Неизвестнов Сергей : другие произведения.

О пошлости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:


   О ПОШЛОСТИ

Одним из наиболее загадочных порождений темных глубин человеческой
психики является пошлость. Этот предмет, к сожалению, еще не получил
своего надлежащего исследования ни в одной из всемогущих дисциплин:
психологии, психотерапии, психиатрии и т.п. Настоящая заметка ни в коей мере не претендует на заполнение этого пробела, а лишь намечает общие контуры проблемы.

Под пошлостью обыкновенно понимают:

а) качество человеческого мировосприятия, исключающее из жизни
всякий романтизм и низводящее все явления внешнего и внутреннего
бытия человека до уровня "формы существования белковых тел". (см. Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч., т.3, стр 231)
Этот вид пошлости имеет самый общий смысл и допускает ряд синонимичных уточняющих названий: реализм, прагматизм, цинизм,... изм, ... изм, ... изм и т. д. Будем называть эту пошлость бытовой.
   Наверное ни для кого не будет новостью и другое, более узкое определение
пошлости, как :

б) качества человеческого восприятия других людей, практически
полностью исключающего романтизм и целомудрие в отношениях между
мужчиной и женщиной. Такая, более специальная пошлость (назовем ее
просто пошлостью), представляет собой результат парадоксального
сочетания высших и низших сил человеческого естества и именно
она, из-за своего катастрофического распространения в определенных
кругах общества и является предметом нашего рассмотрения.

Будем двигаться от описания к объяснению. Для этого сначала отделим
понятие пошлости от других, часто смешиваемых с ней понятий.

Пошлость не есть грубость. Конечно же истинная пошлость так же далека от примитивной грубости, как современный дикарь от первобытного (см. Дарвин Ч. Полн. собр. трудов. т6, с 406.) Вы не услышите от пошлого человека мата, неприличных выражений или жестов, потому что он выше всего этого. Вместо такой примитивной вульгарности он скажет всего два слова, каждое из которых само по себе вполне пристойно и даже заурядно, но которые вместе приобретают
такой зловонный смысл, что было бы наверное лучше, если бы он просто выругался матом. В принципе, слово может быть и одно, но сказанное в надлежащем контексте или обстановке - эффект может оказаться еще более потрясающим: в первые мгновения не хватает воздуха. Такая гениальная способность соединять слова и угадывать обстановку требует определенного интеллектуального уровня и довольно высокого. Поэтому пошлость процветает именно в кругу, так называемых, "образованных" людей и редко встречается в кругу, так называемых, "простых" (Попытка блеснуть тонкой пошлостью в кругу "простых" скорее всего приведет ко вполне законному вопросу: "Ты че, умный, да?" с последующей разновидностью импульсного взаимодействия тел.}.
Все мои друзья и знакомые, склонные к активной (см. ниже) пошлости,
имеют высшее образование и часть из них училась в самых престижных
ВУЗах России и СНГ. Естественно, что в кругу "образованных" пошлость разделяется на активную и пассивную. Пассивная пошлость свойственна тем, кто способен ее только воспринимать, а активная - тем, кто ее к тому же и
производит, причем безо всякого усилия. Если Вы из круга "образованных", и при этом не принадлежите ни к тем, ни к другим, то Вы гений целомудрия и Вам все это читать ни к чему. Справедливости ради надо заметить, что подобное разделение носит достаточно условный характер. Типичный пример: Вы увлеченно
рассказываете о чем-то серьезном своим друзьям и вдруг видите на их лицах многозначительные улыбки (см. ниже) или слышите взрыв гомерического хохота. Оказывается в Вашу последнюю фразу случайно вкрался некий второй смысл, который Вами совсем не имелся ввиду, но именно он по роковому стечению наклонностей Ваших друзей и был принят ими за основной. Так, например, в последнее время я на всякий случай остерегаюсь употреблять название цветов.

   Пошлость не есть моральная распущенность, если под моралью понимать внешнюю благопристойность. Удивительное дело, но практически все мои знакомые с "талантом" пошлости в обыденной жизни руководствуются высшими моральными
принципами, отстаивают их и испытывают муки совести, если по каким-либо причинам их нарушают. Еще более удивительно, что эти молодые люди прекрасно находят общий язык с женской половиной и даже пользуются у нее особым авторитетом, уважением и любовью, при этом оставаясь самими собой. И в тот момент, когда пошлость ими уже произнесена, но ее коварный импульс еще не дошел до глубин сознания прекрасной половины (именно из-за его глубин,
а не по другой причине), глаза невольно закрываются и с ужасом ожидаешь бури негодования, гнева или хотя бы обиды. Но... увы, глаза лучше не открывать, так как уже слышится милый смех или хохот, разрушающий очередную тайную и дерзкую
надежду, что слабый пол все-таки прекрасный (см. Вейнингер О. Пол и характер).

