У ЦЗИ
I
Что в имени моем? Всего лишь звуки.
Где путь мой? Непримятая трава.
В момент зачаться не дается имя в руки,
В момент рожденья появляются слова...
Но где мое начало? Не в рожденьи...
В желания истоке, иль в конце?
Или в пути, которым в Воскресенье
Пришли Они с блаженной миной на лице?
За каждой тайной следуют другие,
За каждым именем скрывается река -
Поток событий и людей, и мы - нагие,
Пришедшие сюда издалека.
II
За нежной прелестью как тень идет уродство.
За добротою ковыляет зло.
Пустой кувшин из полного нальется,
И в темной комнате окажется светло.
Не видя длинного пути, не зришь короткий,
Высокой кажется скала, глядя на холм.
И звуки лютни порождают звуки глотки.
И друг за другом все идет, как гребни волн.
Я наблюдаю вечных волн стремленье.
Что движет их? Не ветер и вода...
Есть в Поднебесной древнее ученье -
Великий Путь отсюда - в Никуда...
Не говорить, не делать, не лелеять
Желания, и не владеть ничем.
Жить в мире волн! Не тщась и не жалея
Оставшихся, не плача ни о ком.
III
Любимца твоего убьет соперник.
Сосед - разбойник жемчуг украдет.
Твой новый дом сожгет товарищ верный.
Красавицу-жену друг ночью уведет.
Но как от вылитой воды освободись от той беды,
Не трать слезы, съешь бао-цзы,
Не тронь газет, экран разбей, в желаний грудь осину вбей,
А то, что знал - снеси в подвал.
IV
И в этой новой пустоте - внутри тебя, как на звезде
Сверхновой - Мир - взорвется вширь.
Соединится с ней без дна пустая мира глубина -
Таится в ней вся тьма вещей.
Не перельется через край, и где здесь ад, и где здесь рай -
Все равно в ней, и сто свечей
Мерцают вмерзшие во льду, но грани тают, а в саду
Пион цветет, и опадет.
Все тайны мира в глубине, и открывают они мне
В рожденьи - тлен, и перемен
Предвечных не остановить, кто и когда их запустить
Сумел - не нам о том судить.
V
Не зови сочувствия у Неба,
Не ищи защиты у Земли,
Кем бы ты на этом свете не был -
Никому они не помогли...
Не проси у мудреца совета,
Для него - младенец и злодей
Одинаковы, как будто щепки это,
Чем-то чуть похожи на людей...
Где же место Ваше? От земли до неба
Не иссякнет эта Пустота,
Кто поймет Вас? Даст совет и хлеба?
Все, кроме глупца и мудреца.
Есть крайности на свете - Небо-Земля, Мудрец-Тупица, Ученый-Неуч,
Злодей-Святоша, Свобода-Рабство:.
Любые крайности бесчеловечны.
Ни Небо, ни Земля не ведают, что есть люди, и есть звери, и есть лес и луг.
Что человек, что камень, что дерево - для них едино.
Мудрец, постигший Дао, находится за гранью добра и зла.
И люди для него - лишь песчинки в потоке вечных перемен.
Любые крайности мертвящи. Уйдешь ли в небо или в Землю - умираешь.
Мудрец за гранью человечности и тупица равны в безразличии.
Ученый, обремененный грузом тьмы знаний и полный неуч
Сливаются в незнании своем.
Злодей кровавый с ханжеским святошей равны по результатам их поступков.
Абсолютная свобода неотличима от полного рабства.
Но, между Небом и Землей - есть все вмещающее в себя пространство.
Здесь есть все:
Все здесь живет, рождается и умирает. И это пространство неиссякаемо.
Погибнет лес - вырастет сто лесов, погибнет человек - родится тысяча,
Погибнет народ - появится десять.
Вся жизнь находится посередине - меж двух пределов - Земли и Неба.
Вся мудрость животворная лежит меж двух границ - Мудрец-Тупица.
Все знания полезные - живут в пространстве от Невежды
До Переполненного ими.
Все живые человеческие чувства и страсти, которые движут всем,
Находятся между Злодеем и Святошей.
