Осень в деревне - тоскливая и радостная пора. Лето с его нескончаемыми заботами ушло, урожай в огороде собран и убран в подполье. Воздух напоен прелыми запахами, а в природе царит нескончаемый разноцветный праздник. В это время я люблю приезжать в деревню к брату, отдохнуть от шума автомобилей, стряхнуть с себя городскую пыль, взглянуть на пожелтевшие деревья, погулять по притихшему, готовящемуся к зиме лесу. Светло и радостно на душе.
Меня в деревне ждут. Небольшой серый дом, там кроме брата живут его жена, дочь и несколько кошек. Для меня этот дом имеет большое значение, в нём много тайн, поэзии и нескончаемых историй. Именно историй, потому что у жены брата - редкий дар, она может часами рассказывать о своей жизни, о своих отношениях с мужем, о жизни многочисленных родственников, о событиях в мире. Не слушать её невозможно, так как она это делает с таким мастерством, с такой увлеченностью, и столько в ее рассказах здравого смысла, жизненного опыта, что невольно отдаёшься тому потоку воспоминаний, событий, который, кажется, возникает прямо перед глазами. За свою жизнь она повидала многое, побывала в различных ситуациях, и ей есть, что рассказать. Некоторые истории я слышал несколько раз, тем не менее, от этого их ценность не уменьшается, и я снова слушаю их с удовольствием.
Так и сегодня, мы сидим на кухне и пьём чай.
Жена брата, Таисия Владимировна Прохорова - высокообразованный человек. Всю жизнь она проработала учительницей в школе. Она знала материал на ?? ?"отлично", поэтому для неё работа в школе не была тяжким трудом в отличие от многих других её коллег, и она преподавала творчески и с удовольствием. Она была строга и требовательна, но в меру, умела в нужный момент расслабить ребят и даже иногда рассказать анекдот прямо на уроке, чем заслужила неподдельное уважение и любовь детей. Поэтому когда она выходила на пенсию, сожалений по поводу её ухода не было конца. Её завалили хвалебными словами, благодарственными письмами и грамотами, а сколько было разнообразных подарков! Но Таисия Владимировна, несмотря на то, что её не раз звали обратно, думали, что после того как она отдохнёт какое-то время и соскучиться по ребятам, то вновь вернётся, но Таисия Владимировна захлопнула за собой дверь, и захлопнула её навсегда. "Уходя, уходи!" - говорят французы, то же самое сказала и Таисия Владимировна. Теперь она занимается только домом, большим огородом, садом и мужем, короче, ведёт здоровую жизнь высокоинтеллектуальной пенсионерки. И я для неё - благодарный слушатель. А она для меня - непревзойдённый рассказчик.
Мы сидим на кухне. Глядя на неё нынешнюю, можно подумать, что она всю жизнь была круглой отличницей, всё у неё получалось. На самом деле это не так. И сегодня разговор зашёл о том, что её сделало такой.
- Для меня до сих пор остаётся большой загадкой, почему Нина Спиридоновна остановила выбор на мне, - говорит Таисия Владимировна. - Может быть, она меня пожалела, видя, как я плохо одета, может быть, она знала, что кроме меня в семье есть ещё семь детей, и я восьмая, и поэтому решила помочь мне, может быть, ещё что-то, но тот случай я помню до сих пор, и он перевернул всю мою жизнь. Я стала читать, именно читать, мне стало нравиться учиться, и поэтому, когда была первая возможность, я бежала в библиотеку, садилась на стул около натопленной печки "голландки", открывала книгу, и уносилась в мир, в котором раньше не была.
Первый класс был вызван с уроков, чтоб получать новые книги. Это сейчас современное общество избаловано новой информацией, но тогда не было ни интернета, ни телевизоров, ни мобильников, ни даже популярных ныне грайфонов. В то время не хватало даже учебников, а новая художественная книга была большой редкостью. Поэтому появление в школе новых книг было большим событием. Шефы школы - большое металлургическое предприятие, находящееся в областном центре, решили сделать подарок школе к новому году и прислали новые книги. Сама школа находилась в небольшом посёлке, потерявшемся среди заснеженных равнин России. Ребята шумной гурьбой, несмотря на то, что уроки в соседних классах продолжались, прокатились по гулкому и длинному коридору здания и оказались в помещении школьной библиотеки. В дальнем углу стоял стол, весь заставленный высокими стопками. Малыши подбежали к нему, разобрали книги и начали их смотреть.
В это время в помещение вошла старая, седая и располневшая женщина - библиотекарша Нина Спиридоновна. Она строго взглянула на ребят и попросила их положить книги обратно. Нину Спиридоновну никто не посмел ослушаться, поэтому книги тотчас оказались на месте. Затем библиотекарша, стараясь не задевать своими формами ребят, прошла к столу, повернулась к притихшим ученикам и сказала:
- На всех книг не хватит, поэтому в первую очередь буду давать тем, кто хорошо учится, - и придвинув к себе одну из стопок, стоящих на столе, начала их раздавать.
