(источник: официальный сайт газеты ТРУД - Trud.ru ? 41 за 12.03.2002)
Когда я первый раз попал в Юрино, от замка веяло запустением. По разбитой парадной лестнице пробрался в Дубовый кабинет, оттуда видна Восточная комната. Вдруг холодок по спине: в оконной раме, как в картинной, возник призрачный женский силуэт. Иконописный наклон головы, желтый круг лица в белом веночке... Предупреждали ведь меня, что по замку бродит вроде как привидение в образе крепостной девки Палаши. Ее, мол, замуровали в "каменный мешок" за то, что отказала графу в его праве "первой ночи".
Замков без мрачных легенд не бывает. Тем более в суровом краю, прозванном крестьянами "Шереметевской Сибирью".
В юго-западной части Марий Эл на левом берегу Волги между старинными городами Козьмодемьянским и Васильсурским раскинулся п. Юрино Широко и привольно течет здесь, великая красавица Волга. В глубине волжского берега увидишь полусказочный средневековый замок с зубчатыми башнями, с цветными витражами и куполом зимнего сада. Замок удачно вписан в окружающий пейзаж - вечно зеленый парк со стройными соснами соснами и кудрявыми березами. Овеянный легендами, неведомой таинственностью и своеобразной красотой, уводит в глубокую старину...
В прошлом поселок Юрино назывался селом Архангельским. История не сохранила даты возникновения Юрино. Не исключено, что Юрино и было образовано русскими крестьянами. Уже в 17в., как подтверждают исторические документы, село переходило от одного владельца к другому. Граф Головин продал Юрино с соседними деревнями известному в петровские времена заводопромышленнику владыке железного Урала, Никите Демидову. Он Юрино подарил своему наследнику-сыну Николаю. Николай ехать в эту глушь не хотел. Юринские земли перешли к камергеру Александру Жеребцову. И только в тяжелый год, когда русский народ отстаивал свою землю от наполеоновского нашествия, село с прилегающими землями купил у вдовы Жеребцовой Ольги В.С. Шереметьев - внучатый племянник известного вельможи петровских времен фельдмаршала Шереметьева. Юринские земли, находящиеся в отдаленной лесной глуши, не зря привлекали его внимание. Там было много строительного леса, нетронутых заливных лугов. Близость Волги и сплавной Ветлуги сулило ему большие барыши. Он уже тогда понимал, что нищенские крестьянские хозяйства через некоторое время не принесут ему тех доходов, которых жаждал получить в будущем от своей вотчины .В Юринской вотчине на полном ходу крутятся жернова водяных и ветряных мельниц, работают маслобойни. В лесах крепостные Шереметьева заготовляют древесину, курят смолу, гонят деготь, жгут уголь и все это на помещика, который продукцию дешевого крестьянского труда отправлял на нижегородский рынок. Трудятся на Шереметьева крестьяне, гнут спины на барских заводах, создают в имении оранжереи, разбивают цветники, парки, сады.
Для обслуживания помещичьих фабрик и заводов устанавливаются водяные прессы и паровые машины. В усадьбе строится большой скотный двор, в сосновом парке - пятиэтажная паровая мельница. Жизнь помещика протекала в роскоши, а нищие и босые крестьяне страдали от голода и болезни. Крепостные устраивали побеги, беглецов ловили, пороли и бросали в тюрьмы, сдавали в рекруты и даже избивали на смерть. Помещик распоряжался личностью крепостных. Покупал и продавал крестьян, менял и проигрывал в карты, закладывал и дарил. Без разрешения помещика в Юринской вотчине крестьяне не могли создавать семью. Он сам назначал, кому за кем быть. Не редко понравившуюся Шереметьеву женщину увозили прямо со свадьбы в его барскую усадьбу. В сороковых годах в Шереметьевской вотчине господствовал мало производительный крепостной труд. На ровне со взрослыми на помещика работали изможденные старики и дети. Тогда помещик перевел основную часть крестьян с барщины на оброк. Но и это не помогло поднять производительность труда. Низкий урожаи, упадок животноводства, убыточность предприятий привело шереметевское хозяйство к тому, что оно все больше запутывалось в долгах. Тогда Шереметев предложил крестьянам добровольный выкуп, назначив за каждый рубль оброка по 25 рублей выкупной суммы. Крепостные отказались подписать соглашение, тогда он выделил "думчих", которые от лица всех крестьян должны были подписать договор. "Думчие" тоже отказались. За это они были жестоко наказаны Шереметевым.
