СКВОЗНЯКОВ Михаил Осипович - директор учреждения, 35 лет.
КРОСС Иван Федорович - заместитель директора, 49 лет.
ЮЛЯ - его дочь, студентка, 18 лет.
САВЕЛИЙ - его сын, выпускник института, 23 года, рост 201, вес 98.
ЭДИК /Эдисон/ - студент, проживающий в общежитии, 19 лет.
ДАША Пирожок - студентка, 25 лет.
ГРИША Булдыга - пианист из ресторана, 27 лет.
ЛЮСЯ /Люсьен/ - секретарша Сквознякова, 21 год.
МУЗА - жена Кросса, женщина неопределённых лет из Ташкента.
МОЛЬЕР Евстигней Мамаевич - друг Кросса, поэт, лет 50-ти.
ИВАНОВА
ПЕТРОВ - представители общественного института.
СИДОРОВ
ЮРИК и ШУРИК - братья-близнецы четырёх лет, дети Даши Пирожок.
ПОПУГАЙ говорящий - мудрая птица, собственность поэта, 204 года.
Прохожие.
Действие происходит в одном из областных центров Российской Федерации в середине 80-х годов 20 века.
Действие первое
Картина первая
Светлый июньский вечер на окраине. Трамвайная остановка. Будка телефона-автомата. Две скамейки. Вдали на пустыре - многоэтажное здание общежития института. Из его окон доносится музыкальная разноголосица. Слышен шум подходящих и уходящих трамваев, проносящихся по дороге автомашин. В 6 картине к этому шуму добавляется яркий свет фар и тусклое мерцание фонарей. Иванова, Петров и Сидоров с повязками дружинников прогуливаются от общежития к остановке и обратно. Юля и Эдик сидят на скамейке в ожидании нужного трамвая. Гриша Булдыга с книгой под мышкой разменивает у редких прохожих "двушки". Гриша - очень вежливый молодой человек с вихрами и веснушками. Говорит медленно и внятно, независимо от обстоятельств.
ГРИША /входит в телефонную будку/. Извините, алло! Вас беспокоит Григорий Булдыга. Очень приятно. Это общежитие института? Будьте добры, если вам не трудно, пригласите, пожалуйста, Дарью Пирожок с 11 этажа! Буду очень благодарен! Большое спасибо! Хорошо! Я непременно позвоню ровно через 15 минут. Простите за беспокойство. Нет-нет, за уже причинённое. До свидания! Всего доброго! /Выходит из телефонной будки; вежливо разменивает монеты в зале у зрителей, на сцене у редких прохожих./
К телефону-автомату подходят дружинники. Иванова - высокая девушка, вся в чёрно-белом, по натуре руководитель. Петров - робкий, неухоженный парень /в 6 картине - ухоженный/. Сидоров - рыжий, кудрявый атлет. Одет ярко, пёстро, в каждой картине по-разному. Все трое принципиальны, но, в принципе, могут иногда отказаться от своих принципов.
ИВАНОВА /строго/. В последний раз спрашиваю: Петров, будешь звонить?
ПЕТРОВ /неуверенно/. Может, ты сама, Иванова? Сначала хорошо бы проверить.
ИВАНОВА. Кто из нас влюблён в Пирожок - я или ты?
ПЕТРОВ. Кажется, я.
ИВАНОВА. Сначала влюбляешься неизвестно в кого: успеваемость у Пирожок средняя, общественной работой не занимается... А потом просишь, чтобы за тебя объяснялись. Я правильно говорю, Сидоров?
СИДОРОВ /очень определённо/. Полностью согласен с предыдущим оратором. Ты должен сам.
ПЕТРОВ. Хорошо. Будь, что будет /решительно входит в телефонную будку/. Алло! Студентку Пирожок! Не понял. Повторите! Теперь понял /выходит из будки/.
ИВАНОВА. Ну, как, Петров?
ПЕТРОВ / с облегчением/. Послали.
СИДОРОВ. Куда послали, Петров?