Вся Воля человеческая есть в бездонной глубине
Между Свободой - Рабством.
VIII
Но всегда и везде будь подобен Воде -
Родниковой. Для всех, как слеза:
Водопадом меж гор, темной гладью озер,
Или каплей одной, как роса:
Высшим благом Вода к нам приходит, когда
Вдруг прольется, как ласковый дождь,
Никому не грозит, все в себе растворит,
И очистится вновь, воспарясь:
Сколько обликов ты насчитал у Воды -
Бесконечность, но это одна -
Как живая, всегда - неживая вода -
Подчиненная логике дна.
Или русла изгиб направляет ей Путь,
Или камень проточит Река?
:
Или Вода прокладывает Путь
Или Путь направляет Воду -
Но связь их очевидна.
Вода несет благо всему сонму вещей,
Но ни с одной из них не борется и не соперничает,
Приходит оттуда, где ничего нет, и уходит туда же,
Омывая, очищая и оживляя весь мир.
Земля взращивает живое,
Глубина просветляет сердце,
Доброта изменяет отношения,
Доверие делает ясными речи,
Смирение освящает власть,
Умение укрепляет дело,
А время движет всем.
Разве здесь что-то с чем-то борется??
Только там все расцветает, где нет борьбы и соперничества.
IX
Наполненное до краев обязательно прольется.
Острое как бритва быстро затупится.
Дом, полный драгоценностей наверняка обворуют.
Тот, кто считает себя лучше других - плохо кончит.
Совершил великое дело, пришла слава, а никого нет.
Так - правильно.
XI
Выгода от каждой вещи - в использовании ее внутренней 'пустоты'.
У колеса - это 'пустота' ступицы.
У кувшина - это пустота от горлышка до дна.
У дома - пустота внутри стен.
У стекла - 'пустота' в виде прозрачности.
У полотенца - 'пустота', которая впитывает влагу.
(Есть великий закон! Всеобщий закон Пустоты.)
У вилки - пустота между зубцами.
У мыла - пустота пузырьков пены.
У стула - пустота между ножками.
XVI
Когда мир в гармонии с Дао, лошадей ведут на поля, удобряя их.
Когда мир в разладе с Дао, лошадей готовят к бою на дальних заставах.
Что значит в разладе с Дао?
- потакать страстям и вожделениям;
- иметь слишком много желаний;
- не понимать, что уже имеешь довольно всего.
В гармонии с Дао - быть довольным тем, что имеешь,
И знать, что того, что имеешь - ты имеешь достаточно.
XXIX
Желающий завоевать мир и переделать его по-своему -
Неразумен.
Мир - божественное творение, и переделать его нельзя.
Попробуй переделать мир - и ты его погубишь.
Попробуй удержать его - и ты его потеряешь.
Все в мире связано и зависимо друг от друга.
Когда одно движется, другое за ним следует.
Когда одно раскалилось - другое остыло.
Когда одно усилилось - другое ослабло.
Когда одно расцвело - другое увяло.
Не вызывай в мире крайностей - обретешь вместе с ним благо.
Не держись за излишества, не впадай в роскошь -
И будешь жить в благоденствии.
XXXIII
Умен тот, кто понимает других,
Мудр тот, кто понимает себя.
Силен тот, кто побеждает других,
Могуч тот, кто побеждает себя.
Богат тот, кто знает, в чем богатство,
Сила воли у того, кто решает - и действует.
Долго живет тот, кто не теряет себя,
Вечно живет тот, кто не умирает после смерти.
XXXVI
Чтобы сжать, сначала надо растянуть.
Чтобы ослабить - надо затянуть.
Чтобы разрушить - надо построить.
Чтобы отнять - надо сначала дать.
Предвидение - плантация всех благ мира.
Все в мире дает свои плоды,
Но их надо вырастить.
И никому об этом не говорить.
Нежность и осторожность нужны,
Чтобы вырастить или разрушить могучее и крепкое.
Рыбе не надо всплывать с глубины,
Чтобы не попасть в сети.
Того, что приносит благо и богатство,
Лучше не показывать людям.