В 1874 году началось строительство Юринского "каменного" замка, или "главного дома". Крестьяне производили тяжелые земельные работы, получая за труд жалкие гроши. В период строительства замка приобретались мраморные колонны, зеркальные стекла, изразцы. Вокруг воздвигаемого дворца строятся каменные крепостные стены, благоустраиваются парк и оранжерея. Возникают пруды, вольеры для диких животных. Из-за границы поступают старинная уникальная французская и винецкая мебель, севрский фарфор, статуи, коллекции редких книг и картин, вышедших из-под кисти замечательных художников мира. Строительство замка тянулось долгие годы. Усадьба занимала площадь до 60 гектар. Вокруг замка воздвигаются каменные крепостные стены. Крепостная стена начиналась от смотровой башни и от старой деревянной церкви; стена поднималась по склону вверх, и, как ее продолжение, здесь возвышался корпус, вобравший в себя баню, прачечную и кастеляншую, переходящие в различные склады, в конюшни. Стена огораживала всю усадьбу.
В замке были созданы замечательные по красоте и убранству комнаты. Каждая из них раньше имела свое специальное назначение. По интерьеру, по великолепной отделке можно определить, для чего они служили. В северной части замка была расположена комната, называемая кабинетом Скобелева, где размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох. В восточной комнате малахитовые колонны, росписи плафона, керамические решетки окон- вся отделка помещения исполнена в восточном стиле, напоминающим больше всего персидский. Из восточной комнаты дверь вела в библиотеку, через которую можно пройти в кабинет владельца замка или, так называемую, "дубовую комнату", где потолок, косяки, и двери были выполнены из дуба. Отворив боковую дверь дубовой комнаты, можно было подняться по очень крутой винтовой лестнице на третий этаж - здесь находились детские комнаты. Все здесь, в том числе и зал для спортивных игр и детских забав. Было обставлено соответствующим образом. От основания винтовой лестницы до двери в большую гостиную идет узкий глухой коридор - слева от лестницы по нему ведет дверь в просторную ванную комнату, справа дверь в господскую спальню. На первых этажах до арочных переходов находились спальные комнаты для гостей. В западном крыле первого этажа были квартиры местной прислуги. С южного входа по широкой гранитной лестнице можно попасть в бывший зимний сад, расположенный под большим стеклянным куполом. Там растут пальмы, устроены узорные витые решетки.
Стены, башни, многочисленные башенки, балконы, террасы и балюстрады, наличники окон, выложенные из обоженного красного и черного кирпича, декоративно оформленные белыми полуколонками и колонками, привлекают внимание своими оригинальными формами, техникой исполнения и искусством высокого мастерства. Резьба здесь, рельефно выступающая на красно - черном фоне стен скульптурна, пластична и объемна. Она скорее напоминает лепнину, а не камень. Строитель усадьбы Василий Шереметев умер в 1893 году, его супруга О.Д. в 1898 году, их сын П.В., недолго владевший усадьбой, скончался в 1916 году. Вот на этом и завершилась вековая история четырех поколений юринских помещиков Шереметевых.
... Это был небывалый даже для России долгострой: первый камень заложили задолго до отмены крепостного права, последний - в канун империалистической войны. Уж очень фантастичен был проект, слишком привередлив заказчик, Василий Шереметев, пожелавший соединить в нем готику, барокко, азиатский и древнерусский стили. Династии местных каменщиков, плотников, кузнецов, краснодеревщиков почти век корпели над невиданным сооружением. На отделочные работы в 1880 году был выписан из Италии знаменитый мастер по устройству мозаичных полов. Точеные мраморные колонны для Восточной комнаты и античные скульптуры с раскопок древней Помпеи везли морским путем до Петербурга, там перегружали в железнодорожные вагоны и доставляли в Нижний Новгород, откуда по реке - в Архангельское (ныне - Юрино).