ПЕТРОВ. Следом за предыдущим оратором.
СИДОРОВ. Нехорошо-о!
ИВАНОВА. Непорядок. Надо разобраться.
ПЕТРОВ. Я же говорил, что сначала хорошо бы проверить.
ИВАНОВА /с сочувствием/. Пойдём, Петров!
Дружинники уходят в сторону общежития. Юля встаёт и равнодушно глядит им вслед. Ей, очевидно, просто надоело сидеть. Юля - красивая, модная девушка, обязательно в джинсах. В 6 картине - в куртке стройотрядовца. Эдик постоянно в куртке стройотрядовца, худой, в очках.
ЮЛЯ /равнодушно/. Проза жизни. Не понимаю, откуда у Даши столько поклонников?
ЭДИК /серьёзно/. Завидуешь?
ЮЛЯ. Нет, жалею, Лучше иметь одного, но желанного.
ЭДИК. Как сказать! У Даши есть возможность выбрать лучшего из многих.
ЮЛЯ. Выбрать? Как на рынке. Проза жизни.
ЭДИК. А в чём поэзия? В ожидании принца? Скажи, Юля, разве я похож на принца?
ЮЛЯ. А я ещё не сказала, что ты - мой единственный, Эдик.
ЭДИК. Знаешь, как это называется? Особенно после всего, что было между нами.
ЮЛЯ. А что было? Ты даже целоваться не умеешь.
ЭДИК. Почему не умею? Вот сейчас захочу, и... /набирается смелости/ поцелую тебя.
ЮЛЯ /по-прежнему равнодушно/. Хочу, чтобы ты захотел. /Эдик встаёт и робко целует Юлю в щёку. Юля недовольна/. Проза жизни! /Эдик целует решительно и долго. Слышен шум подходящего и уходящего трамвая. Юля вырывается из объятий, возбуждена/. Ну вот, ушёл мой трамвай! Я обещала папуле быть ровно в восемь. А сейчас уже половина десятого. /С несколько поддельным отчаянием./ Что я скажу? Проза жизни.
ЭДИК /глубокомысленно/. Скажешь, что от общежития, в котором живет Эдик, все трамваи идут в депо.
ЮЛЯ /нервничает/. Мне не до шуток! Самое прозаичное в жизни - это ожидание трамвая.
ЭДИК /живо/. А, по-моему, Юлька, в общественном транспорте и проблемах, связанных с ним, заключена еще не раскрытая художниками поэзия бытия.
ЮЛЯ. Поэзия? Забыл, что завтра экзамен по методике?
ЭДИК /воодушевляясь/. Где полотна, на которых запечатлены мужественные лица молодых людей, уступающих места старушкам и будущим матерям? Где романы о ремонте трамвайных путей, где музыка проносящихся мимо такси? Где, я тебя спрашиваю?
ЮЛЯ /просто/. А что? У папули есть знакомый поэт, друг детства, по фамилии Мольер. Он недавно написал поэму о безбилетниках. "Берегитесь, зайцы, попугаев", - кажется, так называется.
ЭДИК. Молодец твой поэт. А знает ли он, что жизнь в транспорте - это скорее театр, где нет главных ролей - все эпизодические?
ЮЛЯ. Театр? Театр приносит радость. А здесь - одно раздражение, проза жизни.
ЭДИК. Может, позвонить в диспетчерскую?
ЮЛЯ. И что?
ЭДИК. Попрошу, чтобы нам подали нужный трамвай. /Шум подходящего трамвая./ Опять в депо! /Шум уходящего трамвая./
ЮЛЯ /бесстрастным тоном диспетчера/. Сегодня все трамваи идут в депо.
ЭДИК /увлеченно/. Тогда попрошу, чтобы нам подали автобус.
ЮЛЯ. Автобусы с нужного маршрута сняты для сельхозработ.
ЭДИК. Тебе, Юлька, нельзя быть диспетчером. Ты не хочешь помочь влюбленным.
