Киях Алексей Анатольевич : другие произведения.

Механизм противоборства Света и Тьмы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье речь пойдёт о силах, приводящих в действие персонажей, относящихся к фракциям света и тьмы, в попытке найти истинные рычаги, позволяющие им выделиться из "серой массы" и стать такими, какими они попадают на страницы книг или экраны кинотеатров. Статья ни в коем случае не претендует ни на бесспорность ни на полное исчерпывание вопроса, это скорее призыв к дискуссии чем что-либо иное.

  Наиболее интересны персонажи относящиеся к "Тьме" т. к. они, как правило, первичны - без их существования и совершения ими дестабилизирующих мир действий не смогли бы в полной мере проявить себя персонажи "Света". Однако прежде чем начать анализ стоит указать ту идею, на которую я буду опираться при нём. Идея эта несложная, хотя, пожалуй, довольно противоречива и заключается в том, что любое действие совершаемое существом, наделённым разумом и личностью, обусловлено тем или иным дискомфортом, чем-то что не позволяет этому существу чувствовать себя в гармонии с самим собой и окружающей действительностью. Из "приземлённых" примеров можно привести следующие: существо (не всегда человек раз уж речь идёт о фантастической литературе) чувствует голод и идёт добывать себе пищу, существо чувствует опасность окружающей среды и ищет себе логово, существо осознаёт свою смертность и ищет возможность продолжения себя через размножение. Более сложные примеры находятся на уровне социальном: стремление к независимости, самостоятельности приводит к стремлению обретения власти, чувство нехватки жизненных благ приводит к стремлению обрести богатство тем или иным способом, ощущение недостатка любви и одобрения ведёт к стремлению нравится окружающим, привлекать к себе их внимание и эмоции. Причём, как правило, любая потребность оказывается неутолимой т. е. способной лишь на время затихать после получения "очередной порции корма", но в последующем разгораться с новой силой. Так что тут я придерживаюсь взгляда Будды - желание порождает страдание. Ну и, само собой, и желание и страдание находятся в природе рассматриваемого существа и обусловлены ею, так что для выполнения анализа придётся, грубо говоря, лезть в душу.
  
  Крайний (и, соответственно, наиболее показательный) случай "Тьмы" в литературе это некий персонаж, стремящийся уничтожить мир/погрузить его в первоначальный Хаос/просто всех и всё убить. Стремление кажется абсурдным и практически у любого читателя вызывает закономерный вопрос "А как же он сам, дурак разэтакий, собирается жить если всё уничтожит?", а отсутствие сколь-либо разумного ответа на вопрос (за исключением ответов вроде намерения создать мир заново, которые звучат как-то жалко и неубедительно в большинстве случаев) лишает главгада реалистичности. Однако же таковая мотивация вполне возможна и не исключено что даже когда-то проявлялась в нашей условно реальной действительности. Тут я усматриваю неспособность адаптироваться к миру, несоответствие требованиям социума и вызываемое этим чувство, которое можно выразить во фразе "мир так жесток ко мне". Хотя данная фраза это уже интеллектуальное осмысление переживания "внешней злой воли", причём не просто осмысление, а скорее даже обвинение по типу "всё плохо не потому что я не справляюсь с вызовами окружающей действительности, а потому что мир плохой" т. е. по сути перекладывание вины за свои провалы с самого себя на нечто вовне, этакий поиск козла отпущения. Похоже на позицию капризного ребёнка, не правда ли? Впрочем, в реальности подобное явление как правило приводит к банальному суициду т. к. подсознательно каждый рождённый помнит спокойствие, безопасность и комфорт материнской утробы ("Благодатной тьмы и несуществования"), а смерть представляется неким подобием возвращения в эту "тьму". Однако отчего же главгады с такой мотивацией не самоубиваются (разве что в самом конце, будучи окружёнными толпой светлых паладинов и осознавая окончательную безвыходность положения), а начинают создавать нечто для уничтожения мира? Скорее всего ответ лежит в их запредельном самолюбии, доходящем до нарциссизма - "мир ужасен, жесток и несправедлив ко мне, такому хорошему и замечательному, а потому я уничтожу его". Впрочем, неприятие окружающей действительности и нарциссизм даже в паре ещё недостаточны для того чтобы "посредственность" стала Тёмным Владыкой - они могут лишь создать этакого "страдальца" (наиболее типичный пример для интернета - подросток/молодой человек испытывающий неразрешимые трудности с противоположным полом и в связи с этим вещающий что "все бабы - продажные шкуры, которым нет дела до моего офигенно глубокого внутреннего мира, им нужны только накачанные дураки с деньгами"). Так что же делает из обычного нытика Повелителя Тьмы? Лично у меня складывается впечатление, что тут должно быть сочетание комплекса факторов:
  1. Сила эмоций с застойностью аффекта т. е. неспособностью этих эмоций как-то спадать или, говоря в психологических терминах, определённая паранойяльная акцентуация личности. Это необходимо для "беспокойности" персонажа, приведения его в движение, что-то вроде "шила в заднице". Человек или иное существо с такой акцентуацией не удовлетворится жалостью к самому себе и размазыванию страдальческих соплей - он будет активно "мстить". Однако, продолжая ранее использованную аналогию с интернет-страдальцем, один этот фактор в отдельности от последующих может привести лишь к появлению "тролля" и не более того. В условиях же фантастической реальности (как, впрочем, и любой другой) это довольно типичный преступник-одиночка, грабящий и убивающий "этих зажравшихся ублюдков, которым повезло", а потом депрессивно пропивающий награбленное. В условиях же "Армии Тьмы" это мародёр или боевик/мелкий командир карательного отряда.