Пошлость не есть прямое следствие профессиональной узости и узости кругозора вообще, хотя о некоторых кореляциях с профессиями см. ниже. В доказательство этого достаточно сослаться на примеры из жизни. Более того, сама пошлость, по мере овладения человеком, стремится к всеохватности и полноте своего выражения. Особо "одаренные" могут импровизировать и рождать экспромты всегда и везде. Один мой "одаренный" друг однажды закусил удила и попросил
дать ему только точку опоры --- тему. После того, как в шутку было сказано слово "асфальт" (просто он был у нас под ногами), он тут же, не задумываясь, выдал первый "бриллиант", за ним без остановки --- второй, и начал уж было третий, но мы вовремя спохватились и остановили его. Больше никогда никаких сомнений не было.

Итак, мы выяснили, что пошлости присущ сплав интеллекта, внешней
благопристойности и эрудиции.

Не менее важен вопрос о явлениях, сопутствующих пошлости. В первую очередь следует отметить некий особый оттенок юмора. Происходит это примерно так. Вы разговариваете с приятелем (у которого "дар" активной пошлости) о вполне отвлеченных предметах, совершенно безобидных и даже, на первый взгляд, уводящих мысли в сторону от пошлых тем. Вы весь во власти разговора и отвечая, обдумываете ход мыслей собеседника. Вдруг он, в тон основному
разговору, произносит фразу, явно из разговора выпадающую. Вы пока еще не понимаете, почему она выпадает и лихорадочно стараетесь переключиться. И здесь появляется вот это... характерная улыбка (Сравнение с Улыбкой Джоконды было бы здесь совершенно неуместно, если бы мне не попалась такая ее интерпретация: "так жена смотрит на мужа, когда он в очередной раз объясняет ей, что пришел поздно утром, так как опять на работе было много дел.").
Она рождается где-то в глубине собеседника и медленно (но непроизвольно) выходит наружу. В ней читается многое: и ощущение интеллектуального превосходства, и предвкушение ожидаемого эффекта и искреннее желание помочь направить Ваши мысли в нужное русло... Честное слово, много раз пытался во что бы то ни стало не понять, --- не получается.

Другой сопутствующий, а точнее провоцирующий фактор --- алкоголь.
Человек, свиду вполне порядочный, будучи уже под небольшим градусом,
начинает проявлять склонность к активной пошлости. Если угол наклона
увеличивается, то дальнейшее развитие событий зависит от того,
присутствуют ли женщины или компания чисто мужская. Во втором случае плотину прорывает очень быстро и через некоторое время пучина пошлости поглощает все собрание. Как правило, дело не обходится без соответствующих анекдотов (напр. про известного поручика и его подругу (см. к/ф "Гусарская баллада"
и Толстой Л.Н. "Война и мир".). В первом случае необходимо предварительное
"прощупывание": приснятые с тормозов мужчины пытаются выдавать шутки
(часто намеренно плоские) со слабой степенью пошлости и при этом внимательно смотрят в глаза самых благочестивых представительниц в надежде на их благосклонность. Если представительницы принадлежат прекрасной половине не только из-за своей внешности (10% случаев), то "разведчики" осекаются,
впадают в томление духа и ждут удобной минуты, когда прелестные
препятствия хотя бы на время оставят мужчин одних. Иногда впрочем, когда
разведка безрезультатна, применяется "метод взрыва" (см. Макаренко А.С. Педагогическая поэма и Зельдович Я.Б. Теория взрыва):
грубая пошлость произносится нарочито резко и громко. После непродолжительной тишины следует либо полная победа, либо полное поражение. Если же женская половина, мягко говоря, лояльна (или, лучше сказать толерантна ---
90\% случаев), то далее все развивается как в чисто мужской компании, только в несколько раз быстрее.

Иногда, как синоним слова "пошлость", употребляется термин "двусмысленность", хотя уже из всего вышеизложенного ясно, что первая последней не исчерпывается. Далее мы будем использовать более современную аббревиатуру: ВАМ --- "высокоассоциативное мышление". У людей со склонностью к активной пошлости, как людей исключительно интеллектуальных, ВАМ есть продукт самых высоких уровней их интеллекта. Их фантазии могут иметь не только двух, но и трех, четырех и т.д. -смысленность - это зависит от степени одаренности.
Говорят, что некоторым "гениям" удается одним словом, сказанным
с нужной интонацией и в нужной обстановке, выразить n смыслов.
У меня в таких случаях почти всегда возникает вопрос, на который до сих пор не могу найти ответа: почему эта одаренность, это ВАМ, так панически боится и бежит от своего полезного применения? Сколько поэтов в России прозябают...