ЮЛЯ /тихо/. Влюбленный - это ты, Эдик?
Юля и Эдик немного прогуливаются вдоль остановки и снова садятся на лавку.
ГРИША /входит в телефонную будку/. Алло! Извините! Вас беспокоит Григорий Булдыга. Дашенька, это ты? Очень приятно. Добрый вечер, Дашенька! Не волнуйся, ничего особенного не случилось. Просто я давно не видел тебя. И решил позвонить. Мне очень захотелось хотя бы поговорить с тобой. О чем? Неужели нам с тобой не о чем поговорить? Даже не догадываешься? Извини, я сам не очень хорошо представляю, о чем бы нам с тобой можно было поговорить. Виноват. Да, я скучный, однообразный, со мной неинтересно. Извини. Я постараюсь исправиться. Сегодня пытался подобрать на слух Скрябина. Получается. Даже лучше, чем Дебюсси. Вот видишь - я развиваюсь. Нет, не на ветру. Развиваюсь вглубь и вширь, как ты велела. Приближаюсь к идеалу гармонично развитой личности. Все равно далеко? Так что же мне делать? Сама знаешь, работа у меня тяжелая, физическая. В дыму, копоти, невероятном шуме... И, вместе с тем, ювелирная, требующая большого таланта и мастерства...
ЭДИК /с почтением/. Он что, сталевар?
ЮЛЯ /пренебрежительно/. Нет, музыкант из ресторана. Очередной поклонник моей душевной подружки. /Гриша выходит из будки, вежливо разменивает монеты у прохожих и у зрителей./
ЭДИК. Даша умница, но занимается сомнительными делами. Ей бы в науку.
ЮЛЯ. Любовь ты называешь сомнительным делом?
ЭДИК /уверенно/. Это /изображает, что/ - не любовь!
ЭДИК /взволнованно/. Постой, юля! /Встает./ Я не сказал тебе самого главного. Я решил - или сегодня, или никогда. Я понял, за то время, что мы вместе, в общем, ты и я... думаю, что выражу наше общее мнение...
ЮЛЯ /торопливо/. Не надо, Эдик! Это ни к чему!
ЭДИК. Поверь, я от чистого сердца.
ЮЛЯ. Прошу тебя, Эдик! Не говори ничего больше. Ни-че-го! /В сторону уходящего трамвая./ Ну вот, ушел трамвай!
ЭДИК /обиженно/. Еще придет.
ЮЛЯ. Придет! Через полчаса! Проза жизни. И приспичило же тебе с объяснениями... Не мог раньше?
ЭДИК. Раньше - не мог. Можешь ехать к своему папуле. Я тебя не задерживаю.
ЮЛЯ. Папуля никогда не согласится, чтобы я вышла за тебя. Он хочет видеть меня счастливой, а ты... Ты - типичный неудачник. Ты никогда не добьешься успеха в жизни. Не умеешь приспосабливаться.
ЭДИК. Какие мои годы? Научусь! У меня есть ты, и я счастливый человек.
ЮЛЯ /с разочарованием/. Этот счастливый человек со своим дипломом будет получать зарплату, которую стыдно произнести вслух. А в жизни столько вещей, без которых не обойтись: книги, шампуни...
ЭДИК. Магнитофон, телевизор...
ЮЛЯ. Лаки, кремы...
ЭДИК. Ванна, душ...
ЮЛЯ. Мороженое...
ЭДИК. Раскладушка...
ЮЛЯ. Кубик Рубика...
ЭДИК. Веник...
ЮЛЯ. И даже таких элементарных, как телефон, дача, автомобиль... Квартира.
ЭДИК. А давай после института поедем на какую-нибудь ударную стройку! Будем жить самостоятельно, весело...
ЮЛЯ /с усмешкой/. А от этого бывают... дети.
ЭДИК /в затруднении/. Да-а-а!
ЮЛЯ. У тебя нет даже богатого родственника за границей.
ЭДИК. Какого родственника? Что ты выдумываешь?
