Солнце, как и звезды, являлось древнейшим из божеств древних славян.
Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиями. Исчезающее вечером, как бы одолеваемое рукой смерти, оно каждое утро появляется с блеском, что некогда породило мысль о солнце как о существе бессмертном и божественном. В русском мировоззрении и народном космизме представления о Солнце прошли через разные этапы.
3. В современном этапе Солнце как объект среднего рода.
Женский облик Солнца в русском фольклоре отражается через колядку:
Стоят три терема златоверхие:
В первом терему - млад светел Месяц,
Во втором терему - красное Солнышко
В третьем терему - часты звездочки.
Светел Месяц - то хозяин в дому,
Красно Солнышко - то хозяюшка,
Часты звездочки - малы детушки.
В этих строках Солнце выступает в женской ипостаси. Родственные отношения между ним, Месяцем и звездами, не были твердо установлены. Они менялись вместе с теми поэтическими воззрениями, под влиянием которых возникли в человеческом воображении. Как Месяц являлся мужем Солнца, Луна являлась Солнцевой супругой - женой Даждьбога. 'Солнце - князь, Луна - княгиня' - народная поговорка.
Само название Солнца (Солонь) встречается в самой древней из рукописных книг - Остромировом евангеле. По русским верованиям, Солнце, возвращаясь из зимы в лето, надевает праздничный сарафан и кокошник, что также свидетельствует о женской принадлежности. А сама загадка: Что такое красная девушка в окошко глядит? - в ответе обозначает солнце.
В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы обращались к Солнцу со словами: 'Матушка, красное солнце!'.
Купальская песня крестьян Смоленской губернии доносит до нас архаику дневнего космического мировоззрения, когда человек мыслил себя членом небесно-космической семьи:
А я роду хорошего,
А я роду богатого,
А мой батька - ясен месяц,
Моя матка - красное солнце.
Образ Солнца, как женской сущности, прослеживается в сказках (в известной сказке Ершова Солнечная дева выступает как сестра Солнца) . В сербских сказках Солнце является молодым и красивым юнаком% по их сказаниям, Солнце восседает на златотканом, пурпурном престоле, а возле него стоят две девы - Заря Утренняя и Заря Вечерняя, семь судей (планеты) и семь вестников, летающих по свету в образах 'крылатых звезд'. Месяц тут показан лысым стариком, дядей Солнца.
Солнце всегда олицетворяло и Колесо Времени (в древнеиндийском мировоззрении оно именовалось Колесом Калы, а в буддийском - Колесом Сансары) - символ Вечного возвращения в постоянной борьбе между жизнью и смертью. Мистический смысл солярного умирания и возрождения особенно усиливался на Севере, где солнце надолго исчезало в полярную ночь и возвращалось в полярный день. Древний образ Коло-Солнца (кружок с точкой посередине) сохранился и в оленьих клеймах-тамгах народов Севера, заселивших полярные и приполярные территории. Сакральный знак Солнца, родственный древнеегипетским и древнекитайским иероглифам, зафиксирован русскими колонистами у ранних документальных источниках культуры вогулов и енисейских остяков, чукотских рисунках и наскальных изображениях Урала.
В музеях можно найти бронзовые изделия, относившиеся к первым векам нынешнего тысячелетия из Смоленщины, Приладожья и других краев: утки, собаки, гуси - сплошь испещренные 'небесными символами'. Древние славяно-русские святилища в проекции сверху также представляли собой громадный круг с 'точкой' (идолом или костром) посередине.
Солнце является карателем всякого зла, т.е. нечистой силы и мрака и холода, неправды и нечестия. Губительное действие зноя приписывалось гневу раздраженного божества, карающего смертных огненными стрелами.