Аннотация: Версия автора что есть первовещество и в чём заключается Великое Делание.
Казанский Юрий Константинович
Ч Т О Е С Т Ь А Л Х И М И Я ?
2010 - 2015 г.
Содержание
Глава 1. Почему у меня изменилось представление об алхимии
Глава 2. Алхимия - краткое описание и терминология
Глава 3. Первоматерия
Глава 4. Огонь в алхимии
Глава 5. Стадии Великого Делания
Глава 6. Сурьма в Великом Делании
Глава 7. Трансформация Адепта. Тело славы
Глава 8. Кое что о тонких телах человека, тонкой энергии и человеческой психике
Приложения
Приложение 1. Фрагмент книги Николая Морозова 'Роджер Бэкон'
Приложение 2. Фрагмент книги Г. Дюрвиля 'Призрак живых'
Глава 1. Почему у меня изменилось представление об алхимии
Алхимию я раньше считал предшественницей химии и чем-то вроде засекреченной химии. Ведь понятно, что с помощью химических реакций добиться трансмутации химических элементов невозможно, это можно сделать лишь с помощью ядерных реакций синтеза и деления, в то время как химические реакции идут по внешним электронным орбитам атомов путём приёма-отдачи электронов и ядра элементов не затрагивают. А вот получить химическим путём вещество, по виду похожее на золото, можно, например пирит, он же 'золото дураков'. Пирит, природный минерал, с виду - настоящее золото, а на самом деле - сульфид железа (FeS2) - железный колчедан. Начинающие старатели часто собирают пирит, принимая его за золото. Или нитрид титана (TiN). Металлические предметы, покрытые тончайшим слоем нитрида титана выглядят совсем как золотые, но золота в них нет вообще. Нитритом титана покрыты купола восстановленного храма Христа-Спасителя в Москве, и мало кто знает, что они вовсе не золочёные.
Я с удовольствием читал книги об алхимии, воспринимая их как некую разновидность художественной литературы - красивую романтическую сказку о научном поиске, а ещё как авантюрные романы о химиках-аферистах. Справедливости ради надо сказать, что иногда попадались книги, в которых авторы утверждали, что цель алхимии - трансформация самого человека, а превращение неблагородных металлов в золото - лишь побочный эффект, который используется для проверки - удалось ли совершить Великое Делание. Но таких книг было мало. Основная масса книг говорила именно об изготовлении золота.
Читал я книги именно об алхимии, а не алхимические трактаты, во-первых, потому, что алхимические трактаты трудно найти, и, во-вторых, из-за того, что алхимические трактаты очень сложно понять. Однажды я прочёл 'Химическую свадьбу Христиана Розенкрейца', её напечатали в журнале 'Наука и религия' в конце 1980х или начале 90х годов, и убедился, что мне совершенно непонятны аллегории, которыми изъясняются авторы этих трактатов. (Справедливости ради надо сказать, что и современники авторов трактатов тоже мало кто понимали эти аллегории, в противном случае успешные алхимики толпами бы ходили.) Но однажды мне попала в руки книга Олега Фомина 'Сакральная триада' и у меня произошло озарение.
Сначала я обратил внимание, что Фомин пишет, что авторы алхимических трактатов всё время смешивают субъект и объект.1 Я помнил, что субъект - это тот, кто производит действие, а объект - тот (то), над кем (чем) производится действие. Следовательно речь идёт о воздействии на самого себя - о самотрансформации.
Далее, как пишет Фомин, большинство алхимических трактатов написано европейцами, а Европа исповедует христианство, поэтому все алхимические трактаты пронизаны христианской символикой.2 И затем Фомин сообщает, что описывая сухой путь Фулканелли пишет, что весь процесс протекает в глиняном сосуде. Я вспомнил, что до этого читал в нескольких книгах, что алембик для Великого Делания алхимик изготавливает из глины, хотя можно использовать и стеклянный сосуд.
Одно сложилось с другим, и я понял, о чём идёт речь.
Согласно христианской мифологии бог сделал человека из глины (некоторые источники уточняют, что из красной глины, отсюда - термин 'красный адам', означающий, по видимому, физическое тело), в православии человека называют сосудом скудельным, т.е. глиняным сосудом по старославянски, и поэтому глиняный сосуд - само человеческое тело, а его содержимое - тонкие тела человека. Эти тонкие тела и есть первоматерия, с которой происходит трансформация и в результате получается философский камень - сам человек с полностью раскрывшимися паранормальными способностями - богочеловек. Психика и интересы у такого человека, возможно, тоже изменятся. Но, возможно и нет. Не зря же адепты3 настаивают на сохранении тайны. Значит, человек, овладевший техникой самотрансформации, может обрести силу и власть не изменившись при этом психически и интеллектуально, и его взгляды на жизнь, все его пристрастия, заблуждения и предрассудки останутся на месте.
После этого озарения я стал искать алхимические тексты и нашёл их довольно много в интернете.
Золото, полученное алхимическим путём - это человек прошедший самотрансформацию, ставший адептом. Идрис Шах пишет о церемонии посвящения суфиев: '...Жёлтый, продолжает ритуал, есть цвет золота - алхимии Совершенного Человека, очищенного до такой степени, что он становится подобен золоту.' (Идрис Шах, 'Суфизм'.)
Мне стало понятно, почему алхимики пишут, что первовещество широко распространено, дёшево, его всегда легко найти, оно всегда у человека под рукой. Что у человека всегда под рукой? Он сам. И совершенно бесплатно. Я понял, что алхимия это - наука о самотрансформации человека и то, что аллегорически описывается как химические реакции в сосуде в печи, на самом деле - процессы, происходящие с человеком под действием психофизических упражнений.
Позднее, в Философских обителях Фулканелли я нашёл интересный абзац на эту тему:
'Кессон 3. - На капители изящной колонны изображение змея Уробороса. Этот любопытный барельеф украшает подпись:
.NOSCE.TE.IPSVM.
то есть латинский перевод греческого изречения на фронтоне знаменитого храма в Дельфах:
????? ???????
Познай самого себя
В ряде древних манускриптов мы встречали следующий парафраз этого изречения: 'Вы, желающие познать камень, познайте прежде себя, тогда познаете и его'. Этим основанным на аналогии законом задаётся ключ к тайне.' (конец цитаты)
Т.е. соискателя прямо направляют на исследование и развитие своей психики и организма.
Если же говорить о философском камне как о камне-веществе, то, я думаю, что это вещество с большой энергоинформационной ёмкостью, хорошо удерживающее энергоинформационный заряд, наложенный на него адептом при изготовлении. Такая трактовка объясняет, почему у разных адептов философский камень обладал разной силой (количественно), и объясняет существование 'герметических философов' - людей, знающих тайны алхимии, но не изготавливающие философский камень - они не изготавливают философский камень, так как не могут создать в нём энергоинформационный заряд - они не прошли самотрансформации и поэтому не смогли стать адептами.
И ещё. По описанию, философский камень очень похож на канифоль и янтарь. Есть некоторые отличия, которые можно устранить добавлением каких-то веществ. Философский камень описывают так: Камень стекловидный, полупрозрачный, тяжёлый, тёмно красного цвета, по другим описаниям - жёлто-оранжевого (шафранного) цвета, плавкий как воск или масло. Камень размалывали в порошок (тяжёлый, тёмно-красный или шафрановый), и получали пудру проекции.
Канифоль и янтарь хорошо удерживают энергоинформационный заряд, а со специфическими добавками, возможно, их энергоинформационная ёмкость станет ещё больше.
После этого озарения я стал обращать внимание и на другие подобные вещи и читать доступные алхимические сочинения, в интернете их нашлось немало.
Позднее, когда я прочёл книгу Фулканелли 'Философские обители' то сразу заметил, что в уже предисловиях к французским изданиям (их три), написанных учеником Фулканелли Эженом Канселье прямо говорится о том, что алхимия - это не работа с химическими веществами и обычным огнём, а работа с тонкими телами человека и энергиями. И сам Фулканелли пишет об этом намёками, не так прямо, как Канселье, но он прямо указывает, что алхимия не имеет никакого отношения к химии, что все химические процессы в алхимических книгах - всего лишь аллегория других, нехимических процессов. И ещё Фулканелли пишет, что адепты не имеют никаких заслуг перед химией.
Фулканелли пишет, что развитие химии обеспечили своими открытиями пафферы, т.е. лжеалхимики, которые воспринимали алхимические тексты буквально и проводили химические опыты в надежде получить философский камень и золото. Паферы делились на спагириков и архимистов. Разница между спагириками и архимистами невелика - спагирики отдавали предпочтение органическим веществам, получаемых из растений и животных, в том числе и из человека, а архимисты отдавали предпочтение неорганическим веществам работая с минералами.