XLII
Беспредельная пустота порождает Конечный предел - источник творений.
Конечный предел разделяется на тень и свет, раздваивается на небо и землю.
Из этой раздвоенности возникают все десять тысяч вещей в мире.
Каждая вещь несет в себе и тень, и свет, и небо, и землю.
А покой беспредельной пустоты их объединяет.
Человек не любит быть одиноким и не иметь друзей.
Но именно это сопровождает царей и князей.
Поэтому тот, кто теряет одно, приобретает другое.
Приобретает одно, и теряет другое.
Но главная истина в том, что грубый и крепкий,
Сильный и безжалостный,
Злой и нетерпимый -
Умрут не своей смертью.
И это будет истоком всех поучений.
XLIV
В стремлении к славе, не имеющей предела -
Заключена преждевременная гибель.
В стремлении к неограниченному богатству есть предел
В виде неожиданной смерти.
Что хуже - иметь немного славы и богатства всю долгую жизнь,
Или взлететь на их вершины и все потерять?
Кто много хочет, тот много тратит.
Кто много копит, много теряет.
Тот, кто поймет, в чем истинное 'довольство' жизнью, не изведает позора.
Тот, кто знает, где остановиться в погоне за славой и богатством -
Избегнет опасности и будет жить долго.
XLV
Великое творение всегда как будто бы с изъяном,
Но сила его влияния - беспредельна.
Предельная наполненность всегда как будто бы пустовата,
Но польза ее - бесконечна.
Истинная 'прямая' всегда кажется кривоватой.
Настоящее искусство всегда кажется немного примитивным.
Идеальное красноречие всегда кажется немного косноязычным.
Абсолютная чистота всегда кажется чуть порочной.
Предельная совестливость всегда кажется чуть корыстной.
Огромные усилия и самые быстрые движения прогоняют холод.
Полный покой прогоняет жару.
Высшая чистота исправляет мир.
Высшая доброта всегда чуть грубовата.
Высшая любовь всегда чуть с холодком.
Высшее счастье всегда с оттенком грусти.
XLVII
Познать мир можно, не выходя за ворота.
Познать путь Неба можно, не открывая окна.
Чем дальше от дома уходишь, тем меньше остается невиденного.
Но тем меньше остается и понятого.
Чем больше видишь, тем меньше понимаешь.
Истинное знание дается без хождения.
Истинное понимание приходит без видения.
Истинные события происходят без усилий.
XLIX
У мудреца нет своих мыслей,
Его мысли - это мысли других людей.
Я называю добрым - доброго,
Я называю добрым - злого,
Только так победит добро.
Я верю тому, кто правдив,
Я верю тому, кто лжет -
Только так победит вера.
Мудрец берет на себя все грехи мира,
Ради него отягощает свое сердце,
Но только так можно править миром.
LIII
Если бы я знал как, то шел всегда Небесным Путем,
И боялся бы только одного - сбиться с него.
Но сбиться с него трудно - он очень ровен и широк.
Только люди не ходят им, а ищут кривые тропинки.
В столичных домах правителей лоск и роскошь,
В деревнях же земля в бурьяне и люди ушли.
Знать носит богатые одежды, их дамы в бриллиантах,
Столы ломятся от изысканных яств, дома - как царские сокровищницы.
Но есть это - великий разбой.
И нет здесь Великого Пути.
LVIII
Когда миром правит покой и отстраненность -
Люди просты и добродушны.
Когда правитель придирчив и строг -
Люди хитры и коварны.
Счастье вырастает из беды,
Беда вырастает из счастья.
Но где предел того и другого?
Ни беда, ни счастье заранее не отмерены.
Верное превратится в ложное,
Хорошее станет плохим.
И только люди всегда заблуждаются.
LXIII
Пусть перемены в мире происходят без твоих усилий, естественно.
Пусть дела свершаются без твоего участия, естественно:
Вкус, запах и цвет найдешь там, где их никто не видит.
Найдешь целый мир в капле воды,
И тысячи существ в пузырьке воздуха.
На добро отвечай добром, на зло - справедливостью.
Думай о предстоящих трудностях, когда все легко и просто.