Отличники и хорошисты тотчас засовывали своё богатство в холщёвые сумки, счастливые и раскрасневшиеся, они отходили от Нины Спиридоновны.
В это время маленькая Тая стояла в дверях библиотеки и не решалась пройти в помещение. Девочка не была отличницей, мало того, она не была даже хорошисткой или троечницей, её дела обстояли намного хуже. Несмотря на то, что прошло полгода с начала учёбы, она не умела ни читать, ни писать. Её классная учительница Малышева Виктория Ивановна, спросила её раз, спросила её два, три, и, видя неспособность девочки воспринимать новый материал, перестала её вызывать к доске совсем, а когда до неё доходила очередь, просто пропускала её и вызывала следующего по списку ученика. Это обстоятельство сильно обижало и смущало маленькую Таю, но она старалась быть спокойной и не обращать внимание на невзлюбившую её, как полагала Тая, Викторию Ивановну. И теперь, стоя в дверях библиотеки, она поняла, что новой книги ей не достанется, поэтому она потеряла интерес к происходящему и равнодушно взирала на счастливых ребят. "Что поделаешь, не умею я читать, и так, наверное, это останется на всю жизнь!" - со вздохом подумала Тая.
Осталась последняя книга. По идее её должен был получить четверочник Павел Зябликов, высокий, с чёрными кудрями мальчик. Павел придвинулся к столу. Неожиданно Нина Спиридоновна остановила раздачу, рука с книгой зависли в воздухе и через некоторое время она произнесла:
- Давайте эту последнюю книжку дадим Тае!
Наступила тишина, и все разом повернулись в сторону девочки. Но Тая не слышала слов библиотекарши, она следила за счастливыми ребятами, получившими книги, и продолжала стоять на своём месте. На неё зашикали.
- Что стоишь, иди?! - послышалось со всех сторон.
Но Тая продолжала стоять на своём месте и не понимала, что от неё хотят.
- Тая, ты хочешь получить новую книгу? - послышался строгий голос Нины Спиридоновны.
Девочка не верила своим ушам: её зовут получать новую книгу! Продолжая думать, что зовут кого-то другого, а не её, что она ослышалась, Тая сделала первый шаг, и её никто не остановил, потом второй, и третий. Пройдя сквозь расступившихся ребят, она подошла к Нине Спиридоновне.
- Тая, я думаю, что ты будешь хорошо учиться, - сказала библиотекарша, нагнулась и подала что-то большое и яркое.
Та в ответ только сумела кивнуть, и быстрым шагом отправилась обратно на своё место. Это было счастье, огромное счастье! Большая яркая книга была в её руках!
Вскоре ребят распустили, и все отправились по домам.
Трескучий, стоящий две недели мороз отступил. Светило солнце, и хотя оно не высоко поднялось над горизонтом, было тепло, два-три градуса ниже нуля, не холоднее. Было красиво, очень красиво, как бывает только зимой. Большое, чистое покрывало снега накрывало леса, поля, приземистые серые дома, улицы, а над ним сверкало яркое, ослепительное голубое небо. Кругом бежали синие тени. Этой красоты девочка не замечала. У неё в душе был свой праздник! Но иногда ей вдруг казалось, что книги в сумке нет, что это обман, что всё, что произошло в библиотеке, ей привиделось, было не с ней, а с кем-то другим. Тогда она останавливалась, быстрыми движениями снимала варежки и открывала холщёвую сумку. Большая красочная книга была на месте, и Тая, успокоившись, продолжала путь дальше. Придя домой, она тотчас забралась на русскую печь, где она обычно спала, вынула книгу из сумки и раскрыла её на первой странице и начала читать. Но её большим недостатком было то, что читать она не умела!
Таисия Владимировна Прохорова, нынче ещё Тая, как уже было сказано, была восьмым ребёнком в семье. Не в пример нынешнему времени, когда в семье есть лишь один ребёнок, и это считается тяжёлым трудом, а если два - непосильная ноша, в то время в семьях было принято иметь много детей. Страна ещё не оправилась от войны, и жизнь в деревне была тяжёлая и трудная. Израненный, вернувшийся с фронта отец работал печником и как мог, старался заработать денег для семьи. Родная мать от многочисленных хлопот и тяжёлой жизни умерла. Вторая жена, молодая, плохо справлялась с хозяйством, и совсем не обращала внимания на Таю. Поэтому маленькая девочка жила, хотя и полуголодной, но свободной жизнью. Она без конца играла с ребятами, такими же беспризорными, как и она, лихо дралась с парнями, отстаивая свои права, и дома её редко можно было застать. Она приходила домой, чтоб только поесть и вечером поспать. И поэтому, когда пришла пора учиться, после свободной жизни, школа с её многочисленными правилами и запретами, ей не понравилась, она откровенно её невзлюбила. Если бы не отец, который пригрозил её выпороть за непослушания, для большей убедительности даже снял со стены широкий солдатский ремень, то она вообще бы не посещала школу. Но страх перед наказанием заставлял её заниматься нелюбимым делом.