Часто авторы, пишущие об алхимии, не различают алхимиков и лжеалхимиков и мешают их сочинения в одну кучу под названием 'алхимия', однако при внимательном изучении этих трудов легко отличить алхимические и пафферские сочинения. Например книга 'Собрание различных достоверных химических книг, а именно Иоанна Исаака Голланда рука филозофов, о Сатурне, о растениях, минералах, кабала и о камне филозофическом' приводимая в книге Николая Морозова 'Роджер Бэкон'4 (приложение 1) - типично пафферское сочинение, хотя по мнению Морозова и автора трактата это - 'алхимическая' работа. А вот 'Химическая свадьба Христиана Розенкрейца' - типично алхимический трактат. Как расшифровывать алхимические трактаты - читайте у Фулканелли в 'Философских обителях' и у Роберта А. Уилсона в книге 'Космический триггер' на примере расшифровки книг Алистера Кроули, который шифровал свои книги как настоящий алхимик, хотя алхимиком себя никогда не называл. Цитата из книги Роберта А. Уилсона приводится в этой книге в конце главы 5 Стадии Великого Делания, т.к., хотя она хорошо подходит под темы и этой и 5й главы, там она более уместна, т.к. речь в ней идёт об энергетических практиках. Хороший пример шифрования информации приводит Эдвард Пич (Офиель) в книге 'Астральная проекция':
'Например, в собрании сочинений Парацельса есть описание создания гомункулюса, искусственного человека, из элементов как таковых. Все считали, что это означает создание маленького физического человечка из воды, земли, огня и воздуха, натурального человечка в пробирке. Даже великий писатель Сомерсет Моэм в романе 'Маг' описывает, как его герой Оливер Хаддо создаёт маленького уродца в бутылке.
Итак, чтобы разобраться в чём дело, требуются большие знания в области оккультизма. Легенда о гомункулюсе является прекрасным примером скрытого оккультного знания, которое так поражает начинающего, пока он не начнёт его понимать. Какой настоящий смысл у этой легенды Парацельса? О чём он говорит? Я расскажу Вам, что это значит, но пока Вы не сможете сами этого проверить, поверьте мне на слово. Потом, когда Вы будете работать с этим, Вы будете ЗНАТЬ и Вам не нужно будет никому верить.
РЕЧЬ ИДЁТ О СОЗДАНИИ ТЕЛА ИЗ МАТЕРИАЛА СЛЕДУЮЩЕГО ПЛАНА !!!
Эта работа является частью метода Тела Света, который идёт у меня под номером 3 в списке методов проекции. Эта легенда означает, что Вы можете научиться создавать 'тело' из материала следующего плана и переносить в него своё сознание. Таким образом, Вы сможете делать на следующем плане очень многие вещи, находясь в этом теле. Вы сможете также влиять на обстоятельства и события физического плана, действуя в нём с эфирно-астрального плана. Это влияние осуществляется не путём прямого воздействия, а в соответствии с законами физического плана, имеющего свой естественный порядок.
Думаю, Вы понимаете, что если бы ВЫ НЕ ЗНАЛИ ХОТЬ НЕМНОГО об оккультизме, то Вы, во-первых, не поняли бы, о чём говорит Парацельс, и тогда либо отбросили бы всё это как глупость, либо попытались бы создать человечка в пробирке, как это делали многие в прошлые века. В любом случае Вы бы полностью разочаровались в оккультизме.' (конец цитаты)
От себя могу добавить, что Парацельс был алхимиком.
Алхимические трактаты имеют два уровня сокрытия информации. В них говорится о королях, паломниках и т.п., которые купаются, переодеваются, умирают, воскресают, других людях, драконах, львах, воронах и других животных и птицах разного цвета, совершающих какие либо действия, растениях. Люди там путешествуют в зелёную страну, совершают паломничества, делают какую-то 'женскую работу' занимаются 'детской игрой' и т.п. Всё это первый уровень сокрытия. Всех этих персонажей и их действия истолковывают как химические вещества, действия, совершаемые с ними, и химические реакции. Например, 'женская работа' то же самое что и 'детская игра' и означает варку, т.е. нагревание алембика, с содержащимся в нём веществом, в атаноре - алхимической печке. Это второй уровень сокрытия информации. Под химическими веществами и реакциями срывается что-то другое. Я считаю, что речь идёт о тонких телах человека и психофизических упражнениях.
Фулканелли в 'Философских обителях' пишет: 'Известно, что алхимия опирается на физические превращения, которые осуществляет дух; под духом понимается некая исходящая от божества универсальная сила (dynamisme universel), поддерживающая жизнь и движение, вызывающая их прекращение или смерть, обеспечивающая развитие субстанции (?volue la substance), которое и определяет собой всё сущее. <...> Пока же достаточно знать, что дух, универсальный агент, представляет собой в Делании основное неизвестное, определить которое означает добиться полного успеха.' (конец цитаты) По моему ясно сказано о работе со своим духом, а не с какими-то внешними веществами.
Почему в алхимических трактатах в качестве аллегории выбрана химия? Думаю из-за того, что в старину многие воспринимали химию как волшебство. Как может обычный человек, не сведущий в науках, но зато невежественный и обременённый массой суеверий воспринимать химические реакции? Смешиваются две бесцветные жидкости, а смесь получается окрашенной, или окрашенные жидкости меняют цвет. Смешивают жидкости, а на дне сосуда образуется осадок. Кладут в жидкость твёрдое вещество и из него начинают выделяться пузырьки газа. Явное колдовство.
По поводу туманного языка адептов и изменения сознания у меня имеются кое-какие соображения. Из собственного опыта могу сказать, что сознание человека меняется в процессе поиска и познания. И, возможно, именно поэтому адепты пишут туманным языком, заставляя соискателя думать и искать, т.е. в конечном счёте, развиваться. В процессе поиска и познания постепенно меняются представления человека - исчезают предрассудки, мифы сначала сменяются другими мифами, а потом и вовсе исчезают, и, в конце концов, человек относится к текущим представлениям просто как к дежурной гипотезе, в которую в любой момент можно внести изменения или вообще заменить, если она противоречит новым фактам. Особенно в этом укрепляешься после знакомства с теоремой Гёделя. Поскольку в России большинство людей о ней не знают, приведу краткое описание.
В 1931 году швейцарский математик и логик Курт Гёдель доказал теорему неполноты, которая была в последствии названа теоремой Гёделя. Из этой теоремы следует что:
- в любой формальной системе можно сформулировать утверждение, которое внутри этой системы невозможно ни доказать, ни опровергнуть;
- любая система взглядов (всё равно каких - религиозных, философских, социальных, физических, математических и т.п.) основывается, как минимум, на двух постулатах (или догматах, кому какое название больше нравится), которые в рамках этой системы невозможно ни доказать ни опровергнуть;
- любую систему невозможно познать изнутри этой системы. Находясь внутри системы можно лишь строить гипотезы о её строении, которые нельзя ни доказать ни опровергнуть (почему, см. выше). И таких гипотез можно создать бесконечное множество. Для познания системы надо подняться хотя бы на одну ступень выше этой системы (т.е. выйти из системы наружу и рассматривать её со стороны).
Курт Гёдель именно ДОКАЗАЛ теорему, в отличие от гуманитариев-болтунов, которые утверждают свои догматы без доказательств, за отсутствием таковых, т.е. попросту навязывают их. Опровергнуть теорему никому не удалось, хотя таких попыток было множество как со стороны матерьялистов, так и со стороны идеалистов. Из этой теоремы следует, что все мировоззренческие построения равноценны и недоказуемы, так как основаны на недоказуемых и одновременно неопровержимых постулатах. Какая либо система взглядов может победить конкурентов лишь физически истребив своих противников.
Теперь поговорим о том, как толковать алхимические тексты.
Глава 2. Алхимия - краткое описание и терминология
Поскольку многие люди знакомы с алхимией лишь понаслышке и имеют довольно смутное представление об алхимических процессах и значении терминов, необходимо, хотя бы вкратце, дать их описание так, как их описывают сами алхимики. Поскольку скупые авторы алхимических трактатов любят запутывать соискателя, то я буду приводить разные варианты там, где имеются разночтения.
Алхимия - искусство получения философского камня. Алхимики настаивают, что это именно искусство, и называют его не просто искусством, а Королевским Искусством, а также Музыкальным Искусством, Горшечным Искусством (горшки делаются из глины).
Алхимик - общее название человека, занимающегося алхимией. В более узком значении алхимик, он же художник, артист - настоящий искатель философского камня, т.е. не паффер - не спагирик, не архимист, не суфлёр.
Адепт - истинный алхимик, сумевший самостоятельно получить философский камень.
Аматор (amateur) - любитель, интересующийся алхимией, но не занимающийся её практикой.
Герметический философ - алхимик, который знает алхимические тайны, но так и не приступает к Великому Деланию.
Суфлёр - человек, знающий рецепт изготовления золота и производящий его с целью обогащения. Самотрансформацией не занимается, так как или не знает о такой возможности, или не хочет этим заниматься.
Паффер - лжеалхимик - секретом изготовления философского камня не владеет, ищет его с помощью проведения всевозможных химических реакций, относится к алхимии как к чисто химическому действу. Пафферы много экспериментировали и сделали много открытий в химии. Часто выступают как обыкновенные шарлатаны. Пафферы, в качестве шарлатанов, использовали философский камень, произведённый настоящими адептами для одурачивания окружающих. Пафферы делятся на архимистов и спагириков.
Архимист - лжеалхимик, по сути занимающийся химией. Некоторые архимисты примешивают к химии магию. Предпочитают работать с неорганическими веществами, получаемыми из минералалов. С органическими веществами работают гораздо меньше. Архимисты сделали много открытий в химии. То, чем занимаются архимисты, называется архимией.
