1."Мир вам!" - первый возглас Воскресшего Христа. (Лк. 24.36.) О чем, собственно говоря речь?
В мире будете иметь скорбь... Не молю, чтобы Ты их взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Царство Мое не от мира сего...
Тем не менее, "входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то ваш мир придет на него" (Мф.10.12-13.) А, если не так,- негостеприимный дом начинает движение по направлению к Содому и Гоморре.
С другой стороны, есть серьезные предупреждения о бедствиях, о конфликтах, которые пройдут через семьи (Лк. 12. 49 - 51.)
И что же? Анархо-большевитская деконструкция мирового порядка или настоящий нео-православный джихад не чужды логики евангелий?
Попробуем разобраться. Сейчас, обратим внимание, что возглас Христа, обращен к собранию свидетелей, к тем, которые начали говорить и осмыслять свои встречи с Воскресшим. (Лк. 24.33-36)
Выговаривать.
Павел подчеркивает языковый феномен собственной Вести. "Горе мне, если я не проповедую!"
Возможно, это связано с опытом древней глоссалии. (Деян. 11.44-47.)
И соответствующих даров. (Римл. 10.17.)
Видение мира и перспектив человечества умалчивающих Евангелие, будет другое. Мы будем говорить об этом.
2. Исходное звучание слов: мир вам! - шалом алейхем. И здесь, конечно, Второзаконническая традиция Моисеевых обетований Израилю.
После сорока лет пути в пустыне пророк еще раз формулирует Завет жизни с Богом.
- ваши странствия могут быть завершены.
- земля, которая перед вами, добрая, благодатная; вы, вполне можете захватить и удержать ее
- но, только при соблюдении Синайского завета, как основополагающего, развивающегося правового и морального корпуса законов и правил вашего общежития
- в противном случае вы не удержите мир, получите внутренние и внешние конфликты, ввяжетесь в войну, в которой потерпите сокрушительное поражение, потеряете эту землю. Будете вышвырнуты вон.
- итак, у вас есть выбор. Некоторая основополагающая стратегия. Жизнь с Богом в этой земле, на удивление народам, либо дрязги, войны и тяжелейшие лишения невесть где. Благословение и проклятие, как формулирует Моисей. Мир Божий,- Шалом, - цель и награда народа Божьего, которые Израиль призван раскрыть, построить и доставить народам, как древнее обетование сотрудничества Творца и всего творения, в котором Небо и Земля, опять со - гласно пойдут вместе...
Очевидно, это большая программа, на многие времена, не отменяемая частными неудачами, а то и срывами истории, полагаемая в мире, полном другими человеческими намерениями.
Этот возглас псалмопевца, - просите мира Иерусалиму, - мира городу Мира, характерен.
Также эти "неумирающие" арабо-израильские приветствия,- шалом и салям алейкум, перспективно вынесены далеко за пределы обозримого времени.
2.Жизнь по Завету, - жить вблизи Всемогущего (Втор. 4.7.), - потребовала от людей "сверхчеловеческих усилий", - об этом свидетельствует история пророков. Завет упрощался, извращался, разменивался в модных "своевременных" культурных и политических тенденциях, в которых народ "удалялся" от Своего Бога в некоторые "джунгли". (Ср. Быт. 3.8 -9.) Пророки,- люди Завета, способные провозглашать и проповедовать Закон Божий своим современникам. Они же, - мученики.
Уже Моисей в декалоге обозначил, что так называемые общеупотребительные "хорошие вещи" в виде физической и военной силы, исключительной либидозности и большого имущества должны быть жестко ограничены правоприменением. В противном случае преимущества претворяются в самостоятельные цели, которые мучают и убивают одержимых ими людей. Вне определенной культуры безопасности эти вещи заразны. Другой распространенный способ злоупотребления Заветом,- "внутренняя приватизация" слова Божьего определенными социальными группами. Выпасание самих себя, драгоценных, и повелевание - окормление прочих, бедных, невежественных, да и проклятущих. Ну и соответствующие художественно - театральные репрезентации. Флаги, трибуны, мавзолеи. Лицевые выражения.
Пророки резко выступают против злоупотреблений Заветом. Очень резко, опять таки, без выслушивания соответствующей лексики и тембра, невозможно оценить энергетику пророческой Вести.
- священник и пророк идут, шатаются, спотыкаются, бормочут, лепечут,- обрывки слов
- эй, вы на стене города, будете испражнения свои есть и мочу пить, зачем вам это?
- храм ваш,- разбойничий притон; Я открою ваши мерзости.
- пройди по всему городу, по Иерусалиму, и начерти знак на лбу у тех людей, которые плачут и скорбят обо всех мерзостях, что там творятся. Ступайте следом за ним по городу и убивайте, не жалея никого и не щадя, убивайте и уничтожайте стариков, юношей и дев, женщин и детей - но не трогайте ни одного из тех, на ком будет этот знак! С Моего Святилища начните.
- Нет мира нечестивым,- говорит Господь Бог, -
и провозглашают мир малому остатку заинтересованных людей.
Пророческая версия Завета открывает необходимость донесения и переоглашения заповедей в каждую новую эпоху, поскольку меняется мир и меняется человек. Завет пророков, таким образом, всегда Новый Завет.
Грандиозную картину мировых изменений мы находим у Даниила. (7.1-8.) Там же, намечается радикальное изменение в положении людей.
(Дан.7 9-14.)
3.Новый Завет Иисуса Христа, собственно представляет и развивает пророческий концепт мира Божьего у Иоанна Крестителя.
Мир евангелий, также "на водах". Подвижен. Противоречив. Славен и трагичен. Человечество призвано построить "дом" для совместного проживания с Небесным Отцом. Эта обитель должна быть устроена "на камне" ввиду разлива многих вод. (Мф.7. 27.) И открыта для самых разных людей, - евреев, язычников, евнухов, прокаженных, осужденных, погибших... (Ис.53.12.)
Это немыслимое дело, надо отдать себе отчет. Человечество сейчас, как и в прочие времена разделено, приземлено и не имеет возможностей ни к всеобщему миру, ни к полноценному сотрудничеству, ни к взаимопониманию. Лучше объединяется для грабежа, для убийств, для срама, конечно. Для свободного производства нечистот. Получаются краткосрочные взаимные сопереживания героям, артистам, спортсменам. Откровенным прохиндеям. Удачливый и наглый вор, вообще красавчик! Шалун - говорун. Впрочем, путинская Россия, опять впереди планеты всей с новыми педагогами, воспитателями с боевым опытом и снятыми судимостями. Креативненько!
И какой тут ближайший мир?
4.Время в котором мы живем, рельеф, перспективная и ближайшая история, усвоенный эпохальный климат становится нашим наследием. Даже наши грехи, - ими мы в первую очередь нагружаем детей. Некоторый молодой человек, однажды, ужаснулся этого, прибежал к Иисусу, упал в ноги.
"Учитель Добрый! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"( Мк.10.17.)
- Что тебе делать? Соблюдай заповеди.
- Я соблюдаю! Не помогает!
- А ты хороший парень, думаешь не только о себе. Если хочешь быть совершенным, оставляй сейчас все, приходи, следуй за Мной. Так увидишь, как можно спасти мир. По - другому, не получится...
Слышишь! Ну куда ты? Напортачишь опять, еще больше!
- Тихо-тихо. А Я говорю, придет!
- А мы? Мы оставили все и идем за Тобою, что будет с нами?
- В Иерусалиме, все увидите! Сами встанете в Начало и в Нем будете безбоязненно говорить.