- Идут два человека, несут бревно, очень тяжёлое. Рядом с ними идёт третий, который говорит: "Неправильно кряхтите, неправильно несёте и потеете почему-то". Тогда эти двое останавливаются, кладут бревно на спину третьего, и он тут же падает. Вот это и есть критика. Я заранее знаю, что они будут писать, что они будут говорить, про кого, про что и как. Когда критики ругают - это ранит, когда хвалят - ничего мне не добавляет. Я с этими людьми имею дело уже 57 лет. Одного даже однажды вызвал на дуэль. С тех пор я его никогда не видел. Кто-то из великих писал: "Я слишком серьёзно отношусь к своей профессии, чтобы слушать критиков".
Алексей Шелыгин, композитор:
- Существует два рода критиков. Одни совершенно объективно указывают на ошибки и недостатки, потому что хотят разобраться в ситуации. Эта критика помогает над чем-то задуматься, исправить все недочеты. Я воспринимаю её позитивно. С другой стороны, бывает критика предвзятая. Это не критика вообще. Это некая "попсовая" попытка существовать за счёт унижения других. В итоге эти люди унижают только себя.
Борис Стругацкий, писатель-фантаст:
- Когда критикуют других, я реагирую спокойно. Когда критикуют меня, воспринимаю это болезненно. Ничего, кроме раздражения, критика мне не даёт. Есть мнение, что критики - наши лучшие учителя. Я с этим не согласен. Критики - наши палачи. Единственный правильный способ борьбы с ними - не обращать внимания и никак не реагировать.
"Нравится - не нравится", вот, пожалуй, единственный критерий в литературе, имеющий право на существование.
Михаил Грушевский, сатирик:
- Не буду лукавить и рассказывать про то, как я обожаю и жду критики, но, конечно, всё зависит от конкретики. Когда я понимаю, что критик попадает в точку, я ему благодарен. Вообще, для того чтобы кого-то критиковать, нужно уметь это делать. Ведь критика - это такая тонкая субстанция, которая требует очень качественного психологического подхода к каждому человеку индивидуально. Только самые талантливые люди умеют грамотно критиковать.
Марк Розовский, художественный руководитель театра "У Никитских ворот":
- Когда-то в Советском Союзе была настоящая аналитическая критика. В 20-е годы - например, "школа Гвоздева", Алперс... В 60-е - Соловьёва, Шитова, Аникст, Свободин. К голосу этих людей хотелось прислушиваться. Сегодня жанр рецензии с газетных страниц исчезает. Или идут потоком чисто информативные, рекламные материалы. Много безграмотных непрофессиональных суждений, в которых преобладает обыкновенный снобизм или дремучее невежество. На такую критику я не способен реагировать. С горечью отмечаю случаи, когда торжествует покупная, обслуживающая некие имена и кланы, то есть в прямом смысле продажная журналистика.
Дэвид Митчелл, автор "Облачного атласа": If you show someone something you've written, you give them a sharpened stake, lie down in your coffin, and say, "When you're ready"." / Если ты показываешь кому-то что-то, что ты написал, ты даёшь им заострённый кол, ложишься в гроб и говоришь "Приступайте, как только будете готовы".
Кристофер Хемптон: Asking a working writer what he thinks about critics is like asking a lamp-post what it feels about dogs. / Спрашивать работающего писателя о том, что он думает о критиках, это как спрашивать уличный фонарь о том, что он чувствует по отношению к собакам.
РоманПейн: - If you love my work, you are a good critic. If you do not love my work, you are a 'not good' critic. / Если тебе нравится моя работа, ты хороший критик. Если тебе не нравится моя работа, ты не хороший критик.
Эрика Джонг: "Beware of the man who denounces woman writers; his penis is tiny and he cannot spell" / Остерегайся мужчину, который осуждает женщин-писательниц; у него крохотный пенис и он не может грамотно писать.