Спагирик - лжеалхимик, по сути занимающийся химией. Некоторые спагирики примешивают к химии магию. Спагирики сделали много открытий в химии. Предпочитают работать с органическими веществами, получаемыми из растений и животных, в том числе и из человека. С неорганическими веществами работают гораздо меньше. Помимо попыток изготовить золото химическим путём, занимаются изготовлением медицинских препаратов и других химических веществ. В арсенале у спагириков много всяких веществ от различных природных веществ и человеческих экскрементов и мочи до человеческой же крови и плоти. То, чем занимаются спагирики, называется спагирией.
Пафферы существуют до сих пор. Современные пафферы сочетают химию с биоэнергетикой, пытаясь воздействовать на вещества и протекание химических реакций своим биоэнергетическим воздействием.
Процесс изготовления философского камня называется Великим Деланием.
Оптимальным временем начала Великого Делания считается весна, а именно март, апрель, май, которых символизируют знаки зодиака овен и телец.
Исходным сырьём для изготовления философского камня является первоматерия. Первоматерию помещают в алембик - алхимическую колбу, и нагревают в атаноре - алхимической печи. Алембик, вместе с находящейся в нём первоматерией, называется философским яйцом.
Великое Делание можно провести двумя способами - коротким и длинным. Короткий путь называют сухим путём, длинный - мокрым. Мокрый путь описывают все алхимические трактаты, он длинный и трудный, и протекает 12-18 месяцев. Сухой путь - короткий и лёгкий, занимает 6-10 дней, о нём лишь упоминают некоторые адепты и очень немногие дают очень краткое общее описание. Сухой путь проходит в одну стадию, мокрый - в три.
Фулканелли утвержает, что женская работа, она же - детская игра, она же - варка философского яйца, не один из этапов мокрого пути, а одно из названий сухого пути в целом.
Мокрый путь состоит из трёх основных стадий, которые в свою очередь делятся на подстадии.
Основные стадии мокрого пути: 1 стадия - нигредо (nigredo), или работа в чёрном, смерть и гниение, стадию символизирует чёрный цвет, 2 стадия - альбедо (albedo), или работа в белом, убеление, стадию символизирует белый цвет, 3 стадия - рубедо (rubedo), или работа в красном, покраснение, стадию символизирует красный цвет. В конце рубедо алхимик получает философский камень.
Я нашёл описание нескольких подстадий Великого Делания:
Прибытие в Зелёную страну. Одни авторы включают эту подстадию в нигредо, которая с неё начинается. Другие авторы считают её самостоятельной стадией, предшествующей нигредо, называя её предварительной частью.
Зелёный лев - начальная подстадия нигредо, возможно, тоже самое, что и прибытие в Зелёную страну.
Киммерийские Сумерки (Киммерийские Тени) - первая подстадия нигредо, если считать прибытие в Зелёную страну самостоятельной стадией, не входящей в нигредо.
На стадии нигредо некие Царь и Царица (вариант: Король и Королева)5, вероятно, так в алхимических трактатах обозначаются противоположные качества первовещества, условно названные мужскими и женскими началами, в любовном коитусе умирают, погребаются и начинают гнить. Эту стадию в алхимических трактатах обозначают пирующим падалью вороном, а также трупом. Вещество в алембике чернеет, оно 'разлагается' и издаёт отвратительный запах. Этот процесс называется 'киммерийские сумерки (тени)'. Такое название возникло из-за того, что в древности считалось, что в Киммерии (Крыму) находится один из входов в ад.
Обезглавливание (decaputatio) - подстадия нигредо, когда 'обезглавленные' сульфур и меркурий, они же Царь и Царица, сливаются в смерти, возможно, другое название гниения, разложения.
Паломничество к Сантьяго де Компостела - тоже подстадия нигредо, и возможно, тоже самое, что и Киммерийские сумерки.
По окончании стадии нигредо в философском яйце зарождается ребис (rebis, буквально: двойная вещь) - двойное вещество-существо, сочетающее в себе противоположные свойства. Ребис рождается из объединения в одно существо Царя и Царицы, которые слились в любовном коитусе воедино и умерли, а воскреснув, они стали ребисом, Царя и Царицы больше нет. Другое название ребиса - андрогин и гермафродит. Формально андрогин и гермафродит - одно и тоже, но некоторые авторы пишут, что между ними есть некоторые отличия, поскольку андрогин - естественен, а гермафродит - искусственен.
Рождение ребиса происходит в начале второй стадии - альбедо. Вещество в алембике при этом белеет, зловоние прекращается. Вещество 'воскресло'.
Подстадия купание короля (ванна короля) - Жидкость, состоящая из 'молока девственницы' и 'философской ртути', в которую погружается Первоматерия на стадии ребиса.
Великая седьмица, она же Седьмица седьмиц - подстадия альбедо. Характеризуется последовательной сменой цветов вещества в алембике.
Жёлтая стадия - упоминается некоторыми авторами как промежуточная стадия между альбедо и рубедо. Судя по всему, конечная часть подстадии великая седьмица.
По окончании альбедо алхимик получает малый философский камень, он же - Малый Магистерий, белая магнезия, белый лев. Малый философский камень несовершенен. Это тяжёлый белый камень с сероватым отливом. Он превращает неблагородные металлы в серебро. Раствор микродоз малого философского камня в вине является малой панацеей, который излечивает многие тяжёлые болезни и даёт долголетие.
Для того чтобы получить философский камень, он же Великий Магистерий, малый философский камень должен пройти через третью стадию Великого Делания - рубедо.
Павлиний хвост - последняя подстрадия рубедо, когда цвет вещества в философском яйце начинает переливаться всеми цветами радуги. По окончании павлиньего хвоста в философском яйце образуется философский камень.
Во время стадии рубедо малый философский камень становится философским камнем или Великим Магистерием, красным львом.
После получения красного льва алхимик проводит процедуру мультипликации - увеличения силы философского камня. У разных адептов философский камень получается разной силы.
Философский камень совершенен. Он превращает неблагородные металлы в золото. Раствор микродоз философского камня в вине является эликсиром жизни, который излечивает все болезни, омолаживает и полностью регенерирует организм и дарит бессмертие. Кроме того эликсир жизни невероятно усиливает интеллект человека и его паранормальные способности.
При изготовлении эликсиров из малого философского камня или из философского камня речь идёт именно о микродозах, т.к. превышение дозы ведёт к смерти в течении ближайших часов.
Алхимик, получив философский камень, первым делом испытывает его - действительно ли он получил то, что хотел. Для этого он проводит трансмутацию - превращение свинца в золото, если испытывается великий магистерий, или в серебро, если испытывается малый магистерий. Для этого философский камень раздробляется в порошок, затем одну или несколько крупинок порошка алхимик заворачивает в вощёную бумажку или вминает внутрь маленького воскового шарика. Затем расплавляет свинец в тигле и в расплав бросает свёрнутую вощёную бумажку или восковой шарик с крупинкой филосовского камня. После остывания в тигле вместо свинца оказывается золото или серебро, в зависимости от того, какой камень испытывался.
После завершения Великого Делания и принятия внутрь эликсира из Великого Магистерия адепт сам полностью трансформируется и становится богоподобным. Но богоподобным адепт становится не сразу, а путём развития своих естественных способностей, потенциал которых многократно возрастает после принятия эликсира.
В книге Вадима Рабиновича 'Алхимия' я нашёл подтверждение моего мнения, что химические символы - это второй уровень сокрытия информации, и их надо понимать аллегорически. Автор цитирует алхимические трактаты:
'В начале варки, когда камень чёрный и сырой, его называют свинцом, Когда же, потеряв черноту, он начинает белеть, его называют оловом. А приняв красный цвет, он удостаивается чести называться золотом (ТС, 1, с. 336-367);. Так paccуждает алхимических дел мастер. Чернота - свинец - Сатурн, белизна - олово - Юпитер, краснота - золото - Солнце. <...>
Эта доктрина о цветовых превращениях магистерия варьируется на все лады. Считают, например, что во время периода первого влияния камень чёрен. Тогда его называют Сатурном, землёй и именами всех чёрных вещей. Затем, когда он белеет, его именуют водкой, названиями влажных или солёных вещей, белой землёй. Когда он желтеет и выпаривается, то получает имя воздуха, жёлтого масла или имена всех летучих вещей. Наконец, он - красный. И тогда, его имена такие: небо, красная сера, золото, карбункул, драгоценные камни, минералы, растения и животные красных оттенков. Альберт Великий обобщает эти наблюдения так: камень имеет три цвета; он чёрен в начале, бел в середине и красен в конце6 (Albertus Magnus, 1958, с. 72-74; ТС, 4, с. 825-840).' (конец цитаты)
Глава 3. Первоматерия.
Первой по важности тайной (арканом) адептов является вопрос - что есть первоматерия? И какое отношение к ней имеет меркурий, он же - ртуть, сера, она же - сульфур, и соль, о которых так часто пишут авторы алхимических трактатов в связи с первоматерией?
В алхимических трактатах разные авторы давали первоматерии разные названия, в некоторых трактатах первоматерия могла иметь даже несколько разных названий для запутывания соискателя.
Первоматерию называли 'Великая мать' 'зелёный лев', 'дракон', 'осёл', 'ослиная шкура', 'первый Адам', 'первоначальная земля', 'закрытая книга', 'первая ртуть', 'ртуть философов (мудрецов)', 'камень философов (мудрецов)', 'камень не камень', 'цветок всех металлов', 'цветок цветков' и т.п.