  2. Наличие некоей интеллектуальной развитости, зачастую в совокупности с более или менее хорошим и глубоким образованием, а также т. н. шизоидной акцентуацией (упрощённо говоря склонностью к погружению в себя и построению различных концепций. Поиску взаимосвязей в мире) которые помогают осознать недостаточность совершаемого предыдущим типажом и подсказывают как выйти на более высокий уровень злодейства, который выражается либо в создании какой-либо "машины судного дня", либо в построении "Империи Зла", либо в сборе "Армии Тьмы". Если же к изначальным условиям добавляется только это, то мы получаем лишь "продвинутого страдальца", подводящего под свои страдания массивную философскую базу и, вполне возможно, высказывающего "решение проблемы", но неспособного это решение реализовать. Условно можно назвать такой типаж "Предтечей Властелина Тьмы".
  3. Определённая харизма, способность вести за собой других людей/существ. Это, как правило, результат сочетания гипертимной и истероидной (ранее указанный нарциссизм крайняя форма последней) акцентуаций, но тут должно быть также некое дополнительное условие т. к. люди/существа с таким сочетанием акцентуаций как правило довольно адаптированы к миру и достаточно успешно в нём функционируют. Т.е. должно быть нечто такое, что перечёркивает положительные стороны и позволяет выйти на первый план сторонам негативным. Это может быть некое внешнее или внутреннее уродство, тяжело переживаемые и порождающие стремление компенсировать их чем-то другим (вроде "я горбун с кривой рожей, но я стану королём и все красавицы королевства будут брошены к моим ногам" или "обожаю крики боли, но пытать людей запрещено по закону, так что стану тираном и мои пыточные никогда не будут пустовать"). Может быть низкое происхождение (например "я родился в трущобах, но я заставлю этих зазнаек, жителей дворцов, ползать передо мной на коленях и лизать мои грязные ботинки") или же незаконное ( "меня называют бастардом, но чем я хуже этих законнорождённых? Трон и власть мои по праву, а они ещё пожалеют что родились на свет и потешались надо мной!").
  Хотя последнее уже скорее внешние условия, но они выполняют роль той самой последней каплей, обрушивающей плотину, или искры из которой разгорается пожар ненависти и жажда уничтожения. Также эти условия, складывающиеся обстоятельства внешней реальности должны способствовать углублению указанных особенностей и черт личности потенциального Тёмного Властелина, доводя их до уровня тяжёлой психопатии (в клиническом смысле, само собой), но при этом проходящий своё становление злодей не должен впасть в какую-нибудь крайность и совершить фатальные ошибки, приводящие к краху (кроме логичного завершения книги/фильма). Как правило эта условная стабильность обеспечивается также чем-то внешним (внутренних тормозов быть не может - иначе это было другое существо, которое просто не смогло бы встать на путь Истинного Злодейства), как правило это кто-то из близких подручных, хоть и не всегда явный, своеобразный консильери. Как правило это человек или существо в годах, намного мудрее и сдержаннее своего хозяина и, во всяком случае первое время, Архизлодей прислушивается к его советам, но только до наступления кризиса, когда главгад начинает идти вразнос. Это общая черта всех психопатов (в клиническом смысле) - выдавать декомпенсацию своей психопатии при появлении каких-либо жизненных трудностей, угрозе краха или чего-то подобного. При этой декомпенсации деятельность как правило становится неупорядоченной, эмоции перестают контролироваться, а критика к своим действиям и состоянию резко снижается. Само собой подобное состояние приводит к различным импульсивным поступкам, как правило деструктивным и, что тоже характерно, в первую очередь достаётся тем, кто имел неосторожность оказаться рядом т. е. при таком раскладе любой недостаточно опытный консильери попадает под удар и в большинстве случаев под смертельный (особенно если это происходит не в начале кризиса, а ближе к его пику) и как только это происходит уже можно сказать с практически абсолютной точностью - Тёмный Властелин обречён.
