Ещё одно маленькое замечание. При прочих равных я всегда выберу рассказ с красивым, интересным, умным фантдопущением. Потому что любая фантастика - это попытка заглянуть за пределы, очерченные нам трёхмерным. А я уважаю такие попытки.
И ещё. Я нежно люблю творчество Евгения Лукина и считаю, что найти тексты красивее, мудрее и лаконичнее очень сложно. Поэтому попробую подыскать каждому из финалистов подходящий текст Евгения Юрьевича.
Бонус от Лукина:
*** О чём бы я, ребята, ни трындел, Меня, как говорит германский гений, Колеблет только звёздный беспредел И беспредел моих поползновений.
Хорошая, добротная, крепко и ладно написанная история жанра "производственная байка". Похожа на сильно затянутый анекдот. Честно говоря, не поняла, зачем всё это. Для развлекухи слишком длинно, а идея? Возможно, я её не увидела. Так - история для убийства времени в зале ожидания или типа того.
Хороший рассказ о том, можно ли остаться человеком, став бессмертным существом, о том, сколько человеческого в биороботе, и т.д. и т.п. На эти вечные темы я читала и более драматичные, и более сложные, и более завершённые рассказы. Но и этот мил.
Личинка кибернуар-детектива. Чтобы из этого текста выкристаллизовать пристойную историю, придётся серьёзно поработать. Пока больше тянет на черновик. Основная, на мой взгляд, проблема - тут задел на полноценную повесть, а упаковано всё в средних размеров рассказ. Ну и автор переборщил в передаче холодной отстранённости через героя. Вот вообще эти отморозки, живые или мёртвые, не вызывают сочувствия.
В общем, много работы. Выбрать основную идею, уточнить образы героев и что-то решить с объёмом текста. То ли расширять - тогда прояснять едва намеченных героев второго плана и их истории в связи с главгером, то ли резать всё к чёртовой матери.
Излишне витиевато написано, на мой вкус. Слишком манерно, чрезмерно литературно. Особенно для истории про воришку-детдомовца.
Понятно, что от имени рассказчика, но всё равно too much.
Ну вот достаточно яркий пример:
"И до того сей сон впечатлил парня реалистичностью, что посчитал он его вещим и даже к "мировому сетевому разуму" обратился, дабы тот надоумил, как быть, посредством оцифрованного в Сети сонника".
А так - ну нормальная история. Обоснование духовного перелома в герое слабоватое, на мой взгляд. Не О.Генри, конечно. Тот умел на раз души коснуться. Но, как говорится, не дай нам бог такие обстоятельства, при который развился его талант.
Бонус от Лукина:
ДАЧНОЕ Мысли заплясали, Ёкнуло в гpуди - Чьи-то гpабли сами Пpосят: "Укpади..." Тягостая повесть. Пагубная стpасть. Ведь замучит совесть, Если не укpасть!
Вещь на любителя, но я как раз из них. Это мой выбор на конкурсе. Спасибо за удовольствие :).
Вечную тему двух сиблингов "гений-отморозок vs малоодарённый, но душевный", очень оживляет и разнообразит элегантное фантдопущение, которое тут само по себе на правах героя. Итого играет квартет: Брат-Гений, Брат-Простак, Учитель и Геовидение.
Придираться не хочется. Хотя немного не хватает, наверное, прямого столкновения братьев. Но там и объём должен быть побольше. В принципе, идея очень богатая и с ней ещё можно поработать.
У меня вопрос - Теда Чана читали? Напомнило.
От Лукина для автора моё самое любимое :)
*** Посмотри: встает цунами Над скорлупками квартир. Так, разделываясь с нами, Красота спасает мир.
Рассказ о равнодушии обывателя. Ключевую фразу сильно портит то обстоятельство, что вряд ли кто допустил бы этого человечка до таких документов. Да и "расстрел" как-то неуместно выглядит... Расстрел - это способ приведения приговора в исполнение, а сам приговор люди формулируют иначе. В таком сакральном деле обычно даже атеисты используют эвфемизмы типа "высшей меры социальной защиты"...