В первую очередь надо сказать, что все авторы алхимических трактатов пишут, что для первоначальной работы необходимы Сульфур (Сера), Меркурий (Ртуть) и Соль. И все они содержатся в первоматерии и выделяются друг за другом из неё. При этом Сера представляет мужское начало первоматерии - фиксация, сухое и горячее. Ртуть представляет женское начало первоматерии - летучесть, холодное и влажное. Соль является ключом ото всех замков.
Комментаторы к алхимическим трактатам пишут, что на XXVII гравюре из 'Symbola aurea mensce duodecim nationem' (Символ духа золота двенадцати наций) Михаила Майера изображён андрогин, он же ребис и двойная вещь. Андогин, Ребис, образуется в результате соединения, брака, Серы философов с Меркурием философов. Этот брак благословляет епископ, знаменитый Альберт Великий, символизирующий Соль (или vitriolum). Именно Соль, 'ключ ото всех замков', соединяет Серу и Меркурий в Ребис, Андрогин. Это соединение происходит в Философском Яйце - герметично запечатанной колбе - алембике. Философское Яйцо находится в алхимической печи, атаноре, в котором горит огонь. По утверждениям алхимиков, кроме этого, 'явного', огня есть ещё и тайный огонь. И некоторые авторы утверждают, что этот тайный огонь и есть Соль.
Фулканелли в 'Тайне соборов' пишет о первоматерии:
' 'Произведённый естеством металлический Хаос содержит в себе все металлы, сам не будучи таковым. Он содержит золото, серебро и ртуть, но сам он не золото, не серебро и не ртуть'7. Текст вполне понятен. К тем же, кто предпочитает символический язык, Эймон обращается, когда говорит: 'Чтобы обрести первый агент, следует отправиться в нижнюю (post?rieure) часть мира, туда, где грохочет гром, дует ветер, туда, где град и ливень, там и встретишь искомую вещь'8.
Философы оставили нам весьма запутанные, загадочные описания их субъекта - первоматерии, содержащей необходимый агент. Ниже мы приводим отнюдь не самые тёмные отрывки из дошедших до нас описаний.
Автор комментария к 'Свету, самоисходящему из Тьмы' на с. 108 пишет: 'Сущность, в которой обитает искомый нами дух, сращена с ним, запечатлена на нём, пусть и несовершенным образом. О той же вещи (chose) говорит и англичанин Рипли в начале своих "Двенадцати Врат"; Эгидий де Вадис в своём "Диалоге о Естестве" чётко, как бы выписывая золотыми буквами, проводит мысль о том, что в этом мире сохранилась часть всем знакомого, но всеми пренебрегаемого первого Хаоса. Она открыто продаётся'. На с. 263 тот же автор говорит, что 'этот субъект присутствует во многих местах и в каждом из трёх царств, но если исходить из реального положения дел, ясно, что лишь металлическое естество должно естественно принять помощь от естества (doit ?tre aid?e de la nature et par la nature), поэтому, собственно, субъект, необходимый для нашего Искусства, надо искать лишь в минеральном царстве, где покоится металлическое семя'.
'Это камень великого достоинства, - заявляет в свою очередь Николя Валуа9, - это и камень, и не камень, он минерал, растение и животное, его можно обнаружить повсюду, в любое время и у всех людей'.
Также и Фламель10 пишет: 'Есть камень тайный, сокровенный, схороненный на самом дне источника. Этот камень груб, всеми пренебрегаем, отвержен и нисколько не ценится, он покрыт помётом, испражнениями, он до такой степени единственен, что ему подходят все имена. Недаром говорит Мудрец Мориен, что это камень и не камень, что он живой и обладает способностью плодиться и порождать. Сей камень мягок и берёт начало, числит своё происхождение и род (race) от Сатурна или же от Марса, Солнца и Венеры; если он Марс, Солнце и Венера...'
'Истинным Учёным, - утверждает Ле Бретон11, - известен минерал, который они скрывают в своих писаниях под различными именами. Этот минерал в изобилии содержит твёрдое (le fixe) и летучее (le volatil)'.
'Философы правильно делали, - пишет уже другой, анонимный автор12, - что утаивали эту тайну от тех, кто оценивает всё лишь с точки зрения практического использования, ведь если бы те воочию увидели Материю, которую Богу было угодно скрыть в вещах, кажущихся им полезными, они перестали бы их ценить'. Схожая мысль есть в знаменитом произведении 'О подражании Христу'13, ею мы завершаем череду этих сложных для понимания цитат: 'Тот, кто постигнет всё так, как оно есть в действительности, а не по словам и суждениям других людей, поистине мудр...' ' (конец цитаты)
По утверждениям авторитетных алхимиков, первовещество и философский камень - это одно и тоже вещество, но в разных состояниях. Другое название первовещества - камнень философов - это философский камень в 'незрелом' виде. При этом надо помнить, что первовещество - это исходный материал до начала алхимических операций, а камень философов - это первовещество в начальной стадии обработки. От начала до конца в алхимическом делании используется только одно вещество. Незрелое первовещество - камень философов, созревает, т.е. превращается в совершенный - Великий Магистерий - философский камень - с помощью растворений и сгущений (главный девиз алхимиков, суммирующий основные процессы Великого Делания - 'Solve et coagula' (лат.) - 'Растворяй и сгущай'). На это одно вещество и намекает название начального и конечного веществ - два одинаковых слова, но в разном порядке.
На это же намекает другое название вещества, из которого состоит первоматерия и философский камень - лев. Одно из названий первоматерии - зелёный лев. Зелёный - потому что незрелый. В результате обработки зелёный лев сначала созревает до белого льва - Малого Магистерия, продукта стадии альбедо, а потом созревает до совершенного состояния - алого (красного) льва - зрелого, совершенного, продукта стадии рубедо - Великого Магистерия, философского камня.
И ещё алхимики сообщают, что первоматерия едина, и разделение её на сульфур и меркурий условно. Эта условность приобретает черты реальности только лишь на определённой стадии герметических операций. При этом надо отметить, что в алхимических трактатах одновременно используются термины меркурий и ртуть, а также сульфур и сера, сатурн и сатурния, луна и серебро. По уверениям алхимиков, хотя меркурий и ртуть формально одно и тоже, между ними всё же есть некоторая разница, и в этих различиях спрятаны ключи ко многим тайнам, а также ловушки для легковерных и невнимательных. Это относится и к сульфуру с серой, сатурну с сатурнией, луне с серебром.
По поводу вещества, из которого состоит первоматерия и философский камень, Парацельс писал: 'Ртуть есть дух, Сера - душа, Соль же - тело... душа, которая воистину есть Сера... объединяет эти две противоположности, тело и дух, и превращает их в единое целое...'
Фулканелли и в Тайнах соборов и в Философских обителях пишет, что символом первоматерии также является дикий лесной человек. Намёк более чем прозрачный.
В книге Вадима Рабиновича 'Алхимия' я нашёл интересную цитату. Автор цитирует Никола Фламеля: 'Дуб, пустой в середине, - символ алхимического горна. Этот сосуд из глины, объясняет Николай Фламель, называется философским тройным сосудом, ибо в его середине есть чаша, полная тёплой золы, в которую положено философское яйцо.' Эта цитата подтверждает мысль, что первовещество есть сам человек. Речь идёт о трёхчленном делении человека по средневековым представлениям: тело (глиняный сосуд), душа, дух.
Если первомотерия - сам человек, во всей совокупности своих тел, плотных и тонких, то понятно, что первоматерия едина. Человек разъединённый есть труп, а у мертвеца самотрансформация невозможна. Поэтому можно сказать, что первоматерия и философский камень - это весь человек в целом, соль - его тело, т.е. совокупность физического и эфирного тел, сульфур или сера - его душа, т.е. совокупность астрального и ментального тел, меркурий или ртуть, изменчивая и подвижная - его дух. Остаётся неясным, что есть сатурн с сатурнией и луна с серебром.
В Философских обителях Фулканелли пишет:
'Гермес в Изумрудной скрижали даёт последовательное описание очень важных процессов: 'Отдели землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством. Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира'. Обратите внимание, что Философ советует разделять или отделять, а не разрушать или приносить в жертву одно, дабы сохранить другое. Иначе, спросим себя, откуда поднимался бы дух, и в какую землю спускался бы огонь?
Понтаний утверждает, что под действием огня все примеси в камне преобразуются в единую сущность, а значит, те, кто задаётся целью отделить от неё хотя бы мельчайшую часть, ничего не понимает в нашей философии.' (конец цитаты)
Таким образом и первоматерия и философский камень - один и тот же меркурий, но только в качестве первоматерии он содержит примеси, которые не дают ему быть совершенным, а в качестве философского камня меркурий очищен от всего мешающего.
С этим перекликается скандинавская сказка о Принце-Драконе, которую приводит А.П.Платов в книге 'Магические Искусства Древней Европы' (СОФИЯ ИД 'Гелиос' Москва 2002 г.) в главе 3 'Основания внутреннего круга: Дикая Охота Силы'. Вкратце эта сказка выглядит так:
В давние времена жил король с королевой. Они были красивы и любили друг друга. Но у них не было детей. Королева обратилась за помощью к колдунье, и та дала ей совет. Королева воспользовалась им и получила две розы - белую и красную. Колдунья сказала ей, что если она съест красную розу - родится мальчик, если белую - девочка. Но обе розы есть нельзя - только какую-то одну.
