальном времени с функцией неограниченного доступа к информационным ресурсам. Собеседники в Сети, даже сидящие за одним столом, способны видеть и слышать друг друга в различных ракурсах, и, одновременно, быть экспертами, проверяя и анализируя информацию. Оброненная фраза, довод, комментарий, случайный снимок, покупка, перелет,- могут быть привлечены в качестве аргументов спора, беседы... Технологии поиска и пользования информационными ресурсами бурно развиваются, мы переживаем революцию, которая формирует серьезный конфликт поколений. Взрослые, грамотные люди чувствуют себя беспомощными, просто не успевают в цифровом мире, с другой стороны, молодые, оснащенные и продвинутые пользователи, используют Сеть как сферу потребления и выражения эмоций. Пространство Интернета воспроизводит возможности Большого Города.
Умелый человек со вкусом и культурными навыками легко найдет здесь множество источников, полезных материалов и платформ для их обсуждения, другой, какой журналист или даже депутат поспешит к скандалам, клоакам и педофилам. Впрочем, эти возможности наличествуют для каждого отдельного "пользователя". В интернете, собственно, все как в евангелии,- где сокровище Ваше, там и сердце Ваше... Таким образом, образом эти новшества требуют не только технических навыков, но и переосмысления ценностей, этических понятий, таких как репутация, приватность, безопасность и человеческое действие, конечно. Хлопотно, "стремно" а что делать? Выслушаем, еще раз эти слова
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
(Матф.5:14)
Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
(Лук.8:17)
Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:10)
Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.
(Лук.12:3)
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, (Интернету?) чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету,( Интернету?) дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.
(Ин. 3.19-21)
Добро пожаловать в Цифровую Эпоху!
5. Библейский царь Давид, успешный полевой командир, харизматичный политик, поэт, пророк, псалмопевец в какой-то темный и скушный момент своей жизни воспользовался женой своего подданного, затем попытался
легализовать образовавшуюся беременность, призвав с фронта ее мужа на каникулы... Урия-хетт показал себя славным, но упрямым солдафоном. Обласканный царем, он не пошел домой, к жене, но заночевал в походных условиях прямо у стен дворца со своими людьми.
Давид предпринял еще одну попытку мирного решения проблемы, в ход пошли обильные возлияния, алкоголь...
Не помогло. Этот парень упорно избегал встречи со своей прекрасной женой по соображениям воинского товарищества, верности царю и еще черт знает, чего...
Давид вздохнул и отпустил его к месту дислокации, сам же обратился за помощью к военному министру, славному Иоаву, другу семьи, который скоро сообразил и организовал убийство подчиненного. Он же составил замечательную должностную инструкцию, которой снабдил вестника, отправлявшегося со сводкой новостей в столицу,- мол, дела идут неплохо, компания развивается, но есть некоторые потери, можно сказать значительные...
Царь, конечно, возмутиться, придет в благородное негодование,- как так! Разве можно терять наших людей? Зачем вы подошли близко к стенам города? Почему не организовали прикрытие и отход?
Тут-то ты ему и скажи негромко,- Урия-хетт погиб несчастный...
Царь и успокоится.
Важно, что весь этот, правда, неприятный эпизод, оставался в ведомстве узкой группы лиц, очевидно, мало тяготил Давида, да и забылся бы вскоре,- знаете, государственные дела, люди, поручения,- хлопоты-заботы, весла-галеры... Потом, незаменимых людей, все-таки нет. Лес рубят - щепки летят! По сравнению с мировой революцией... У великих людей - великие и пороки... Короче, Бог - судия, помазаннику своему!
Пророк Нафан жестко сворачивает всю эту лабуду к простой Моисеевой реальности, - слушай, ты убил человека, за то, что жену его совратил. Ты должен умереть, брат.
Важно, что Давид услышал. Это очередное библейское чудо, настоящее схождение Благодатного Огня. Царь неделю лежал на пепле без еды и привычного питья в надежде вымолить спасение ребенку Вирсавии. Не вышло.
Прелюбодеяние обернулось ложью, дурным примером и несколькими трупами. Но сим и закончилось. Давид, разоблачившись от венценосных одежд, сумел повернуться к Богу и к базисным человеческим ценностям Синайского Завета. Получил прощение, жизнь, царство, жену, наследника... И передал свои переживания в 50 псалме.
В этом смысле у великих людей, действительно, великие пороки, но признаваемые при жизни, а для человека власти - публично. Здесь может выйти совсем неплохая история. В противном случае, нечто ужасное.
Жил один богатый человек. Он одевался в пурпурные одежды и тонкий лён, и каждый день устраивал великолепные пиры. Жил по-царски. Ага!
Я думаю это возможно. Человек может каждый Божий день "пировать блистательно" но недолго. "Розовое употребление" алкоголя, наркотиков при самой лучшей организации продолжается не более трех-пяти лет,- это, извините грубые факты, впрочем, после этого срока может длиться и развиваться проблемное употребление, во время которого человек уже ведет борьбу с собой, с веществами и дозировками, комбинациями, специалистами, врачами, экспертами. Правоохранительные органы в нашем случае не задействованы, точнее помогают организации и проведению пиршественного образа жизни.
Пророк Нафан? А зачем? У нас есть другой Нафан, который все понимает, утешает, поддерживает, закусывает и объясняет к вящей слове Божьей. Басовитый, видный, языкатый, все как надо.
Совесть? Какая совесть? У меня хлопот полный рот. Ну, бывает неважное настроение, недомогание, частенько, особенно в последние дни, но всегда можно растопить баню, выехать с друзьями на охоту, позвать девочек... Докторов на худой случай. Как, полегчает, я с ними в карты перекидываюсь, на кон, что поставишь, бывало, - у них азарт, до драки, а мне смешно!
Так жить можно довольно долго, не то, чтоб беззаботно, но сносно и вполне бессмысленно.
Нищий Лазарь в струпьях на псарне сидел и сидел, примелькался; я его давно и не замечал. А тут, смотрю, умер, выносят... Почему-то запомнилось мне...