И теперь, придя домой, забравшись с новою книгой на русскую печь, перелистывая листы с красочными картинками, Тая, наконец, поняла своё положение. Она без конца переворачивала и переворачивала листы, пытаясь по картинкам понять содержание книги, но ей это не удавалось, а понять очень хотелось. Оставалось одно: научиться читать! Тая отложила книгу, полежала несколько минут, ничего не делая, глядя в потолок, где многочисленные трещины на брёвнах создавали красивый узор. Наконец, она собралась с мыслями, с шумом выдохнула из себя воздух, взяла вновь книгу в руки и принялась за дело. Она вспомнила все уроки по русскому языку, вспомнила все буквы, как они пишутся, и этого было достаточно, чтоб начать составлять первые слоги. Какое же это было трудное дело! Тая мычала, пыхтела, кряхтела, но первые буквы никак не хотели быть вместе. От натуги её лицо покрылось испариной, но постепенно, очень медленно, шаг за шагом, буквы перестали разбегаться в разные стороны, начали складываться в слоги, а потом и проговариваться.
- Тай, ты не заболела?- спросила её мать, услышав странные звуки, доносившиеся с полатей.
- Нет, мама, не заболела. Я читаю! - произнесла восхищенно девочка.
- А-а-а?! - не в соответствии с ситуацией, как-то буднично, словно дочь всю жизнь умела читать, произнесла мать и продолжила стряпаться у печи. Девочка не обиделась на невнимание матери, она знала, что мама много работает, ей не до детей, и что ей ещё нужно сделать много-много дел.
Тая не была несмышленой девочкой, она была просто запущенным ребёнком. Потом слоги постепенно начали составляться в слова, и к концу дня она прочитала, пусть и небольшой, совсем маленький, абзац на первой странице.
В это время начались новогодние каникулы. Девочка не покидала своей печи. Каждый день, не отрываясь, она штурмовала одну страницу за другой.
Однажды к ним зашла соседка, доярка Никанора Ивановна, мать того самого черноволосого кудрявого Павла, которому не досталась книга. Никанора Ивановна зашла, чтоб поздравить соседей с Новым Годом.
- Никанора Ивановна, - обратилась к женщине Тая, когда та собиралась уходить, девочке не терпелось блеснуть своими познаниями, она выставила вперёд правое плечико и храбро сказала, - разрешите вам почитать?
- Пожалуйста, - сказала добрая женщина и села на лавку. Она села только для того, чтоб не обидеть ребёнка, чтоб в следующую минуту встать и идти доить корову.
Тая, которая к этому времени раз десять прочитала книгу и знала её почти наизусть, и только делала вид, что читает, начала читать. Никанора Ивановна всплеснула руками: маленькая девочка так бойко читала, с таким артистизмом и выражением, что вызвала восхищение у доброй женщины.
- А мой-то Павел, - говорила она, - только пык, да, мыг и может. Вот, приду домой, дам ему взбучки.
Женщина пришла к себе. Она с ходу закатила Павлу затрещину и приказала садиться за уроки.
- Мам, что ты дерёшься? - обиделся сын.
- Тебе не стыдно, - говорила мать, - сейчас была у Прохоровых, так Тайка ихняя так читает, что не могла наслушаться! А ты как читаешь?!
Да, она совсем не умеет читать, - округлил глаза Павел.
- Как не умеет, сама слышала, - отвечала женщина. -- Давай читай! -- и села рядом с ним, чтоб контролировать сына.
- Мам, Новый Год, каникулы, - сделал последнюю попытку отвертеться от учёбы Павел.
Но Никанора Ивановна ничего не хотела слышать, и тот с опущенной головой пошёл за учебниками.
Когда ребята вновь пришли в школу, классная руководительница Малышева Виктория Ивановна по-прежнему считала Таю неспособной в учёбе и по-прежнему не вызывала её к доске, хотя Тая теперь старалась выполнять все задания, в том числе по арифметике и по другим предметам.
Однажды по весне в школу из города приехал инспектор районного отдела образования (РОНо), проверить работу учителей. Был он и на уроке русского языка в классе Виктории Ивановны. Ребят вызывали по списку, и каждый читал небольшой отрывок. Когда урок закончился, во всеуслышание инспектор сказал:
- Виктория Ивановна, ваш урок мне понравился, а среди детей мне больше всех понравилась Тая Прохорова, она читала хорошо и с выражением.
После этого - говорила Таисия Владимировна, - моя жизнь изменилась к лучшему. Ко мне стали по другому относиться, меня стали ценить и уважать, и я получала только хорошие оценки.
Чай давно был выпит. День потух, и мы сидим в темноте. Но дивные, давние образы Таиного детства свежи, и происходящее ещё долго волнует нас. Наконец, Таисия Владимировна встала и вышла из кухни. Вслед за ней поднялся и я. Но я знал - завтра всё вновь повториться, и я услышу новую, не менее интересную историю!