Королева долго думала, какую розу съесть - королю был нужен наследник, а она сама хотела дочку. В процессе трудных раздумий королева съела обе розы.
Пришло время, и королева родила двойню. Первым на свет появился страшный змей. Зашипев и перепугав всех он уполз замка, и никто не успел его поймать. Вторым появился на свет мальчик.
Шли годы, и когда мальчик превратился в юношу, король решил, что пора его женить. И тогда король снарядил юношу в дорогу и отправил его искать себе невесту. Но недалеко от замка королевского сына остановил огромный страшный дракон. Лицо дракона было наполовину человеческим, а наполовину - змеиным.
- Невесту мне, - прошипел он, - прежде чем невесту тебе!..
Все во дворце сразу вспомнили о змее, родившемся у королевы и ускользнувшем из замка. Вспомнили и о том, что он первым родился, а значит - действительно имел право первым жениться. И тогда король решил, что если младший принц действительно хочет жениться, то по справедливости надо сначала найти невесту для его старшего брата - Дракона.
Король послал послов в самую далёкую страну и велел пригласить оттуда принцессу для своего сына. Он не уточнил, о каком сыне идёт речь, и принцесса приехала.
Её не допускали в комнату жениха, пока он сам неожиданно не появился рядом с ней в зале королевского замка.
Поскольку до дома принцессе было так далеко ей оставалось только согласиться на свадьбу.
Дракон съел её сразу после свадьбы и уполз по своим делам, а его младший брат снова отправился на поиски невесты.
История повторилась три раза. После чего король задумался о том, как отреагируют на поедание принцесс его соседи, и решил впредь кормить дракона невестами из простонародья.
Неподалёку от королевского замка жил королевский пастух, и была у него дочка, про которую говорили, что во всём королевстве не сыскать девушки более кроткой, нежной и прекрасной. Король решил сосватать её своему старшему сыну.
Когда пастух рассказал об этом дочери, её горе было неописуемо. Она рыдала навзрыд. И тот, к счастью она встретила древнюю старуху колдунью, которая посоветовала ей, как быть. Она сказала:
'- После свадебного пира, когда придёт время отправляться спать, ты должна попросить, чтобы тебя одели в десять шёлковых белоснежных рубашек. Когда это будет исполнено, ты должна попросить одну лохань для купания, наполненную уксусом, а другую - парным молоком. Третье, что должна ты сделать, - попросить столько кнутов, сколько сможет принести в руках крепкий для своих лет десятилетний мальчуган. Всё это должно быть снесено в вашу спальню. Затем, когда Дракон прикажет тебе сбросить с себя рубашку, ты должна приказать ему сбросить его змеиную кожу. А когда он сбросит все свои кожи (их может быть девять или десять, но никак не больше), ты должна окунуть кнуты в уксус и хорошенько его высечь. Затем ты должна обмыть его целиком в свежем молоке и, наконец, ты должна взять его руками и крепко прижать к себе хотя бы на одно мгновение.'
Наступил день свадьбы. Помня наставления старухи, девушка попросила сделать всё, как та велела, и король не посмел отказать ей в этом. По окончании пира молодых супругов проводили в опочивальню...
'Едва закрылась за ними дверь, повернул дракон своё лицо к дочери пастуха, и раздвоенный язык показался из чёрной его пасти.
- Прекрасная девушка, сбрось рубашку! - приказал он.
- Принц-дракон, сбрось кожу! - ответила девушка, хотя сердце её от страха готово было выпрыгнуть из груди.
- Никто доселе не осмеливался приказывать мне это, - злобно прошипел дракон.
- А я велю тебе сделать это!
На мгновение ей подумалось, что он сейчас же проглотит её, но вместо этого он начал охать, плакать и стонать от боли, корчиться и извиваться, и настал в конце концов миг, когда большая тяжёлая змеиная кожа оказалась рядом с ним на полу. Тогда девушка сбросила первую рубашку и накрыла ею змеиную кожу.
Вновь оборотил к ней дракон своё страшное лицо.'
Диалог и процедура повторились девять раз.
'Каждый из них приказывал другому, пока девять сброшенных змеиных кож не оказались лежащими на полу, причём поверх каждой лежала белоснежная рубашка. С каждой сброшенной кожей принц становился всё отвратительнее, покуда в конце концов не превратился в сырую, плотную и скользкую массу, колыхающуюся и катающуюся по всему полу. Тогда схватила дочь пастуха кнуты, опустила их в уксус, и, вынув их, принялась сечь его, что было сил. А когда руки её повисли плетьми от усталости, она обмыла его с головы до хвоста в парном молоке, а затем, когда руки и ноги её уже дрожали от усталости, прижала на мгновенье к себе его извивающееся тело, и обессиленная погрузилась в сон.
Рано утром на следующий день при первых лучах солнца король и его придворные пришли, охваченные печалью, к комнате Принца-Дракона, чтобы узнать, что стало с дочерью пастуха. Приоткрыв дверь они увидели дочку пастуха, в объятиях которой лежал не прежний дракон, а прекрасный статный принц.
- О, сын, - воскликнул король, - о, дочь!..'
Принц-дракон символизирует первоматерию. В процессе обработки - с дракона слезают шкуры - он преобразовывается, и в конце сказки дракон - первоматерия - превращается в человека-принца - философский камень. В этой сказке нет слова 'алхимия', но процесс описан тот самый. Правда, Платов рассматривает сказку несколько в ином контексте, но тоже магическом, и про алхимию ничего не говорит. Эта сказка тоже доказывает, что в алхимии речь идёт вовсе не о химических реакциях.
Но представление об удалении из первоматерии мешающих примесей ложно, о чём пишет Ян Понтанус в трактате 'Философский огонь':
'Он [Камень] водяной, воздушный, огненный, земной, флегматичный, холеричный, сангвинический и меланхолический14. Он - Сульфур и одновременно Быстрое Серебро15. Он обладает многими излишками, которые, я клянусь Богом живым, превращаются посредством нашего Огня в истинную и единую Сущность. Тот же, кто отделяет что-либо от нашего предмета, считая, что это необходимо, тот, вне всяких сомнений, ничего не понимает в Философии16. Потому что всё излишнее, нечистое, скверное, мерзкое и мутное, как и вся субстанция нашего предмета целиком, совершенствуется до состояния фиксированного духовного тела посредством нашего Огня.'
Если первоматерия и философский камень - это человек во всей совокупности своих тел, то естественно, что он ничего от себя не отрывает и не отрезает, и не добавляет что-то не своё, человек лишь себя трансформирует.
И как пишет Олег Фомин: 'сущности, формы и субстанции и гносеологические понятия субъекта, предмета и объекта для герметика суть иносказания серы, соли и ртути'. Олег Фомин пишет, что субъект Великого Делания - живой, 'одушевлённый'.
Надо сказать, что средневековый оккультизм не знал деления человека на физическое, эфирное, астральное, ментальное тела и дух. Эти понятия в Европе появились лишь в XIX веке, когда Блаватская познакомила Европу с восточными учениями. До этого в Европе было трёхчленное деление - тело, душа, дух. После объединения восточных и западных учений деление стало выглядеть так: тело - физическое и эфирное тела, душа - астральное и ментальное тела, дух - дух. Считается, что дух тоже состоит из нескольких тел, о которых известно только то, что они существуют.
Таким образом, надо понимать буквально, а не иносказательно то, что написал Василий Валентин в своих 'Двенадцати ключах' и многократно повторённое другими авторами: дух - меркурий, душа - сульфур, а тело - соль.
Читая работы Фулканелли и других алхимиков обнаруживаешь, что меркурий и первовещество - это одно и тоже, или почти одно и тоже. И философский камень - тоже меркурий, только обработанный. Они так и называются: первовещество - меркурий философов или первая ртуть, а философский камень - философский меркурий или вторая ртуть. Вторая ртуть является производной первой ртути.
Однако, у некоторых авторов, вторая ртуть является продуктом первой стадии - нигредо, т.е., тоже самое что ребис.
Но первая ртуть может быть и продуктом второй стадии - альбедо, и описывается как белое вещество с серебристым блеском, она же - матушка гусыня и мать камня, в то время как первоматерия в старинных текстах описывается как тяжёлая, хрупкая, ломкая чёрная субстанция, проявляющая себя как камень, и, как камень, раскалывающаяся на мельчайшие кусочки.
Первую ртуть или ртуть философов ещё называют меркурий философов, Философский Азот, Соль, VITRIOLVM, книга, зелёный лев, происхождение и исток таинственного родника, вода естества, вода с двойными качествами, огненная вода, водный огонь двух крещений, селитра, каменная соль, морская соль, соль алемброт, соль Сатурна, соль солей, свинцовый сахар, зелёный витриол, стеклянное масло, хризоколла, боракс, атинкар, римский витриол, Протей, хамелеон, лев, поднявшийся на задние лапы, пирог, испечённый из слоённого теста, страницы книги, сухая вода, не моющая рук, земля белая и слоистая.
Ещё о ртути философов пишут, что она - женское начало первоматерии. А вот мужским началом первоматерии является сера философов. В результате соединения ртути философов с серой философов образуется философская амальгама - продукт первой стадии коагуляции - Сера и Ртуть соединились в одно вещество и затвердели, посредник, тайный огонь, необходимый при сублимации, исчез.