Увидь великое в первом шаге -
Все трудности появляются из начальной простоты.
Все великие свершения рождаются из простых дел.
Только тот, кто равнодушен к величию - становится великим.
Кто всем все обещает - потеряет доверие людей.
Кто думает, что все легко - столкнется с неприступными трудностями.
Мудрец все считает трудным.
И все преодолевает!
LXIV
Легче удержать то, что не движется.
Легче предупредить то, что еще не появилось.
То, что уже есть - можно разбить, если оно хрупко.
Можно рассыпать, если оно мелко.
Поэтому действуй там, где еще ничего нет.
Упорядочивай то, что еще не разладилось.
Огромное дерево вырастает из росточка с травинку,
Дом в тысячу этажей начинается с одного камня,
Путь в тысячу миль начинается с одного шага.
Тот, кто крутит часы без дела, обязательно их сломает.
Тот, кто трясется над ними, обязательно их потеряет.
Не делай ничего - и ничего не сломаешь.
Не держись ни за что - ничего не потеряешь.
Когда результат уже виден, человек часто сам все портит,
И ничего не получает.
Будь в конце так же осторожен, как и в начале - и все получится.
Идеал мудреца - отсутствие желаний,
Пренебрежение дорогими игрушками,
Пренебрежение знаниями, т.к. от них все заблуждения.
Во всем он пестует его внутреннюю сущность,
И дает ей развиться.
А сам ничего не делает.
LXVIII
Искусный воин никому не угрожает.
Искусный боец всегда хладнокровен.
Умеющий побеждать не вступает в борьбу,
Умеющий управлять держит себя ниже других.
Кто следует первому - побеждает врага.
Кто следует второму - властвует над людьми.
Следовать этому - значит следовать Небу и мудрецам древности.
LXXIII
Не знающий предела в удали и азарте скоро погибнет.
Живущий в скромности - будет жить долго.
Удаль вредна, скромность полезна.
Небо не любит азартных - почему?
Кто знает:
Но - вот Путь небесной удачи:
- побеждает тот, кто не борется;
- выигрывает тот, кто не спорит;
- все само приходит к тому, кто ничего не зовет;
- рассчитывает правильно тот, кто не вдается в частности.
Небесная удача имеет мало правил, и сеть небесной удачи редка и тонка.
Но ничего из нее не ускользает.
LXXVIII
Что может быть слабее воды? Воздух?
Что может быть прочнее скалы? Металл?
Но воздух и вода разрушают и металлы и скалы.
Все знают, что слабое сильнее сильного, а мягкое сильнее твердого -
Но никто не знает, как это использовать.
Но тот, кто берет на себя все грехи людские, достоин стать священником.
А кто берет на себя все беды людские - достоит стать повелителем людей.
Но так ли это в жизни?
Нет.
LXXX
Лучшая для жизни земля должна быть маленькой,
А население в ней должно быть редким.
У людей должны быть все великие изобретения в виде орудий,
Но пусть их никто не использует.
Люди должны почитать умерших, и умирать там, где родились.
Оружие должно храниться в арсеналах и никогда не попадать в руки.
Пусть все будут грамотными, но ничего не пишут.
Пусть будет много изысканной еды и изящной одежды,
Но пусть всем доставляет удовольствие простая пища и скромная одежда.
Должны быть величественные дворцы и торжественные обряды,
Но пусть все живут в обычных жилищах и радуются простым обычаям.
Пусть видны будут соседние Земли, и слышны будут звуки их жизни,
Но люди этих Земель пусть не знают друг друга, и никогда не встречаются.
И тогда будет мир.
LXXXI
Правдивые речи режут слух.
Красивые речи - неправдивы.
Добрый человек - не побеждает в споре.
Победитель в споре - недобрый человек.
Мудрый человек - знает немного.
Кто много знает - не мудрый человек.
Мудрец не копит знания.
Мудрец не копит богатства.
Он все отдает людям.
И чем больше отдает, тем больше имеет.
Небо приносит пользу всему на Земле и ничему не вредит.
Мудрый человек делает свое дело, и никому не мешает.