  Само собой в "злодеегенезе" возможны некоторые нюансы, например, вместо "уничтожить гадкий противный мир" другая мотивация - "захватить его себе и переделать на свой вкус", что несколько конструктивнее (на первый взгляд), но по сути лишь замаскированная ещё одной лицемерной маской (в основном маской выросшей из жадности - "это всё моё!моё!не отдам!") та же цель - "вернуться в безопасное лоно". Либо некоторые дополнительные нюансы в личности, не слишком существенно влияющие на общую динамику, либо некоторое изменение распределения выраженности акцентуаций. Наиболее существенным, пожалуй, отличием может быть разве что преодоление первого (и других) кризиса, которое может в зависимости от потерь и результатов по-разному отразиться на личности Тёмного Властелина, но в сущности же своей он останется неизменным.
  
  Но что же приводит к кризису? Что рушит планы Тёмного Властелина и вызывает его бешенство, ведущее в погибель? Конечно же светлые герои! Вот о них и продолжим разговор т. к. они в большинстве своём очень немногим отличаются от своего противника (помните шутку "Добро всегда побеждает Зло, а потому кто победил - тот и добрый"? Вот это оно и есть, если вкратце).
  Светлый Герой становится Героем только в процессе противостояния Тьме, до этого он не является таковым. Однако крайне редко происходит такое чтобы "весь народ в едином порыве оборотился супротив зла", да и даже в подобном случае всегда есть кто-то кто скачать впереди остальных на белом коне, но чаще речь идёт всё же об отдельном персонаже или группе лиц, которые по предварительному сговору или без такового осуществляют экстремистско-террористическую деятельность против законной власти (которой, как ни странно, и является в большинстве случаев Тёмный Властелин к моменту появления отряда паладинов, либо вообще представляет собой таковую власть в отдельном государстве, к коему светлые изначально никакого отношения не имеют). Но раз уж мы определились что в паладины идут не абы кто, то нужно разобраться с теми особенностями, что заставляют вроде бы обычного человека/существо встать на стезю геройства и дойти по ней до логичного конца в Цитадели Ужаса.
  Первое и самое главное, как уже упоминалось, это образ Врага - нашего уже рассмотренного Тёмного Властелина. Но для того чтобы он стал таковым нужен небольшой толчок для будущего героя и как правило этим толчком оказываются слова некоего близкого и при том непререкаемо авторитетного человека/существа, который ненавязчиво сообщает будущему герою "это во-о-он тот дядька плохой и из-за него всё плохо сейчас или будет плохо потом, но очень скоро, так что давай-ка топай и сделай что велено". Для большей убедительности этот "светлый консильери" может привести какое-нибудь малопонятное пророчество (написанное в свое время светлым аналогом "Предтечи Властелина Тьмы") и при этом тут же сообщается более или менее проработанный план причинения смерти назначенному главгадом. А чтобы становящийся героем не испытывал сомнений, способных свести его с начертанного пути, его обозначают "Избранным", дабы потешить его нездоровое, а то и ущемленное самолюбие, средства же для достижения цели, что характерно, даются намного реже - ведь "светлый консильери" прекрасно понимает что перед ним никакой не избранный, а просто очередной болванчик-марионетка, который имеет все шансы облажаться и тем самым освободить место для следующего дурака из заранее подготовленного длинного списка. Однако всё же перейдём к характеристикам претендента на геройство.