Ртуть философов обладает двойной природой и двойными свойствами, частью - твёрдой и материальной, частью - летучей и духовной; её одной достаточно, чтобы начать, завершить наш труд и приумножить его результаты. Это единственная необходимая нам материя, и нет нужды искать другую. Надо знать, дабы не блуждать в потёмках, что герметические авторы именно с этой ртути и её получения обычно начинают свои трактаты. Меркурий - золотая жила и корень золота, между тем сам драгоценный металл совершенно не нужен и не пригоден для нашего случая. Филалет справедливо утверждает, что наш меркурий едва ли минерал, но ещё меньше металл, так как содержит в себе лишь дух или семя металла, материальная же его основа напрочь лишена свойств минерала. Это, однако, дух золота, заключённый в прозрачное, легко коагулируемое масло, соль металла (так как любой камень - соль) и соль нашего камня, так как камень Философов, то есть Меркурий, о котором здесь идёт речь, есть субъект философского камня. Его называют хамелеоном потому что оно принимает последовательно все цвета спектра.
В 'Трактате о микрокосме' Василий Валентин отождествляет Ртуть и Дух Жизни. Возможно, имеется в виду энергия, называемая праной, цы и т.п.
В своих книгах Фулканелли неоднократно пишет о символике закрытой и открытой книги. Вот интересная цитата из Философских обителей: 'Мы уже несколько раз объясняли смысл выражения открытая книга (livre ouvert), проявляющийся в полном растворении металла, который, очистившись от примесей и отдав свою Серу, называется тогда открытым. Здесь, правда, следует сделать одну оговорку. Обозначая словом liber вещество, обладающее свойствами растворителя и используя при этом слово книга (livre), Мудрецы подразумевали книгу закрытую (livre ferm?) - общий символ всех грубых тел, всех минералов и металлов в том виде, в каком промышленность поставляет (livre) их на рынок. Таким образом, закрытой или запечатанной (scell?) книгой герметически выражают руду, извлечённую из рудников, и металлы после плавки. Тела же, подвергнутые алхимической работе, преображённые посредством тайных приёмов, представлены в герметической иконографии в образе открытой книги. Следовательно, с практической точки зрения, необходимо из закрытой книги (т.е. из нашего начального субъекта, notre primitif sujet) извлечь Ртуть, дабы она стала живой (vivant) и открытой (ouvert), если мы хотим, чтобы она в свою очередь отворила металл и оживила сокрытую в нём Серу. Открытием первой книги подготавливают открытие второй, так как под одной эмблемой скрываются две "закрытые" книги (грубый субъект, sujet brut, и металл, m?tal) и две "открытые" (Ртуть и Сера). При всём том обе эти иероглифические книги суть одна, ибо металл образуется из начальной материи (mati?re initiale), а Сера берёт своё начало от Ртути.' (конец цитаты)
Если человек и есть первоматерия, т.е. объект Великого Делания, то становится понятным, почему в алхимии считается, что оптимальным временем начала Великого Делания являются весенние месяцы апрель и март, малый и большой труженики, символизируемые зодиакальными знаками овен и телец. Весна, применительно к возрасту человека, это - юность. Именно в юности человек легче всего обучается любым наукам, осваивает любые навыки. По своему опыту обучения и работы в 'Школе Бронникова' могу сказать, что легче всего навыки работы с энергией и информацией осваивают дети, не достигшие половой зрелости. После достижения половой зрелости появляются первые трудности. Затем, чем старше человек становится, тем труднее ему освоить эти навыки, особенно работу с информацией. Работу с энергией осваивают все, хотя пожилые с трудом, а вот освоить навыки работы с информацией для людей в возрасте практически невозможно. Я неоднократно видел, как дети буквально за одно занятие осваивали новый навык, а у тех, кому за сорок, мало что, или вообще ничего не получалось.
Глава 4. Огонь в алхимии
Огонь в алхимии есть принцип жара в состоянии материи.
Алхимики часто в своих трактатах употребляют термины 'отмывание' и 'промывка' применительно к процедурам, применяемым в Великом Делании. Эти термины - синонимы. Алхимики признают, что их отмывания или промывки - огненные процедуры. Цель этих промывок-отмываний - избавить камень от чужеродных примесей.
Алхимики различают несколько типов огня. По одним трактатам это четыре огня: естестественный, неестественный, противный естеству, а также огонь стихий. По другим трактатам это: огонь изначальный; огонь мудрецов (философов); огонь колеса; огонь огня; огонь подземный; огонь стихийный, элементарный; огонь тайный; огонь философский; огонь, воплотившийся в красной Соли; огонь, проникающий в самое сердце ртути; огонь центральный и всеобщий; огонь явный или просто огонь. Такие названия мне встретились.
По поводу части этих огней могу сказать следующее:
Огонь явный - это, возможно, тонкая энергия, поддерживающая функционирование физического и эфирного тел и накапливаемая в нижнем даньтяне - прана, цы и т.п.
Огонь колеса равномерно поддерживается в атаноре во время варки философской материи. Филалет отождествляет огонь колеса с тайной серой и вращательным порывом огненного начала: 'Совершенно очевидно, что эта духовная металлическая сера на самом деле есть первоагент, управляющий колесом и заставляющий вращаться ось'.
Фулканелли пишет о тайном огне: Огонь тайный, то же самое, что и огонь философский он же огонь мудрецов (философов), он же лунный Вулкан и, возможно, огонь колеса. Тайный огонь вызывает все метаморфозы внутри вещества. Одни авторы утверждают, что это и есть третий элемент, Соль. Другие пишут, что это просто сам принцип соединения Философской Серы с Философской Ртутью. Тайный огонь неугасим, вечен, неутомим, неисчерпаем, 'не сожигаемый не сожигает'. Филалет пишет, что у тайного огня металлическая природа и сульфурное происхождение. Его считают минералом, потому что он рождается из первой меркуриальной сущности (prime substance mercurielle) - единственного источника металлов. О том же, что у тайного огня серное происхождение, говорят потому, что при экстракции металлической Серы он приобретает специфические свойства 'отца металлов'. Таким образом, этот огонь двойствен (feu double) (вспомним двойного огненного человека (homme double ign?) у Василия Валентина), он сочетает в себе свойства как Ртути (способность вбирать Серу, клейкость, формирующая сила), так и Серы (сиккативные, коагулирующие свойства, твёрдая консистенция). Даже при поверхностном знании Философии нетрудно догадаться, что двойной огонь, который даёт жизнь ребису и нуждается лишь в теплоте, чтобы перейти из потенциального состояния в актуальное и проявить свою силу, не может зажигаться в печи, хотя метафорически он представляет собой наш атанор (notre Athanor), то есть место скопления энергии, где бессмертное начало заключено в философскую субстанцию. Двойной огонь - движущая сила нашего искусства и, по выражению Филалета, 'первоагент, вращающий колесо (tourner la roue) и поворачивающий ось'; поэтому его часто называют огнём колеса (feu de roue), ведь считается, что он действует по кругу и его цель - преобразование молекулярной структуры, вращение, символически выраженное в виде Уробороса и колеса Фортуны.
Символом тайного огня является тройное изображение саламандры.
Возможно, речь идёт о подьёме кундалини, которая якобы раскрывает скрытые способности человека (кундалини спит в тазе человека свернувшись в кольцо), а может быть о силе духа, с помощью которого человек изменяет себя.
Об огне колеса Фулканелли пишет: В Средние века центральная Роза, расположенная над входом в готический собор, называлась Rota колесо. Rota - это алхимический символ времени, необходимого для выплавки философского камня и символ самой плавки. Постоянно поддерживаемый во время этой операции огонь получил название огонь колеса (feu de roue). Но, помимо теплоты, необходим ещё один агент, тайный или философский огонь. Именно этот огонь, вызванный обычным теплом, и крутит колесо, производя различные алхимические реакции.
Вполне возможно, что тайный огонь и огонь колеса - одно и тоже.
Теперь поговорим о тайном огне, поскольку именно он вызывает все метаморфозы внутри вещества, т.е. осуществляет трансформацию первоматерии.
Тайный огонь
Философский огонь, он же тайный огонь, тайный огонь мудрецов (философов) и лунный Вулкан, является второй по важности тайной (арканом) алхимии после первоматерии. Знание этих двух арканов является непременным условием (sine qua non) Великого Делания, и приступать к работе, не раскрыв их, как пишет Михаэль Майер 'всё равно что пытаться ходить, не имея ног'. Философский огонь необходим для расплавления камня философов. Этот огонь, зажжённый под действием обычной теплоты, вращает колесо (колесо - иероглиф времени, необходимого для варки философской материи, и, соответственно, самой варки) и порождает различные явления, которые Мастер наблюдает в своём сосуде.
Жак Саду в книге 'Алхимики и Золото' описывает философский огонь как Кристаллическую Двойную соль, также известную как 'первичный агент', способную превращаться в жидкость, приготовляемую алхимиком. Содержится в виде примеси в первовеществе. Жак Саду пишет по этому поводу: 'Тайный огонь вполне может быть двойной солью, нитратом калия и солью виннокаменной кислоты...'. Но он опирался всего лишь на мнение пафферов.
Наиболее подробно о философском огне писал Ян Понтанус в трактате 'Философский огонь'.