Дворец замышлялся не столько для жилья, сколько для размещения бесценных произведений искусств. В Романовском зале висели полотна Эль Греко, Брейгеля, Айвазовского, Боровиковского, Брюллова. Там же хранилась коллекция личного оружия героя Шипки генерала Скобелева. Его сестра Ольга Дмитриевна была женой Василия Шереметева.
Сдать Главный дом "под ключ" графу не хватило жизни, а его единственный наследник умер за границей в 1916 году. Дворец-музей "унаследовала" новая революционная власть.
По графским развалинам меня водил писатель Константин Кислов, немало сделавший для их реанимации. Когда в 1918-м в замок перебазировался Нижегородский кадетский корпус, он одним из первых юринских мальчишек надел форму воспитанника подготовительного класса (тогда был объявлен набор из солдатских сирот). Мы поднялись на второй этаж - там вовсю шли ремонтные работы. В столовой уже были восстановлены расписной потолок, лепнина. "Здесь мы обедали, - говорит Константин Андреевич. - Там - спали. А вот тут была оружейная комната..." Кадеты и вывезли из замка, спасая от разорения, все художественные и исторические ценности, ставшие впоследствии экспонатами Нижегородских музеев и картинных галерей. Корпус вернулся в Юрино только в 1923 году, правда, уже в качестве "Первой нижегородской трудовой школы-коммуны".
А сестра писателя - Вера Андреевна Кислова, заслуженный лесовод РСФСР, показала мне то, что осталось от великолепного, занимавшего 40 гектаров, Шереметевского парка. С каждым годом он сокращается, словно шагреневая кожа. Непоправимый удар нанесла ему Чебоксарская ГЭС - было вырублено более 400 вековых дубов-великанов, стеной заслонявших зеленый заповедник от рвавшихся с Волги ветров. Теперь на месте дубравы - зыбучие дюны, ветры безжалостно разбойничают в южной части парка, с корнями выдирая ослабевшие деревья. Скоро здесь не останется даже пеньков. Один из гидростроевцев запоздало признался в головотяпстве: "Дураки были. Зачем срубили дубы? Водохранилищу они - не помеха".
Местные жители тоже вдоволь покуражились над бывшей графской усадьбой. Крепостные стены, ограждавшие замок и парк от постороннего вторжения, постепенно были разобраны на кирпичи для постройки цеха кожевенного завода. Ну не парадокс ли? Юринские крестьяне раньше баржами отправляли свой "лапотный" кирпич на сторону, а их внуки выковыривают его из стен для строительных же целей!
Забота о юринской сокровищнице у брата и сестры, что называется, в крови - в кисловском роду был "патриарх" местной школы резчиков Федор Балагушкин, изготавливавший деревянные навесные потолки и двери для Главного дома.
Судьба замка - это печальная история превращения прекрасной принцессы обратно в Золушку. Долгие годы он верой и правдой служил трудовому народу. В разное время под его крышей квартировали народный дом, клуб, множество контор. После гражданской войны киевская опера ставила в дворцовом театре "Наталку-Полтавку", в Великую Отечественную здесь жили семьи эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Потом его "оккупировали" спортивный лагерь, турбаза, принадлежавшие республиканскому совпрофу, - они-то и довели его до нынешнего состояния.
Где теперь те медвежьи чучела, помпейские скульптуры, диковинные растения из экзотической оранжереи? Сегодня, поднявшись по мраморной лестнице зимнего сада (творение Кристофоли), попадаешь в буфет-бар, за стойкой которого распивают водку и аперитив непрезентабельные поселковые "графья". По вечерам тут грохочет дискотека... Все это старинному замку не к лицу. Его предназначение совсем иное - исторически-художественный музей, картинная галерея. Другого, столь идеального зала, как Романовский, с его мягким освещением для вернисажей не сыскать. Но чтобы довести бывшую Шереметевскую резиденцию до ума, нужны немалые вложения и другое отношение чиновников к главному богатству юринского края, которое долгие годы было даже не равнодушным, а надругательским. Один из бывших председателей Марийского совета профсоюзов, на чьем балансе находился замок, так и сказал: "Сбросить бы на него бомбочку покрупнее и кончить все без канители..."
Правда, на сегодняшний день не все так плохо - дошли и до замка хорошие руки. Мы его посетили этим летом(2008год.)