ЮЛЯ. Я выдумываю? Знаешь Переделкину с третьего курса?
ЭДИК. Толстуху, что ли?
ЮЛЯ. У нее нашелся богатый родственник в Австралии. Подарил ей завод.
ЭДИК. Что подарил?
ЮЛЯ. Завод, говорю. Пивоваренный. Жить в Австралии без своего завода или хотя бы заводика нельзя. Бизнес, частная собственность... Понимаешь?
ЭДИК. Не понимаю! Эта Переделкина училась в нашем институте, пела наши песни, комсомолкой была...
ЮЛЯ. Теперь у нее от женихов отбоя нет. Капиталистка! Настоящая!
ЭДИК. Тьфу, противно!
ГРИША /входит в телефонную будку/. Дашенька? Это опять я, Гриша Булдыга. Извини. Больше не буду. Пожалуйста, прости! Не телефонный разговор? Хорошо. Жду тебя. С нетерпением. До встречи. /Выходит из будки, садится на скамейку, в нетерпении встает, опять садится и т.д./
ЮЛЯ /садится на скамейку/. Чтобы быть с тобой, Эдик, я должна отказаться от своей мечты. Все говорят, что у меня талант. У папули есть знакомый поэт Мольер. Тот обещал показать меня одному киноактеру по фамилии...
ЭДИК /садится рядом/. Знаю. Твой актер за тридцать лет не сыграл ни одной главной роли. Более ста ролей - и все эпизодические!
ЮЛЯ /возмущенно/. Ты ничего не понимаешь! Создать запоминающийся образ в эпизоде - целое искусство!
ЭДИК. Лучше быть звездой на заводской сцене, чем фоном для столичных кинозвезд. У тебя действительно талант. И тебя обязательно заметят и пригласят в местный театр.
ЮЛЯ. Заводская сцена, местный театр... /Усмехается./ Нет, Эдик! Это не по мне. Я боюсь той жизни, что ты мне предлагаешь.
ЭДИК. И я боюсь.
ЮЛЯ. А может, я просто не люблю тебя так, чтобы идти за тобой на край света и терпеть лишения.
ЭДИК. Не любишь? Так бы сразу и сказала. /Встает./ Прощай!
ЮЛЯ. Эдик! Подожди, не уходи! /В замешательстве./ Разве ты не хочешь меня проводить? /Встает./ А если на меня нападут бандиты?
ЭДИК /холодно/. Я провожу тебя. В последний раз. И прошу забыть все, что между нами было. Как долго нет трамвая...
ЮЛЯ /душевно/. В последний раз? Мне кажется, это действительно наш последний вечер. Больше года мы с тобой выясняем отношения, но так ни до чего и не договорились. Прости меня, Эдик. Я пошутила. Пусть всё останется как прежде. А потом? Я не знаю, что будет потом. Лучше не загадывать. /С теплотой./ Ты хороший, добрый, умеешь поддержать, утешить любого. А я эгоистка. Хочу, чтобы всё это было мне одной.
ЭДИК. Так не бывает.
ЮЛЯ. Помнишь, в деревне, на уборке картофеля ты один на один сразился с бараном, преградившим девушкам путь в столовую. /Достаёт газету, читает/ "В неравной схватке отважный юноша одержал верх, предотвратив факт уничтожения трёх совхозных передовиц". Эту газету я всё время ношу с собой. Кстати, с одной из спасённых тобой девушек дружит мой брат Савелий.
ЭДИК. Знаю, это Ксения. Хорошая девушка, тихая и симпатичная.
ЮЛЯ /с упреком/. А меня ты никогда не называешь симпатичной.
ЭДИК /просто/. Ты - красивая!
ЮЛЯ. Лучше быть симпатичной. Ближе, роднее.
ЭДИК. Все говорят, что ты красивая.
ЮЛЯ /душевно/. А мне все говорят, что ты способный.
ЭДИК. Кто способный, так это Савелий. Если бы еще не пил...