Понтанус пишет:
'Все наши старания и умения, таким образом, сводятся к знанию истинной практики Первой, Второй и Третьей работы. Здесь никоим образом не используется водяная баня, навоз, угли, или какой-либо иной огонь, о котором нам нашёптывают Философы в своих книгах.
Итак, что же это за огонь, который совершенствует и завершает Делание от начала и до конца? Без сомнения, все Философы скрывают его; однако же я, поддавшись состраданию, приведу вам описание Магистерия во всей полноте.
Камень Философов уникален и един, но сокрыт и замаскирован множеством различных имён, и прежде, чем ты сможешь узнать его, тебе придётся потратить немало сил; с трудом ты найдёшь его силой своего таланта. Он [Камень] водяной, воздушный, огненный, земной, флегматичный, холеричный, сангвинический и меланхолический17. Он - Сульфур и одновременно Быстрое Серебро18. Он обладает многими излишками, которые, я клянусь Богом живым, превращаются посредством нашего Огня в истинную и единую Сущность. Тот же, кто отделяет что-либо от нашего предмета, считая, что это необходимо, тот, вне всяких сомнений, ничего не понимает в Философии19. Потому что всё излишнее, нечистое, скверное, мерзкое и мутное, как и вся субстанция нашего предмета целиком, совершенствуется до состояния фиксированного духовного тела посредством нашего Огня. Этого Мудрецы никогда не открывали, по каковой причине очень немного людей овладели нашим Искусством, так как обычно считается, что от нечистого и скверного нужно избавляться.
Теперь, исходя из сказанного мной, можно увидеть и разобрать свойства нашего Огня, каким образом он взаимодействует с нашей материей и как он преобразуется с ней20. Этот Огонь не сжигает материю, он ничего не отделяет от неё, не разделяет и не отдаляет друг от друга части чистые и нечистые, как об этом говорят Философы, но превращает весь предмет Делания в чистую материю. Он не сублимирует в том смысле, в каком говорят об этом Гебер и Арно21, а также все остальные, рассуждающие о сублимациях и дистилляциях. Он образуется и совершенствуется в короткое время.
Это Огонь минеральный, ровный и постоянный, он не испаряется, если не доводить его до излишнего воспламенения; это часть Сульфура, но его происхождение лежит за пределами материи. Он разрушает, растворяет, коагулирует и кальцинирует все вещи; его трудно найти, как стараниями, так и при помощи Искусства. Этот Огонь - краткая суть и резюме всего Магистерия; не нуждаясь ни в чём постороннем даже в самой малой степени, этот Огонь горит сам по себе и поддерживает умеренное тепло; с его помощью Делание достигает совершенства и его воздействия вполне достаточно для того, чтобы осуществить все необходимые сублимации.
Всё, что можно найти у Гебера и других Философов, даже если читать сто миллионов лет, не поможет понять его, так как этот Огонь можно открыть только путём глубокого сосредоточения мысли; только лишь после этого станут понятны книги, и никак иначе. Эксперименты в нашем Искусстве сводятся к поискам этого Огня, который превращает материю в Камень Философов. Таким образом, научись этому Огню, потому что если бы я нашёл этот Огонь с самого начала, я бы не совершил две сотни ошибок, обладая правильной материей. Именно по этой причине у меня не вызывает удивления тот факт, что множество людей не смогли довести работу до завершения. Они ошибались, ошибаются и будут ошибаться в отношении того агента, который Философы находят в единственной вещи, названной Артефием22, но он говорил только для них. И если бы не эта вещь, о которой я прочитал у Артефия, и которую я понял и уразумел, я бы никогда не смог придти к завершению Магистерия.
Практика же такова: следует взять материю с надлежащей осторожностью, растереть её физически и поместить в огонь, то бишь в печь; но также следует знать силу и пропорцию огня. Суть в том, что внешний огонь должен зажечь Огонь материи; тогда этот Огонь сам, без малейшего участия оператора, за короткое время уверенно завершит всё Делание. Потому как он разлагает, разрушает, оплодотворяет и совершенствует весь Магистерий, заставляя проявиться три главных цвета - чёрный, белый и красный. И посредством нашего Огня лекарство, если его вновь соединить с сырой материей23, умножается не только количественно, но и в отношении меры его добродетели.' (конец цитаты)
По поводу тайного огня Фулканелли в Философских обителях пишет:
'Гермес в Изумрудной скрижали даёт последовательное описание очень важных процессов: 'Отдели землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством. Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира'. Обратите внимание, что Философ советует разделять или отделять, а не разрушать или приносить в жертву одно, дабы сохранить другое. Иначе, спросим себя, откуда поднимался бы дух, и в какую землю спускался бы огонь?
Понтаний утверждает, что под действием огня все примеси в камне преобразуются в единую сущность, а значит, те, кто задаётся целью отделить от неё хотя бы мельчайшую часть, ничего не понимает в нашей философии.' (конец цитаты)
Некоторые адепты отождествляют тайный огонь со Святым Духом. Вспомним. Что европейская алхимия базируется на христианской символике. Надо полагать, что речь здесь идёт о человеческом духе, который надо развивать, чтобы с его помощью совершить самотрансформацию.
В алхимических трактатах говорится, что для изготовления философского камня необходим универсальный растворитель - алкагест, он же философская вода, понтийская вода, кровь невинных младенцев. Термин 'универсальный растворитель', 'алкагест' введён в оборот Парацельсом.
Согласно алхимическим трактатам, это жидкий растворитель, используемый на всех трёх стадиях Великого Делания. Термин не обозначает буквально вещество, могущее растворить всё и вся, как иногда считается, иначе его просто не в чем было бы хранить.
Согласно Фулканелли, Универсальный растворитель - камень зелёного цвета, к жидкости никакого отношения не имеет. Он пишет: 'металлическая и минеральная вода, твёрдая (solide) и хрупкая, по форме напоминающая камень, легко обращаемый в жидкость. Эта вода, коагулированная в камнеподобную массу, и есть Алкагест'.
Боннель об алкагесте сказал: 'Уразумей, что наша вода не обычная вода, но вода постоянная; она не находит себе отдыха в поисках возлюбленного; найдя же его, не медля поглощает; и он и она суть одна вещь, единственная. Она его совершенствует, и он ея совершенствует, и никакая вещь более не нужна'.
У меня есть подозрение, что алкагест и тайный огонь - одно и тоже.
И в конце главы приведу цитату. Фулканелли в Философских обителях пишет: 'Те же, кто следует за современными теориями Великого Делания, не отделяющими химию от Алхимии, будут напрасно прожигать время и масло, ибо алхимия опирается на физические превращения, которые осуществляет дух; под духом понимается некая исходящая от божества универсальная сила (dynamisme universel), поддерживающая жизнь и движение, вызывающая их прекращение или смерть, обеспечивающая развитие субстанции и определяющая всё сущее.
Дух, универсальный агент, представляет собой в Делании основное неизвестное, определить которое означает добиться полного успеха. Но без откровения свыше (r?v?lation divine) человеку это не под силу.' (конец цитаты)
По определению ВИКИПЕДИИ, дух - есть изначальная движущая сила, присущая всему живому, а в некоторых культурах и неживому. Дух есть некая сила, лишённая собственного сознания.
Позднее в книге Джонатана Блэка 'Тайная история мира' я нашёл подтверждение своим догадкам. В этой книге в комментарии к рисунку Парацельса с тростью (глава 21), в которой вложен меч, говорится:
'Тайный огонь алхимиков, освобождающий душу от тела, назывался cizoth. Он содержится в семени. Мы можем вспомнить, что в индийской алхимии ртуть иногда называли спермой Шивы. Таким образом, получается, что меч Парацельса был выкован в огне сексуального желания. Это плотский меч, и cizoth, истекающий из его конца, - это философская ртуть. В естественных условиях сперма обладает свойством эфирной сети, в которую может приземлиться дух, чтобы затем воплотиться.'
А в 23 главе говорится:
'Здесь имеются очевидные параллели с медитативной практикой, и это сразу же наводит на мысль, что алхимические термины скорее могут представлять собой описания субъективных состояний сознания, чем химических операций, которые можно выполнять в лаборатории.
Кроме того, мы можем встретить часто повторяющиеся предположения (особенно в розенкрейцерских источниках), что эти операции должны приносить результаты во время сна и на границе между сном и пробуждением. Может быть, они имеют отношение к провидческим снам или ярким сновидениям? Или они должны переносить элементы спящего сознания в бодрствующее сознание?
Здесь встречается множество намёков сексуального характера, от повторяющегося образа Химической Свадьбы до шутливых ссылок на азота Парацельса. Codex Veritatis в комментарии на книгу Песни Песней Соломона советует: 'Разместите красного мужчину с белой женщиной в красной комнате, нагретой до постоянной температуры'. В то же время тантрические тексты приравнивают алхимическую ртуть к сперме.
Есть философская школа, которая интерпретирует алхимические тексты как руководства, содержащие практические рекомендации о том, как заставить 'змею кундалини' подняться от основания позвоночника через чакры, чтобы зажечь Третий Глаз.' (конец цитаты)
Глава 5. Стадии Великого Делания.