  В первую очередь стоит отметить, что претенденты на геройство как правило личности маргинальные в большей или меньшей степени - редко когда героем становится успешный купец или зажиточный крестьянин (если их прошлое не отягощено какими-либо подвигами либо если не стоит вопрос личной мести, но это, как правило, уже совсем другая история). Формальное исключение составляют разве что принцы или другие сыновья аристократии, но и тут при более внимательном взгляде становится ясно, что их общественное положение тоже достаточно неопределённое т. к. титул и земли в наследование ещё не перешли, да и часто в путь их отправляют отцы, напутствуя чем-то вроде "Ступай-ка, сынка, на войну воевать и злодеев рубить, а то уж больно много стал ты про яды читать в последнее время, да и дружки твои много интересного доносят... их, кстати, с собой заодно прихвати". Однако при любом случае должна быть неудовлетворенность сложившейся ситуацией, но не доходящая до того уровня, что мы можем наблюдать у потенциального Тёмного Властелина. В большинстве случаев она выражается жаждой приключений/чего-то особенного (читай - "желание утвердиться в обществе, стать выше прочих"), стремлением обрести богатство (подразумевается "всех купить и жить припеваючи") или узнать нечто о своём происхождении ( с целью потом всем обидчикам тыкать в нос его ранее неизвестным благородством и тем самым опять-таки утвердиться в обществе). Вообще идеальная ситуация если у претендента нет близких родственников и каких-либо устойчивых любовных взаимоотношений - тогда риск что его отговорят (читай - "вышибут дурь из головы") минимален. Также у претендента должны быть нелады с обществом а то и с законом, но при этом он не должен обладать "Тёмным мировоззрением" т. е. не должен таить в сердце обиду на "жестокий несправедливый мир" т. к. при этом его придётся несколько дольше обрабатывать, да и авторитетность "светлого консильери" при таком раскладе может быть поставлена претендентом под сомнение. Таким образом в результате мы получаем персонажа без определённого места в обществе, хотя и не совсем изгоя, зачастую без определённых занятий и с более или менее ущемлённым самолюбием. Но это скорее внешние обстоятельства, как и определяющее - наличие "светлого консильери" (надеюсь, все уже поняли, что существование Тёмного Властелина необязательно - таковым будет назначен любой неугодный консильери владыка). Перейдём же к внутренним:
  1. Отсутствие чёткого мировоззрения или же фанатизм, хотя последнее желательно в намного меньшей степени т. к. фанатик как правило менее управляем и всегда есть риск для светлого консильери, что фанатиком в его действиях может быть усмотрено некое несоответствие (пусть даже не существенное на взгляд лишённого фанатизма человека) с непредсказуемыми результатами. Хотя в любом случае есть какие-то базовые понятия "хорошо-плохо", так что претендент на геройство всё же не совсем аморален.
  2. Некоторая доза разгильдяйства, если не сказать грубее. Она должна быть не слишком большой, не доходящей до хаотичности, но и при этом достаточной для того, чтобы действия будущего приключенца было сложно просчитать для тёмного консильери, являющегося по сути вторым игроком в данной партии (первый, само собой, светлый).
  3. некоторое количество интеллекта с запасом более или менее случайных знаний. Достаточно большое чтобы потенциальный герой мог справиться со своей задачей, но недостаточно большое чтобы возникли сомнения. В принципе тут наиболее важен недостаток именно критического мышления, что отчасти ослабляет героя и способствует его попаданию в ситуации обмана, предательства и измены, но это не самая большая цена, к тому же не забываем что этот герой не более чем расходная пешка на место которой можно поставить другую практически в любое время.
  4. Определённая харизма. Она важна т. к. герою практически всегда будут необходимы спутники, да и ряд тактических задач может потребовать её применения. Но, в отличие от Тёмного Властелина, паладин в большей степени обладает гипертимной акцентуацией чем истероидной т. к. он изначально предполагается как более контролируемый персонаж. Эта же харизма, дополнительно подпитываемая внедрённой в героический мозг идеей избранности и осознанием величия миссии, нужна для сохранения единства отряда, которое будет постоянно находиться под угрозой т. к. другие приключенцы зачастую достаточно случайны и вполне могут оказаться способными задать себе и окружающим вопрос "А не хернёю ли мы тут с вами занимаемся?". Вот тут-то и должна пойти в дело харизма ГГ слегка приправленная косноязычным красноречием дабы толкнуть патетически-вдохновляющую импровизацию на тему "Враг коварен и ужасен, но мы его победим, а потом ещё разок победим во имя чего-то там и просто по приколу" или аналогичную ей.
  5. Физическая/боевая/походная подготовка желательна, но зачастую оказывается необязательной, да и где найдешь столько подготовленных дураков чтобы хватило переиграть оппонента, тёмного консильери?