Я намеренно не касаюсь женской и детской пошлости. Во-первых, обе они, слава Богу, встречаются реже, чем мужская. Во-вторых женская, когда встречается в той мере как и мужчин, убивает во мне все, в том числе и вдохновение.
Детская же --- в основном подражательная и в качестве образца для подражания берет всю ту же мужскую.
   Перед тем как перейти к анализу глубинных причин пошлости остается упомянуть некоторые эмпирические факты и закономерности, которые сами по себе не образуют никакой системы, но впоследствии могли бы оказаться полезными для наших выводов. Во-первых, было бы несправедливым оставить без внимания тот факт, что пошлость по какой-то неведомой причине питает слабость
к представителям определенных профессий (или наоборот, что почти
то же самое.) Так, мой опыт общения с представителями разных
профессий позволяет мне с некоторой долей уверенности говорить о
повышенной степени пошлости у математиков и у медиков. Представляется заманчивым объяснить эту кореляцию отсутствием гуманитарного элемента в образовании, но тогда было бы трудно объяснить совсем небольшое отставание психологов и филологов, которое в лице отдельных представителей может
приобретать даже характер опережения. Далее я поставил бы физиков и историков, но это утверждение по ряду причин имеет более субъективный и пристрастный характер.

Пошлость математиков иногда не имеет границ и связана, по-видимому,
как с повышенным уровнем воображения, так и с в высшей степени абстрактным характером их науки.

Пошлость медиков имеет менее абстрактный и более натуралистический
характер, что придает ей большую непосредственность и
жизнеспособность. Однажды, когда я попал во вторую инфекционную больницу на
Соколиных горах в Москве (я заболел свинкой), мне прислали студентов практикантов. После того как их врач-преподаватель удалился, они совершенно забыли про меня и стали обсуждать друг с другом события последней ночи.
Событий было так много и все они оказались настолько бурными, что мне стало как-то неловко и я для виду застонал. Они на время отвлеклись, поинтересовались у меня моей личной жизнью, потом один из них сказал, что не будет подходить ко мне близко, чтобы не заразиться и не заразить свою
жену и детей, которых он любит больше всего на свете, а историю болезни он составит на расстоянии. Я не возражал.
   Я воздерживаюсь от комментариев пошлости представителей
гуманитарных профессий, так как во-первых материала гораздо
меньше, во-вторых, как уже объяснялось ранее, о женской пошлости --- ни
слова.

Несмотря на это, находясь на узком пути между истиной и чувством прекрасного,
непозволительно совершенно пренебрегать первым в угоду последнего. Правила научной и человеческой этики вынуждают меня упомянуть еще об одном наблюдении, которое уже несколько раз промелькнуло в предыдущем тексте и сейчас настоятельно требует своей четкой формулировки. Речь идет о влиянии женской половины человечества на творчество "талантов" и "гениев" пошлости.
С большим внутренним сопротивлением я вынужден констатировать: даже первое поверхностное сравнение поведения мужчин в чисто мужской компании и в компании, где присутствует хотя бы одна женская ипостась приводит к выводу о том, что женщины играют роль, по меньшей мере, спускового крючка или катализатора, даже если сами не принимают никакого участия во всем происходящем безобразии. Появление женщин в мужской компании действует магическим образом и сравнимо с искусством заклинателя змей, который с помощью своей дудки пробуждает к жизни совершенное чудовище.
Это чудовище оживает в уже знакомых нам улыбках, "загадочных" намеках и шутках, глубоких философских идеях с "подтекстом", в комичном ухаживании и т. д. Пошлые миазмы начинают рождаться как-будто бы из ничего и заражают все окружающее пространство...

Здесь я должен остановиться и сделать признание, что краски намеренно несколько сгущены, так происходит не всегда, не в любой компании, не со всеми женщинами. Это нарочное сгущение красок лишь яснее очерчивает факты и (как подсказывает мне интуиция) приводит к самой сути проблемы:
каков же онтологический статус пошлости, почему это чудовище так
легко гипнотизирует нас и обладает потрясающей живучестью?

Сейчас же дать ответ на эти глобальные вопросы было бы с моей
стороны проявлением большой степени самомнения. И все же осмелюсь осторожно предположить, что ответ уходит своими корнями в сокровенную историю мужчины и женщины во Вселенной. Потенциал пошлости, по всей видимости, скачком возрос от нуля до конечной величины в момент грехопадения Адама и Евы
в Раю (Быт. Гл.3). Первородный грех, как событие мистического плана, не имеющее исчерпывающего рационального толкования, в последующем историческом бытии человечества дало ростки в виде самых разнообразных пороков и страстей человеческой природы. Пошлость --- одна из ипостасей змея-искусителя, врага
рода человеческого. Судите сами --- все признаки на лицо: высокий интеллект, внешняя красота и благопристойность наряду с внутренним хаосом и духом разрушения, воздействие на мужчину через женщину, тонкая и незаметная
связь со всеми другими пороками и слабостями и главное --- его сила.
Господа, склонные к активной (да и к пассивной) пошлости могут в ней легко убедиться: для этого достаточно попробовать умерить свой пыл на этом поприще. Что, не получается? Не думать о белой обезьяне --- это детские забавы.

Что же делать? Эта проблема несравненно сложнее и лежит несколько
в стороне от основной темы. Замечу лишь, что поспешный ответ на этот
вопрос, данный одним из классиков русской литературы (см. Чернышевский Н.Г. Что делать?) после своего насильственного осенне-исторического воплощения
привел к повсеместному росту пошлости как в широком, так и в узком
смыслах.
Оценка: 6.41*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"