Работа алхимика по созданию Философского Камня называется Великим Деланием. Щедрые авторы в своих трактатах сообщают, что существуют два пути получения Философского Камня - Сухой (короткий) и влажный (длинный). Но они только упоминают о существовании сухого - короткого пути и ничего о нём не сообщают. Во всех алхимических трактатах описывается только влажный путь Великого Делания. Если в трактатах и пишут что-то о сухом, то только о сроках. Влажный путь занимает 12-18 месяцев, сухой - 6-9 дней. В отличие от других авторов Фулканелли сообщил немного больше. В своих книгах 'Тайны соборов' и 'Философские обители' он приводит отрывки из этих трактатов и сам немного добавляет.
Впрочем, вопрос о количестве путей совершения Великого Делания остаётся открытым и совершенно неясным. Некоторые авторы алхимических трактатов утверждают, что путей больше чем два, но не уточняют - сколько. Есть также авторы, которые утверждают, что путь всего один, и сухой путь лишь составная часть мокрого.
Здесь видна аналогия. Начну немного издалека. Для того чтобы человек жил, его тело исправно функционировало, ему необходима энергия (телевизор не будет работать без электричества, автомобиль не поедет без бензина), при чём, не столько содержащаяся в обычной еде, сколько энергия, которую называют прана, цы, ки и т.п., а сейчас называют тонкой энергией. Особенно много её нужно для работы с информацией (биолокация, ясновидение и т.п.) и ещё больше для воздействия на внешние объекты (наведение порчи, целительство и т.п.). Для того чтобы в организм поступала тонкая энергия в нужном количестве необходимо развивать энергетическую систему организма с помощью специальных упражнений. Когда энергетическая система человека развивается, у него происходит некоторое омоложение организма, проходят болезни, он меньше болеет и со временем вообще перестаёт болеть, продолжительность его жизни увеличивается и просыпаются паранормальные способности. Вот об этих упражнениях и пойдёт речь.
Упражнений, развивающих энергетическую систему человека, придумано довольно много - у каждой школы свои комплексы упражнений, и эффективность этих комплексов разная. Например, Сидерский, большой специалист в области энергоинформационных практик, считает, что самыми эффективными и дающими быстрый результат являются упражнения индийской йоги, а даосские техники менее эффективны и работающими медленно. Я же считаю наоборот. Исходя из собственной практики могу сказать, что йога неэффективна - 10 лет, потраченные на йогу дали только хорошую гибкость тела и больше ничего, а вот метод Бронникова, который по признанию самого В.М. Бронникова является упрощённой даосской техникой, дал отличные результаты уже в первые недели.
Особо следует сказать о положении языка во рту. Когда язык касается нёба, он замыкает энергетический канал - переднесрединный контур, при этом тонкая энергия в организме циркулирует оптимальным путём и накапливается. Когда язык не касается нёба, энергия циркулирует в организме гораздо хуже и накопления энергии не происходит. В идеале язык должен всегда касаться нёба. На практике же у взрослых людей язык нёба практически никогда не касается (рис. 1а). Только у младенцев язык всё время находится в контакте с нёбом. Место нёба, которого касается язык очень важно, потому что задействуются разные энергетические контуры и разные виды энергий. Когда язык касается нёба сразу позади верхних зубов (рис. 1б), переднесрединный контур замыкается самым коротким путём, важные энергетические каналы, находящиеся во рту, остаются незадействованными. Это самый простой способ касания языком нёба, который можно легко осуществлять постоянно. Когда язык касается самой вершины нёба (рис. 1в), в циркуляции энергии начинает принимать участие важный для пробуждения паранормальных способностей энергетический канал. Но такое положение языка не рекомендуется использовать постоянно, лучше это делать время от времени, да и для постоянного использования не очень удобно. И наконец, касание языком самой дальней точки нёба, до которой сможешь дотянуться (рис. 1г). Как утверждает Сидерский в своей книге 'Третье открытие силы', если держать язык прижатым к нёбу там, где отверстия от ноздрей присоединяются к горлу, и продержав в таком положении язык 15 суток и при этом медитируя человек обретает бессмертие, его тело становится неуязвимым для внешних воздействий. Надо полагать, что к этому должны прилагаться развившиеся паранормальные способности, иначе откуда взяться бессмертному неуязвимому телу. Эта техника называется в йоге 'кхечари', для её выполнения йогины подрезают себе подъязычную связку, чтобы язык загибался на нужную глубину.
Не буду утверждать, что именно это и есть пути совершения Великого Делания, но аналогия здесь явная.
Сухой или кроткий путь
Великое делание, по книгам Фулканелли, совершаемое по сухому пути, выглядит так (в небольшом сокращении):
'...двум путям Делания соответствуют два различных способа активации (animation) первоначального меркурия (mercure initial). Первый связан с коротким путём и включает в себя одну-единственную операцию - постепенное увлажнение твёрдого вещества (всякая сухая субстанция жадно впитывает влагу) вплоть до его разбухания и превращения в пасто- или сиропообразную массу. Второй способ предполагает кипячение всей Серы в трёх- или четырёхкратном (по весу) количестве воды, последующую декантацию раствора, высушивание остатка и новое его смешение с пропорциональным количеством Ртути. После растворения отстой, если он есть, отделяют, и собранные жидкие фракции подвергают медленной дистилляции на бане. При этом избыточная влага удаляется, и остаётся Ртуть требуемой консистенции, сохранившая все свои свойства и готовая к герметической варке.'
'Читатель, знакомый с манерой письма Философов - манерой традиционной, которой мы стараемся подражать, чтобы наши писания объясняли древних авторов, а те, в свою очередь, служили для нас ориентиром, - без труда поймёт, что именно герметические философы понимают под своими сосудами, ведь те символизируют не только два вещества (mati?res) - вернее, одно на двух этапах эволюции - но и сами два пути (deux voies), где эти вещества (corps) используются.
Первый из этих путей, где прибегают к искусственному сосуду, длинный, трудоёмкий, неблагодарный, доступный лишь богатым, но, несмотря на значительные расходы, более распространённый, потому что его чаще предпочитают описывать наши авторы. На нём основывают свои рассуждения алхимики, на нём строятся теоретические посылки Делания. Он требует непрерывной работы в течение двенадцати-восемнадцати месяцев и исходит из предварительно обработанного естественного золота, растворённого в философском меркурии с последующей варкой в стеклянной колбе (matras). Это и есть сосуд для почётного употребления, для работы с такими ценными веществами, как активированное золото (or exalt?) и ртуть Мудрецов (mercure des sages).
В случае второго пути требуется лишь большое количество дикой земли, стоящей так мало, что в наше время и десяти франков достаточно, чтобы обрести всё необходимое в избытке. Это - земля и путь бедняков, простых и скромных, которых естество восхищает даже в самых жалких своих проявлениях. Способ несложный, алхимик лишь присутствует, так как таинственная работа совершается сама собой и оканчивается через неделю, самое большее - через девять дней. Процесс, незнакомый большинству алхимиков-практиков, полностью протекает в тигле из огнеупорной глины. Этот путь великие Мастера называют женской работой (travail de femme) или детской игрой (jeu d'enfant); именно к нему применяется известное герметическое правило: una re, una via, una dispositione (одно вещество, один сосуд, одна печь). Таков наш глиняный сосуд (vase de terre), всеми презираемый, простой, сосуд для всеобщего употребления, 'который у всех перед глазами, ничего не стоит и есть у каждого, но который нельзя опознать без откровения свыше'.'
'В трактате XVIII в. сообщается, что при сухом способе небесную Соль, другими словами, меркурий Философов, вместе с земным металлическим веществом (corps) прокаливают четыре дня на открытом огне в тигле (creuset).
Во второй части работы, приписываемой Василию Валентину, явно имеется в виду сухой путь: 'Дабы преуспеть в сём Искусстве, не требуется большого труда и усилий, невелики и расходы, ибо инструменты недороги. Обучиться этому Искусству можно меньше чем за двенадцать часов, а достигнуть в нём совершенства - за восемь дней, ведь оно опирается на свой собственный принцип'.
В главе XIX своего 'Introitus' Филалет после обсуждения длинного пути, который он считает скучным и пригодным лишь для людей богатых, пишет: 'Для нашего же способа больше недели не требуется. Бог предуготовил этот редкостный и лёгкий путь для отверженных бедняков и уничижённых святых'. В примечаниях к этой главе Лангле-Дюфренуа отмечает, что 'при таком способе используют философский двойной меркурий. Тогда, - добавляет он, - Делание занимает неделю, в то время как в другом случае нужно восемнадцать месяцев'.
В сухом пути для прокаливания нет нужды в стеклянном сосуде, достаточно простого тигля (creuset). 'Я растолку твоё тело в глиняном сосуде (vase de terre) и похороню его там, - пишет знаменитый автор24 и далее заявляет: - Зажги огонь в стекле, сиречь в земле, что заключает его в себе. Этот быстрый способ, которому мы тебя великодушно обучили, по-видимому, самый короткий, венчающий наш нелёгкий труд настоящей философской сублимацией'. К данному случаю применима важная теоретическая посылка нашей науки: один сосуд, одно вещество, одна печь (un seul vaisseau, une seule mati?re, une seul fourneau).
Килиани в предисловии к своей книге так отзывается о двух способах: 'Всегда помните, что требуется лишь две материи единого происхождения, одна летучая, другая твёрдая (fixe), и что есть два пути - сухой и влажный. Из чувства долга я предпочитаю второй, хотя мне хорошо знаком и первый, когда работают с одной-единственной материей'25.