*** Полистаешь наугад - Всё расстрелы да застенки. От Памира до Карпат Нет невыщербленной стенки. Вот и думается мне: До чего же я ничтожен, Если в этакой стране До сих пор не уничтожен!..
Идея древняя - посмотреть, как было бы, если бы. У кого в биографии нет таких ключевых моментов?..
Но реализация... образно говоря, автор взял крутой квантовый бластер, чтобы прибить комара. То есть с интересным фантдопущением обошёлся без уважения, использовав его бегло и второстепенно.
Что там ещё? А, ну вот. Слишком много противоречий даже в таком маленьком тексте.
"- Ну, это же один и тот же человек, на самом деле. Только в разных мирах!
- Но ведь твой сосед закона не нарушал!
- В том-то и дело, что нарушал - раз был свидетелем и не донёс!
- На кого ему было доносить?! На самого себя?!"
Этот клубок очевидных нелогичностей и противоречий автор быстренько замял древним анекдотом, но убедительности такой приём не добавляет.
Далее: "- Кстати, я скачал новое приложение для квантовых мобильников. Теперь я могу в десять раз увеличить "отклонение от реальности", - сказал Виктор" - и как это всё соотносится с "одним и ем же человеком"?..
Ещё из минусов: совершенно неестественные, суфлёрские подсказки для читателя, внедрённые в разговорную речь героев. Например:
"- Да забудь ты эту свою школьную любовь, наконец!"
Ну просто facepalm.jpg
Также никакой меры не знает автор, расхваливая удачливость счастливого двойника. И два Нобелеата на семью, и богатство и счастливый брак... чего-то всё это слишком.
Непонятно, за что так жестоко поступает автор с инвалидом? Что такого его герой сделал? Не предавал, не крал, не убивал. Просто родился в таком мире, в котором что-то его отвлекло от сличения почерка той самой записки.
В общем, я не знаю, чего добивался автор, но в итоге он доказал, что предопределённость есть, а справедливости нет. Раз должны отыграть все вероятности, а мир, где ждала счастливая lovestory, уже занят твоим двойником, значит, тебе остаются только менее удачные варианты...
Ну такая довольно изящная штучка о заслуженной смерти потомственного вора.
Минусы: в самом повествовании нет никакого развития героя. Он всё знает заранее - и про магию, и про семью, и про то, что воровать у друзей нехорошо...
Вот если бы он это хоть что-то из этого осознал/переосмыслил по ходу текста - вот тогда получился бы рассказ. А так... Без явно показанной нам трансформации героя не будет интереса. Покажите - как он всё это понял и узнал. Позвольте читателю самому делать выводы из показанного. Иначе без драматургии текст не оживёт.
Так и останемся в странном жанре "некролит" :).
От Лукина:
Вольный перевод (из Генри Лонгфелло) С мандариновых предгорий отдаленного Эльбруса, от платанов и плантаций черноморских побережий, субтропической Колхиды и зелёной Ленкорани с тарой, яблоками полной, в боевых мохнатых кепках через реки и равнины к волгоградскому базару шли грузины и армяне, шли чечены и ингуши, отличаясь от команчей только методом разбоя...
Популярный писатель в роли рояля из кустов. Что такого страшного в купании без одежды, я так и не поняла, с чего весь этот шок и ужас. Концовка слабая на мой взгляд. По-хорошему Липкин должен пожать руку и помочь Мише с алиби.
Бонус от Лукина:
*** Изобличать пороки века? Простите. Выдохлось винцо. Срываешь маску с человека - А там такое же лицо.
Это отличная вещь, но есть проблемка. Текст состоит из прекрасного рассказа и скелета повести. И эти две части плохо стыкуются. Честно, я сама, когда ещё что-то писала, сто раз оказывалась в такой ситуации, поэтому помочь ничем не могу, просто констатирую, что вот так. Пока это текст-химера.