  
  Итак, картина претендента на геройство оказывается довольно неприглядной: в большей или меньшей степени маргинальный человек/существо, без каких-либо выдающихся качеств/заслуг/умений, лишённый устойчивых социальных связей и вдобавок слегка подзомбированный. Никого не напоминает? Лично у меня вызывает ассоциацию с ассасинами/гашишинами, но не с такими как их принято изображать сейчас в массе книг, фильмов и игр, а с историческими - уличным отребьем, которому "показали рай" и сказали что сделать (читай - "кого убить") чтобы в этот рай попасть снова, а потом отправили на "Великий Подвиг во Славу". Само собой это билет в один конец, хотя иногда герои возвращаются. Но что же мы имеем тогда? Для условно "народа" такой приключенец-возвращенец своеобразный идол, фетиш, объект безмерного восхищения и почитания, но для светлого консильери это по-прежнему пешка (хотя он и может внешне выражать солидарность с "народом" и даже изобразить пару реверансов с ужимками). Правда теперь эта пешка уже куда как менее удобная т. к. совершённый подвиг даёт герою не только определённый вес в обществе, но и иллюзию, что теперь герой может неким образом вершить судьбы и участвовать в принятии реальных решений. Впрочем, такое бывает не всегда и поэтому первый этап, следующий сразу же за восхвалением, это пристальное наблюдение светлого консильери за возвращенцем. Внешне оно может выглядеть очень даже пасторально, например, совместно распитие чая у камина с беседами о том какой же герой классный и как он круто заборол "Зло", но для консильери тут важно понять каковы дальнейшие намерения героя и каким именно образом он теерь заблуждается относительно себя и своего места в мире. Если герой предполагает почивать на лаврах, устраивать восхваляющие самого себя попойки и всем рассказывать какой он классный, то это может вполне удовлетворить консильери и он даже оставит героя на время пока вновь не появится необходимость как-либо его использовать, но если герой отрастил неуместное рвение, желание участвовать в реальной власти, то тут остаются ровно два пути. Первый из них заключается в экстренной отправке героя на очередные подвиги и на этот раз с гарантированным отсутствием обратного билета, второй же всё-таки предполагает возвращение, но он актуален лишь в том случае когда герой имеет какую-то роль в последующих планах консильери и при этом его не слишком просто заменить. Но при втором приключенец практически не вылазит из походов ровно до того момента пока в нём не отпадёт надобность. Бывают, само собой, и исключения, когда, например, герой всё приключается и приключается, а вот скопытиться ну никак не желает из-за удачливости или ещё по какому-либо стечению обстоятельств (например, где-то удачно подтырил артефакт помогающий выжить или ещё что-то). Подобная ситуация становится проблемой для консильери и тут уже раскрывается целый веер возможностей по устранению героя. Это в основном лишение его "героического ореола", преимущественно либо за счёт клеветы, либо обвинения в ереси либо что-то ещё подобное, ну а в крайнем случае просто изгнание без чёткого объяснения причин.
  Однако на этом история заканчивается далеко не всегда. А иногда даже наоборот, только начинается! Ведь что мы имеем по сути? Довольно посредственный человек/существо с огромным самомнением, более или менее мнимыми заслугами и (внимание!) незаслуженно на его взгляд обиженный окружающим миром. Смекаете о чём я? Ага, вот тут есть все условия для начала злодеегенеза. Бывший герой, а ныне личинка Властелина Тьмы, вполне готов для прохождения всех этапов и успешно их пройдёт, особенно если как раз ненавязчиво в его окружении окажется тот самый тёмный консильери, фигуры которого недавний герой так ловко и задорно разбрасывал по шахматной доске противостояния "Света и Тьмы". Таким образом круг замыкается и обеспечивает непрерывность противоборства обсуждаемых сил. Впрочем, отсутствие такого "успешного" героя (как будто специально отобранного из десятков/сотен/тысяч претендентов, менее удачливых и благополучно погибших героев) или иных хороших личинок "Властелина Тьмы" может на время прервать игру и поспособствовать наступлению "Золотого Века", который не более чем тайм-аут или перерыв на бутерброды и кофий для игроков-консильери. Действительным же прекращением противостояния является гибель одного из игроков, но, как правило, они заранее готовятся к подобному и оказываются способными вернуться в игру - кто за счет особых сил или технологий, обеспечивающих перерождение/перевоплощение, кто посредством учеников, а кто ещё как-нибудь "разбросав семена Тьмы/Света". А потому игра продолжается бесконечно и в ней нет победителей, лишь проигравшие.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"