Ну и ещё маленько чисто личного скепсиса. Не верю в благочестие политиков. Даже когда они Сёстры Дарта.
"Кэр пошла на поправку. Она глотала горькие лекарства. Давилась манной кашей. Она пошла на поправку" - это специально?
От Лукина:
Пожелание Дорогие мои привереды, золотые мои правдолюбцы, дай вам Бог не дожить до победы долгожданных своих революций!
Лучше вёрсты сибирского тракта, приговор, пронимающий дрожью, чем увидеть, как горькая правда, побеждая, становится ложью.
Вообще я жду от детектива объяснения и чёткой логичности всех событий, как приведших к преступлению, так и его распутывающих.
А тут невнятная тусня пауков в банке, которая заканчивается ничем и оставляет героиню и читателей в неприятной фрустрации.
В принципе, похоже на атмосферу некоторых книг Чейза, но только в плане отношений героев. Во всём остальном до Чейза тут, извините, очень далеко.
Из прям вообще непонятного:
"В общем, во дворе в Рождество откопали труп, совершенно мёртвый! Вот тогда ментов куча наехала, а еще какие-то важные хмыри в длинных пальто, морды шире духовки".
"Кто-то шлёпнул какого-то барыгу с брюликами, и эти брюлики передал Илье надёжно спрятать"
Почему именно Илье?
Если убийца сразу хотел передать снятое с трупа Илье, зачем убивать в этом дворе?
То есть, суть вопросов, надеюсь, понятна - почему все события случаются под носом у героини и с ней связаны? Или на самом деле "барыгу" убил сам Илья? Тогда мы не плодим лишних сущностей и все совпадения сходятся. Но тогда Илье тем более было невыгодно убивать "барыгу" во дворе дома своей любовницы.
Луковка:
Не говори, что счастье мнимо, сиди и пей себе коньяк за то, что жизнь проходит мимо, как невнимательный маньяк.
P.S. А вообще, конечно, советую Чейза почитать. У него много психологически достоверной чернухи. Ну и доп.бонус - детектив от мастера:
Эти две вещи некоторым образом схожи, чисто биографическая проза.
Я уже писала в начале, что люблю фантдопущения. Просто условно-биографический худлит мне неинтересен, такого рода истории можно гнать терабайтами, не слишком загружая мозг сюжетом, потому что "родился - жил - умер" вечно, как эволюция амёбы под Луной :).
"Ральф" поинтереснее - через пса автор более-менее успешно передал жизнь семьи как бы объективно и как бы со стороны. Но и всё.
Нинон... Даже не знаю. Довольно архетипичная тётя. И?.. Дальше-то что?
Произошла ли с ней какая-то показанная читателю трансформация?
Да не похоже. Конечно, если не считать смерть такой трансформацией.
Что ещё напрягло в рассказе про Нинон - полное самоустранение рассказчицы. Ну ладно, человек не пишет про себя, но про дочь-то можно хоть несколько любящих, горделивых (или там пронизанных горечью и обидой) фраз? А то полное ощущение, что перед нами картонные статисты, на ходу придуманные для оживления самой Нинон.
К тому же, это не следует из самой легенды: "Всё остальное время, когда Нинон здесь нет, я занимаю место безусловного пупа Земли, потому что младший ребёнок в семье, долгожданная и единственная кровная дочь моего папы. Со мной носятся, мне угождают, меня стараются повкуснее накормить" - воистину, странно, что такой залюбленный человечек вырастает в такую серую моль.
И с кем же в итоге произошла трансформация? С рассказчицей? Так её в рассказе не было, просто персонификация авторского голоса.
О, это просто альманах штампов - тут тебе и изобретение века, и гениальная девочка, между делом лепечущая доказательство того, над чем давно бьётся её чуть менее гениальный папа, и безмозглая стерва-бывшая, которая внезапно оказывается умной и глубокой личностью... facepalm.jpg